При этом увлечение
идеями прогресса и цивилизации джадиды связывали с реформой ислама.
Идея прогресса возникла достаточно поздно, в XVIII веке, в кругу французских философов-просветителей.
Они стремились проникнуться европейскими
идеями прогресса, чтобы возглавить свои собственные народы на пути к модернизирующемуся миру.
Но можно ли утверждать, что
идея прогресса исчерпала своё предназначение?
Современные учёные не отказывают
идее прогресса в существовании.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: мергельный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Если эволюционизм со своей ограниченностью не имеет никакого значения для этики, то для неё имеет большое значение телеологическая
идея прогресса.
Правда, множество философов, эстетиков, историков культуры не разделяют
идеи прогресса в искусстве, имея на то все основания.
Столько людей одержимы
идеей прогресса. Боготворят науку. А что она дала человечеству? Кому помогла, кого осчастливила?
Упадок идеи собственности совпал с воцарением
идеи прогресса.
В этом и заключалась суть
идеи прогресса – абсолютно новой и очень опасной идеи.
Складывающееся правовое демократическое государство выступает в качестве регулятора социально-классовых отношений, инструмента для разрешения социальных конфликтов, обеспечения условий гражданского мира и реализации
идей прогресса.
Оптимистическая
идея прогресса распространяется в это время не только на область социально-экономическую, научно-техническую, но и на искусство, литературу (знаменитый «спор “древних” и “новых”», в котором «новые» отстаивали превосходство современных авторов над античными, что, безусловно, не соответствует истине, но хороню иллюстрирует страстную убеждённость эпохи в неизбежности прогресса во всех областях жизни).
Сторонники
идеи прогресса указывают на такие произошедшие за три последних столетия позитивные перемены в жизни человечества, как гуманизация и демократизация в политической и социальной сферах, ликвидация рабства, создание основанной на равноправии системы международных отношений, нивелирование культурных и экономических различий, революционное улучшение в сфере медицины, повышение качества и увеличение срока жизни, революцию в научно-технической сфере и невероятный прорыв в области информационных технологий.
Прежде всего оказалась скомпрометирована стержневая
идея прогресса (в светски-рационалистическом понимании просветителей и их интеллектуальных последователей).
Заслуга выдвижения идеи и разработки теории общественного прогресса принадлежит, прежде всего, философам второй половины ХVIII в., а социально—экономической базой для самого возникновения
идеи прогресса послужило становление капитализма.
Сама
идея прогресса названа детской иллюзией; вместо неё проповедуется «реализм» – новое слово, означающее полное отсутствие веры в человека.
Вера эта была крепка и наивна, и не задевали её ни великие бури, волновавшие философию на протяжении XIX века, ни страстные споры новейшей социологии, так ярко обнаружившие неразрешимую противоречивость
идей прогресса.
Может быть, наиболее интересным здесь является момент, когда проникнутая идеей «эволюции» философская история приводит к мысли об одной общейсистематической науке о социальном и, таким образом, приводит к созданию динамической социологии,с основной
идеей прогресса (Конт).
Интегрирующую роль на общенаучном уровне методологии науки играл эволюционный подход, в рамках которого формировалось представление об общественном развитии как продолжении природного; вёлся поиск универсальных законов развития; выделялись эволюционные стадии и обсуждалась
идея прогресса как поступательного движения от низшего к высшему.
Историки, заворожённые
идеей прогресса (расхожий, популярной, но и легковесной и ничего не объясняющей), историю не столько писали описывали, сколько судили и оценивали.
Один из основных тезисов движения HIP – отрицание
идеи прогресса в искусстве, которая всё ещё держит многих из нас в (неосознанном) плену.
Всякая серьёзная попытка преобразования скоро останавливается перед опасениями регресса, которые она естественно должна внушать в эпоху, когда идеи порядка по существу своему вытекают ещё из старого уклада, ставшего по справедливости ненавистным современным народам, точно же попытки непосредственно ускорить поступательный ход политики вскоре наталкиваются на преодолимые препятствия, вследствие порождаемых ими весьма законных тревог о неизбежности монархии, пока
идеи прогресса остаются преимущественно отрицательными.
Некритичное отношение к
идее прогресса привело к её мифологизации.
Особое значение в модерне приобретает
идея прогресса, поступательного линейного развития.
Цивилизация существовала и до того, как
идеи прогресса прочно вошли в умы и социальные установки.
При этом одним из основных определений жизни выступает воля к власти, заменяющая традиционную
идею прогресса.
Мировой и внутригосударственный порядок считался устойчивым, в обществе господствовали
идеи прогресса и устойчивого развития.
Ибо, несмотря на ребяческое восхищение
идеями прогресса, люди непременно поймут, что письменности и книге свойственны особые функции, которые не исчезнут вовеки.
Следы обращения к
идее прогресса видны невооружённым глазом и проявляются в многочисленных высказываниях по существу проблем, причём не философского, а исключительно политикоправового свойства.
Следует отметить, что бездоказательность
идеи прогресса, конечно, требует отнести её к элементу веры, а не разума.
Собственно говоря,
идея прогресса неотъемлема от идеи счастья, точнее, либерального понимания счастья.
О том, что группа интеллектуальных людей XIV и XV веков, объединившись в клуб по интересам и вооружившись
идеями прогресса и возвеличивания человека, взялись с азартом строить здание базисных знаний.
Он отражает
идею прогресса и личностного роста, а также способность преодолевать препятствия и добиваться успеха..
Если в эпоху «монгольских ураганов» XIII–XIV вв. под негативное отношение к кочевникам были подведены европоцентризм, христианство и прагматизм нарождающегося буржуазного мировосприятия, то сейчас таким «фундаментом» становятся «общечеловеческие ценности», к тому же осмысленные «гуманистически», представление о единой истории человечества, где главной становится
идея прогресса, а кочевники являют собой яркий пример регрессивного развития, акцент на критериях именно оседлой цивилизации (наличие религии, философии, литературы, материальной культуры).
Ссылки на эволюцию, как и на популярную в XIX веке
идею прогресса, возможно объясняют механизмы отбора тех или иных образцов, но не их сотворения.
Идея прогресса является первою основой исторического миросозерцания.
Социальные философы фиксируют:
идея прогресса исчезла, но прогресс продолжается.
История ставит перед человеческим разумом постоянно меняющиеся задачи; сама же цель остаётся вечной, поскольку она укоренена в
идее прогресса человечества.
Религиозно-утопические корни
идеи прогресса прослежены сегодня достаточно детально.
Идея прогресса оказалась благотворным, спасительным заветом, способным воодушевить людей, дать им силу в борьбе со злоключениями жизни или бедствиями времени.
Идея прогресса осложняется идеей органического развития.
Такое понимание вновь повергло бы нас в центр механических теорий, в корне отрицающих
идею прогресса.
Но, с моей точки зрения,
идея прогресса вообще ложная.
Оно появилось в условиях господства
идеи прогресса.
В этом смысле идея пролетарской революции и грядущего коммунизма есть противоположность внешне очень на неё похожей
идеи прогресса, этого другого изобретения (и важнейшего элемента) современности.