Общественное бытие определяет общественное сознание – важнейшее положение
материалистического понимания истории.
Открытие
материалистического понимания истории или, вернее, последовательное продолжение, распространение материализма на область общественных явлений устранило два главных недостатка прежних исторических теорий.
Сама возможность борьбы производственных сил против того или другого общественного строя доказывает, что существование последнего обусловливается не ими одними; и однако, признание каких-либо других причин общественного развития, которые не сводились бы в последней инстанциик «материальным производительным силам», было бы несовместимым с самой сущностью
материалистического понимания истории.
Перевод «ига» с «националистического языка на язык
материалистического понимания истории» превращало его в рядовое событие феодальной эпохи.
Без него утрачивается
материалистическое понимание истории.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: парцеллярный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Тем самым идеализм был изгнан из своего последнего убежища, из понимания истории, было дано
материалистическое понимание истории и был найден путь для объяснения сознания людей из их бытия вместо прежнего объяснения их бытия из их сознания.
Это давало возможность корректировать набор принципов, лежащих в основе
материалистического понимания истории.
При этом на вооружение будет взята общая методология марксистского
материалистического понимания истории.
И у
материалистического понимания истории имеется теперь множество таких друзей, для которых оно служит предлогом, чтобы не изучать историю.
Положение об определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию– основной принцип
материалистического понимания истории.
Отрицалась возможность научно обосновать социализм и доказать, с точки зрения
материалистического понимания истории, его необходимость и неизбежность; отрицался факт растущей нищеты, пролетаризации и обострения капиталистических противоречий; объявлялось несостоятельным самое понятие о «конечной цели» и безусловно отвергалась идея диктатуры пролетариата; отрицалась принципиальная противоположность либерализма и социализма; отрицалась теория классовой борьбы, неприложимая будто бы к строго демократическому обществу, управляемому согласно воле большинства, и т. д.
Начнём с одного из основных заблуждений, вызванных
материалистическим пониманием истории развития человечества.
Теперь, прояснив вопрос о дисциплинарном статусе
материалистического понимания истории, мы можем рассмотреть собственно философские основания социальной теории марксизма.
Мы не будем оригинальны, если признаем
материалистическое понимание истории одной из самых лучших парадигм социального познания за последние два столетия.
Одним из ключевых аспектов его теории является
материалистическое понимание истории.
Мы должны будем определить научный статус концепции
материалистического понимания истории.
Мы полагаем, что
материалистическое понимание истории должно быть преобразовано в социологическую теорию, или, если угодно, не просто в теорию, но в концепцию, относящуюся к области социального теоретизирования.
Кроме того, поскольку мы пришли к выводу, что
материалистическое понимание истории необходимо рассматривать как социологическую теорию, постольку непосредственное использование в ней философских понятий и принципов неприемлемо.
Но он, – несмотря на то, что не нашёл нигде не только обоснования, но даже изложения
материалистического понимания истории (а, может быть, именно потому, что не нашёл) – начинает приписывать этой доктрине притязания, никогда ею не заявленные.
Как бы то ни было, нельзя не признать крайне характерной такую неясность основных идей
материалистического понимания истории.
Материалистическое понимание истории придаёт решающее значение условиям этого последнего рода.
По сути дела, речь шла о переписывании мировой истории, которая обретала особую марксистскую телеологию, исходящую из так называемого
материалистического понимания истории.
В таком исследовании, к какому мы приступаем, речь идёт не о том, чтобы принимать как таковые легко наблюдаемые явления духовно-политического порядка, приводя их в систему по принципу причины и действия и исследуя их внешнюю рассудочно понимаемую тенденцию, – подобная «прагматическая» обработка истории была бы только частью переряженного естествознания, что и не скрывают приверженцы
материалистического понимания истории, между тем как их противники в недостаточной мере сознают идентичность обоих приёмов.
Соответственно, как мы полагаем, взгляд на развитие науки как на естественноисторический процесс является не менее важной составляющей материалистичекого понимания истории науки, чем соответствующий подход – в
материалистическом понимании истории общества.
Мы сняли тот аспект
материалистического понимания истории, на котором всегда акцентируются традиционные марксисты – социальная материя.
Реформирование
материалистического понимания истории в некотором роде сродни той же работе, которую осуществляли создатели этой теории.
Только
материалистическое понимание истории вносит свет в этот хаос и открывает возможность широкого, связного и осмысленного воззрения на особый уклад общественного хозяйства, как на фундамент особого уклада всей общественной жизни человека.
Усердно маршируя, но плохо руководя, они принижают
материалистическое понимание истории своим игнорированием действенной, руководящей и направляющей роли, которую могут и должны играть в истории партии, сознавшие материальные условия переворота и ставшие во главе передовых классов.
Этот результат явился исходным пунктом его будущего
материалистического понимания истории.
Материалистическое понимание истории ухватывает способность общества двигаться самостоятельно, то есть быть целостностью, не нуждаться во внешних для себя причинах и предназначениях.
Представляется, в отличие от собственно «Полилогии…», что при всей декларируемой ортогональности этих составляющих сложной логики истории мироздания имеет место и некое единство
материалистического понимания истории, суть которого и предстоит, как часто пишет автор полилогии, «расплести» через определённое историческое соотношения этой пары полилогических логик исторического развития человеческого социума и мироустроения.
С помощью
материалистического понимания истории можно анализировать, условно говоря, «магистраль» развития общества, но эта «магистраль» может быть довольно широкой, иметь множество «полос».
Уже постепенно освобождавшаяся от идеологического диктата научная дискуссия прервалась реставрацией капитализма и своеобразной «идеологической контрреформацией», когда само
материалистическое понимание истории оказалось вытесненным цивилизационным подходом.
И вот, дескать, «экономические материалисты примкнули» к этой книге и притом, так как в доисторические времена не было борьбы классов, то они внесли такую «поправку» к формуле
материалистического понимания истории, что определяющим моментом наряду с производством материальных ценностей является производство самого человека, т. е. детопроизводство, играющее первенствующую роль в первобытную эпоху, когда труд по своей производительности был слишком ещё не развит.
Материалистическое понимание истории принадлежит к числу тех научных построений, критическая оценка которых неизбежно должна начинаться с установления их точного смысла и содержания.
Это нисколько не опровергает
материалистического понимания истории, но опровергает то толкование этой теории, согласно которому историю движут технические изобретения.
Согласно
материалистическому пониманию истории человеческого общества формой общественного строя, не знавшего государства, но породившего его, был родовой строй.
Одновременно стоит отметить, что в этом выразилось и влияние марксистских идей, которые объясняли развитие экономики динамикой производительных сил, производственных отношений и т. п., доказывая, что
материалистическое понимание истории всегда будет связано с экономикой.
Настоящий марксизм был замещён видимостью марксизма – псевдомарксизмом. <…> При этом не только превращались в мёртвые схемы действительные положения
материалистического понимания истории, но и выдавались за непреложные марксистские истины такие тезисы, которые никак не вытекали из исторического материализма. <…> Исторический материализм рассматривался как такой метод, который позволяет ещё до начала исследования того или иного общества установить, что будет найдено в нём исследователем.
Согласно одному из основных принципов
материалистического понимания истории, изложенному ещё классиками марксизма, никакая новая общественная формация не складывается до тех пор, пока старая не создаст достаточные для того материальные предпосылки.
Эти же периоды, с точки зрения
материалистического понимания истории, доказали и отсутствие внечеловечественного и надчеловечественного предопределения и провидения относительно направленности и способов жизнедеятельности.
Хотя предметом нашего исследования является
материалистическое понимание истории, в начале мы должны будем рассмотреть некоторые философские положения марксизма.
Разумеется, само
материалистическое понимание истории необходимо рассматривать как один извозможных инструментов познания общества, не исключающий остальные (нацеленные на выявление культурных детерминант, описание своеобразия отдельных обществ и т. п.) и ориентированный на рассмотрение общества в определённом срезе, с помощью специфической «материалистической» методологической оптики.
Вопрос о статусе
материалистического понимания истории, конечно, принципиален, но не настолько, чтобы резко выступать против тех, кому привычно и комфортно считать его социальной философией.
Если, согласно известному изречению, люди сами создают свою историю в зависимости от конкретных экономических условий и предпосылок, если
материалистическое понимание истории должно исходить из первой предпосылки социологии – природной и психической организации человека, то становится ясно, что в определённый момент наше исследование приобретает решающее для социологии значение.
Такое отношение к реальности возникает, если понимание куда идёт дело противоречит личным интересам будто бы её ищущего, или когда его сознание, в соответствии с фундаментальным принципом
материалистического понимания истории «Бытие определяет сознание» перезагружено силами другого, наступающего бытия, которое не одномоментный акт, оно предварительно выпускает свои «щупальца» из будущего в настоящее, трансформируя его, создавая новый Zeitgeist – «дух времени».
Такое – «прагматическое» – обращение с историей было бы не чем иным, как замаскированным естествознанием, чего и не скрывают приверженцы
материалистического понимания истории, между тем как их оппоненты ещё недостаточно отчётливо сознают степень сходства того и другого подхода.