Созидайте дух!

Виталий Ерёмин, 2022

Книга для родителей, педагогов, воспитателей колоний, чиновников. Обсуждение проблем воспитания во всех аспектах.Исторические экскурсы в историю народного воспитания. Исторические портреты выдающихся педагогов России и Запада.Конкретные идеи, как радикально улучшить дело воспитания в России.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Созидайте дух! предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

«Русских невозможно победить, но…»

Советское воспитание

В советское время власть воспитывала народ. Занималась «коммунистическим воспитанием трудящихся». Делалось это довольно тупо и топорно. Однако же, на кого-то действовало. «Кодекс строителя коммунизма» совпадал не только с христианскими заповедями, но и с теми простыми требованиями, которые люди предъявляли друг к другу и к самим себе.

Но в этом был, как у нас говорят, и положительный момент. Власть не пускала нравственную жизнь народа на самотек. В этом заключался и ее кровный политический интерес. Хорошо поставленное воспитание усиливает государство и делает благополучной семью. Это давно установлено: чем лучше народ воспитан, тем лучше у него руки и мозги работают.

А безнравственный народ ненадежен, плохо управляем, особенно в трудное время во время войны — тем более. А угроза войны висела над страной почти все годы советской власти.

Живший бедно и одними только надеждами на лучшее будущее народ, тянулся ко всему светлому, чистому, человечному. Что, собственно, и использовали «жрецы» социализма, понимая, что это действует безотказно. Жрецы во все времена были хорошими социальными психологами.

«Воспитание» через пропаганду воспринималось примерно так же, как сейчас реклама. Как неприятный, но неизбежный раздражитель. Воспитание через умные, добрые книги и фильмы, песни и стихи находило в народе массовый душевный отклик.

Справедливее сказать, советское воспитание было шире, глубже и интересней идеологии того времени. Идеологией формально жила только власть, часть советской элиты и правоверные рядовые коммунисты. Остальные пребывали в своем социализме, без идеологии. В отличие от обманщиков или обманывавшихся обманщиков, просто жили жизнью порядочных людей.

Народ только тогда народ, когда он в чем-то — большая семья. Мы были такой семьей в годы первых пятилеток, когда нас сближало равенство в бедности. В Великой отечественной, когда нам всем грозили крематории. Ну и напоследок — в 60-х годах, когда казалось, что после «чудесного грузина» мы построим самый и справедливый и добрый мир. К 90-м годам от былой «семьи народов» осталось одно название, дымка от иллюзий.

Власть эта не любила Достоевского, однако же действовала в полном соответствии с его заветом:

«Если нации не будут жить высшими, бескорыстными идеями и высшими целями служения человечеству, то погибнут эти нации несомненно, окоченеют, обессилеют и умрут».

Свой строй личной жизни

Владимир Караковский, директор 825-й московской школы, профессор, член-корреспондент РАН делился, как ему работается. Взято это из давней беседы, но с тех пор ничего не изменилось.

В. Караковский: «У детей и подростков, как бы ни влияло на них время, сохраняется потребность в идеалах. Им многое нравится в советском прошлом. Особенно кинофильмы, где герои хороши в своих профессиях: учителя, врачи, инженеры, конструкторы. Даже колхозники, над которыми раньше подтрунивали, смотрятся сегодня почти с умилением. А какие современные герои сейчас на экране? Будем перечислять?

Считается, что в стране прервалась связь поколений. По нашей школе этого не скажешь. Часть детей — на стороне отцов и дедов. Тянутся к чистоте. То ли дает о себе знать здоровая человеческая природа. То ли народ у нас такой, особенный. Народ наш всегда жил и продолжает жить своим строем личной жизни. При любом социальном строе в своей стране.

Наши ученики младших классов до сих пор отмечают день пионерии. А в некоторых известных мне школах методика пионерской работы используется до сих пор. У нас уже 35 лет действует коммунарское движение, придуманное когда-то как альтернатива комсомолу. На коммунарские сборы собираются и бывшие ученики. Сохранилось и уважительное отношение к знамени школы. Когда оно выносится на торжественных построениях, все замирают. Связь времен не должна прерываться ни в коем случае! И уж тем более недопустимо плевать в прошлое. Это аукнется в настоящем и будущем.

Мы говорим детям: жизнь сейчас сложная, противоречивая, в ней есть место всему… Но у себя в школе мы будем жить красиво, по законам порядочных людей. И вы увидите, как всем будет хорошо.

В нашем районе Москвы нет элиты и олигархов. Но люди с деньгами среди родителей есть. Однако мы не позволяем их детям кичиться своим достатком. Как не даем детям из малообеспеченных семей стыдиться своей бедности. Допустим, отправляем класс в заграничную поездку. Все могут поехать, а один, очень способный мальчик, не может. И мы говорим другим родителям: сложитесь, оплатите ему проезд. И они это делают! И мальчику хорошо, и его одноклассникам. Все видят, как сохраняется их школьная дружба.

Но организовать такие отношения может только очень хороший педагогический коллектив. Мы сами готовим для своей школы кадры в специальных педагогических классах. У нас больше десятка педагогов-мужчин, и мы находим разные способы, чтобы они получали достойную зарплату.

Воспитание у нас не прекращалось ни на один день. Даже тогда, когда это важное дело считалось всего лишь нагрузкой и за него приплачивали по тысяче рублей. Не представляю настоящего профессионала в кресле директора, который бы поддался этому поветрию — обучать, не воспитывая.

И не понимаю некоторых наших политических деятелей. За многие годы своего пребывания у власти они ни разу не поговорили с педагогами и родителями об учебе и воспитании в школе. Ни разу! Так, чтобы не перед камерами и не считанные минуты! Это же такая сложная и важная сфера!

Помнится, коммунисты заявляли, что поднимут учителя на недосягаемую высоту. Что-то не получилось. А сейчас об этом и не говорят. Многие дети видят, что они куда более обеспеченные, чем их учителя. А повзрослев, понимают, как этим учителям было трудно с ними. Но и другое понимают: как государство не ценит труд учителя. Ну и как можно гордиться своей страной? То есть власть сама подводит молодое поколение к неуважению своей страны.

Первое, о чем лично я попросил бы президента или председателя правительства, — освободить учителя от дикой бумажной отчетности, которая просто душит его морально и лишает сил работать практически. Такого засилья бумаготворчества не было даже в известное своим формализмом советское время.

А еще я бы сказал, что наши дети после уроков выходят из школы, а там уже другие правила и законы. Дети с малых лет усваивают: везде, где тебе что-то надо, нужно кого-то умасливать и давать на лапу; добиться, даже малой справедливости почти невозможно; законы написаны в пользу богатых и вороватых; народ разделен на богатых, чиновников и простых людей, и это как бы уже не один народ…

Власть для народа — это как родитель для детей. Понятно, что сравнение хромает, и все же… Представьте, что ваши родители равнодушны к вам и все время чего-то вам недодают…

Эта скаредность в вознаграждении учительского труда…. Кто у нас идет сегодня в педагогические вузы? Процентов 20—30 по призванию. Остальные — только для того, чтобы получить гуманитарное образование. (Так было и в позднее советское время) Тоже неплохо, если учесть, что эти студенты — будущие родители. Но все же лучше, если бы и они пошли работать в школы. И большая их часть пошла бы, если бы учительский труд оплачивался по достоинству.

Что мешает государству существенно поднять зарплату педагогам? Стереотип мышления. Считается, что учительский труд не стоит больших денег. Вот труд военнослужащего стоит. Офицер, в случае войны, отдаст жизнь за Отечество. У нас не думают, что до того, как стать военным, офицер был учеником. А стало быть, от учителя тоже зависит, какой из него выйдет военный. С какими морально-волевыми качествами.

В маленькой Финляндии, которая была когда-то частью огромной России, средняя зарплата учителя сегодня, в пересчете — 120 тысяч рублей. У нас же, в зависимости от региона, в 3—10 раз меньше.

Держава — это «держать себя»

В чем сверхзадача воспитания? Давайте рассуждать логически. Если Россия — держава, то все мы, граждане этой державы, должны уметь держать себя, правильно держаться, не подставляя державу, не роняя ее престиж, в особенности за границей. А если кто-то это позволяет себе, тот предает державу.

Воспитывают, как известно, не только родители, учителя, книги, кино, радио, телевидение. Воспитывает «каждый метр нашей земли». То, что видит и слышит ребенок, выйдя из дома. Да что ребенок. Взрослые тоже воспитываются всей окружающей жизнью.

Есть народы, которые живут строго по обычаям: почитание старших, кровная месть и т.д. Шаг вправо — шаг в сторону, и ты выброшен своим родом и презираем другими родами. Наши кавказские республики.

Есть народы, которые сохранили древние обычаи и традиции: Индия.

Есть народы, живущие по заветам своих мудрецов и философов, ставших традициями., Китай.

Не просто так Ф. Ницше обращал внимание на огромное значение традиций в сфере народного воспитания: «Где не повелевает традиция, нет никакой нравственности».

А теперь спросим себя: какие традиции такого рода мы, русские, сохранили?

Русские могут обидеть, но уже назавтра предлагают выпить мировую и лезут обниматься. (Англосаксы долго помнят обиду, ничего не простят и обязательно накажут. И вообще, ловят кайф от протянутой во времени интриги мести).

Один английский журналист писал в XIX веке: «Нет класса людей на свете более добродушного и миролюбивого, чем русское крестьянство». А спустя время, на Крымской войне, увидел этих русских крестьян, одетых в солдатскую форму, когда они кормили захваченных в плен турок со словами: «Тоже человек, хоть и нехристь».

Свои впечатления от этой картины английский журналист выразил так: «Это армия джентльменов».

Но уже в ХХ веке русский крестьянин стал другим. Изменилась ментальность.

Менталитет — это навсегда. А ментальность может меняться. Раньше, когда в личном пользовании было совсем мало машин, советских людей страшно возмущали кадры иностранной кинохроники: американцы равнодушно проезжали мимо голосующих на обочине соотечественников. А что сегодня? Сегодня мы тоже игнорируем голосующих на обочине.

Еще не так давно, когда владельцев машин было меньше, дикостью было справлять нужду прямо на обочине шоссе. Сейчас это в порядке вещей.

Все тротуары сегодня уставлены автомашинами. И плевать владельцам, что тротуары для прохожих. Такова новая ментальность.

Менталитет — это непроизвольное поведение, заложенное природным характером народа и условиями жизни. Ментальность — новоприобретенное поведение, которое люди могут себе и не позволять. Менталитет трудно поддается изменению. Ментальность можно подправлять. В Германии, желающий сорвать цветок с клумбы, должен приготовить для штрафа 65 евро. У нас же те, кто ставит машины на тротуарах, тоже отказались бы от этой привычки, если бы находили под «дворниками» квиток с суммой штрафа.

Ментальность — это то, что постоянно мешает нормальному воспитанию, направленному на развитие высокой культуры. Вы твердите ребенку, что надо извиняться, если он кого-то нечаянно толкнул. А по жизни его толкают и при этом еще и рычат вослед. Вы учите ребенка говорить «спасибо», а он сам это «спасибо» ни от кого не слышит. Вы убеждаете, что на людей надо смотреть доброжелательно, с улыбкой. А он приходит домой и говорит, что в ответ ему либо пальцем крутят возле виска, либо начинают выяснять, чего он пялится.

Любой профессиональный педагог сталкивается сегодня с проблемой цели воспитания. Раньше была установка воспитывать советского человека, интернационалиста, будущего строителя коммунизма. А сегодня? Какого человека следует формировать? От государства установки такой не поступает. Педагог должен решать сам. Наверное (это по минимуму), он должен работать над улучшением той самой ментальности, о которой идет речь. Что тоже немало.

И самое главное. Мы, русские, должны вызывать к себе уважение других народов России не только своим численным превосходством. Нет нужды быть морально выше, но и ниже быть никак нельзя. Просто опасно для единства страны. Тот, кто должен подавать пример и быть образцом, не должен подавать антипример и быть антиобразцом, вызывая вместо уважения презрение.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Созидайте дух! предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я