Я – патриот России. Об опыте реализации программы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Анна Вячеславовна Виневская

В предлагаемой читателю книге описан опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Педагогический коллектив МДОУ №1 «Колокольчик» поселка Куйбышево Куйбышевского района Ростовской области достаточно давно апробирует программу по нравственно-патриотическому воспитанию «Я – патриот России». Огромный опыт, наработки, педагогические находки – все это представлено в данной книге. Кроме того, заинтересованный читатель найдет здесь планы занятий, краткое содержание понятий.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Я – патриот России. Об опыте реализации программы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Обобщение опыта работы педагогов

МБДОУ Детский сад №1 «Колокольчик» поселка Куйбышево

Привлечение родителей к нравственно-патриотическому воспитанию

Как у маленького деревца,

еле поднявшегося над землей,

заботливый садовник укрепляет корень,

от мощности которого зависит жизнь растения

на протяжении нескольких десятилетий,

так педагог должен заботиться о воспитании

у своих детей чувства бесконечной любви к Родине.

В. А. Сухомлинский

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Можно сказать, что это и любовь к своей семье, родным местам, и чувство гордости за свой народ, и ощущение связи с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Вот почему задачей педагогов является воспитание у ребенка трепетного и бережного отношений к своей «семье, дому, детскому саду, улице, малой Родине; формирование бережного отношения к природе; воспитание уважения к труду и человеку труда; развитие интереса к культуре и русским традициям; расширение представлений о месте, где родился и вырос; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); чувства ответственности и гордости за достижения своих родителей и людей, рядом с которыми живешь; формирование чувства уважения к другим народам, их традициям» [1].

Работу по патриотическому воспитанию лучше начинать с создания для детей теплой и уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду нужно наполнить радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Воспитание любви к Отечеству начинается с малого — с любви к своей семье, к своему дому. Поэтому свою работу с детьми я начинаю с семьи, постепенно переходя от малого к большему — детский сад, родное село, страна. Собирая и рассматривая фотографии, слушая произведения художественной литературы, готовя подарки для членов семьи, участвуя в совместных с родителями мероприятиях, я формирую представления о семье как о группе людей, которые живут вместе, любят, заботятся друг о друге, учат понимать основы взаимоотношений с членами семьи, значением труда взрослых.

Для детей дошкольного возраста, характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то все, что усвоено в этот период, — знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера — оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. «Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте — это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне» [1].

Культурное наследие народа — огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазаривать, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотить его в сокровища своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании. Работа с детьми по патриотическому воспитанию в детском саду находится в тесной взаимосвязи с нравственным, умственным, экологическим, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием. Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных и сложных задач дошкольного учреждения. Сложность решения данной задачи, связана, прежде всего, с возрастом детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, а всего лишь зарождается.

Работа с детьми проводится в нескольких направлениях. «В детском саду воспитателями группы, постоянно велась работа по привитию у детей чувства прекрасного, любовались и восхищались красивыми природными явлениями, предметами рукотворного мира, добрыми поступками людей, необычной архитектурой строений и др., восхищались героями (желание быть похожими на людей смелых, таких, которые рискуют жизнью во имя спасения товарищей), создавали условия, чтобы полученные представления, свои чувства по поводу увиденного и услышанного дети отражали в разнообразных видах детской деятельности» [2].

В процессе совместной деятельности нами создавались условия для того, чтобы каждый ребенок самостоятельно выбрал либо творческую игру, либо составление рассказов, сочинение загадок, или изготовления поделок, аппликацию, лепку или рисование. Дети рисовали на темы: «Наши защитники», «Наша армия», «День Победы», делали коллективную аппликацию «Наше село в будущем», «Машины едут по улице», «Мы отдыхаем» и др., конструировали на темы «Наш садик и участок». Также в процессе игры мы создавали ситуации, чтобы дети могли поделиться своими впечатлениями с окружающими людьми — приглашали родителей, гостей для беседы с детьми, сами ходили в гости к интересным людям, на производство, к родственникам детей ветеранов Великой отечественной войны. А при знакомстве детей с трудом взрослых старались выбрать объекты, которые способствуют формированию у детей положительного отношения к труду и наиболее ярко раскрывают качества людей. Например, труд пекаря, учителя, спасателя и др.

Мы руководствовались тем, что «pнакомство детей с любой профессией дает возможность показать детям значение каждого вида труда для всех людей села, рассказы, беседы на тему, о знаменитых земляках нашего села. Мамы помогли украсить групповую комнату, принесли рассаду для цветов и саженцы, а потом все вместе посадили в группе, и на территории детского сада» [3].

Во многих исследованиях указывается, что в результате такой работы «у детей возникает чувство радости, чувство уважения к родителям, присутствует желание подражать доброму делу родителей. Они начинают уважать труд своих родителей — стараются беречь то, что сделано близкими людьми» [4].

Необходима не только активная личная работа воспитателя, но и связь воспитателя с другими специалистами: музыкальным руководителем, руководителем кружка рисования, танцевальной студии и т. д. В качестве примера такой связи можно привести связь воспитателя и музыкального руководителя. Так, музыкальный руководитель может знакомить детей потешками, приговорками, стишками и скороговорками, в процессе занятия показывает богатство и красоту родного языка; организует и помогает проводить фольклорные и патриотические праздники, знакомит детей с народной музыкой, играми разных народов нашей страны.

В процессе нашей работы мы опирались на опыт наших российских коллег, которые акцентирую наше внимание на том, что целесообразно ежедневно проводить беседы с детьми. Так, «в понедельник — обязательные беседы «Как прошли выходные?» В другие дни — «Кому требуется помощь и как её осуществить?», «Какие новые стихи или рассказы российских писателей ты услышал?» [4]. Цель этих бесед — воспитание чувства гордости с помощью художественного слова.

В настоящее время определён основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в нашем детском саду. Это государственно-гражданские праздники — День знаний, Новый год, День защитника Отечества, День Космонавтики, День Победы, международные праздники — День матери, Международный женский день, День защиты детей. Интересны для нас и православные праздники — Рождество, Масленица, Пасха, Яблочный спас; семейные праздники — дни рождения, выпуск в школу.

Большое значение имеют семейные экскурсии, организация выставок рисунков детей. Ведь «семейное изучение своей родословной помогает детям понять, что семья — ячейка общества. Родители принимают самое активное участие в творческих конкурсах: конкурсы рисунков и поделок, на лучшее оформление группы к новому году, лучшая елочная игрушка и т. д.» [4].

В нашем саду мы используем такую форму, как метод семейных проектов. Суть его в том, что каждая семья, учитывая свои собственные интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме. Так, в 2018 г. две семьи воспитанников нашего ДОУ принимали участие в региональном конкурсе «Семейная наука», который проводился Таганрогским институтом имени А.П.Чехова (филиалом) РГЭУ РИНХ. Дети и родители с удовольствием готовили совместные проектные работы: искали материал, создавали презентацию, готовили доклады, выступали на секции конференции. Совместная деятельность взрослых и детей способствовала их сближению, появлению общих интересов.

Также семьи воспитанников принимали участие в проектах «Моя родословная», «Герб семьи», проведение фотовыставок «Моя семья», «Мой папа самый лучший. Живой интерес у родителей вызвал стенд «Дерево желаний», где дети каждый ребенок на своем новогоднем шарике поделился мечтой. А проведение таких мероприятий, как «А, ну-ка, мамочки» показал творчество мам в изготовлении костюмов для своих детей, их кулинарные и творческие способности в конкурсе талантов.

Список использованной литературы:

1. Князева О. А. Образовательная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», 2014г.

2. Аббасов А. М. Воронежский фронт: Хроника побед: Обл. тип. — изд-во им. Е. А. Болховитинова, 2008г.

3. Бабинова Н. В. Тематические фольклорные вечера для дошкольников. Изд-во — Детство-пресс, 2014г.

4. Синяева Е. А. Современные подходы в патриотическом воспитании в ДОУ. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/05/03/sovremennye-podhody-v-patrioticheskom-vospitanii-v-dou (ссылка от 10.08.2018г)

5. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методические рекомендации. https://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36432.php?ELEMENT_ID=36432 (ссылка от 10.08.2018г)

Как нравственно-патриотическое воспитание отражается в воспитательно-исследовательской деятельности

Тема патриотического воспитания очень актуальна, поэтому значится во многих документах по дошкольному образованию. Работа по нравственному воспитанию должна проводится регулярно и в системе. «Задача педагогов и родителей — как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, городу, формировать чувство гордости за достижения страны, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов, вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации» [1].

Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. В детские годы формируются основные качества человека, поэтому важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.

Образовательную деятельность с воспитанниками лучше проводить с использованием наглядного материала, в игровой форме. В структуру образовательного процесса по нравственно — патриотическому воспитанию входят: непосредственно — образовательная деятельность, организованная деятельность в ходе режимных моментов, самостоятельная деятельность детей и взаимодействие с родителями.

Фольклорные праздники: «Веселая ярмарка», «Играй гармонь», «Осенние посиделки», литературно-фольклорная гостиная «Весна — веселинка», «Веселая масленица».

Проектная деятельность: «Никто не забыт — ничто не забыто», «Все профессии важны», «Моя родословная» и др.

Одним из важнейших условий реализации системы патриотического воспитания детей в дошкольном учреждении, развития их познавательного интереса, активности и самостоятельной деятельности является создание развивающей предметно — пространственной среды. Нами изготовлены дидактические пособия по нравственно — патриотическому воспитанию детей: план села, на котором дети без труда узнают свой детский сад, представлены различные виды театра по русским народным сказкам, созданы карты климатических и природных зон с представителями флоры и фауны, элементы декоративно — прикладного творчества, дидактическая игра «Волшебные часы. Найди пару», «Бирюльки».

Эффективность инновационной деятельности значительно выше, когда педагоги и родители являются партнерами, работая совместно и в одном направлении.

Особое внимание в своей работе мы уделили укреплению связей с родителями. Мы добились того, что родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса; они принимают участие не только в праздниках, где играют роли, читают стихи, участвуют в играх, сами подготавливают музыкальные номера, но и проводят совместно с воспитателем народные игры, участвуют в проектах и активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях, семинарах.

Формы работы с родителями:

— проведены родительские собрания по ознакомлению с задачами инновационной деятельности;

— проведена серия консультаций нравственно-патриотического воспитания: «Правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольников», «Знакомим с достопримечательностями родного села», «Дорожная азбука», «Семья и семейные ценности», «Воспитание у детей любви к родному краю» и др;

— фотовыставки «Природа родного края», «История села Куйбышево», участие в праздниках и развлечениях;

— проведено анкетирование родителей по нравственно-патриотическому воспитанию;

— проектная деятельность: «Календарно — обрядовые праздники», «Любимое село», «Природа нашего края»;

— конкурсы: «Пасхальные краски», «Рождественская звезда», «Осенний калейдоскоп», «Пластилиновые фантазии», «Чудеса из бумаги», «Книжки — малышки о животных Ростовской области».

Совместно с родителями дошкольников созданы макеты улиц, достопримечательностей села, собраны гербарии, фотоальбомы, созданы презентации.

Об эффективности взаимодействия с родителями можно судить по таким признакам, как положительная оценка деятельности детского сада и педагогов родителями, их готовность и помощь в решении задач по инновационной деятельности.

Наглядно-информационные формы знакомят родителей с условиями, содержанием и методами патриотического воспитания детей в условиях дошкольного учреждения. Это стенды с информацией патриотического содержания, брошюры, агитационные листы, родительская почта, размещение информации на сайте детского сада и на личных сайтах педагогов.

Познавательные формы призваны повысить ответственность семьи за нравственно-патриотическое воспитание, обогатить педагогические знания родителей. К познавательным формам относятся круглый стол, мастер-классы, проблемные семинары, патриотические акции.

Досуговые формы организации взаимодействия призваны «устанавливать доверительные отношения между педагогами и родителями. В детском саду регулярно проводятся календарные народные праздники, досуги патриотического содержания, экскурсии, викторины, развлечения, выставки. Следует также помнить о проведении родительских собраний, семинаров, КВН, круглых столов, чаепитий, мастер-классов, которые являются одной из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей» [2].

Хочется отметить, что на сегодняшний день повысилась ответственность родителей за патриотическое воспитание детей. Позиция большинства родителей изменилась, теперь они не пассивные наблюдатели, а активные участники жизни детского сада.

Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, показываем детям красоту своего родного села, знакомим с талантом русского народа, учим детей любить свое село и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Россия.

Список использованной литературы:

1. Парфентьева Н. В. Нравственно патриотическое воспитание дошкольников. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/02/15/nravstvenno-patrioticheskoe-vospitanie-detey (ссылка от 10.08.2018г)

2. Орлова О. М. Методические рекомендации по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2011/09/18/metodicheskie-rekomendatsii-po-teme-nravstvenno (ссылка от 10.08.2018г)

3. Иванова Е. В. Воспитание нравственно — патриотических чувств у детей дошкольного возраста. http://tc-sfera.ru/posts/vospitanie-nravstvenno-patrioticheskih-chuvstv-u-detey-doshkolnogo-vozrasta#modal-izi (ссылка от 10.08.2018г)

Использование метода проектов в нравственно-патриотическом воспитании

Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно — патриотического воспитания в семье. «Погружая ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большой Родине» [2].

Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию в современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, является одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением. Работа по нравственному воспитанию должна проводится регулярно и в системе.

«Методы, используемые в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию самые разнообразные и строятся на принципе от близкого к далекому, от простого к сложному. Также нужно учитывать психологические особенности детей (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере „чувства истории“, понимание социальных явлений и др.). Обязательно нужно связывать воспитательно-образовательную работу с окружающей общественной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка. В работе по нравственно-патриотическому воспитанию можно использовать различные технологии: игровые, информационные, коммуникативные, проблемные, развивающего обучения, консультативные, визуальные, проектные, ИКТ» [1].

Метод проектов один из перспективных методов, способствующих решению проблемы патриотического воспитания, развивающий познавательный интерес, формирующий навыки сотрудничества. Основная его цель развитие свободной творческой личности ребенка, возможность почувствовать себя исследователем, объединить детей, родителей. «Использование информационно-коммуникационных технологий актуальное и эффективное средство для патриотического воспитания дошкольников. Информационно-коммуникационные технологии используем при рассматривании наглядного материала, просмотре мультимедийных презентаций, мультфильмов, прослушивании песен и стихов и др.» [3].

Основными методами патриотического воспитания в младшей группе выступают: организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность осваивать опыт доброжелательного отношения к близким, взрослым; инсценировок с игрушками, демонстрирующими образцы взаимоотношений в детском саду и в семье; наблюдение за отношением взрослых в детском саду; хороводные игры, игры-имитации; чтение стихов, потешек, сказок на тему доброты, любви к родителям; рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с изображением семьи, предлагает назвать членов семьи, их действия, выделить общее радостное настроение; рассматривание семейных фотографий и др. В средней группе вовлекать детей в разговор о семье, семейных событиях. Рассматривая семейные фотографии, обращать внимание на черты их сходства с родителями, в семье все заботятся друг о друге. Увлекают детей игры на семейные темы, где разыгрываются различные сюжеты из жизни. Знакомить воспитанников со стихами, песенками, в которых отражаются события из жизни семьи, труд родителей.

Кроме того, мы организуем ситуации «добрых дел», например, в подарок родителям сделать коллективную аппликацию, подарить рисунки. В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально чувственном уровне. В старшей группе используются такие методические приемы патриотического воспитания, как этические беседы о родном селе, родной стране, мире; экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными событиями; рассматривание иллюстраций об особенностях природы России, разных стран; знакомство с элементами национальной культуры; обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей и горожан.

В работе с детьми подготовительной к школе группы применяются следующие методы: знакомство с российской символикой; игра-путешествие по селу, где вместе создают карту села, отражая на ней достопримечательности; рассматривание иллюстраций к сказкам народов России. Педагоги проводят работу по собиранию коллекций и мини-музеев, придумывание сказок и историй о достопримечательностях родного села. Вся работа ведется в совместной деятельности с детьми, через использование карт и схем.

Дети получают понятие «малой Родины» и постепенно переходят к рассказу воспитателя об истории села. «Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни человека» [3].

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — это сложный педагогический процесс. «В основе его лежит развитие нравственных чувств. Формирование патриотических чувств, проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Все это создает благоприятные условия для воспитания нравственных чувств» [2].

В работе с родителями можно использовать разнообразные формы и методы: КВН, круглый стол, семинары-практикумы, посиделки, конкурсы, выставки, походы, игровые программы, родительские собрания. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная такой категории, как Отечество, «долг перед Родиной» и т. д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего села. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то есть то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим селом.

При рождении ребенок, словно «чистый лист», рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, «это умные, добрые и высоконравственные люди.

Отражение нравственно-патриотического воспитания в трудовой деятельности

Воспитывать положительное отношение к труду и трудящемуся человеку, следует с малых лет, необходимо на конкретных примерах показывать детям общественную значимость труда взрослых. И «первые представления о труде дети получают, наблюдая, как работает мама, бабушка, воспитатель, няня в детском саду, медицинская сестра, повар, шафер. Педагог, организуя и направляя эти наблюдения, обращая внимание детей на содержание и характер труда, рассказывает о том, какую пользу он приносит людям. Заботу няни дети чувствуют постоянно: она помогает им раздеваться, одеваться, кормит, моет посуду, окна, пол» [2]. Но малыши могут не замечать этого, если специально не обращать на это внимание. Поэтому с первых дней пребывания детей в группе, воспитатель использует различные ситуации из повседневной жизни, чтобы раскрыть детям характер и содержание труда няни. Важно, чтобы малыши поняли основной смысл этого вида труда — забота о детях.

В каждой возрастной группе «продолжается воспитание положительного отношения к труду людей, бережного отношения к его результатам, желание помогать взрослым, самостоятельно трудиться. Дети учатся самообслуживанию, одеваться и раздеваться, аккуратно складывать снятую одежду, приучаются соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада. Основная установка воспитательного процесса: мы учимся все делать сами. В беседах дети вспоминают, как они рвали сорную траву, поливали растения, принимали участие в работе взрослых: помогали дворнику выносить листья с участка, собирать урожай выращенной моркови, помогать няне в уборке помещения и др.» [1].

Чтобы познакомить дошкольников с трудом взрослых, педагог использует разнообразные методы и приемы. Воспитатель организует непосредственное наблюдение за трудом взрослых, а общение с человеком труда, является очень эффективным средством. При этом «взрослый не только показывает, как он работает, но и рассказывает, какую пользу приносит его труд людям. Не всегда педагог может организовать непосредственное наблюдение за трудом взрослых, тогда воспитатель использует художественную литературу и изобразительное искусство» [4]. Например, воспитатель читает детям отрывок из рассказа И. Винокурова «Как самолет в поле работает», О. Глинской «Прости меня хлеб». В течении года планируется несколько воспитательно-образовательных тем: о труде хлеборобов, животноводов, строителей, людях транспортных профессий. Например, в средней группе детям рассказывали о результатах труда хлеборобов, а в старшей знакомим с процессом выращивания хлеба. Можно организовать наблюдение за процессом выращивания хлеба от посева зерна до доставки урожая на элеватор, пекарню и в магазин. Задача педагога — поддержать интерес детей к этому виду труда, помочь им развернуть игру, раскрыть содержание роли тракториста, шафера, пекаря, продавца.

Самостоятельная трудовая деятельность так же способствует воспитанию положительного отношения к труду взрослых. А. В. Сухомлинский писал: «Патриотические убеждения утверждаются в детском сознании только тогда, когда своими руками создает что-то нужное и полезное народу, переживает за свою деятельность, свой труд как борьбу за умножение богатства социалистической родины».

Трудовая деятельность дошкольника, умело руководимая взрослыми, «оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребёнка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения. В игре придается социальная мотивировка. Вопросами: „Куда вы едете?“, „Кого перевозите?“ — педагог стимулирует длительную мотивированную игру, подсказывает конкретную цель действия» [1].

Со времен становления дошкольного воспитания знание о труде рассматриваются как «важнейшие в содержании образования детей, ибо именно эти знания обеспечивают необходимый воспитательный эффект: понимание воспитанниками роли труда в жизни людей и на этой основе правильное отношение к результатам человеческого труда, человеку-труженику, стремление самому участвовать в трудовом процессе, помогать взрослым и заботиться о малышах» [4].

Чтобы познакомить дошкольников с трудом библиотекаря, педагог организует экскурсию в библиотеку. Воспитатель призывает детей заботиться о книгах, содержать их в чистоте и порядке, вовремя производить необходимый ремонт. Задача педагога — воспитывать бережное отношение к книге. Вариантом игры в библиотеку будет изготовление детьми книжек-самоделок. Ребята сами распределяют обязанности: одни изготовляют книжки из бумаги, другие рисуют в них картинки. Играя, дети приобретают трудовые навыки.

Чтобы ребенок достиг нужного результата в трудовом обучении необходимо использовать три основные задачи: знакомство с трудом взрослых, формирование собственно трудовой деятельности у ребенка, воспитание личности ребенка в процессе индивидуальной и коллективной трудовой деятельности, воспитание трудолюбия, самостоятельности, настойчивости, ответственности, дружеских взаимоотношений со сверстниками в труде.

В процессе нравственно-патриотического и трудового воспитания и в детском саду, и дома нужно развивать у детей чувство собственного достоинства. Если ребенка в семье уважают, по заслугам, не перехваливая, оценивают его трудовую деятельность, то он растет уверенным в своих силах человеком. «Семья, формируя у дошкольников положительное отношение ко всякому труду, одновременно развивает профессиональную направленность детей. Воспитатель предлагает детям спросить у мамы и папы, где они работают, что делают на работе. То, как отзываются родители о своей профессии, воспитывают ли уважение и любовь к ней у ребенка, в будущем может оказать влияние на выбор им профессии. Важно чтобы каждый ребенок знал место и содержание работы родителей, знал, что мама и папа любят свою работу, работают добросовестно и с удовольствием, а когда они устают, дети дома должны им помогать» [5].

Воспитывая положительное эмоциональное отношение к труду, мы тем самым воспитываем трудолюбие — важное моральное качество личности. Но чтобы ребенок полюбил труд, необходимо постоянно усложнять его содержание и форму, сделать положительным в оценке взрослых. Успешно решить эту задачу можно только при дружной, совместной работе семьи, детского сада, а позднее и школы.

Список использованной литературы:

1. Алексеева О. Задания для маленьких патриотов / О. Алексеева, Л. Петропавловская // Ребенок в детском саду. — 2010. — №2.

2. Гогоберидзе А. Маленькие граждане большой страны / А. Гогоберидзе // Ребенок в детском саду. — 2009. — №3.

3. Деркунская В. Воспитание гражданской позиции старших дошкольников / В. Деркунская // Ребенок в детском саду. — 2010. — №4.

4. Ермакова Т. В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников / Т. В. Ермакова // Методист. — 2014. — №3. — С. 66—68.

5. Шаламова Е. Патриотическое воспитание: создание предметно-развивающей среды / Е. Шаламова // Ребенок в детском саду. — 2009. — №5; 2010. — №1.

Роль музыки в нравственно — патриотическом воспитании дошкольников

В дошкольном образовании музыкальное искусство является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Вовлечь дошкольника в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества — это важная задача дошкольного образования!

«Одна из задач музыкального образования — это воспитание ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое „хорошо“ и что такое „плохо“. Мы воспитываем не отдельные таланты, а добиваемся того, чтобы все дети полюбили музыку» [1].

Умение выплеснуть свои эмоции, выражать свое отношение к своей Родине, к селу в котором живет ребенок помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. А также при участии детей в районных мероприятиях таких как: «Играй гармонь Примиусская», «Наша Родина — Русь православная» и другие. Принимая участие в таких массовых культурных мероприятиях дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках.

Музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.

Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы привить дошкольникам любовь к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны.

Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. В музыкальных занятиях мы часто используем народную музыку для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т. д.

В работе с детьми добиваемся, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям. Так же используем взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства. Включение устного фольклора: сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки обогащает содержательную и образную сторону речи и стимулирует эмоциональные отклики детей. Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

С помощью аудио записей народной музыки, сказок, звучания народного оркестра в нашем детском саду ребятам даются понятия: «народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор».

В работе с детьми раннего возраста используем малые фольклорные формы: пестушки, потешки, прибаутки. с первых же занятий необходимо научить детей понимать педагога, повторять за ним простые движения: хлопки в ладоши, похлопывание ладошками по коленочкам, закрывать ладошками глазки.

Всевозможные народные пестушки и потешки — это не просто развлечение. Это самые первые уроки для малыша, прежде всего — это уроки родной речи. С их помощью ребёнок накапливает необходимую информацию для успешного овладения речью в будущем.

Ежегодно с нашими воспитанниками мы проводим календарные праздники. Это возможность для детей погружаться в мир одних и тех же народных песен, танцев, обрядов. «День рождения села Куйбышево», «Что нам осень принесла?», «День матери», «День пожилого человека», «Рождественские посиделки», «Святки», «Масленица», «Пасха». Ребятам очень нравятся такие мероприятия, так как большинство из них проводится на общей площадке всеми группами, или же на главной площади села Куйбышево.

В сценарии наших праздников включаю русские народные сказки («Колобок», «Репка»), хороводы («Дедушка Мороз» с участием сказочных животных, «Огородная — хороводная», «Весенняя огородная», хоровод «Солнышко», хоровод «По грибы»), осенние, зимние, весенние обрядовые игры. Все это способствует «формированию внутренней готовности к восприятию наших истоков — русской народной культуры, вызывает у детей положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво. Фольклор дает детям самые главные и простые понятия о жизни и о людях: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе» [1].

Использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины является важным этапом работы в этом направлении. Для ребенка-дошкольника Родина — это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. «То, что видит и слышит ребенок с детства, формирует его сознание и отношение к окружающему миру. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника — это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Песни о маме наши ребята легко быстро запоминают и исполняют с большой радостью и гордостью на праздниках посвященных самому родному человеку» [2].

Воспитание любви к родной природе, в нашем детском саду достигается с помощью экологических мероприятий. Музыкальные досуги, викторины, развлечения, инсценировки сказок и сценок. Разучивание песен «Берегите лес», «Берегите этот мир» и т. д. Ведь природные объекты и явления, окружающие ребенка с его рождения, ближе ему и легче для его восприятия. Восприятие музыкальных образов вызывает у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности и доброты.

Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. При аудио прослушивании предлагается масса инструментальной музыки, характеризующая образы природы каждого временного цикла.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми, песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них «Бравые солдаты», муз. А. Филиппенко и «Будем в армии служить», муз. Ю. Чичкова. Так как они написаны в темпе марша, вызывает желание у ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.

Так же не оставляем без внимания тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомим с песнями тех времен и о тех тяжелых временах. Каждый год, в день празднования дня победы, мы приглашаем в наш детский сад ветеранов ВОВ. Такие встречи надолго остаются в памяти ребят и являются важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.

Мы считаем, что личностная культура ребенка будет развиваться с помощью приобщения всех видов национального искусства — от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.

Список использованной литературы:

1. Ахмеджанова З. Х. Нам завещаны память и слава / З. Х. Ахмеджанова, Э. М. Галиева // Дополнительное образование и воспитание. — 2012. — №2. — (опыт «Поста №1 у Вечного огня»).

2.Болотина Т. В. Тенденции развития гражданско-патриотического образования в РФ / Т. В. Болотина, Т. Г. Новикова // Методист. — 2012. — №1.

3.Буйлова Л. Н. Актуальные направления организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей / Л. Н. Буйлова // Внешкольник. — 2013. — №6. — С. 39—48.

4. Жариков А. Д. Растите детей патриотами. М., 1980.

5. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край, М., 1990.

6. Знакомим детей с малой Родиной./ Под ред. Полякова Т. В. М., 2000. Сайт ap2004.alledu/document/380/839

7. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., Патриотическое воспитание детей 4—6 лет: Методическое пособие, М., 2007.

8. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой. — М., 2005.

Игра и ее роль в воспитании будущих патриотов своей Родины

Формирование нравственно — патриотического воспитания это сложный педагогический процесс, который начинается в самом раннем возрасте. «Рождаясь, ребёнок учится любить маму, членов своей семьи, дом для него родной уголок, в котором он окружён заботой, любовью и лаской. Педагоги детского сада стараются создать для каждого ребёнка такие условия, чтоб он чувствовал себя комфортно и каждый его день был наполнен радостью, улыбками, весёлыми играми, общением со сверстниками и любящим воспитателем. Воспитатели учат любить своих друзей, свою группу, знакомят со всем, что окружает их в детском саду, на улице, в селе. У детей постепенно формируется чувство любви к своей семье, к родному детскому саду и т. д.» [1].

В работе с детьми дошкольного возраста мы часто сталкиваемся с тем, что у современных дошкольников недостаточно знаний о стране, родном крае, селе. «Дети часто равнодушно относятся к народным традициям, истории своей семьи, близким людям, товарищам по группе. Хочется отметить, что родителями мало уделяется внимания проблеме патриотического воспитания в семье. А ведь ребёнок всё узнаёт с помощью взрослых — родителей и педагогов. С. Михалков говорил: «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её и стать подлинным патриотом» [3].

Воспитание уважительного отношения к труду, родной земле, защитникам Родины, символике своего государства, его традициям и общенародным праздникам. «Эти цели актуальны и очень важны, но все же самой приоритетной является задача воспитания любви и привязанности к окружению, в котором находится ребёнок: родной дом, семья, детский сад и др. Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста, в условиях перехода дошкольных образовательных учреждений на инновационный режим в соответствии с ФГОС ДО, возможно через разные образовательные области» [3].

Игра — это центральная деятельность ребёнка, имеющая место во все времена и у всех народов. Игра является самым доступным и эффективным способом воспитания патриотических чувств дошкольников. «Использование игры в образовательных целях позволяет развивать нравственные качества, формировать систему ценностей и учить ребёнка патриотическим чувствам. Игра является естественным спутником жизни ребёнка, источником радостных эмоций, обладающих великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе по нравственно — патриотическому воспитанию мы используем разнообразные игры: дидактические, подвижные, малоподвижные, сюжетно — ролевые, театрализованные, со строительным материалом, режиссёрские и др.» [3]

Но основой всех игр, направленных на нравственно — патриотическое воспитание дошкольника является народная подвижная игра. «В любой игре ребёнок активно переосмысливает накопленный нравственный и социальный опыт, в игре каждому из детей приходится добровольно отказаться от своих собственных желаний и согласовывать свои замыслы и идеи с другими участниками игры, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции и преодолевать разнообразные игровые трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные силы и результаты, а так же силы и результаты товарищей» [1].

Народные игры наиболее доступны и являются неотъемлемой частью социального и нравственно — патриотического воспитания дошкольников. В этих играх отражается образ жизни людей, их труд и быт, национальные устои, представления о чести, смелости и мужестве, желание обладать силой, ловкостью и выносливостью, проявлять смекалку, выдержку и находчивость. Народные игры, в комплексе с другими воспитательными средствами, представляют собой основу формирования гармонично развитой и активной личности, сочетающей в себе нравственно — патриотическое и духовное богатство, а так же моральное и физическое совершенство.

Перед самой игрой «воспитатель обязательно должен рассказать об изначальной культуре и быте того или иного народа, всё зависит от того, игру какой народности использует педагог. Воспитатели в детском саду используют народные подвижные игры: «Казаки — разбойники», «Русская лапта», «Здравствуй, сосед!», « Горелки» и другие. Эти игры оказывают большое влияние на воспитание ума, характер, волю, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой и интерес к народному творчеству. В играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры» [3].

В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества; произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение и познавательная активность. Игра способствует развитию у ребёнка умственных способностей, нравственно — патриотических чувств, создаёт богатый эмоциональный настрой, развивает его волю и характер. Игра вызывает у детей чувство радости, море положительных эмоций, дарят им яркие мгновения чудесного человеческого общения, и также несет обучающий момент — дети непринуждённо совершенствуют навыки движений. Даже те дети, которые нерешительны и боязливы в обычной, режимной обстановке, выполняя движения, испытывают затруднения и нерешительность, боязнь выполнить неправильно, то в игровой форме всё проходит легко и просто, стираются все грани нерешительности, неуверенности и страха.

Игра — это серьёзная школа для развивающего мышления детей, через которую ребёнок познаёт окружающий мир. «Игра является отражением жизни. Усвоение социальных ценностей происходит в коллективной деятельности, любая игра развивает чувство коллективизма и товарищества. А увлекательное содержание игр и эмоциональная насыщенность являются важным фактором формирования физических, психических, эстетических и нравственно — патриотических основ личности ребенка» [4].

Познакомить детей с культурным наследием народностей нашего края, почувствовать себя причастным к его истории поможет детям подвижная народная игра, народный фольклор. Одно из ведущих мест в подвижной игре это слова. Они являются, как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на игру, безоговорочно и точно выполнить правила. Эти слова быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их повседневной жизни. В своей работе используем фольклорные игры: «Как у наших у ворот», «Солнце разгорается» [2].

Фольклорные игры побуждают высказываться о своих впечатлениях, доставляют эмоциональное удовлетворение от коллективной продуктивной деятельности, поощряют проявления лучших человеческих качеств: отзывчивости, сочувствия, доброжелательности.

С большим удовольствием дети играют в театрализованные игры: «Напечем пирожков», «Стоит в поле теремок», «Мама согревает» и другие. Театрализованные игры дают представление о сборе урожая зерновых, развивает чувство ритма, вызывают доброе отношение к игре. Такие игры направлены на развитие речевого и двигательного аппарата.

Организуя сюжетные игры в детском коллективе, педагог имеет возможность влиять на реальные взаимоотношения в игровой группе детей, через их игровые взаимоотношения, путём придуманного распределения между детьми игровых ролей. В целях предотвращения появления и развития отрицательных нравственных качеств у детей дошкольного возраста, важно сформулировать у них не только формы и способы поведения, но и внутренние побуждения вести себя соответствующим образом, т.е. нравственные мотивы поведения. Такие сюжетно-ролевые игры, как: «Дочки — матери», «Семья», «Мамины помощники». Эти игры воспитывают любовь, ответственность, внимание к членам семьи. Формируют нравственные качества.

К концу дошкольного возраста у детей должна быть сформирована элементарная способность к ориентировке в окружающей обстановке. Она определяется умением ребёнка правильно оценить обстановку, уметь понять настроение и состояние людей и выбрать соответствующую линию поведения.

Организованное общение в ходе игры создаёт те воспитательные ситуации, те взаимодействия и отношения, в которых происходит формирование и проявление основных нравственных качеств личности ребёнка, умение его играть в группе сверстников принимая общие требования коллективной игры, желание взаимодействовать сообща.

В. А. Сухомлинский утверждал: «Игра — это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая поток пытливости и любознательности».

Список использованной литературы:

1. Алексеева О. Задания для маленьких патриотов / О. Алексеева, Л. Петропавловская // Ребенок в детском саду. — 2010. — №2.

2. Воронова Е. А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова — Ростов н/Д, 2008.

3. Воротынцева О. Как научить детей любить Родину / О. Воротынцева // Предшкольное образование. — 2009. — №2. — (проект «Я-гражданин, патриот»)

4. Лешукова А. Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей посредством игры. https://leshukova-solnishko.educrimea.ru/ (ссылка от 10.08.2018г)

Продуктивная деятельность, как средство патриотического воспитания детей

Воспитывать маленького патриота необходимо начинать с самого близкого для него: родного дома, улицы, где он живёт, детского сада, родного города… Воспитание любви к Родине, к семье, к детскому саду, родной природе, уважительного отношения к символике страны — гербу, гимну, флагу — необходимо начинать в дошкольном детстве.

Деятельность детей в детском саду многообразна. Полноценно раскрыть таланты ребенка помогает продуктивная деятельность — это деятельность ребенка с целью получения продукта (постройки, рисунки, аппликации, поделки из пластилина, глины и т.п.), обладающего определенными заданными качествами. Основными ее видами являются конструктивная и изобразительная деятельность.

Продуктивная деятельность детей формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка. «Маленьких детей привлекает не столько результат, сколько сам процесс деятельности. Такая деятельность развивает не только образные формы мышления, но и такие качества как целенаправленность, умение планировать свою деятельность, достигать некоторого результата» [1].

Продуктивная деятельность тесно связана с решением задач патриотического воспитания. «Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к Родине. Знакомство с Родиной является стержнем, вокруг которого реализуются различные виды деятельности детей, разнообразные отрасли знания. Например, когда мы знакомим детей с Российским флагом, а в День Государственного Флага Российской Федерации дети изображают Российский флаг на асфальте цветными мелками, а этот „триколор“ появляется в процессе образовательной деятельности» [2].

Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Гуляя с детьми на площадке для прогулок, любуемся красотой родной природы, собираем листья. А потом, при помощи поэтического слова, песенного творчества мы показываем красоту символа России — русской березки. Вернувшись с прогулки, дети рисуют березу в золотом платье, а также выполняют аппликационные работы из засушенных листьев. Ведь чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

При работе над темой «Москва — столица России» для ознакомления с историей используем исторические и современные фотоальбомы о столице.

После чего проводится игра по моделированию крепостных стен и башен Кремля. «Предварительно познакомив детей с названием башен, храмов, дворцов, палат и историей их создания. На основе полученных знаний, дети вначале рисуют Кремль, а потом делают модель Кремля из готовых деталей, заселяя его людьми, строят дома — таким образом, реализовывают полученные знания. Но патриотическое воспитание базируется не только на любви к Родине, но и на любви к семье, родным, близким, малой Родине» [3].

Для того чтобы раскрыть все грани таланта ребенка, мы находим ту сферу деятельности, в которой он мог бы проявить себя с наилучшей стороны. Во время продуктивной деятельности мы ориентируем детей на результат, подчёркивая определённую направленность работы. Но, как правило, знакомство с Родиной начинается со знакомством с родным селом. В связи с этим хорошей традицией в детском саду, стало проведение праздников: «День матери», праздника «8 Марта», «День пожилых людей» (1 октября). В рамках этих праздничных дат выпускаются фотогазеты «Моя мама дома и на работе», декоративное панно «Милой, мамочке посвящается…», «Мамочка любимая», а также альбом «Женские профессии в семье». Ко «Дню семьи любви и верности» проводится конкурс детского творчества «Лучшая рамка для семейного портрета» из природного и бросового материала (совместно с родителями), ко «Дню пожилых людей» дети изготавливают открытки своим бабушкам и дедушкам, ветеранам.

Дети выражают свое уважение и свою благодарность через творчество. Ребята своими руками, используя различные способы работы с бумагой, изготавливают подарки папам и дедушкам в «День защитника Отечества». Из рисунков детей на тему «Салют Победы» и «Солдат победитель» организовывается выставка «Радость Победы». При знакомстве детей с русскими народными сказками, полученные знания закрепляем в продуктивной деятельности: — Вот, русские богатыри на странице книги, а затем мы лепим богатырей из пластилина и солёного теста.

Неотъемлемой частью патриотического воспитания является формирование представлений о Великой Отечественной войне и людях, одержавших победу на фронте и в тылу. «Реализация этой части работы включает в себя мероприятия разнообразных организационных форм, где взаимодействуют все участники образовательного процесса — дети, родители, воспитатели, ветераны войны, работники музея и библиотеки. В системе проводятся экскурсии в музей, к историческим памятникам, оформляется стенд „Бессмертный полк“, стенгазета для родителей „Салют Победы“, дети совместно с воспитателем и родителями изготавливают различные поделки и открытки на 9 мая в разной нетрадиционной технике рисования» [4].

Созданный в ходе детской деятельности продукт, отражает представления ребенка об окружающем его мире, его эмоциональное состояние, что позволяет рассматривать продуктивную деятельность как средство развития патриотических чувств у дошкольника. А важность воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста огромна, не только для отдельно взятой личности, но и для всего общества в целом.

Список использованной литературы:

1. Ермакова Т. В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников / Т. В. Ермакова // Методист. — 2014. — №3. — С. 66—68.

2. Носова Г. Воспитываем гражданина России / Г. Носова // Ребенок в детском саду. — 2009. — №3.

3. Сакавичене О. Патриотическое воспитание дошкольников / О. Сакавичене // Ребенок в детском саду. — 2006. — №2.

4. Юдина Г. Патриотическое воспитание / Г. Юдина // Ребенок в детском саду. — 2001. — №4. — (проект).

Нравственно-патриотическое воспитание, как часть физического развития дошкольников

Дошкольное детство — это период начальной социализации ребенка, это приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческих ценностей.

Формирование у детей нравственных чувств — таких как патриотизм, возможно и через организацию специально разработанных физкультурных сюжетных занятий и подвижных игр, тем самым очевидна тесная связь физического воспитания с нравственным. Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности через двигательную сферу ребенка педагоги нашего дошкольного учреждения ставят перед собой следующие задачи:

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Я – патриот России. Об опыте реализации программы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я