Этот вывод необходимо сделать, но он разрушит сам
естественнонаучный подход.
Но если раньше, продолжал он, это было предметом прежде всего философии, то сегодня ситуация иная, и не занимается ли
естественнонаучный подход препарированием «трупа сознания»?
Кризис в современной гуманитарной науке свидетельствует о необходимости поиска новой парадигмы, выходящей за границы
естественнонаучного подхода, что, в свою очередь, предполагает обращение к истокам нашей культуры, расширение категориального аппарата и источниковой базы психологии и педагогики.
Собственно говоря, эта работа написана ради проверки эффективности предложенного
естественнонаучного подхода к истории народов (этносов) и их взаимодействий.
Если последний разрабатывал методологию исходя из естественнонаучного идеала, то я сторонник гуманитарного подхода, допускающего, кстати, в качестве своего предельного отношения и
естественнонаучный подход.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: грасьосо — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Она имеет свою специфику, не совпадающую с принципами и методами
естественнонаучного подхода, широко используемого в соматической медицине.
Таким образом, психиатрия, как наука, основанная на классических принципах позитивизма и
естественнонаучных подходов к изучению функциональных систем объективно существующей реальности, не может рассчитывать на всестороннее, качественное измерение и понимание внутреннего мира субъектов, субъективной реальности человека (пациента).
Другой
естественнонаучный подход – переход от специальных величин к общим, – позволил найти точки соприкосновения между разными, зачастую конкурирующими экономическими школами.
Этот метод он искал в течение 70 лет, продвигаясь от этнографического метода к этнологическому, от исторического к историко-географическому, от
естественнонаучного подхода к системному методу.
Поэтому предмет психиатрии, её целеполагание и методология выходят за рамки медицинских знаний (
естественнонаучных подходов) и представляют собой в значительной степени системное социально-онтологическое, гуманитарное направление, ориентированное не на патологию организма, а на различные формы дисфункции субъективного жизненного пространства или внутреннего мира пациента.
Естественнонаучный подход не имеет ни методологии, ни методического инструментария для изучения целостного внутреннего мира, психического опыта и психической реальности пациента.
Естественнонаучный подход, отражающий возможности человеческого разума познавать только материальное, в рамках классической психиатрии и её позитивистских оснований, не может использоваться в гуманитарных целях для изучения внутреннего, субъективного мира пациента.
О её онтологической сущности свидетельствует и
естественнонаучный подход к психике, который связывает её с природными основами.
Первые попытки применения новых
естественнонаучных подходов к анализу столь сложных объектов, как культура и искусство, были не очень результативны.
Таковы классические философские системы (Платона, Гегеля), таков и
естественнонаучный подход.
Естественнонаучный подход базируются на теории эволюционного развития живых существ и обосновании физиологической адаптации.
Можно предполагать, что за этим стоит характерная для второй половины XIX в. общая атмосфера преимущественно
естественнонаучного подхода ко всякой научной проблематике, психология же и открывала перспективу применения эксперимента в языкознании, и начинала усиленно «объективировать» себя благодаря открытию связей психических процессов с их физиологическим субстратом, с функциями мозга.
Психиатрия, исторически вобравшая в себя все догмы позитивизма и
естественнонаучные подходы к человеку, лишив себя на долгие десятилетия интереса к этическим, индивидуально-личностным аспектам внутреннего мира пациентов, не имела достаточных оснований для разработки гуманистических концепций и соответствующих им практик.
Заметим, что в основе такого эмпирического подхода так или иначе лежит калька одномерного плана реальности или некая «объективная реальность», которую психика – в соответствии с главной идиомой
естественнонаучного подхода – может лишь «отражать».
Естественнонаучный подход реализуется в рамках биологической (нейробиологической) концептуализации психических расстройств и общемедицинской методологии объективного клинического исследования – клинико-описательная фиксация результатов изучения психических явлений, доступных непосредственному наблюдению, в индуктивных терминах-симптомах.
Появление теории информации, а позднее – кибернетики, вызвало целую серию статей и книг, в которых новые обобщающие
естественнонаучные подходы применялись к анализу культуры и искусства.
Однако недоступность психических (психопатологических) явлений непосредственному наблюдению делает
естественнонаучный подход непригодным для клинического исследования и формирования целостного представления о больном.
Продуктивным представляется сочетание философского и социологического анализа культуры и искусства с новыми
естественнонаучными подходами на основе синергетической парадигм.
Такая форма познания ассоциируется с традиционным клиническим психиатрическим исследованием в рамках
естественнонаучного подхода, которое позиционируется как объективный, научно обоснованный метод исследования психического состояния пациента.
То есть поиск теоретических объектов с принципиально наблюдаемыми «явленными» и верифицируемыми компонентами, с которым, по мысли авторов, может быть ассоциирована активность психики, по этим двум направлениям ведётся как раз в таких общетеоретических контекстах, которые полностью попадают под «юрисдикцию» постулатов
естественнонаучного подхода.
Одно, продолжавшее традиции
естественнонаучного подхода к явлениям, ставило перед собой задачу объяснитьпсихические процессы, фактически ограничиваясь лишь наиболее элементарными психофизиологическими процессами и отказываясь от рассмотрения сложных, специфических для человека явлений сознательной жизни.
Но она не противоречит логике
естественнонаучного подхода и фундаментальным законам природы.
Позволяет ли метод клинического наблюдения (исследование), как основа
естественнонаучного подхода в медицине, разобраться в: многозначности связей субъективной психической реальности с её внешним проявлением; в многоуровневой, иерархической структуре психических явлений; в уникальном характере и неповторимости психических явлений?
Является ли гуманитарный (гуманистический) и
естественнонаучный подходы в психологии и психиатрии альтернативными или несовместимыми и можно ли в перспективе ожидать консенсуса между «психиками» и «соматиками»?
Начало гуманитарной революции в психологии мотивации, которая, впрочем, отнюдь не разрушила до основанья
естественнонаучные подходы, приходится на 1930-е годы, что совпадает со становлением психологии личности как особой предметной области общей психологии.
Однако, из существующих
естественнонаучных подходов к человеку как целостному существу, в котором тело и психика функционируют нераздельно, наиболее перспективным является синтетический подход, стремящийся объединить телесные и психические свойства человека.
Между исследователем и объектом в
естественнонаучном подходе традиционны отношения по схеме «субъект-объект».
Важным достоинством психологии является то, что она объединяет в себе гуманитарный и
естественнонаучный подходы, т. е. пытается изучать свой объект комплексно, опираясь, в том числе, и на методы и результаты естественнонаучных исследований человека.
Естественнонаучный подход строит свои исследования по аналогии с точными и естественными науками (биология, химия).
Таким образом, мы и во втором издании видим преобладание
естественнонаучного подхода в обучении чтению при несколько большем внедрении географии и истории (которые в то время входили в учебную программу и в качестве отдельных учебных курсов: география в течение всех четырёх первых гимназических лет, история – начиная с третьего класса).
Некоторые трудности при усвоении студентами гуманитарного отделения математических дисциплин ещё не является препятствием на пути изучения предлагаемой дисциплины, скорее, наоборот,– стимулом на пути к становлению профессионалом-конфликтологом с широким кругозором, знанием и умением применять также
естественнонаучные подходы и методы.
Из неоспоримой констатации того, что определённые феномены, с которыми мы сталкиваемся в этой области, не вписываются в естественнонаучную парадигму количественного измерения и требуют феноменологического анализа, понимания, интерпретации, диалогического подхода и др., делается необоснованный вывод об альтернативности и даже несовместимости гуманитарного и
естественнонаучного подходов к психологии человека, между которыми надо выбирать: или – или.
Определяющим фактором в преодолении редукционизма
естественнонаучного подхода в психиатрии является опора на современные теории личности.
Всё богатство земного бытия с её физическими и ментальными структурами, с интеллектом и чувственными переживаниями, математическими и геометрическими идеями, вместе с моралью, эстетикой, созерцанием, вместе с музыкой, искусством и гуманизмом, всё это физикалисты вмещают в
естественнонаучный подход, опираясь лишь на материю, энергию и их случайные, ненаправленные взаимодействия.