Формами отражения объективной действительности в познании являются категории и законы
материалистической диалектики, выступающие также и как методологические принципы научно-теоретической деятельности.
Поэтому категории
материалистической диалектики, как и законы, представляют собой наиболее общие, фундаментальные понятия, пронизывающие собой все виды теоретического мышления.
Наиболее существенное и новое в этом направлении состоит в применении
материалистической диалектики к переработке всей политической экономии.
Материалистическая диалектика рассматривает причинную связь как объективную категорию, реально существующую во внешнем мире.
Таким образом, реализовывалось триединство функций
материалистической диалектики – теоретическая, мировоззренческая и методологическая.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: прокорпеть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Материалистическая диалектика обязывает к изучению и оценке явлений в конкретных условиях места и времени.
С точки зрения материалистического взгляда на историю, «всеобъемлющая инновация» в модернизации китайской экономики означает применение метода
материалистической диалектики к экономической практике прошлого и настоящего, а также к «коневедению», «западноведению» и «нациоведению».
На практике он всегда исходил из обеспечения реализации идейно-политической линии и реализации четырёх модернизаций социализма, размышляя об организационной структуре партии и следуя основным принципам
материалистической диалектики и научным методам изучения, отражал новаторский дух и стиль при применении марксистского философского мышления для укрепления и улучшения партийного строительства.
Таковы те основные задачи, которые должны быть решены в ходе всесторонней разработки
материалистической диалектики как логики, теории познания и методологии науки.
Итак, по утверждению учебника, случайное в понимании
материалистической диалектики образует всегда случай (casus) в смысле уголовного права.
Принципиально важно научиться использовать
материалистическую диалектику для содействия построению единства в рамках концепции демократического централизма.
Согласно
материалистической диалектике развитие идёт всегда от возможности к действительности.
И, напротив, случайное в смысле
материалистической диалектики может вовсе не оказаться «случаем» в смысле уголовного права.
Анализ действия всеобщих законов диалектики в сфере познания несомненно одна из важных задач
материалистической диалектики.
Подавляющее большинство советских философов и логиков разделяет ту точку зрения, что современная формальная логика не является метафизической по своему методу и в этом отношении вовсе не противостоит
материалистической диалектике.
Итак, о «случайном» говорит
материалистическая диалектика, о «случае» – уголовное право.
Особое значение имеет
материалистическая диалектика, утверждающая принципы всеобщей связи и развития, взаимодействия и взаимообусловленности государства и права, общественных институтов, наличие причинно-следственных связей между различными, но взаимосвязанными событиями.
Особое значение имеет использование
материалистической диалектики для изучения и разрешения противоречий в социалистическом развитии.
Наряду со старым добрым позитивизмом и недоброй памяти
материалистической диалектикой («ленинизм до исступления»), возникло неправдоподобное разнообразие часто сменяющих друг друга или существующих одновременно наименований методологических подходов и парадигм в философии, науке и исскустве.
Тесно связана теория государства и права и с диалектико-материалистической философией – наукой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, особенно историческим материализмом, представляющим собой использование законов и приёмов
материалистической диалектики при философском осмыслении общества.
Комплексный подход к решению проблемы ответственности осуществляется при переходе от
материалистической диалектики соотношения «свободы» и «необходимости» (всеобщих методологических предпосылок необходимого регулятивного механизма) к выявлению диалектики идеального и закреплению в правовых нормативах специфических цивилизационных зависимостей, исторически сложившихся социальных общностей, адекватного понятийного соотношения ценности и долга в логике, определяющих сферы жизненедеятельности, проектируемые в государственном управлении, востребовавшие достижения мировой культуры.
Эти указания закона в системе социалистического уголовного права исполнены глубокого смысла: они непосредственно связаны с общими требованиями марксистской методологии – требованиями
материалистической диалектики – оценивать явления в конкретных условиях места и времени.
Следовательно, случайное в понимании
материалистической диалектики характеризует объективный процесс причинения, его объективно случайный характер; «случай» в уголовном праве – субъективное состояние лица, отсутствие в психике лица умысла или неосторожности, невиновный характер поведения лица.
Вместе с тем классики марксизма-ленинизма неоднократно указывали на то, что
материалистическая диалектика изучает мышление, процесс познания в целом, анализирует методы науки и потому выступает как логика (диалектическая логика), теория познания и методология науки.
Противники
материалистической диалектики отрицают правомерность диалектической логики.
Сегодня особую важность приобретает задача укрепления союза
материалистической диалектики и других наук, что немыслимо без разработки диалектики как логики, теории познания и методологии науки.
Кстати говоря, на основании подобных соображений вообще иногда отказывают
материалистической диалектике в статусе теории научного метода.
По своему методу, подходу к мышлению, познанию в целом
материалистическая диалектика противостоит старой традиционной гносеологии, формальной логике, психологии и другим наукам XVII–XVIII вв., которые метафизически, антидиалектически подходили к познанию.
Это, пожалуй, одно из наиболее широко распространённых и в явном виде формулируемых пониманий предмета
материалистической диалектики как логики и методологии науки.
Использование в научно-исследовательской деятельности метода
материалистической диалектики рассматривается некоторыми авторами как фактор, отрицательно влияющий на эффективность юридической науки и практики.
Феноменологией
материалистической диалектики является феномен марксизма.
Автор свыше 150 работ (в том числе нескольких книг) по проблемам теории
материалистической диалектики, логики и методологии науки, по философским исоциальным проблемам физической культуры и спорта.
Подход к праву с позиции
материалистической диалектики позволяет трактовать их как форму права и содержание права.
Таким образом, с точки зрения
материалистической диалектики саморазвитие может быть определено как необратимое, закономерное, направленное, внутренне необходимое изменение системы, порождаемое самопротиворечивостью её субстанционального основания и сопровождающееся переходом к новому качественному состоянию системы.
Важнейшим общенаучным методом является
материалистическая диалектика.
Для материи в широком смысле слова развитие и саморазвитие совпадают: «Утверждая, что любой материальной системе свойственно развитие,
материалистическая диалектика понимает его как саморазвитие, как такое развитие, которое не нуждается в каких-то внешних по отношению к материи, т. е. нематериальных, факторах, источниках развития» [там же, с. 317].
Философские категории «форма» и «содержание», используемые в рамках
материалистической диалектики, служат для выявления внутренних источников единства, целостности и развития материальных объектов.
Поэтому о
материалистической диалектике можно говорить и как о классической философской системе, и как о неклассической.
Именно единство и неразрывная связь всех сторон
материалистической диалектики как логики и теории познания делают её всеобщим научным методом познания действительности, определяют весь путь познавательного процесса от явления к сущности, от выявления внешних связей и отношений до обнаружения закона, от абстрактно-теоретических выводов до выработки конкретно-практических рекомендаций.
Этим примером хотелось бы продемонстрировать студентам отдельные логические тонкости
материалистической диалектики и диалектического мышления, которые не под силу устоявшимся метафизикам из учёного мира.
Поскольку мы заявили в качестве методологии своей монографии
материалистическую диалектику, нам, наверное, надо отметить, что истмат (исторический материализм), а вслед за ним и юридические науки (не только уголовный процесс, но и криминология, уголовное право) весьма небрежно относились к роли природной среды обитания как детерминанте социального.
Анализ с позиций
материалистической диалектики показывает, однако, что научные революции столь же естеотвенноисторнчески полготавливаются, назревают в сочетании самых различных факторов, объективных и субъективных, как и революции социальные.
Категории «доказательство», «источники доказательств» искусственно помещаются в контекст
материалистической диалектики.
Задача любого криминологического исследования заключается в том, чтобы с помощью общих положений
материалистической диалектики избрать такой метод исследования, который бы давал возможность раскрыть социальную сущность явления, установить закономерности его развития, формы выражения вовне и т. д.
Однако попытки дискредитировать и игнорировать материалистическое учение о развитии, оклеветать его, приписать ему несуществующие качества либо лишить присущих качеств, концентрировать внимание на наносном и ошибочном, игнорируя сущностное, останавливаться лишь на исторических формах и не видеть потенциала и перспектив – идеологический приём, который смоет история, как на закрашенных иконах вскрыв истинные лики, потенциал и сущность
материалистической диалектики.
На эти вопросы даёт ответ
материалистическая диалектика.