Итальянский футуризм окончательно раскололся к 1915 году.
Писатель был знатоком
итальянского футуризма.
Появившиеся же впоследствии автомобили стали знаком принадлежности к избранному обществу – и из этого чувства аристократической избранности можно вывести весь
итальянский футуризм.
Но, в отличие от
итальянского футуризма, русский авангард не имел ничего общего с традиционной концепцией нации и не испытывал особого восторга перед современными технологиями и современной войной.
Сначала я коснусь истории формирования в 1909–1913 годах
итальянского футуризма, с которым нередко связывают зарождение модернистского мифа о скорости.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: симплока — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Итальянский футуризм сегодня остаётся одним из самых недооценённых и недопонятых движений исторического авангарда.
Узнаваемый теоретический и идеологический горизонт
итальянского футуризма определили ранние манифесты довоенного периода, который принято называть «героическим».
Выражая общую установку модернистского искусства на новаторство и разрыв с прошлым,
итальянский футуризм прославился особенно грозными проклятьями в адрес всего, что олицетворяло культурную традицию, художественный мейнстрим и обывательский вкус буржуазного общества.
Решительно новое понимание границ искусства и современности в
итальянском футуризме оказалось не менее, а возможно, и более значимым, нежели его новации в области чистой живописи или чистой литературы.
Художественно-эстетическими предшественниками перформанса называют русский и
итальянский футуризм.
Затем последовал большой перерыв, но с появлением политически-ангажированной полемики вокруг
итальянского футуризма возник и новый интерес к его художественным программам.
Открытость современных читателей и исследователей к более сложному пониманию явлений – трансверсального характера авангарда, соблазнов и противоречий политической ангажированности – как кажется, обеспечила растущий сегодня интерес к
итальянскому футуризму.
Изобретения, содержащиеся в этом манифесте, являются целиком и полностью творениями, рождёнными
итальянским футуризмом.
По аналогии с кубизмом исследователи отмечают переход футуризма в середине 1910-х от «аналитической» фазы к «синтетической», в дальнейшем
итальянский футуризм пережил два ярко выраженных периода – «механическое искусство» в 1920-е гг. и «аэрофутуризм» в 1930-е – начале 1940-х.
Вопреки этой репутации,
итальянский футуризм был первым модернистским течением, стремившимся обрести международный характер.
Однако не последними факторами, до настоящего времени препятствующими научному изучению и знакомству публики с
итальянским футуризмом, были языковой барьер и труд недоступность большинства источников, причём эта ситуация характерна для англоязычного мира так же, как и для русскоязычного.
Эпоха 1930-х – начала 1940-х гг. в
итальянском футуризме проходила под знаком «аэропоэзии», «аэроживописи», «аэроскульптуры», а также музыки, танца, архитектуры и керамики с приставкой «аэро-».
Антология объединяет 100 манифестов и программ
итальянского футуризма, опубликованных с 1909 по 1941 год, практически полностью охватывая историю движения.
Обилие риторических и теоретических заявлений, обращённых к самым разным сферам искусства и жизни, ставит текстовую продукцию
итальянского футуризма на совершенно особое место среди материалов и источников исторического авангарда.
К 1911 году сформировался характерный для
итальянского футуризма динамичный стиль, в котором прежний пуантилизм уступил место более мягкой, менее отчётливой неоимпрессионистской эстетике.
На русский футуризм значительное влияние оказала теория и практика
итальянского футуризма.
Вообще, триумф для лидера
итальянского футуризма, привыкшего защищать «кулаками и тростями» свои крайние аргументы, по сути, означал нечто прямо противоположное, а именно фиаско, провал.
В вортицизме, как и в
итальянском футуризме, участвовали и художники, и поэты.
Антология
итальянского футуризма не может быть исчерпывающей, и представленная здесь выборка основана не столько на доступности тех или иных источников, сколько на опыте предшествующих антологий – как объёмных итальянских, так и более компактных английских – и вместе с тем руководствуется нашим пониманием необходимости.
Очевидно влияние русского конструктивизма, протосупрематизма,
итальянского футуризма.
Общеевропейскому повороту к рациональному и конструктивному принципу в
итальянском футуризме соответствует концепция «механического искусства», определившая горизонт футуристической живописи, скульптуры, архитектуры и сценографии 1920-х.
Мироощущение экспрессионизма в этом смысле отличается от эйфорического пафоса
итальянского футуризма и его антигуманной брутальности, от всеотрицающего смеха дадаизма, интеллектуальной игры в свободолюбие сюрреализма, тупиковой безысходности экзистенциализма.