На создание
модели компетенций и профилей для всех позиций у нас ушло около полугода.
Для тех, кто стремится сделать карьеру в области процессного управления, ABPMP разработала
модель компетенций BPM.
Некоторые исследователи проводят поведенческое интервью, так же как это было в ранние годы построения
моделей компетенций.
Для тех, кто занимается BPM на постоянной основе, ABPMP разработала дорожную карту профессионального развития в виде
модели компетенций и архитектуры карьерного пути.
Сегодня, почти сорок лет спустя после разработки первой
модели компетенций, более половины компаний, входящих в список Fortune-500, используют моделирование компетенций.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: исполкомовский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Поскольку организации меняются более быстро, цикл жизни
модели компетенций стал меньше.
Нам не очень нравится
модель компетенций, поскольку она направлена больше на личностные особенности, чем на результаты выполнения работы.
На их основе должна была быть создана
модель компетенций, то есть набор компетенций, которые должны быть представлены в организации.
Другой причиной успеха
моделей компетенций является то, что они могут успешно применяться в универсальных условиях для самых разных целей в практике управления человеческими ресурсами.
В этот период
модели компетенций наиболее часто использовались для отбора персонала и профессионального развития.
За последнее десятилетие, и особенно в последние несколько лет, организации начали использовать
модели компетенций по-новому.
Другие компании пошли в противоположном направлении, разрабатывая многочисленные
модели компетенций – для каждой должности в организации должна быть своя модель.
Бюджет на разработку новых
моделей компетенций, следовательно, конкурирует с бюджетами на другие проекты в области HR.
В результате
модели компетенций становятся более краткими и простыми, они пишутся языком, который хоть как-то должен воздействовать на сотрудников и привлечь их внимание.
Если ресурсная панель собирается после того, как была подготовлена черновая
модель компетенций, панель поможет добиться окончательной структуры и содержания модели.
Организация рассматривает и пересматривает набор общих компетенций, который может затем служить строительным материалом для создания индивидуальных
моделей компетенций.
Хотя большинство
моделей компетенций опирается на некоторую комбинацию только что описанных источников, иногда применяются и другие источники.
Например, некоторые исследователи используют опросы всех лиц, занимающих должность, чтобы валидизировать
модели компетенций.
На основе полученных ответов программа генерирует
модель компетенций из набора заранее запрограммированных общих компетенций.
Когда такая система используется экспертами в данной области, они могут быстро создать
модель компетенций.
Этот параграф помогает отобрать компетенции для определённой
модели компетенций в зависимости от нужности её для данной должности.
Итак, компетенции чрезвычайно важны в повседневной индивидуальной и командной работе, так что понятно, что определение компетенций и разработка
моделей компетенций должны быть неотъемлемой частью любых действий по анализу работы и результатов работы в организации.
Эти регламенты должны быть подкреплены созданием специфических кадровых классификаторов (корпоративная
модель компетенций, профили должностей и др.), процедур и методик (наставничество и др.), целевых программ (программы профессиональной адаптации и др.).
Основная идея
модели компетенций заключается в следующем: если оценивать, насколько хорошо каждый специалист проявляет нужные умения и навыки, и каждому сотруднику обеспечивать обратную связь по данным критериям оценки, то управленческие процедуры будут мотивировать персонал к эффективной работе.
Мы подробно останавливаемся на своём исследовании 2002 года, в ходе которого, как мы уже упоминали, задавали следующий вопрос: «Какими компетенциями и какими действиями отличаются сотрудники HR-службы успешных компаний от своих коллег из посредственных компаний?» В этой главе HR-специалисты найдут
модель компетенций успешного и высокопрофессионального HR-специалиста.
Какое-то время бизнес-психологи пытались уложить этот феномен в рамки
моделей компетенций, рассматривая его как следствие «изъянов в развитии компетенций».
Эксперты при методической поддержке сотрудников учебного центра формализовали
модель компетенций мастера, зафиксировали свои знания и многолетний опыт работы на производственных площадках компании и сформировали уникальные учебные курсы по технологии производства и видеоуроки по лёгкой наладке оборудования.
Всё это время методология активно развивалась, частично в ответ на изменения в организациях и на рабочих местах, частично – чтобы удовлетворить потребности специалистов, использующих
модели компетенций для конкретных нужд организаций.
Например, при разработке
модели компетенций лидерства для старших менеджеров можно провести четыре фокус-группы, одну со всеми сотрудниками на должности, другую с их руководителями, третью с непосредственными подчинёнными этих сотрудников и четвёртую с HR-персоналом.
Ниже я приведу описание кластеров и название самих компетенций и покажу на примере, как может выглядеть
модель компетенций для FLM и SLM.
Программа создана с опорой на внутреннюю
модель компетенций.
И наконец,
модели компетенций очень хороши в качестве «локомотивов», которые приводят в движение организационные изменения.
Предлагается
модель компетенций бережливой личности, где отмечается важность мировоззренческих и ценностных вопросов развития личности, выделяются особенности мышления, а также конкретные навыки в области методов и инструментов бережливого производства.
Предлагается
модель компетенций бережливой личности, основные блоки которой представлены с применением уровней спиральной динамики.
Системообразующим фактором для отбора содержания образования и форм его реализации в профильных классах выступает разработанная нами
модель компетенций выпускника профильного класса, которая отражает специфику будущей профессиональной деятельности и содержит индикаторы уровней компетенций, т.е. конкретных поведенческих проявлений компетенций применительно к конкретной профессиональной сфере.
Таким образом,
модель компетенций молодого предпринимателя в целом повторяет «персональные предпринимательские характеристики», дополняя их по мере развития рыночной системы хозяйствования.
Согласно бихевиористской
модели компетенция формируется на основании последовательных шагов учебной деятельности.
В исследованиях обсуждается множество
моделей компетенций и компетентностей для описания результатов образования.
Вернусь к определению
модели компетенций.
Здесь мы рассмотрим
модель компетенций бережливой личности с учётом знаний в области спиральной динамики.
Ответом на вызовы цифровизации в общемировом масштабе являются концепции Smart University (умный университет), STEM образование (Science, Technology, Engineering and Mathematics), STEAM образование (Science, Technology, Engineering, Art and Mathematics), платформы массовых онлайн курсов (МООК), адаптивных систем электронного обучения, прогнозные
модели компетенций IFTF (Institute for the Future) [Future Work Skills Summary Map, 2011], европейский проект SELFIE для цифрового образования в школах [SELFIE], рамочный инструмент диагностики цифровых компетенций Digital Competence Framework for Educators (DigCompEdu) [Redecker, 2017], образовательное сообщество International Society for Technology in Education (ISTE) и др.
Но для адаптации в мире бизнеса вам понадобятся другой набор качеств, а точнее, предпринимательская
модель компетенций.
Модель компетенций обычно рассматривается в качестве механизма, связывающего развитие персонала с организационной стратегией.
В настоящее время одномерные
модели компетенций уступают место многомерным моделям.
Знания, навыки и поведение рассматриваются в качестве составных элементов
модели компетенций.
В рамках компетентностного подхода сегодня для различных профессий и групп должностей активно разрабатываются
модели компетенций, проводится диагностика уровня их актуального развития с точки зрения соответствия заданной модели.
Решение о создании образовательной программы или её модернизации принимается на основе существующей
модели компетенций специалиста с учётом требований рынка труда.
За последние десять лет также произошли изменения на рабочих местах, изменения, которые влияют на построение
моделей компетенций.