Учебное пособие посвящено анализу основных количественных и качественных методов, этапов и показателя качества исследований в современной зарубежной и российской социальной психологии. Отражает результаты эмпирического исследования, проведенного автором. Включает курс лекций, объединенных в четыре модуля, темы индивидуальных творческих заданий, диагностико-квалиметрическое обеспечение и глоссарий. Разработано доцентом кафедры социальной психологии и психологии личности Академии психологии и педагогики ЮФУ, кандидатом психологических наук В. Д. Альперович. Является учебным материалом для учащихся магистратуры по образовательной программе 37.04.01 «Психология» и специалитета по образовательной программе 37.05.02 «Психология служебной деятельности».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Качественные и количественные методы фундаментальных исследований в психологии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Модуль 1. Общие проблемы психологических исследований
Лекция № 1. Уровни и виды психологических исследований
Определение и соотношение понятий «методология», «метод», «методика», «процедура».
Междисциплинарный статус методов научного психологического исследования. Специфика научного исследования в психологии. Сравнительная характеристика естественнонаучной и гуманитарной парадигм в психологии. Уровни психологического исследования. Особенности психологического исследования на разных уровнях методологии. Классификации видов исследования в психологии.
Понятия «подход», «парадигма». Индуктивный и дедуктивный методы создания теорий. Парадигматические циклы науки: подготовительная фаза, фаза нормальной науки, научная революция (Т. Кун). Критерии и принципы научного исследования.
Проблема разделения методов психологического исследования на количественные и качественные. Особенности количественных методов исследования в психологии: опора на естественнонаучную парадигму, большой объем выборки, стандартизация процедуры исследования, статистические методы обработки данных, обеспечение надежности и валидности данных, фрагментарность изучения объекта. Особенности качественных методов исследования в психологии: опора на гуманитарную парадигму, малый объем выборки и использование единичного уникального объекта, отсутствие строго формализованной процедуры исследования, гибкость, субъективность, свобода от оценок, стремление к целостному, углубленному описанию объекта исследования, заимствование методов обработки данных из гуманитарных наук. Соотношение количественных и качественных методов в психологическом исследовании. Этические стандарты проведения исследований. Этические проблемы психологических исследований.
Понятие «метод» с греческого — «путь познания», т. е. способ получения научного знания. Методика исследования — это процедура или совокупность процедур получения научного знания, разработанные на основе определенного метода. Процедура исследования — это операции по получению научного знания.
Исследование — это деятельность, направленная на выработку новых знаний. Научные исследования классифицируются по разным основаниям. По критерию «тип связей между переменными» выделяют корреляционные и экспериментальные исследования. По критерию «характер решаемых задач» выделяют два вида исследований: 1) теоретические (фундаментальные); 2) практические, прикладные. Цель теоретических (фундаментальных) исследований — получение нового научного знания, уточнение, подтверждение/опровержение определенных теоретических представлений. Цель прикладных исследований — решение определенных прикладных задач. По критерию «особенности используемых методов и объем выборки» выделяют количественные и качественные исследования.
Переменная — определенная характеристика социально-психологической реальности. Это характеристика, принимающая различные значения. Основной целью научного исследования является разработка теорий, объясняющих закономерности и феномены в данной области знаний. Теория — возможное объяснение каких-либо явлений; совокупность взаимосвязанных понятий, определений, суждений, обеспечивающих понимание явлений и определяющих отношения между переменными. При создании научной теории используется либо индуктивный, либо дедуктивный метод. Индуктивный метод — это способ анализа переменных от частного к общему (от единичных фактов к созданию общей теории, общей закономерности). Выводы считаются справедливыми для всех аналогичных фактов и явлений. Дедуктивный метод — это способ анализа переменных, при котором сначала выдвигается общее утверждение (гипотеза), подвергающееся эмпирической проверке (т. е. от общего к частному). Оба метода используются взаимосвязанно, пересекаются и дополняют друг друга.
Основные постулаты научного исследования: 1) детерминизм (теоретически мы можем выявить все причины всех явлений); 2) эмпиризм (наука основывается на эмпирических данных); 3) теоретическая интеграция (теория должна устанавливать взаимосвязь между фактами, которые считались до момента исследования независимыми); 4) динамический подход (данные и положения подвергаются постоянной проверке); 5) публичное измерение (наука — публичная деятельность; все научные данные подлежат огласке — это дает возможность их проверить; исследование можно считать научным, если другие лица имеют возможность их воспроизведения); 6) парадигматическая эволюция.
Научный подход к тем или иным объектам и явлениям основывается на определенной парадигме (греч. «парадигма» — «образец», эталон научного рассмотрения, интерпретации, объяснения реальности; определяет наличие имеющихся научных исследований, которые включают в себя определенные методологические положения, соответствующие им способы построения теории и пути их практического применения). Парадигмы выделяются в соответствии со школами: естественнонаучная и гуманитарная парадигмы. Т. Кун: каждая наука проходит разные парадигматические циклы: 1) подготовительная фаза (внутри господствующей в данный момент парадигмы выделяются различные подходы); 2) нормальная фаза (в рамках господствующей парадигмы происходит накопление фактов, несовместимых с теориями); 3) научная революция (новая парадигма вытесняет старую). В любой научной парадигме можно выделить три плоскости, соответствующие трем уровням научного исследования: 1) философско-методологический (общая методология); 2) теоретический (частная методология); 3) экспериментально-эмпирический. «Методология» — от греч. «методос» («путь») и «логос» («понятие», «закон», «учение»). То есть понятие «методология» переводится как «учение о путях познания». Первый уровень парадигмы — общая методология: совокупность общих принципов, способов организации и стандартов достоверности научного знания (рассматривается вся психологическая реальность как объект исследования; выявляются основные категории и описываются соотношения между ними; разрабатываются методологические принципы исследований). Этот уровень определяет структуру и содержание нижележащих уровней. Уровень частной методологии включает совокупность частных принципов, утверждений, применяемых в конкретных областях знаний. Это реализация общих принципов в контексте исследуемого предмета. Осуществляется интерпретация данных, полученных в результате эмпирического исследования. Экспериментально-эмпирический уровень включает совокупность методических приемов, методик исследования, применяемых в психологической науке. Осуществляется сбор первичной информации и описание полученных данных в рамках определенных теоретических построений.
Естественнонаучный подход строит свои исследования по аналогии с точными и естественными науками (биология, химия). Стремится к формализации исследовательских методов, применению статистических методов обработки данных, сведению к минимуму влияния исследователя на объект изучения (т. е. максимальной объективности). Гуманитарная парадигма делает акцент на специфике объекта исследования. В данной парадигме подчеркивается, что объект исследования принадлежит той же реальности, что и познающий субъект. Исследование здесь становится взаимодействием двух равнозначных субъектов — исследователя и исследуемого. Гуманитарная парадигма не стремится к однозначности и объективности, здесь отсутствуют жестко формализованные схемы сбора и статистической обработки результатов. Допускается образность, метафоричность, субъективность в описании психологических явлений. Используются качественные методы (в естественнонаучной парадигме — количественные методы).
Сравнительная характеристика качественных и количественных методов:
1. Отношение к статистическим процедурам: качественные методы на них не опираются / количественные методы опираются на них.
2. Происхождение: качественные методы произошли из философии, филологии / количественные методы произошли из естественных и точных наук (физика, химия, биология).
3. Логические приемы и методики: качественные нестандартизированные, проективные методы (интервью, игровые методы и т. д.) / количественные стандартизированные методики (наблюдение, контент-анализ, тестирование).
4. Преимущества: качественные методы — индивидуализация, возможность более глубокого понимания и объяснения объекта, анализ категориального аппарата и ценностно-смысловой сферы человека, экономичность / количественные методы — большой охват данных, возможность обобщения выводов, относительная легкость использования и обработки данных, объективность. Недостатки: качественные методы — субъективность, трудность анализа данных, необходимость высококвалифицированных исследователей / количественные методы — фрагментарность данных, возможность неадекватных ответов испытуемых, недостаточно глубокий психологический анализ, усреднение показателей, широкие обобщения.
Этические аспекты фундаментального и прикладного психологического исследования включают требования к психологу, требования к результатам работы психолога, к взаимодействию психолога с участниками исследования, клиентами, заказчиками и коллегами. Они раскрыты в нормативных документах различных психологических организаций, например в Кодексе Российского психологического общества. Этическими проблемами фундаментального исследования являются диапазон информированности участников исследования о цели и предмете проведения исследования, допустимость обмана испытуемых, способы фиксации данных. Например, согласно Кодексу Американской психологической ассоциации психологи должны уважать испытуемых, участвующих в эксперименте, обеспечивают физическое и психологическое благополучие клиентов и участников исследования, несут ответственность за то, как исследование повлияет на личность, за соблюдение мер предосторожности, защищающих права испытуемых, информируют о тех аспектах исследования, от которых зависит желание участвовать в эксперименте, соблюдают принципы анонимности и конфиденциальности информации.
1. Проанализировать изменение роли количественных методов исследования при смене парадигм в отечественной психологии XX столетия (на примере некоторых работ Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, В. Н. Мясищева, Т. П. Емельяновой, А. Л. Журавлева, Т. Г. Стефаненко и диссертационных исследований 1995 — 2016 гг.).
2. Проанализировать изменение роли качественных методов исследования при смене парадигм в отечественной психологии XX столетия (на примере некоторых работ Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, В. Н. Мясищева, Т. П. Емельяновой, А. Л. Журавлева, Т. Г. Стефаненко и диссертационных исследований 1995 — 2016 гг.).
Лекция № 2. Программа исследования и ее реализация
Типы данных, получаемых в исследовании по критерию «этап исследования» (первичные, вторичные), «способ получения» (L-, T-, Q-данные — биографические, тестовые, опросные) (Р. Кеттелл).
Общий обзор методов исследования в психологии и их классификации по критериям «цель исследования» (методы эмпирического исследования, методы моделирования, управленческо-воспитательные методы), «направленность деятельности, в результате которой методы реализуются» (методы сбора данных, методы обработки данных), «анализируемые переменные и воздействия, оказываемые на них» (экспериментальные, описательные, исторические).
Этапы проведения психологического исследования: методологический и процедурный. Проблема исследования и проблемная ситуация. Постановка и теоретический анализ проблемы, изучение существующей литературы и библиографический список публикаций по интересующей теме. Определение и соотношение понятий «цель», «задача», «объект», «предмет исследования». Операционализация основных понятий. Виды гипотез исследования по критериям «степень разработанности и обоснованности» (первичные (рабочие), вторичные), «содержание предположений о предметной области проблемы» (описательные, объяснительные), «цель и тип» (экспериментальные, корреляционные, диагностические, прогностические). Требования к формулированию гипотез. Виды задач психологического исследования.
Основные понятия выборочного метода: «генеральная совокупность», «отбор», «выборка», «репрезентативность». Основные задачи пилотажного исследования.
Сбор первичной информации. Контроль надежности и достоверности полученных данных. Логическая и количественная обработка данных. Интерпретация результатов, формулирование выводов, установление областей, к которым применимы результаты исследования. Представление результатов исследования. Требования к составлению отчета об исследовании.
В психологическом исследовании различают следующие этапы:
1. Разработка программы исследования. Включает: 1) разработку методологической части программы — постановку проблемы, теоретический анализ проблемы, формулирование цели, теоретического объекта, предмета, гипотез и задач исследования; 2) разработку процедурной части программы — построение выборки, подбор, модификацию и разработку методик исследования, проведение пилотажного исследования.
2. Сбор первичной информации.
3. Логическая и количественная обработка данных.
4. Интерпретация результатов, формулирование выводов, установление области применения результатов исследования.
Разработка методологической части программы начинается с анализа проблемы или проблемной ситуации. Проблема — осознание субъектом невозможности решить имеющиеся противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта. Проблемная ситуация содержит противоречия, не имеющие решения без разработки новых знаний, средств, подходов или без пересмотра оснований, в рамках которых была поставлена проблема. Житейские проблемы индивидуализированы, сформулированы в словах естественного языка. Научные проблемы сформулированы научным сообществом в научных терминах.
Цель исследования — осознанный образ желаемого результата, на достижение которого направлены действия исследователя.
Теоретический объект исследования — часть социально-психологической реальности, с которой взаимодействует субъект исследования.
Предмет исследования — это наиболее существенные для исследователя социально-психологические свойства и признаки объекта.
Гипотеза исследования — предположение относительно недостающей информации, без которой невозможно решить проблему. Гипотеза — это утверждение, которое необходимо доказать или опровергнуть. Выделяются различные виды гипотез, в том числе описательные (структурные и функциональные) и причинно-следственные гипотезы. По критерию «степень разработанности и обоснованности» выделяют первичные (рабочие) гипотезы и вторичные гипотезы. По критерию «содержание предположений о предметной области проблемы» выделяют описательные гипотезы и объяснительные гипотезы. По критерию «цель и тип» выделяют экспериментальные гипотезы, корреляционные гипотезы, диагностические гипотезы, прогностические гипотезы. Основные требования, предъявляемые к научным гипотезам: 1) теоретическая преемственность; 2) фальсифицируемость; 3) верифицируемость.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Качественные и количественные методы фундаментальных исследований в психологии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других