Нам ближе всего определение полиса как городской
гражданской общины, конституирующей себя в качестве государства.
Свободные люди, занимавшиеся аналогичным трудом, но не входившие в состав
гражданской общины полиса, – ещё одна группа свободных мелких производителей.
Всеобщая воинская повинность порождалась необходимостью защищать свободу и целостность полиса, его независимость и законы, собственность членов
гражданской общины.
Таким образом, члены полисной
гражданской общины, как горожане, так и сельские жители, составляли сплочённый, весьма замкнутый коллектив, строго хранивший и контролировавший все права и привилегии своих сочленов.
Дело в том, что полисная
гражданская община объединяла в своём составе всех собственников, как рабовладельцев, так и мелких землевладельцев, возделывавших свои участки земли без применения рабского труда.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: магнификат — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
При этом и те, и другие получали от своей
гражданской общины гарантии их собственности, а также достаточно широкий набор политических прав.
Олимпийские боги перестали быть покровителями родов и стали покровителями
гражданской общины, освящая авторитетом её установления.
В политической жизни греческого мира тон задавали, безусловно, эти полисы-гиганты, но в структурообразующем плане нормой были отнюдь не они, а маленькие
гражданские общины.
Территориальное деление
гражданской общины отчасти вытекало из военных и административных потребностей, отчасти являлось следствием введения демократического устройства.
В первом случае одна
гражданская община повелевает многими общинами, во втором – маленький народ повелевает многими народами.
Причину этого однозначно установить сложно, однако рискну предположить, что понимание communio utilitatis было напрямую связано с бытованием
гражданской общины полисного типа.
Конфликты в отношении собственности, которые обусловили возникновение движения за аграрную реформу, являлись прямым следствием отсутствия в римской
гражданской общине эффективных механизмов для осуществления государственного регулирования и контроля в сфере земельных отношений.
Народное собрание (апелла) являлось верховным государственным органом спартанской
гражданской общины.
Курс лекций «Античный полис» носит в полной мере авторский характер – каждая лекция написана персонально отдельным специалистом, отражает его теоретические взгляды, его исследовательское видение вопросов изучения античной
гражданской общины, его дефиницию полиса.
Но опять же – не столько в смысле некой территории, находящейся в управлении определённой суверенной власти, а в том же смысле
гражданской общины, гражданского коллектива, осуществляющего своими силами власть над принадлежащей ему территорией.
С другой стороны,
гражданская община наделяла такими наделами всех своих членов (а при необходимости могла и отобрать участок).
Город становился городом-государством и самоуправляющейся
гражданской общиной (полисом), ставшим основой экономики, политики и духовной жизни общества.
В исторические времена в греческих государствах нередко встречаются разделения
гражданской общины по месту жительства, рядом с которыми иногда продолжали существовать и деления родовые, обыкновенно сохранявшие в таком случае только религиозное и семейно-правовое значение.
Таким образом, communio utilitatis для всех лиц, входящих на правах граждан в обсуждаемую
гражданскую общину, будет заключаться именно в их общей добросовестности, в том, что каждая конкретная сделка будет исполняться и тем самым приносить пользу её участникам.
Иначе говоря, социальную реальность
гражданской общины (или даже нескольких общин) этим определением описать можно, а реальность огромной империи уже нельзя.
Когда она находится в руках у выборных, то говорят, что эта
гражданская община управляется волей оптиматов.
Вот почему интенсификация эксплуатации в виде античного рабства была непременным условием для свобод
гражданской общины полиса, что стало главной особенностью политической системы полиса.
У греков каждая фила (структурное подразделение
гражданской общины) должна была представить на разбор дела определённое число адвокатов, в задачу которых первоначально входила дача кратких свидетельств о поведении тяжущегося, но с течением времени они стали принимать непосредственное участие в судебном процессе, в том числе ведя дела политических партий, союзов и городов.
Тогда надо будет требовать от золотых дел мастера, чтобы он служил
гражданской общине именно своими изделиями и чтобы доктор лечил только раненых в уличных, партийных схватках.
Полисная общественно-экономическая формация – это такой тип общества, где господствует мелкое и среднее частное землевладение, оформленное в рамках
гражданской общины.
Своеобразие формирования заключалось в том, что он был связан с це лой серией стихийных «экспериментов» (растягивавшихся иногда на целые столетия), завершившихся созданием
гражданской общины с характерной для неё античной формой собственности и непосредственным участием большинства граждан в решении государственных дел.
У греков использовалось слово «полис» – город-государство
гражданской общины.
Гражданская община тождественна с государством.
Вся идеология оппозиции императорам со стороны сената, провинций и большинства литераторов, описывавших происходящее, продолжала строиться на ценностях
гражданской общины, хотя почти всем было ясно, что её время уже ушло.
При этом от эксплуатации рабов выигрывали не только собственники, но и все граждане полиса, которые с помощью государства или экономического перераспределения внутри
гражданской общины опосредованно получали свою долю доходов от рабского труда.
Однако в гораздо большей степени всё же соответствовал новым запросам и амбициям рыбинской
гражданской общины.
Если они отказывались видеть себе подобного в чужестранце, это как раз потому, что в их глазах только воспитание
гражданской общины могло создать истинно и собственно человеческие существа.
В этом смысле весьма показательна ежемесячная клятва царей и эфоров, причём эфоры приносили клятву от имени
гражданской общины, а цари – от своего собственного имени.
Но, с другой стороны, в той же мере полис есть городская
гражданская община, конституирующая себя в качестве религиозной организации.
Но, как видим, при всём том они не входили в состав
гражданской общины, в состав полиса, а следовательно, парадоксальным образом не причислялись к понятию народа.
Если принять приводимую выше трактовку понятий communitas utilitatis и consensus iuris, получится, что основными маркерами, указывающими на принадлежность человека к римской
гражданской общине, становятся добросовестное участие в сделках гражданского оборота и соучастие же в развитии и эксплуатации правовой системы.
Именно в рамках названной системы «город – хора» уместнее всего трактовать определение полиса как городской
гражданской общины.
Ведь если нашим «общим делом» становится реитеративное проговаривание и коллективное осмысление практик общежития, то это требует относительно небольшого (в количественном и территориальном отношении) состава
гражданской общины.
Таким образом (впервые за двести лет истории) царь обеспечил пристанище и дал возможность прокормиться тем, кто утратил статус крестьян и членов
гражданской общины.
Ближайшим и активным наследником принципа взаимности даров оказались греческое государство-полис и римская
гражданская община, превратившие его в свой этический канон.
Римские философы восприняли естественную и для их
гражданской общины греческую концепцию взаимности дарений и развили её далее.
Если в основе древнейших восточных деспотий лежали принципы единства государственной власти и собственности, подавления общества государством, служебно-раздаточного хозяйства по схеме «кормить и править», то в античном гражданском коллективе само общество выступало в роли аппарата управления, совпадая тем самым с государством, а единство членов
гражданской общины было основано на незыблемости их гражданских прав.