Что и говорить, в то время у читающей публики голова и впрямь могла пойти кругом от обилия флюидов, то и дело попадавшихся им на страницах многочисленных
натурфилософских трактатов.
Имелись также книги исторического содержания, философские и
натурфилософские сборники, сочинения по географии, праву, переводы греческих и латинских романов и повестей, а также древнерусская литература.
Зверей считали духами предков, а позже они связывались с древней
натурфилософской концепцией пяти первоэлементов (или стихий), из которых рождается весь мир.
Представления о здоровье, болезнях и их лечении в древнекитайской медицине основывались на
натурфилософских учениях «инь-ян» и «у-син», согласно которым здоровье человека обеспечивается равновесием этих двух начал и пяти первоэлементов, нарушение же их правильного взаимодействия приводит к болезни.
Натурфилософский характер «Упанишад» ярко проявляется в их космогонических теориях.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: накалка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
В концепции «распочкования» в связи с исторической предпосылкой сформировался вопрос о взаимоотношении всеобщего и частного знания как проблемы, а также обнаружилась недостаточность
натурфилософских построений.
В
натурфилософском истолковании она, напротив, «вместе со всеми своими красками представляет не что иное, как соединение серы, соли и ртути» (XIII, 206).
Как ни странно, для понимания гётевского учения о культуре ключевыми оказываются его
натурфилософские работы «Опыт о метаморфозе растений» (1790) и «Учение о цвете» (1810).
Эти необоснованные претензии, долгое время присущие философии, можно назвать
натурфилософским стилем мышления или односторонним онтологизмом (онтология – учение о бытии).
Нет, не серьёзная истинная наука возражает против чудес, на которую ссылаются материалисты, а только предположения – гипотезы и
натурфилософские теории, т. е., другими словами, своя материалистическая вера.
Удивительно, сколь резко и глубоко в милетской
натурфилософской школе произошёл поворот от религиозно-мифологической концепции происхождения мироздания к научно-атеистическому сознанию.
Длительное господство истмата в официальной идеологии лишь затянуло смены парадигмы обществоведения с
натурфилософской парадигмы на научную.
Другими словами, двухмерность шахматной игры, а например, не трёхмерность обусловлена и одновременно ограничена
натурфилософскими идеями периода зарождения шахмат.
Следовательно, мы можем сделать вывод, что составление «Люйши чуньцю» происходило по детально разработанному плану, основу которого составили числовые комплексы, заимствованные из различных
натурфилософских систем.
Затем к религиозным обоснованиям чудесного присоединяются
натурфилософские представления, открывающие чудесную взаимозависимость между движениями планет и человеческой судьбой, а также универсальное чудотворное вещество или философский камень и т. п.
Натурфилософский взгляд даосов на мир в чём-то схож, а в чём-то отличается от древнеиндийской философской мысли.
Моей главной целью в этой книге был анализ и объективная оценка аристотелевской доктрины, которая также должна была стать критическим рассмотрением концептуально-философской трактовки
натурфилософских проблем в рамках аристотелизма в целом и продемонстрировать её ограниченность.
Возникли первые
натурфилософские догадки.
В настоящем изложении мы не пытаемся вникнуть в путаницу
натурфилософских рассуждений и построений первого проекта, введения к нему и написания «Общей дедукции динамического процесса или категорий физики», которая также относится к периоду согласования натурфилософии и трансцендентальной философии.
Определяющими чертами
натурфилософского направления были: метафизическое понимание последних (неделимых) элементов природы как абсолютно бескачественных, неживых; отсутствие исторического взгляда на природу и в связи с этим деистическая непоследовательность (деизм предполагает наличие бога, как безличной причины бытия, не участвующей в дальнейшем развитии мира), сохраняющая обособленное положение бога в бесконечном мире.
Обе они так или иначе исходят из одних и тех же фундаментальных
натурфилософских принципов – «природа не делает скачков» и «всё со всем», но трактуют их существенно по-разному.
Мои эпистемологические и
натурфилософские труды до 1877 года, казалось, только ещё сильнее подчёркивали расхождение моей точки зрения и моего образа мыслей с гегелевскими.
Что касается конкретных результатов
натурфилософской части системы идентичности, то достаточно подчеркнуть несколько примеров из неё.
Сам метод имел огромное значение для формирования
натурфилософской картины мира.
Многие философские идеи рождались в недрах естествознания, а естествознание в начале своего развития носило
натурфилософский характер.
Философ практически приближается к монотеизму, но ещё только в
натурфилософском понимании природы вещей, не отделяя физические законы мира от божественного действия.
Известно, что он первый (в середине VI в. до н. э.) написал на греческом языке прозаическое произведение, которое называлось «О природе» и было посвящено
натурфилософским вопросам.
При общем преобладании объяснения мира как духовного и бестелесного в них представлены и другие суждения и идеи и, в частности, делаются попытки
натурфилософского объяснения первопричины и первоосновы явления мира и сущности человека.
В
натурфилософский период начинает формироваться научный стиль мышления, включающий любознательность, стремление к истине, критическое отношение к недоказанным положениям, а также поиск универсальных идей, законов, начал, дающих ключ к пониманию природы.
Третье горькое качество возникает из сжатия и расширения, из удержания и бегства, но оно не имеет
натурфилософского значения, только психологическое, а именно чувствительность или страдание (сера, которая играет такую важную роль в аду).
В этих условиях использование результатов сенсорной физиологии в интересах
натурфилософских соображений, конечно, пока безнадёжно.
Наблюдение, как его понимает естествознание, – вот девиз так называемой естественноисторической школы, сменившей прежнюю
натурфилософскую.
Например, если предметом диспута буддиста и учёного брахмана выступала проблема "вечен звук или не вечен", то компетентная аудитория хорошо понимала, что цель спора отнюдь не ограничена
натурфилософской проблематикой.
Фокус внимания философов смещается от
натурфилософской проблематики, от размышлений о космосе, о субстанции – к человеку, к его целостному развитию.
Разрыв с
натурфилософским мировоззрением предприняли софисты.
Четырехчастное деление так называемых темпераментов, возникшее на основе старых
натурфилософских гипотез, представляет собой лишь внешний и скудный схематизм для многообразных, бегло связанных между собой эпитомов индивидуальных привычек психической реакции на внешние и внутренние стимулы.
Если в работах моей юности учение о принципах предстаёт в основном как конечный результат
натурфилософских и психологических исследований, а затем измеряется и подтверждается этикой, философией религии и эстетикой, то здесь оно предстаёт как нечто, вытекающее из простой проработки категорий.
Это так называемый
натурфилософский этап развития науки, характеризующийся непосредственным созерцанием природы как нерасчлененного целого.
Эта фраза напоминает нам о
натурфилософской основе учения методистов: организм человека представляется им как чувственно воспринимаемое случайное структурное единство атомов.
Описательное,
натурфилософское сочинение о достоинствах и богатствах края!
При том что он продолжает оставаться любимцем женщин, блещущим любовными и вакхическими стихами и мечущим искры эпиграмм и альбомных экспромтов, его пейзажная и
натурфилософская лирика исполнена гармонических образов, его привлекают религиозные и исторические темы, а в программных эстетических манифестах он совершает акт поэтического самосознания.
Во-первых, она без особого энтузиазма относилась к тем, кто проявлял в основном чисто
натурфилософский, а не практический интерес к изучению природы.
Вопрос заключается лишь в необходимости наличия такой программы, а её существование, в свою очередь, зависит от формирования картины мира учёного в рамках той или иной
натурфилософской доктрины.
Не будем также преуменьшать значение его анатомических открытий: когда я говорю о фрагментарности его исследований, речь идёт о взаимосвязи
натурфилософских убеждений и научной практики знаменитого александрийца.
Лишь выполнение всех этих условий способно уберечь моё методологическое исследование, с одной стороны, от абстрактного теоретизирования, не имеющего никакого выхода в практику, а с другой стороны, от простого воспроизведения в позитивистском или
натурфилософском стиле последних достижений онкологии под видом их философского обобщения.
Призыв был бессмысленным, если признавать смысл исключительно в
натурфилософских рамках.
Антропология периода медленного накопления фактов какой-либо демонизации не подвергалась (однако более поздние
натурфилософские рассуждения ультраматериалистов и радикальных дарвинистов вызвали ряд эксцессов, включая «обезьяньи процессы»).
Крестьян, соскучившихся от зимнего беструдья, звезда втолкнула в
натурфилософские беседы; называли они её «кометой» и «проказницей» и оттого ожидали наступления проказы.
Это вполне соответствовало
натурфилософской идеологиилопань.