В случае перехода от
естественных государств к обществам открытого доступа мы показываем, что силы, описываемые нами, можно обнаружить в существующих исторических источниках.
Естественные государства, напротив, ограничивают доступ к организациям и принуждение к исполнению соглашений со стороны третьих лиц.
Открытый доступ к организациям – это важное и недооценённое различие между
естественным государством и порядками открытого доступа.
Третья задача книги – это объяснить, как общества переходят от
естественного государства к обществам открытого доступа.
Внутри
естественного государства выделяется типология хрупкого, базисного и зрелого.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: обряжение — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Естественные государства ограничивают способность индивидов формировать организации.
Естественное государство снижает проблему повсеместного распространения насилия путём создания господствующей коалиции, члены которой обладают особыми привилегиями.
Логика
естественного государства вытекает из того, как оно решает проблему насилия.
Однако они показывают, почему общества открытого доступа лучше справляются с переменами, чем
естественные государства.
В обоих социальных порядках есть публичные и частные организации, но
естественные государства ограничивают доступ к этим организациям, а общества открытого доступа – нет.
Напротив, мы утверждаем, что нормой является как раз
естественное государство, а не открытый доступ.
Как и в случае с появлением
естественных государств, общества открытого доступа фундаментально преобразили историю человечества.
Естественные государства используют политическую систему для регулирования экономической конкуренции и создают экономические ренты.
После неолитической революции появляются первые государства и их объединения – это уже период
естественных государств, хрупких, базисных, зрелых.
Вторая и третья главы посвящены основным характеристикам и типологии общественного устройства, которое условно определяется в книге как
естественное государство, или порядок ограниченного доступа.
Описание такого типа политико-экономического устройства, как
естественное государство, не вызывает вопросов, универсальные черты схвачены удивительно чётко.
Большая часть мира до сих пор живёт в
естественных государствах.
Насколько удачным является обобщение механизмов
естественного государства, настолько более трудной для восприятия и расплывчатой является апология порядка открытого доступа.
Описание принципов построения и динамики развития
естественного государства ясно и не вызывает сомнений.
Центральная характеристика всех институтов
естественного государства – это личные отношения.
Естественное государство, или порядок ограниченного доступа, – самый распространённый в истории тип общественного устройства – строится на ограничении доступа к экономическим и политическим ресурсам.
Порядок ограниченного доступа, или
естественное государство, появился во время первой социальной революции.
Так политическая система
естественного государства манипулирует экономической системой для создания ренты, которая затем обеспечивает политический порядок.
Естественные государства, следовательно, обладают гораздо более слабым гражданским обществом.
Переход от
естественного государства к порядку открытого доступа – это вторая социальная революция, наступление современности.
Идентичность, которая в
естественном государстве имеет глубоко личный характер, в порядках открытого доступа начинает определяться как набор безличных характеристик.
Вероятно, лишь 25 стран и 15 % населения всего земного шара живут сегодня в обществах открытого доступа, остальные 175 стран и 85 % населения живут в
естественных государствах.
После того как мы очертим концептуальные рамки в первой главе, мы рассмотрим логику социального порядка, которая появилась пять – десять тысяч лет назад в виде
естественного государства.
Несмотря на то что элементы второй революции, в особенности технологии, распространились повсеместно, многие современные общества остаются
естественными государствами.
Логика
естественного государства удалась.
Естественное государство преобразило человеческую историю: впервые естественные государства развили новые технологии, которые положили начало письменной истории человечества.
В письменной истории человечества доминирующей моделью социальной организации выступает
естественное государство (the natural state).
Естественное государство просуществовало так долго, потому что помогает в интересах влиятельных индивидов формировать господствующую коалицию таким образом, чтобы ограничить насилие и сделать возможными устойчивые социальные взаимодействия более крупного масштаба.
Систематическое создание ренты при помощи ограниченного доступа в
естественном государстве – это не просто средство набить карманы членов господствующей коалиции; это также важнейшее средство контроля насилия.
Таким способом возникает и находит оправдание попытка достигшего совершеннолетия народа превратить своё
естественное государство в нравственное.
Итак, нужно искать для продолжения общества опору, которая освободила бы его от
естественного государства, подлежащего уничтожению.
По нашему мнению, все государства в мире можно разделить на
естественные государства или порядки ограниченного доступа, и порядки открытого доступа, причём и в истории, и в современности доминируют порядки ограниченного доступа.
Поскольку естественное право «предполагает и
естественное государство (типа единого космополитического государства стоиков, гражданами которого являются все люди, каждый человек)», то последовательные сторонники естественно-правовой доктрины «отрицают позитивное право в пользу естественного права, а суверенное национальное государство (т. е. власть, устанавливающую позитивное право) подменяют негосударственными или надгосударственными инстанциями».
По словам авторов, модель
естественного государства характеризуется медленно растущими экономиками, чувствительными к потрясениям, и политическим устройством, которое не основывается на общем согласии граждан.
Норт и его коллеги выделяют несколько форм
естественного государства.
Базисные
естественные государства стабильнее, соглашения между элитными группами носят более долговременный характер.
Это
естественное государство (каким может называться всякое политическое тело, основывающее своё первоначальное устройство на силах, а не законах) противоречит моральному человеку, которому простая закономерность должна служить законом; но оно вполне соответствует физическому человеку, который только для того даёт себе законы, чтобы управиться с силами.
На первой: «Самое
естественное государство – то, где живёт один народ с единым национальным характером».
Ключевые слова: Раннее государство, чифдом, потестарные отношения, политогенез,
естественное государство, государство открытого доступа, правовое государство, гражданское право, римское право, демократия, конституционализм, церковь, религия, католицизм, протестантизм, идеологический дискурс.
Вселенная, по его мнению, –
естественное государство, членами которого по закону природы являются все люди.
Зрелое
естественное государство, способное сформировать предпосылки для перехода к порядкам открытого доступа, характеризуется устойчивыми внутренними институциональными структурами и способностью поддерживать организации элит, не имеющие тесной связи с государством.
В связи с очевидностью центрального места личностных отношений в социальной организации
естественных государств возникает соблазн редуцированной трактовки клановой организации в формате концепции патрон-клиентских отношений.
За предотвращение насилия
естественные государства платят свою цену.
Здание
естественного государства колеблется, его прогнивший фундамент оседает, и, кажется, явилась физическая возможность возвести закон на трон, уважать, наконец, человека как самоцель и сделать истинную свободу основой политического союза.
То есть тем, что отличало средневековые
естественные государства от современных развитых западных стран.