Он ещё не начал играть, но уже мыслил
музыкальными образами.
Ни один из этих подростков не мог сказать, какие картины создал композитор
музыкальными образами.
Нежное струнное звучание арфы используется композиторами для создания лирико-романтических и фантастических
музыкальных образов.
Поэт тот, кто думает
музыкальным образом.
Может быть, он мыслит в эти минуты
музыкальными образами.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: перволетье — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Большое значение имеет формирование эмоционального отношения к природе (восприятие её красоты, художественные,
музыкальные образы природы).
Сам я обладаю куда более скромными способностями к произвольному формированию
музыкальных образов.
Каждое место связано с особым мотивом, и
музыкальный образ неразрывен со зрительным.
Большинство вопросов в явном виде адресовано к зрительной модальности, хотя вопрос 12 нацеливает испытуемых на описание их образов в терминах других сенсорных модальностей, а вопрос 13 касается
музыкальных образов.
Но опросите своих друзей, и вы выясните, что совокупность
музыкальных образов имеет не меньший диапазон и разнообразие, чем совокупность образов зрительных.
Правда и мы, остальные смертные, тоже подчас прибегаем к воображаемым
музыкальным образам.
Есть один вид
музыкальных образов, которые возникают под воздействием систематического повторного прослушивания определённой пьесы или музыки определённого жанра.
Но и слоги нередко переносит из одной строки в другую, даже как бы отбрасывает, подобно пианисту, изнемогающему в буре
музыкальных образов и звуков…
Природа композиторского творчества, которую пытается разгадать психология музыкального творчества, пока ещё остаётся неясной, во многом потому, что обладатели композиторского таланта в силу особенностей преобладающего у них невербального образного мышления не систематизируют свои поиски и находки, не пытаются зафиксировать закономерности рождения
музыкальных образов.
Это продиктовано тем, что сами
музыкальные образы возникают у него в связи с пластическим ощущением действия, рисунка каждой сцены, облика каждого персонажа.
Однозначно – использование «национальных» элементов обусловлено здесь ощущением выразительных возможностей таковых, их способности послужить выразительности
музыкальных образов и тем, а не целью придания музыке какой-то «национальной характерности».
Восприятие
музыкальных образов вызывает у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности и доброты.
Хотя в голове уже витаю
музыкальные образы новой оперы «Русалка».
На музыкальных занятиях движение является средством выразительности, с помощью которого дети учатся передавать характер
музыкального образа.
Я с благодарностью вспоминаю всех музыкантов, которые в разные годы работали со мной на сцене, создавали
музыкальный образ каждого спектакля.
Когда перед ним вставали какие-нибудь
музыкальные образы, он совсем преображался, уходил в себя, делался молчаливым и задумчивым и по целым дням ходил взад и вперед по своей комнате, весь погруженный в таинственный процесс творчества, происходивший в его душе.
Например, можно выполнять музыкально-ритмические действия, содержательно связанные с
музыкальным образом песни (после песни о зайчике – попрыгать как зайчик).
Развивать элементарное эстетическое восприятие музыки, эмоциональную отзывчивость на её характер и настроение, на доступный
музыкальный образ.
Побуждать к восприятию песни, вызывая желание вслушиваться в её настроение, характерные особенности
музыкального образа.
В каком-то смысле такой тип
музыкальных образов, запускаемых постоянным прослушиванием, является наименее личностной, наименее значимой формой «музыки в мозгу».
Этот неожиданно современный, несколько публицистический внешний ряд сочетается с возвышенными, обобщающими
музыкальными образами: широта музыкального дыхания, «бесконечность» длящихся хоровых педалей, колокольных звучностей вбирает в себя краткость мгновений, выхваченных из жизни, окутывая сегодняшние, сиюминутные образы теплом, живым трепетом, несуетностью…
Структурный фрагмент этой темы с удивительным вкусом обрабатывается композитором – освобождённый от «фольклорности» звучания, он превращается в совершенный образ победного марша или гимна, после – переводится в минорный лад, и как целостный
музыкальный образ, становится пронизанным тревогой, драматизмом и беспокойным движением.
Речь идёт симфонических полотнах как поле философствования и экзистенциального самовыражения художника, где
музыкальные образы и принципы их композиционного развития, в конечном итоге являются философско-экзистенциальными символами, «речью» глубочайших смыслов, языком экзистенциального диалога.
Говоря иначе – в котором есть, «что» услышать с точки зрения «смысловой», экзистенциально-философской наполненности, превращенности
музыкальных образов в объёмные и выражающие смыслы символы, с которым есть «о чем» вступить в глубинно личностный, затрагивающий основы сознания и нравственно-ценностного мира диалог, и признаем же, что именно в этом состоит высшее мерило эстетической ценности и значимости любого искусства.
Возьмём к примеру главные, «смыслово несущие» темы первых частей скрипичного и первого ф-нного концертов композитора – речь идёт о «романтических» по сути и стилистике, пронизанных поэтикой самовыражения
музыкальных образах, один слышится патетическим гимном жизни, вере в жизнь, воле к жизни и борьбе, утверждающей себя в испытаниях и противостоянии обстоятельствам, торжествующей «невзирая ни на что», второй – упоительной, безоблачной, лишённой тени сомнений песней надежд и мечтаний, любви к жизни, музыкальной темой, дышащей счастьем жизни и свершений, ощущением таящихся в жизни возможностей.
Обычно, «фольклорное» – это «самобытное» и «оригинальное», а потому – несомненно «хорошо», однако – довление «фольклорных», как и любых иных форм, происходящее в ущерб символичности, смысловой выразительности и объёмности музыки, когда
музыкальные образы слышатся «красотой» и вызывают интерес не их символизмом и смысловой выразительностью, внятностью и ясностью в качестве «речи смыслов», не их превращенностью в заговорившую языком звуков мысль, а «оригинальностью» и довлением форм, из которых они сотканы – это вовсе не так уж однозначно «хорошо».
Фактически – «национальное своеобразие» стилистики оценивается и интересует «само по себе», а не в его отношении к художественным целям и сути художественного замысла, к выразительности, символичности и смысловой объёмности
музыкальных образов и т.д.
Развитие
музыкального образа, сопоставление контрастных и сходных музыкальных построений, ладовая окрашенность, особенности ритмического рисунка, динамических оттенков, темпа – всё это отражается в движении.
Мир его
музыкальных образов включает в себя звучание неразрешимых вечных тем.
Сегодня можно говорить о целой плеяде танцоров и балетмейстеров, которые передали лучшие
музыкальные образы посредством пластической выразительности своего тела.
Так называемая персонификация
музыкальных образов, их визуализация и переход их из мира «чистой музыки» в сценическое пространство происходит через феномен соединения мелодии и поэтического текста.
Идёт очередная попытка создать и, то ли объединить, то ли противопоставить, – не стыкующиеся
музыкальные образы: и родника рядом с воронкой, и сердцевины-полноты вокруг сердцевины-пустоты, и трепета созидания внутри восторга засасывания.
– А ты думал, для того чтобы позвать утончённое существо, витающее в мире
музыкальных образов, надо обязательно орать, как ненормальному, как моя хозяйка орёт, когда зовёт внука с улицы обедать?
Однако, всё тот же философский символизм
музыкальных образов, призванных раскрыть философский символизм образов литературных, заключённые в них философские идеи и мысли, мы встречаем и в иных темах, в произведении и его тематической и композиционной структуре в целом.
Как найти для этого адекватный язык
музыкальных образов?
Я ей привёл
музыкальный образ, который будет понятен многим.
У некоторых людей при восприятии в одной сфере параллельно возникает образ представления в другой (например, видение фигур при слуховом восприятии или возникновение
музыкальных образов при зрительном).
Он спохватился, вновь попытался настроиться на высокий лад почти сложившегося
музыкального образа, но ощущение бесстрастия и покоя безвозвратно покинуло его.
Итак, индивидуальная манера и стиль исполнения, какими бы они ни были, темперамент и мировоззрение музыканта, любая его жестикуляция и самое раскованное сценическое поведение непреложно упираются в композиторский текст, который есть порождающее начало исполнительского процесса, основа
музыкального образа.
Кроме того – полном проникновенных и выразительных
музыкальных образов, могших стать музыкально «хрестоматийными» и знаковыми для поля национальной музыкальной культуры – если бы поэма исполнялась.
Как сказать языком музыки, через облик и характер звучания
музыкальных образов, через происходящее с ними в композиционной структуре, что дух возвышенных стремлений и мечтаний, упорного и жертвенного созидательного труда, призванного сделать близкими самые трепетные нравственные идеалы, и дух отрицания и разочарования, дух «требующей своего» стихи жизни и страстей, дух «вселенского зла», являются двумя сторонами одной медали, двумя борющимися, взаимодействующими и неотделимыми друг от друга началами в существе человека (чему, возможно, созвучно достоестовское «бог с чёртом дерутся, а поле битвы сердца людей»)?
В любом случае – «фольклорные» мотивы искусно использованы композитором в построении центрального для произведения
музыкального образа на не имеющий никакого отношения к «русскому» культурному контексту сюжет, причём тема эта является в отношении ко всему произведению и его композиционной структуре именно центральной, ключевой – возвращение к ней происходит несколько раз, изначально выстроенная композитором как литературно-сюжетный образ, она вместе с тем превращается в объёмный символ трагедии властвующей над существованием и судьбой человека обыденности.
Подтверждение всему этому мы обнаруживаем в «теме движения», разворачивающейся сразу же за проведением трёх основных тем экспозиции и произведения в целом – чуткий слух различит, что эта тема в значительной мере представляет собой вариативную разработку темы вступления, состоявшуюся в «фугообразной» форме и в русле придания выстраиваемому на основе подобного принципа
музыкальному образу максимальной драматической напряжённости и надрывно-трагического окраса, что в конечном итоге служит глубокому символизму образа, опосредованию в нём важнейших философских и сюжетно-литературных смыслов.
Воплощая сюжет средствами симфонизма, композитор должен был, в частности, создать
музыкальный образ просыпающегося в герое, трагического и радикально меняющего его судьбу, неприятия привычной обывательской жизни, «бунта» против пустоты и пошлости обыденного, раскрывавший бы трагизм охвативших его духовных порывов и побуждений, привносящих в его судьбу и жизнь глубокие конфликты и противоречия.
Трагедия духа, в мощи обуревающих его порывов и стремлений восстающего против пошлости обыденного, стремящегося освободиться от тисков и пут обыденного, выступающего с таковым в непримиримый конфликт – вот, что слышится и внятно различается в
музыкальных образах экспозиции, и выражает авторское, философское понимание воплощаемого литературного сюжета.