Соблюдение принципов групповой работы, таких как активность участников, партнерское общение,
исследовательская позиция участников в процессе межличностного взаимодействия, осуществление обратной связи.
Начать стоит с того, что в репертуаре филолога есть две взаимосвязанные, но всё же различные
исследовательские позиции.
Мы надеемся, что такой навигатор поможет и читателям сориентироваться в многообразии видений и соотношении
исследовательских позиций.
Научным знание о закономерностях психического развития человека становится тогда, когда человек, его получающий, занимает
исследовательскую позицию – позицию учёного.
Исследовательская позиция позволяет человеку решать проблемы зависимости содержания получаемой информации от его собственного мышления.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: заращение — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Будучи увлечены собственными идеями, авторы не склонны придавать большого значения разбору историографии, постулируя это даже в качестве
исследовательской позиции.
Практически все страны во главу угла помещают ученика, подчёркивают его непосредственный образовательный опыт и активную
исследовательскую позицию в ходе обучения.
Разнообразие
исследовательских позиций и подходов, однако, не нарушило целостного представления о личности как предмете психологического исследования, но, наоборот, позволило увидеть многообразие ракурсов научного анализа проблемы, оценить наличие преемственности в её изучении в разные периоды развития психологической науки, очертить актуальные и выделить поисковые направления исследования личности в современной психологии.
Это и будет реализация принципа
исследовательской позиции.
Задаётся, таким образом, ситуация, которая ориентирована на выработку динамичной
исследовательской позиции.
Можно исследовать переживания общества как группы людей, как групповой феномен, однако возможность такого исследования всецело зависит от научной
исследовательской позиции учёного, от возможностей научными методами фиксировать групповые феномены как проявление коллективного сознательного и бессознательного.
Видно, как историкам сложно найти язык, на котором можно говорить об абсолютном зле и одновременно сохранять объективность собственной
исследовательской позиции.
Эта техника даёт возможность побыть в чистой
исследовательской позиции по отношению к себе и своей жизни, свободной от установок и чужих моделей.
При этом критическая позиция, скептицизм обучающегося могут стать основой
исследовательской позиции в учении, что способствует более глубокой и осознанной идентификации с новой профессией.
Принцип творческой
исследовательской позиции состоит в том, что в процессе тренинга участники группы осознают, находят и открывают те идеи и закономерности, которые уже известны в психологии, а также раскрывают свои собственные ресурсы и потенциал.
Этому способствует
исследовательская позиция, когда мы намереваемся не исправлять нечто в себе, своих чувствах/состоянии, не создавать произведения и художественные образы, не анализировать продукты своего творчества, не «отключать голову» якобы для обретения спонтанности, а исследовать себя и свою жизнь, проявлять заботу и внимание к тому, что есть (как проявляли бы его, например, к другому, неизвестному, но интересному и важному для нас человеку).
С традиционной, «условно-объективистской» точки зрения возможны только две
исследовательские позиции: внимание обращается либо на духовное, разумное начало, либо на начало физиологическое, утилитарно-инструментальное.
Для того чтобы синергетика стала, наконец, как обещала, новой познавательной парадигмой, необходимо отойти от широкого философско-обобщающего взгляда на явления, которые она изучает, и занять в отношении их вполне определённую
исследовательскую позицию, характерную преимущественно для естественных наук.
Вместе с тем необходимо отметить, что до настоящего времени, несмотря на активное использование самого термина, практически все авторы вкладывают в понятие социальной трансформации только субъективно присущее их
исследовательской позиции видение.
Различное видение современными мыслителями хода и перспектив исторического процесса, при всей разноплановости и многоуровности
исследовательских позиций, в интегрированном виде позволяет сделать теоретическое обобщение о том, что в любом из возможных для социального контекста современности случаев процессы социальных изменений перерастают национальные и системные границы отдельных таксонометрических единиц структурного множества, составляющего сегодня собирательное понятие человеческого сообщества.
Однако «полифония» предметных срезов и
исследовательских позиций автоматически не ведёт к искомой многомерной картине реальности.
Этому уровню не соответствует, с нашей точки зрения, философско-методологический уровень работы, определивший
исследовательскую позицию и ориентацию автора.
От того, как понимается человек: как субъект, обладающий способностью к выбору жизненного, профессионального, социокультурного пути развития, или как социальный индивид, «работающий» на соответствие социальным ожиданиям (стандартам успешности), выполняющий определённую социальную роль, зависит
исследовательская позиция при разработке концептуальных положений.
Реализация принципа творческой
исследовательской позиции нередко находит сопротивление со стороны участников занятий.
Отсюда резко отрицательное отношение учёного к двум противоположным крайним
исследовательским позициям – норманизму и антинорманизму.
Изменилась
исследовательская позиция в целом: вместо взаимоисключающих стратегий учёные научились видеть их взаимодополнительность.
Парадокс постнеклассического идеала рациональности проявляется в том, что отказ от охраны предметных границ усиливает
исследовательские позиции точно так же, как поддержка разнообразия делает развитие системы более устойчивой.
При этом формируется особая
исследовательская позиция, являющаяся следствием непрерывной самодетерминации по отношению к ситуации исследования.
Находясь в такой специфической
исследовательской позиции, наблюдатель-исследователь испытывает на себе разнообразные парадигмальные влияния, поддаётся очарованию тех или иных эпистемических, парадигмальных, методологических установок, подходов, теорий, гипотез, попадает в поле ожиданий, накладываемых на него другими участниками ситуации, в том числе коллегами-исследователями, при этом он «узнаёт» и «не узнаёт» себя одновременно, и может предстать неким множеством.
Философ-исследователь, избегая самоотождествления с одной из них, оказывается в ситуации, когда ему необходимо удерживать сложный многомерный баланс между разными возможными
исследовательскими позициями.
Этот процесс дальнейшего расхождения
исследовательских позиций и их оформления может быть обозначен термином «дисперсия».
Пытаясь построить прогноз, исследователь стремится максимально объективировать картину мира, становится сторонним наблюдателем, как бы исключает самого себя из числа акторов, сохраняя
исследовательскую позицию.
Весьма важно, что выработка
исследовательской позиции по отношению к миру, к другим, к самому себе происходит во взаимосвязи с условиями развития личности, в ходе осуществления её деятельности.
Выход из сложившийся ситуации, по мнению автора, состоит в смене
исследовательских позиций, которые позволяют выделить рефлексию в особую группу психических феноменов – над психическими процессами, которая возникает как кумулятивный эффект функционирования последних.
Но помимо понятного нарциссического желания написать этот труд, меня не оставляла и уверенность в том, что изучение старости и связанных с ней проблем с терапевтической и
исследовательской позиций может стать одним из способов, которым психотерапия и психоанализ могут внести реальный вклад в нашу культуру.
Разнообразие
исследовательских позиций и подходов к изучению одарённости и творчества, представленных в настоящей монографии, однако, не нарушило целостного представления о рассматриваемых феноменах, позволило увидеть многообразие ракурсов научного анализа проблемы одарённости и творчества, оценить преемственность в их изучении, очертить актуальные и выделить поисковые направления дальнейших исследований.
Фактически же, экспертно-аналитическая деятельность является интеллектуально-практическим полем, где культурологом продуцируется новое экспертное знание, несомненно связанное с установленными правилами описания и анализа текстов культуры, но, по существу, предъявляющее обществу собственную
исследовательскую позицию или интерпретацию (феноменов, процессов, разных форм и видов практики и пр.) через систему специальных научных процедур, выходя за рамки существующих стереотипов и обыденного опыта.
Принцип партнерского общения тесно связан с принципом творческой,
исследовательской позиции участников группы.
При этом имело место заимствование репрезентантами восточнославянской историографии части тезисов, высказанных в польской литуанистике того времени и определённое сближение на этой основе
исследовательских позиций.