Итальянский футуризм окончательно раскололся к 1915 году.
Сначала я коснусь истории формирования в 1909–1913 годах
итальянского футуризма, с которым нередко связывают зарождение модернистского мифа о скорости.
Появившиеся же впоследствии автомобили стали знаком принадлежности к избранному обществу – и из этого чувства аристократической избранности можно вывести весь
итальянский футуризм.
Но, в отличие от
итальянского футуризма, русский авангард не имел ничего общего с традиционной концепцией нации и не испытывал особого восторга перед современными технологиями и современной войной.
Затем последовал большой перерыв, но с появлением политически-ангажированной полемики вокруг
итальянского футуризма возник и новый интерес к его художественным программам.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: блюз-рок — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
На русский футуризм значительное влияние оказала теория и практика
итальянского футуризма.
Общеевропейскому повороту к рациональному и конструктивному принципу в
итальянском футуризме соответствует концепция «механического искусства», определившая горизонт футуристической живописи, скульптуры, архитектуры и сценографии 1920-х.
Открытость современных читателей и исследователей к более сложному пониманию явлений – трансверсального характера авангарда, соблазнов и противоречий политической ангажированности – как кажется, обеспечила растущий сегодня интерес к
итальянскому футуризму.
По аналогии с кубизмом исследователи отмечают переход футуризма в середине 1910-х от «аналитической» фазы к «синтетической», в дальнейшем
итальянский футуризм пережил два ярко выраженных периода – «механическое искусство» в 1920-е гг. и «аэрофутуризм» в 1930-е – начале 1940-х.
Антология
итальянского футуризма не может быть исчерпывающей, и представленная здесь выборка основана не столько на доступности тех или иных источников, сколько на опыте предшествующих антологий – как объёмных итальянских, так и более компактных английских – и вместе с тем руководствуется нашим пониманием необходимости.
Вообще, триумф для лидера
итальянского футуризма, привыкшего защищать «кулаками и тростями» свои крайние аргументы, по сути, означал нечто прямо противоположное, а именно фиаско, провал.
К 1911 году сформировался характерный для
итальянского футуризма динамичный стиль, в котором прежний пуантилизм уступил место более мягкой, менее отчётливой неоимпрессионистской эстетике.
Вопреки этой репутации,
итальянский футуризм был первым модернистским течением, стремившимся обрести международный характер.
Однако не последними факторами, до настоящего времени препятствующими научному изучению и знакомству публики с
итальянским футуризмом, были языковой барьер и труд недоступность большинства источников, причём эта ситуация характерна для англоязычного мира так же, как и для русскоязычного.
Изобретения, содержащиеся в этом манифесте, являются целиком и полностью творениями, рождёнными
итальянским футуризмом.
Писатель был знатоком
итальянского футуризма.
Мироощущение экспрессионизма в этом смысле отличается от эйфорического пафоса
итальянского футуризма и его антигуманной брутальности, от всеотрицающего смеха дадаизма, интеллектуальной игры в свободолюбие сюрреализма, тупиковой безысходности экзистенциализма.
Решительно новое понимание границ искусства и современности в
итальянском футуризме оказалось не менее, а возможно, и более значимым, нежели его новации в области чистой живописи или чистой литературы.
Узнаваемый теоретический и идеологический горизонт
итальянского футуризма определили ранние манифесты довоенного периода, который принято называть «героическим».
В вортицизме, как и в
итальянском футуризме, участвовали и художники, и поэты.
Выражая общую установку модернистского искусства на новаторство и разрыв с прошлым,
итальянский футуризм прославился особенно грозными проклятьями в адрес всего, что олицетворяло культурную традицию, художественный мейнстрим и обывательский вкус буржуазного общества.
Антология объединяет 100 манифестов и программ
итальянского футуризма, опубликованных с 1909 по 1941 год, практически полностью охватывая историю движения.
Итальянский футуризм сегодня остаётся одним из самых недооценённых и недопонятых движений исторического авангарда.
Эпоха 1930-х – начала 1940-х гг. в
итальянском футуризме проходила под знаком «аэропоэзии», «аэроживописи», «аэроскульптуры», а также музыки, танца, архитектуры и керамики с приставкой «аэро-».
Обилие риторических и теоретических заявлений, обращённых к самым разным сферам искусства и жизни, ставит текстовую продукцию
итальянского футуризма на совершенно особое место среди материалов и источников исторического авангарда.