Для любого муфтията, претендующего на общефедеральный уровень, принципиальное значение имеет число входящих в него общин и региональных
духовных управлений мусульман.
В качестве инструмента для изучения отношений многочисленных
духовных управлений мусульман друг с другом и с государством я выбрал теорию экономики религии.
Иными словами, рассматриваемый в монографии опыт конкретных
духовных управлений мусульман служит для подтверждения или корректировки теоретических положений, касающихся муфтията как института.
Таким образом, межрегиональные
духовные управления мусульман вступают друг с другом в конкурентную борьбу за привлечение в свою структуру максимально большего числа общин.
Под организациями следует понимать отдельные
духовные управления мусульман, действующие как на федеральном, так и на региональном уровне.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: нешаблонность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Как уже отмечалось выше, основными критериями, которые позволяют выделить среди
духовных управлений мусульман наиболее влиятельные, являются географический (контроль над общинами в разных регионах) и количественный (число контролируемых общин).
Вместе с тем к нему вполне применимо определение «межрегиональное
духовное управление мусульман».
В случае недовольства результатами заключённого договора пересмотреть его не представляется возможным: типовой устав в большинстве межрегиональных
духовных управлений мусульман практически исключает возможность выхода общин из-под их юрисдикции.
Таким образом, муфтият выступает как институт, который подразумевает набор правил (ограничений) как формальных (отражённых в законах, уставах
духовных управлений мусульман и др.), так и неформальных (не содержащихся в законодательстве и официальных документах, но хорошо известных участникам религиозного рынка).
Во-первых, Симферопольское
духовное управление мусульман было официально создано только в 1831 году.
Среди них наиболее информативными оказались печатные издания
духовных управлений мусульман8, опубликованные материалы мусульманских съездов и конференций9, работы мусульманских религиозных лидеров10, сочинения идеологов салафизма11.
Среди предъявленных ему обвинений значились неуспешная политика в сфере мусульманского образования, слабая помощь мечетям, авторитарные методы руководства, финансовые просчёты, а также попытки создать особое
духовное управление мусульман для тюркоязычных народов68.
Несмотря на то что эти учебные заведения открывались по инициативе
духовных управлений мусульман, их деятельность была лишена поддержки какого-либо научно-методического или координационного центра.
Руководители
духовных управлений мусульман бьют тревогу: имамов не хватает.
Наряду с традиционными духовными управлениями в республиках создаются отдельные «джамааты» верующих, которые постепенно переходят в оппозицию к местным либеральным
духовным управлениям мусульман.
Я кое-что могу сделать по линии регионального
духовного управления мусульман.