Однако исследования, ориентированные на анализ именно
гносеологических аспектов понимания в изложенной выше интерпретации довольно часто встречаются и в психологии.
Вопрос о возможности познания человеком себя, понимания смыслов своего существования сталкивается с
гносеологической проблемой определения того, что может выступать в качестве средства этого процесса рефлексии.
В истории философии сложилось несколько моделей
гносеологических отношений субъекта и объекта.
Одно из первых представлений имело
гносеологический смысл, оно выражало способы познания окружающего мира.
Суть
гносеологических корней состоит в абсолютизировании, раздувании субъективной стороны человеческого познания.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: тайнобрачие — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ещё одной важной
гносеологической основой обучения является применение наглядных методов.
Так как процесс познания предполагает постоянную проверку, коррекцию получаемого знания, то
гносеологическая функция включает в себя критически-методологическую и аксиологическую функции.
Проблема, перед которой оказались философы, и невозможность её решения привели к упрочению идеализма при решении
гносеологического вопроса философии о первичности идеи или материи.
При
гносеологическом подходе к проблеме понимание рассматривается как включение нового знания в контекст уже имеющегося у субъекта.
Психология рассматривается как преимущественно гуманитарная область знания, в качестве центральной утверждается проблема личности, а
гносеологический план исследований всё чаще подчиняется онтологическому.
Опровергнуть изложенные здесь мысли не составит труда тем, кому изначально присуща диаметрально противоположная
гносеологическая позиция.
Последнее делает данную проблему особенно важной, требующей внимательного анализа её состояния не только с конкретно-научной, но и с
гносеологической точки зрения.
Как будет показано в дальнейшем, путеводной звездой оба мастера в обрисованной
гносеологической ситуации выбирают интуицию.
Являясь отражением объективно существующей реальности, принципы имеют важнейшее
гносеологическое значение.
Ограниченность материалистов этого периода в понимании познания заключалась в том, что для их
гносеологических концепций были характерны созерцательность, метафизичность и механистичность.
Следовательно, сознание, психика имеет не только
гносеологический характер.
Математизация педагогики несёт в себе огромный
гносеологический потенциал.
Вместе с тем я ясно осознаю, что различение трёх реальностей относится не столько к онтологии их существования, сколько к
гносеологическому уровню анализа, логико-аналитическому описанию признаков и характеристик.
Таким образом, уголовно-процессуальная и оперативно-розыскная деятельность по
гносеологической природе едины.
Прежде чем перейти от
гносеологических предпосылок этики к дальнейшему рассмотрению нравственной проблемы, я хочу сделать несколько критических замечаний о гедонизме.
Смена философских оснований психиатрии как классической науки на онтологические и
гносеологические основания неклассической и постнеклассической науки – залог обращения к подлинным механизмам психопатологических переживаний-феноменов и соответствующих психиатрических практик.
Структурный – представление о сложности каузальных связей, но на фоне
гносеологического оптимизма («сложно, но понятно»).
Важно отметить, что в непосредственно примыкающих к этой статье работах (даже небольших фрагментах): «Заметки по методологии истории и общественных наук», «Размышления о науке», «Программа по логике» – он обсуждает не чисто
гносеологические проблемы (и связывает их уже не с усвоением знаний в процессе совместного мышления), а проблемы научного познания, соотношение типов знания в разных науках, развития наук и научных понятий.
Таким образом мистифицируется
гносеологическая проблематика даосизма.
Из-за этого базисная
гносеологическая установка в психиатрии сводится не к поиску и установлению научных фактов, а к бездоказательным формулам «принято считать», «всеобщее одобрение», «договорились о приемлемой основе» и т.д.
Однако в 1920-х годах на первом плане его исследования оказывается познание, причём познание, как мы увидим, скорее, не как чисто философская
гносеологическая проблема, а как проблема мышления, метода и методологии познания.
Применяя
гносеологическую парадигму рассуждений к взаимодействиям между компонентами отношения «человек – окружающая среда», мы фиксируем эти взаимодействия в познавательной форме, абстрагирующей их от реальности их существования, в том числе их динамики в конкретных актах взаимодействия.
Вот почему, скажем, бергсоновский
гносеологический метод в целом до сих пор вызывает подозрение и сомнения в его эффективности – но в частном аспекте его применения, в гуманитарных науках, некоторые исследователи уже признают его силу.
Несмотря на столь солидные имена и авторитетные традиции, на мой взгляд, фундаментальное
гносеологическое различение (субъект – объект, наблюдатель – наблюдаемое, образ предмета – предмет) хоть и не является абсолютным, неизменным, но для развития познания, для науки и методологической рефлексии совершенно необходимо.
Вера в достоверность социальных предсказаний так сильно подорвана за последнее время, что с чрезмерной горячностью нападать на предсказания значило бы уже до известной степени ломиться в открытую дверь; вместе с тем надлежащее доказательство положения, что социальная наука по самой своей познавательной природе неспособна к предсказаниям, потребовало бы целого
гносеологического исследования.
Думается, что таким третьим онтологическим состоянием скорее может выступать именно неопределённость, потому что неизвестность – это не онтологическая, а
гносеологическая характеристика, нечто может быть вполне определённым в своих законах и следствиях, но по тем или иным причинам неизвестным субъекту.
Помимо общей цели – выявления закономерностей в развитии науки, на каждом уровне ставятся специфические исследовательские
гносеологические цели (например, отыскание новых учёных и учений, новых научных сообществ и связей между ними, оценка влияния тех или иных политических, экономических и других факторов на развитие конкретной науки и т. п.).
Обращение к характеристикам субъекта позволяет выйти за рамки
гносеологического отношения «объект – образ» и соотнести перцептивный процесс с потребностями, намерениями, прошлым опытом и оценками как самого человека, так и его партнёров по общению.
Основное внимание учёными уделялось и уделяется процессуальному аспекту проблемы, в меньшей степени исследованной представляется
гносеологическая сущность уголовного преследования.
Предметом данной дисциплины является изучение проявления в специфической области – в сфере познания спорта и телесности человека – общих
гносеологических закономерностей, определение возможности применения для решения возникающих здесь логико-методологических проблем тех общих принципов и положений, которые выработаны в современной логике и методологии науки.
Существенный интерес в исследовании теоретико-познавательного статуса информации представляют попытки соотнесения информации с некоторыми
гносеологическими понятиями, в частности, сложностью.
Свои онтологические идеи он дополнил и определённой
гносеологической концепцией, которая главным образом касается вопроса познания человеком сущностей, принадлежащих к «третьему царству».
На современном этапе развития психологической науки
гносеологическое отношение (объект – образ) теряет лидирующее значение.
Исходя из представлений об уникальности человеческой личности, конкретной жизни человека и его экзистенциальной сущности, важнейшим направлением развития психиатрии в современных условиях является онтологическое направление – понимание психической реальности как предельного основания бытия, а также
гносеологическое направление – понимание необходимости и возможности научного осмысления психики как личностной субстанции.
Во вторичных образах как «единицах психического» автор рассматривает
гносеологический и праксеологический аспекты, воплощающие идею многоуровневого психического отражения-регулирования, морфологический аспект организации образной сферы, важнейший для исследования личности, аксиологический аспект и некоторые другие.
Каждое из двух последних множеств может быть, в конечном счёте, рассмотрено как система при известной
гносеологической задаче, но это будет уже другая система, нежели та, из которой данное множество первоначально извлечено.
Факторы, коренящиеся в ментальности, в устойчивых элементах психологии, в заданных культурой нерефлексируемых оценках, мифах и фобиях, в диктуемых культурой
гносеологических процедурах, аксиологических конструктах и моделях разрешения типичных проблем, принадлежат пространству культуры.
Но
гносеологическая система человека устроена ещё сложнее, он способен занимать активную позицию в отношении информации.
Кроме того, как я писал выше,
гносеологический образ сам по себе не есть нечто цельное и постоянное.
Таким образом, новая
гносеологическая модель позволяет системно изучать феномен человека – эту поистине наисложнейшую открытую систему, а также оказывать конкретному человеку реальную помощь.
Гносеологический дуализм принимает небывалые абсолютные формы.
И все его
гносеологическое учение об идеях имело целью объяснить происхождение понятий, которыми оперируют люди в своей умственной деятельности.
Подводя итоги краткого
гносеологического анализа проблемы, попытаюсь выделить главное – то, что позволит дифференцировать содержательные аспекты познания, мышления, знания и понимания.
Наоборот, путь к достоверности пролегает именно через познание этого
гносеологического механизма – его устройства и внутренней логики.