ОМмажи

Михаил Погарский

В книге известного поэта и художника Михаила Погарского представлены очерки и поэмы, посвящённые четырнадцати избранным деятелям искусства и культуры. Все поэмы написаны по принципу венка сонетов, когда последняя строка каждого стихотворения является первой для следующего, а последнее стихотворение закольцовывается с первым. При этом первые строки всех двенадцати стихотворений выстраиваются в отдельный стих. Кроме этого, первые строки всех четырнадцати поэм также выстроены в стихотворные стансы.

Оглавление

Из серии: Поэтическая серия «Русского Гулливера»

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги ОМмажи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Альфред Шнитке

(24 ноября 1934, Энгельс — 3 августа 1998, Гамбург) — советский и немецкий композитор, педагог и музыковед.

В 2019 году я совместно с Василием Власовым и Виталием Пацюковым осуществил арт-проект «ЖЁЛТЫЙ ЗВУК» посвящённый 85-летию музыкального гения ХХ столетия, великого композитора Альфреда Шнитке. В преамбуле к этому проекту мы писали: «Для музыки Альфреда Шнитке характерны масштабные концептуальные замыслы, полистилистика, многоуровневое цитирование. Мир его музыкальных образов включает в себя звучание неразрешимых вечных тем. Одним из самых сложных и одновременно самых интересных произведений Шнитке можно без преувеличения назвать синтетическую сценическую композицию «Жёлтый звук». Её возникновение было связано с предложением Геннадия Рождественского написать произведение для готовящегося им концерта «Музыка и живопись». В её основу легло либретто Василия Кандинского, переведённое с немецкого Альфредом Шнитке. Композиция Кандинского развивала идеи синтеза искусств и определения слова как внутреннего звука. Она была сопровождена подробной световой партитурой и должна была соединить цвет, пластику, слово, музыку. В этом произведении точка, линия, цвет, ритм и звук являются вибрациями одного пространственного и духовного содержания.

Музыка, самое абстрактное из всех видов искусств, обладает невероятной возможностью передавать яркие впечатления. Музыка и изобразительное искусство связаны между собой общими корнями, имеют, в сущности, одну духовную платформу и содержат в себе все многообразие нашего мира.

Развивая идеи Кандинского и Шнитке, в нашем проекте мы хотели бы воплотить идею контрапункта музыки и визуального искусства, передать силу его воздействия в поле напряжения между со-звучием и противо-звучием. Образы слышимые и видимые — это эмоциональный сплав сложных структур, композиционных решений, ритмов, неординарных форм и энергетических наполнений».

Василий Кандинский в статье о сценической композиции пишет: «Любое искусство обладает своим собственным языком, то есть только ему присущими средствами. Таким образом, каждое из них есть нечто замкнутое в себе. Каждое искусство — своя собственная жизнь. Оно — царство для себя. Поэтому средства различных искусств внешне различны. ЗВУК, ЦВЕТ, СЛОВО! По своей же внутренней сути они совершенно тождественны: конечная цель стирает внешние различия и обнажает внутреннее тождество. Эта конечная цель (познание) достигается человеческой душой путём её точного колебания. Эти изысканные колебания, тождественные в своей конечной цели, несут в себе и для себя различные внутренние движения и тем самым отличаются друг от друга. Не поддающийся дефиниции и всё же известный душевный процесс — колебание — есть конечная цель отдельных средств искусства».

Кандинский работает с синтезом искусств не только как теоретик, но и как практик. С 1909 по 1914 год в Мурнау он создал целый ряд синтетических сценических композиций и текстов: «Чёрный и белый», «Зелёный звук», «Фиолетовый занавес», «Жёлтый звук». Последняя композиция была опубликована в 1912 году в знаменитом альманахе «Синий всадник». Либретто Кандинского бессюжетно, что продолжает его работу на поприще абстракционизма, теоретиком и родоначальником которого он стал. Публикация в «Синем всаднике» была на немецком языке и сопровождалась подробной световой партитурой, указаниями характера музыки и движений пантомимы. Сам жанр «сценической композиции» теоретически разрабатывается Кандинским в книге «О духовном в искусстве». В этой работе неоднократно возникает идея синтеза искусств, слово в ней определяется как «внутренний звук», а синтетическое понятие «жёлтое» лежит в центре теоретической разработки всей книги. Жёлтое составляет «первый великий контраст» с синим: жёлтое — это теплота, обращённость к зрителю, экс-центрическое движение вовне; синее — холод, кон-центрическая направленность от зрителя, вовнутрь. По идее Кандинского сценическая композиция «Жёлтый звук», должна была собрать в единое целое музыку, пластику, визуальные образы и вербальные послания. Музыку к этой композиции изначально написал Фома фон Гартман, с которым Кандинский работал над своими сценариями. Премьера «Жёлтого звука» должна была состояться в Мюнхене осенью 1914 года, но, увы, Первая Мировая война разрушила все планы. И лишь через 70 лет композитор и дирижёр Гюнтер Шуллер в 1980-е годы в Нью-Йорке сделал свою редакцию музыки Гартмана. Кроме этого, музыку к «Жёлтому звуку» написал австрийский композитор Антон Веберн (постановка состоялась в Париже в 1976 и 1982 годах). А наиболее известной является постановка Гедрюса Мяцкявичуса на музыку Альфреда Шнитке, написанную им в 1974 году.

Наш синтетический проект «Жёлтый звук» перенёс композицию Кандинского и Шнитке с театральной сцены в пространство выставочных залов. Мы не ставили себе целью в очередной раз проиллюстрировать идеи этой композиции, но попытались выстроить конструктивный диалог, темой которого стала сама идея синтеза звука и образа, слова и знака, пространства и времени. Идея творческого синтеза искусств далеко не так проста, как кажется изначально. Простое суммирование разнородных начал зачастую может вызвать не положительный, но, наоборот, отрицательный эффект. Образ может забивать звук, слово может довлеть над образом, визуальные эффекты могут заглушать идею. И только в том случае, когда автору удаётся собрать все составные части в синергетическом единстве, когда 1+1 существенно больше двух, тогда и только тогда происходит чудо синтеза и произведение искусства оглушает нас многоярусной гармонией.

Специально для этого проекта я написал поэму «Квинтовый круг», посвящённую Шнитке. На базе этой поэмы были сделаны арт-объект и книга художника, которые могли звучать и выполнять роль музыкальных инструментов.

Композитор Ираида Юсупова написала музыку к этой поэме и разработала сценарий мультимедийного перформанса, который поставил в атриуме Хлебного дома в Царицыно режиссёр Родион Барышев с актёрами Еленой Шкурпело и театральной группой APPARAT THEATRИ.

Квинтовый круг

0. Полный круг (додеканическая радуга)
1. Do (зелёный септагон)

Свистом, выкриком, дикой мелодией флейты,

Жёлтой сонатой луны,

Синей струной на деке мольберта,

Аквамарином волны.

Пишет художник стихи без слова,

Пишет концерт без нот,

Приоткрывая холста основу,

Жизни вскрывая код…

И эти тайны цветного кода

Как аксиомы просты:

Вслед живописцу Бог и Природа

Краски швыряют в холсты.

2. Sol (зелёно-голубой октагон)

Краски швыряют в холсты,

В геометрию чистого звука,

Где у последней черты

Замирает наука…

Где зарождается мир

В наслоении форм архаичных,

Где начинается пир

Песен и трелей птичьих.

Где прорастают из недр

Древним магическим шлейфом

И погружаются в ветр

Птицы-цвета… галактическим дрейфом

3. Re (синий нонагон)

Птицы-цвета… галактическим дрейфом

Уносятся в жёлтую даль…

На цуге птиц музыкант-форейтор

Кибитку ведёт в февраль.

Туда, где правит буранный ветер,

Где синим аккордом снег

Меняет струны в звучащем цвете

На арфе солнечных век…

Где отраженья сквозь лёд и пламень

Прозрачны, звонки, чисты…

Где модернисты в метель мазками

Музыку шлют от звезды до звезды…

4. La (фиолетовый декагон)

Музыку шлют от звезды до звезды…

Проводники метафор

На флажолетах снежной мечты

Мягким штрихом легато…

И на палитре квинтовый круг

Вертит земную ось…

Снег оседает в конкордах вьюг

Обертонами гроз…

В живопись снежных фиоритур,

В нежную тишь пиано

Входят художник, и трубадур,

И композитор, симфонией пьяный…

5. Mi (красно-фиолетовый гендекагон)

И композитор, симфонией пьяный,

Бьёт в барабан жестяной[19]

И одинокий маленький странник

Путь выбирает иной…

Ветром солёным белеет страница,

Круг начинает Земля.

И в контрапункте кантата струится

Без парусов и руля…

Мчится кораблик из нотной тетради,

Мчится средь красочных шхер…

Мчится, доверясь линованной глади,

Пьяный гармонией сфер…

6. Si (пурпурный додекагон)

Пьяный гармонией сфер,

В космос открыв синий шлюз,

В храме языческих вер

Пишет художник свой блюз.

Бешено стонет орган,

Нежно стенает кларнет,

Из неизведанных стран

Образ нисходит в мольберт…

Где, как взбешённый гигант,

Бурно, неистово, рьяно

Маленький маг-музыкант

Переплавляет своё фортепьяно…

7. Sol бемоль/ Fa диез (красная точка)

Переплавляет своё фортепьяно

На тысячу лодок-флейт,

Чтоб в орнаментике океана

Дать неземной концерт.

Чтобы сонаты волной кипели,

Штормом ревел оркестр!!!

Чтобы сирены ветрами пели

Бурю вселенских месс…

Маленький маг — капитан симфоний,

Мейстер звучащих недр —

Переплавляет гул какофоний

В яркую краску звенящих химер.

8. Re бемоль (красно-оранжевый отрезок)

В яркую краску звенящих химер,

В колоратурный грай

Напропалую, без всяких мер,

Мчится пьяный трамвай[20]

Старый кондуктор играет джаз —

Нежную Лалы бай[21]

А пассажиры танцуют вальс!

Мчит в никуда трамвай…

Красная «Фа», золотая «Соль»

В вальсе скользят кругами.

Искрой взрывается «Си-бемоль»…

Синестезия правит цветами.

9. La бемоль (оранжевый треугольник)

Синестезия правит цветами.

Краске подвластен слух…

Молнией яркой меж облаками

Мечется жёлтый звук

Клёкотом чайки, вспышкой-стрелою,

Радугой тонких струн…

Он застилает небо грозою

В арфе гремящих струй…

В этом кипящем гаме мелодий

Скомкан дорийский лад…

И в громыхающем неба своде

Жёлтый и синий звучат…

10. Mi бемоль (жёлтый квадрат)

Жёлтый и синий звучат…

Пенятся на палитре!

Музыку слышит взгляд,

Ловит стихи-субтитры.

В синтезе всех искусств,

В танце цивилизаций

Бьётся аллегро чувств

В диком балете граций…

Синтез пространств, времён…

Синтез каналов в пране!

Синтез…

как жёлтый гром

В этой древней

космической гамме.

11. Si бемоль (лимонный пентагон)

И в этой древней космической гамме

Светится дирижёр…

Выдохом, палочкой, телом, руками

Он направляет хор.

Каждый оркестр, и мир, и жизнь —

Соло его руки…

И строки гимнов, и пляска тризн —

Капли одной реки…

Тает серебряных звуков ртуть.

Бьёт барабаном радостный град!

Жёлтой штриховкой на Млечный путь

Льётся волной

звёздный пад.

12. Fa (жёлто-зелёный секстагон)

Льётся волной звездопад.

Водят балет планеты.

Пифагорейский ряд[22]

Строгие ставит меты.

Чистый, как воздух, строй:

Восемь девятых — тон…

Слышишь там… под горой

Первый грохочет гром…

Кто мы? Откуда взялись?

С кем ты? Зачем здесь? И чей ты?

Вьются вопросы ввысь

Свистом, выкриком,

дикой мелодией флейты…

0. Полный круг (додеканическая радуга)
2017

Фрагмент партитуры Ираиды Юсуповой к мультимедийной постановке «Квинтовый круг»

Оглавление

Из серии: Поэтическая серия «Русского Гулливера»

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги ОМмажи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

19

Отсыл к роману Гюнтера Грасса «Жестяной барабан», в котором 12-летний Оскар на заре зарождения национал-социализма в Германии решает больше не расти.

20

Отсыл к стихотворению Артюра Рембо «Пьяный корабль», которое отражается в стихотворении Николая Гумилёва «Заблудившийся трамвай».

21

Знаменитая «Колыбельная птичьей Земли» великого слепого композитора Джорджа Ширинга.

22

Пифагорейский строй, создание которого приписывают Пифагору обычно представляется в виде последовательности квинт, например шесть квинт от ноты Fa (F — C — G — D — A — E — H).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я