Формами отражения объективной действительности в познании являются категории и законы
материалистической диалектики, выступающие также и как методологические принципы научно-теоретической деятельности.
Поэтому категории
материалистической диалектики, как и законы, представляют собой наиболее общие, фундаментальные понятия, пронизывающие собой все виды теоретического мышления.
Таким образом, реализовывалось триединство функций
материалистической диалектики – теоретическая, мировоззренческая и методологическая.
Марксистская же экономика представляет собой разновидность субстанциональной экономики, в которой в качестве общей методологии используются
материалистическая диалектика и исторический материализм.
С точки зрения материалистического взгляда на историю, «всеобъемлющая инновация» в модернизации китайской экономики означает применение метода
материалистической диалектики к экономической практике прошлого и настоящего, а также к «коневедению», «западноведению» и «нациоведению».
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: информационно-коммуникационный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Разрозненное обсуждение этого вопроса обычно мотивируется четырьмя обстоятельствами: во-первых, необходимостью критики той или иной ошибочной теоретической программы и направления мысли; во-вторых, анализом и критикой её в сравнении с капиталистической системой; в-третьих, обобщением опыта тогдашнего этапа борьбы; в-четвёртых, иллюстрацией направления изменений в будущем обществе с помощью тезиса развития
материалистической диалектики.
Следовательно, лингвист выводит из «надстроечных» (accadimenti sovrastrutturali) – в смысле диалектического материализма – явлений явления «базисные» (strutturali) – в смысле
материалистической диалектики.
Материалистическая диалектика считает, что существуют три основных закона природы, общества и человеческого мышления, а именно: закон взаимного изменения качества, закон отрицания отрицания и закон единства противоположностей, из которых закон единства противоположностей является наиболее фундаментальным.
Комплексный подход к решению проблемы ответственности осуществляется при переходе от
материалистической диалектики соотношения «свободы» и «необходимости» (всеобщих методологических предпосылок необходимого регулятивного механизма) к выявлению диалектики идеального и закреплению в правовых нормативах специфических цивилизационных зависимостей, исторически сложившихся социальных общностей, адекватного понятийного соотношения ценности и долга в логике, определяющих сферы жизненедеятельности, проектируемые в государственном управлении, востребовавшие достижения мировой культуры.
Только овладев органически единой
материалистической диалектикой, можно раскрыть общие законы человеческого мышления, т. е. человеческого познания, и только утвердив материалистический взгляд на историю, можно раскрыть общие законы человеческого мышления, т. е. человеческого познания.
Феноменологией
материалистической диалектики является феномен марксизма.
Автор свыше 150 работ (в том числе нескольких книг) по проблемам теории
материалистической диалектики, логики и методологии науки, по философским исоциальным проблемам физической культуры и спорта.
Отсюда вытекает один из основных принципов
материалистической диалектики – всесторонность рассмотрения.
Таковы те основные задачи, которые должны быть решены в ходе всесторонней разработки
материалистической диалектики как логики, теории познания и методологии науки.
Таким образом, с точки зрения
материалистической диалектики саморазвитие может быть определено как необратимое, закономерное, направленное, внутренне необходимое изменение системы, порождаемое самопротиворечивостью её субстанционального основания и сопровождающееся переходом к новому качественному состоянию системы.
Подход к праву с позиции
материалистической диалектики позволяет трактовать их как форму права и содержание права.
Наиболее существенное и новое в этом направлении состоит в применении
материалистической диалектики к переработке всей политической экономии.
Только такое понимание методологической функции
материалистической диалектики позволяет считать её «главным источником света, который озаряет путь в поисках истины в любом исследовании, в том числе и в следственной практике», даёт общее направление научным поискам и помогает разработке более конкретных методов познания.
Принципиально важно научиться использовать
материалистическую диалектику для содействия построению единства в рамках концепции демократического централизма.
Важнейшим общенаучным методом является
материалистическая диалектика.
Для материи в широком смысле слова развитие и саморазвитие совпадают: «Утверждая, что любой материальной системе свойственно развитие,
материалистическая диалектика понимает его как саморазвитие, как такое развитие, которое не нуждается в каких-то внешних по отношению к материи, т. е. нематериальных, факторах, источниках развития» [там же, с. 317].
Философские категории «форма» и «содержание», используемые в рамках
материалистической диалектики, служат для выявления внутренних источников единства, целостности и развития материальных объектов.
Анализ действия всеобщих законов диалектики в сфере познания несомненно одна из важных задач
материалистической диалектики.
Подавляющее большинство советских философов и логиков разделяет ту точку зрения, что современная формальная логика не является метафизической по своему методу и в этом отношении вовсе не противостоит
материалистической диалектике.
Материалистическая диалектика рассматривает внутреннее противоречие в знаке, в слове не как непосредственное взаимодействие между материей и значением (идеальным), поскольку их прямое взаимопроникновение невозможно не в силу их принципиально различного качества, а в силу наличия между материальным и идеальным промежуточного звена в виде идеального образа знака (2) и идеального образа предмета (3).
Поэтому о
материалистической диалектике можно говорить и как о классической философской системе, и как о неклассической.
Особое значение имеет использование
материалистической диалектики для изучения и разрешения противоречий в социалистическом развитии.
Единство и борьба противоположностей идёт как всеобщий закон познания в системе
материалистической диалектики, являясь ядром общего учения о развитии природы, общества и мышления.
Именно единство и неразрывная связь всех сторон
материалистической диалектики как логики и теории познания делают её всеобщим научным методом познания действительности, определяют весь путь познавательного процесса от явления к сущности, от выявления внешних связей и отношений до обнаружения закона, от абстрактно-теоретических выводов до выработки конкретно-практических рекомендаций.
Особое значение имеет
материалистическая диалектика, утверждающая принципы всеобщей связи и развития, взаимодействия и взаимообусловленности государства и права, общественных институтов, наличие причинно-следственных связей между различными, но взаимосвязанными событиями.
Наряду со старым добрым позитивизмом и недоброй памяти
материалистической диалектикой («ленинизм до исступления»), возникло неправдоподобное разнообразие часто сменяющих друг друга или существующих одновременно наименований методологических подходов и парадигм в философии, науке и исскустве.
Тесно связана теория государства и права и с диалектико-материалистической философией – наукой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, особенно историческим материализмом, представляющим собой использование законов и приёмов
материалистической диалектики при философском осмыслении общества.
Этим примером хотелось бы продемонстрировать студентам отдельные логические тонкости
материалистической диалектики и диалектического мышления, которые не под силу устоявшимся метафизикам из учёного мира.
Поскольку мы заявили в качестве методологии своей монографии
материалистическую диалектику, нам, наверное, надо отметить, что истмат (исторический материализм), а вслед за ним и юридические науки (не только уголовный процесс, но и криминология, уголовное право) весьма небрежно относились к роли природной среды обитания как детерминанте социального.
Анализ с позиций
материалистической диалектики показывает, однако, что научные революции столь же естеотвенноисторнчески полготавливаются, назревают в сочетании самых различных факторов, объективных и субъективных, как и революции социальные.
Категории «доказательство», «источники доказательств» искусственно помещаются в контекст
материалистической диалектики.
Задача любого криминологического исследования заключается в том, чтобы с помощью общих положений
материалистической диалектики избрать такой метод исследования, который бы давал возможность раскрыть социальную сущность явления, установить закономерности его развития, формы выражения вовне и т. д.
Однако попытки дискредитировать и игнорировать материалистическое учение о развитии, оклеветать его, приписать ему несуществующие качества либо лишить присущих качеств, концентрировать внимание на наносном и ошибочном, игнорируя сущностное, останавливаться лишь на исторических формах и не видеть потенциала и перспектив – идеологический приём, который смоет история, как на закрашенных иконах вскрыв истинные лики, потенциал и сущность
материалистической диалектики.
Вместе с тем классики марксизма-ленинизма неоднократно указывали на то, что
материалистическая диалектика изучает мышление, процесс познания в целом, анализирует методы науки и потому выступает как логика (диалектическая логика), теория познания и методология науки.
Противники
материалистической диалектики отрицают правомерность диалектической логики.
Сегодня особую важность приобретает задача укрепления союза
материалистической диалектики и других наук, что немыслимо без разработки диалектики как логики, теории познания и методологии науки.
Кстати говоря, на основании подобных соображений вообще иногда отказывают
материалистической диалектике в статусе теории научного метода.
Итак, по утверждению учебника, случайное в понимании
материалистической диалектики образует всегда случай (casus) в смысле уголовного права.
В данном сочинении были обобщены уроки партийной борьбы с точки зрения мировосприятия и методологии, системно изложен и развит метод
материалистической диалектики марксизма, разоблачены ошибочные особенности идеологии «левых» и «правых» и источники теории гносеологии, показано их субъективно-объективное разделение, а также особенность разделения познания и практики, что есть конкретное проявление идеалистической гносеологии.
Нетрудно, зная
материалистическую диалектику, увидеть, что красота – это правильная линия в единстве и борьбе противоположностей, та самая середина между двумя сторонами всякого явления, всякой вещи, которую видели ещё древние греки и назвали аристон – наилучшим, считая синонимом этого слова меру, точнее – чувство меры.
Материалистическая диалектика обязывает к изучению и оценке явлений в конкретных условиях места и времени.
Эти указания закона в системе социалистического уголовного права исполнены глубокого смысла: они непосредственно связаны с общими требованиями марксистской методологии – требованиями
материалистической диалектики – оценивать явления в конкретных условиях места и времени.
Следовательно, случайное в понимании
материалистической диалектики характеризует объективный процесс причинения, его объективно случайный характер; «случай» в уголовном праве – субъективное состояние лица, отсутствие в психике лица умысла или неосторожности, невиновный характер поведения лица.