Получает развитие, и систематизируются идеи
утопического социализма.
Впрочем, критический
утопический социализм так и не дал ответа на этот вопрос.
Такая идеология в полной мере отражала суть
утопического социализма о безусловной ценности каждого человеческого существа.
Имея глубокие корни во французском
утопическом социализме и в традициях русского народничества, доктрины бакунинского анархизма отвергали крупную промышленность, как искусственное образование, не признающее добровольности и разъедающее подлинные человеческие ценности.
Обострённый интерес русской литературы середины 1840‐х гг. к
утопическому социализму воплотился в повышенном внимании к наиболее бедным и обездоленным из крестьян – крепостным (барщинным), а не только к государственным или оброчным.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ужли — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Западники же рассматривали монархию как оплот консервативных сил, препятствующих воплощению идеалов
утопического социализма и равенству гражданских свобод.
Основоположники
утопического социализма отнюдь не пролетарии.
В этом плане очень показательно возникновение
утопического социализма.
Именно этот теократический аспект
утопического социализма почему-то менее всего привлекает внимание его исследователей.
Он рисовал идиллическую картину прекрасного будущего в духе известных представителей
утопического социализма: «Когда всюду кругом станут возникать общественные латифундии, обрабатываемые уж не жалкими наёмными рабами, а богатыми товариществами свободных, жизнерадостных людей, тогда вместо бегства от своего клочка земли в город начнётся ещё более быстрое бегство от этого же клочка земли к товарищеским крупным предприятиям, и варварство будет изгнано из своих последних твердынь…».
Здесь он проходит школу идей западноевропейского
утопического социализма и русской демократической мысли, находившейся тогда на этапе стремительного движения к высокой гражданской зрелости.
В 40-ые годы XIX века наиболее яркие представители русского
утопического социализма выступают с теорией, опирающейся на более или менее цельное философское основание.
Печальный опыт применения принципов
утопического социализма – организации коммун на базе помещичьих хозяйств – уже был.
Если вынести за скобки первобытный коммунизм, античные, раннехристианские или средневековые формы общественной жизни, то прежде всего в теориях
утопического социализма.
Различные учения о кооперативном движении и кооперации зарождались как разновидность
утопического социализма, став основой теории «кооперативного социализма».
Это была самая слабая сторона
утопического социализма в политическом отношении, та сторона, которая резко выступает в домарксистский период всего социалистического движения.
Русские социалисты сумели подметить некоторые существенные черты ограниченности западных систем
утопического социализма, в частности присущей многим из них дух уравнительности.
Центральной, задачей основоположников отечественного
утопического социализма являлась борьба с самодержавием и ликвидация вместе с самодержавно-крепостническим строем всех форм эксплуатации человека человеком.
Идеализм в современной науке о международных отношениях имеет и более близкие идейно-теоретические истоки, в качестве которых выступают
утопический социализм, либерализм и пацифизм XIX в.
Русские последователи
утопического социализма становились в своих программах всегда над обществом, что и приносило им много неудач и много разочарований.
Опираясь на западных классиков
утопического социализма, Чернышевский приходит к выводу: социализм есть неизбежный этап социально-экономической истории общества по пути к коллективной собственности и «принципу товарищества».
Значительный вклад в развитие
утопического социализма внесла идеология раннего христианства, которая несла в себе проповедь братства и равенства.
Утопический социализм можно подразделить на ранний и поздний.
Из монархического он превратился в либерально-демократический, даже с оттенком
утопического социализма, впрочем, весьма бледно-розового.
Пользуясь незнанием людей, они игнорируют то обстоятельство, что задолго до появления марксизма-ленинизма в мире существовало множество проповедников
утопического социализма, популярность которых была велика, но они никогда не могли создать сколько-нибудь значимых массовых движений, которые взяли бы на вооружение эти идеи.
Их социализм является научным в отличие от
утопического социализма именно потому, что он опирается на научный анализ капиталистического общества и его противоречий, а не потому, что он может с научной точностью определить природу и устройство будущего общества, которое придёт на смену капитализму.
При этом речь шла как о самых общих принципах «правильного» и справедливого общества, так и о некоторых конкретных деталях и особенностях жизни людей при социализме, которые мало чем отличались от построений
утопического социализма.
Африканские социалисты пытались соединить европейские социалистические учения (включая
утопический социализм образца XIX века, марксизм, народничество) с особенностями национального исторического развития и местными культурно-религиозными традициями, а также часто с исламским либо христианским социализмом.
Между тем, в идеях
утопического социализма большевикам было чем поживиться.
Многочисленные социалисты – утописты, следовавшие за отцами
утопического социализма, своей практикой фантазирования так же не пришли к результату в реальном воплощении.
Утопический социализм имел очень сильное развитие в средневековье при феодальных хозяйственных отношениях, т.к. приобрёл уже первых теоретиков утопистов, которые писали и изображали «идеальное социальное государство» без какой-либо частной собственности.
Здесь наиболее наглядно проявляются основные черты
утопического социализма: отрицательное отношение к движению масс и ошибочные мысли солидарности интересов капиталистов и рабочих.
Особенностью русского
утопического социализма последующего времени является попытка «навести мосты» между идеалом и реальностью, будущим и настоящим.
Отдельные идеи
утопического социализма появляются даже в последующих социалистических учениях, например, в марксизме.
Нет, главным является именно то, что родилось из так называемого
утопического социализма.
Российский литературный критик, революционер-демократ, философ-материалист, публицист и писатель, теоретик
утопического социализма.
Традиционно студенты объединялись в сообщества, формировавшиеся по интересам членов и именовавшиеся соответствующе: «Любители покера», «Сообщество сторонников
утопического социализма» или «Клуб фанатов LA Lakers».
При системе «общего равноправия» там хозяйственными людьми смоглась создаться ситуация замкнутого
утопического социализма в реальности всех, торчащих вокруг, отвратительных открытых переломов общества.
Для становления идей
утопического социализма большое значение имело социальное учение раннего христианства, проповедовавшего общечеловеческое равенство и братство людей, евангельский идеал общинного патриархального строя с потребительским коммунизмом в быту.
Утопический социализм выдвигал идеи совершенной социальной системы, исходя из внеисторически понимаемых принципов разума, справедливости, свободы, равенства, братства.
Даже если это принимало вид
утопического социализма или социальной педагогики.
Да вот беда: крестьянам все эти идеи
утопического социализма глубоко чужды!
– Ты, наверное, хотел бы жить в каком-то
утопическом социализме, в обществе роботов!
Или это простой
утопический социализм?
– Смелее, я вижу, вы готовы хорошо, про
утопический социализм слышали? – и, видя, что я молчу, добавляет. – А классическую немецкую философию?
Критический
утопический социализм – детище новой эпохи, отражавшее её внутренние противоречия и ставившее перед обществом новый вопрос: куда идёт история человечества?
Читателям старшего поколения напомню, в порядке юмора, что, как нас учили, марксизм тоже имел три источника: немецкая классическая философия, английская политэкономия и французский
утопический социализм.
Не соглашаясь полностью ни с одной из систем западноевропейского
утопического социализма, многие русские социалисты шли не только дальше критики капиталистической собственности, но и вырабатывали собственные пути и средства преодоления противоречий капитализма.
Они развиваются в различных религиях, а затем во многих разновидностях
утопического социализма.
Но этот вывод, нашедший себе полное выражение в идее о Contrat Social (следы которой очень заметны во всех системах
утопического социализма), совершенно противоречил всем историческим наблюдениям.