Номос — это разумные установления, которые приняты свободными
гражданами полиса и являются обязательными для всех.
Но при этом
гражданин полиса являлся представителем и воплощением государства не в одиночку, а лишь в совокупности с другими такими же, как он, гражданами.
Разум, способность обобщать, находить общественный образец в индивидуальных поступках, событиях становится составной частью жизни
гражданина полиса.
Общественно-политическая энергия
гражданина полиса, утратившего свою государственную самостоятельность, не находила выхода и сублимировалась внутрь.
Отсюда – принцип исключительности, ставивший
гражданина полиса, его способности на недосягаемую высоту по сравнению с иными категориями населения.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: желтушка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Именно сельское хозяйство являлось главной сферой занятий
гражданина полиса.
Именно в это время отчётливо проявляется новая тенденция в отношениях
граждан полиса к военной службе.
Таким образом, именно эта община, весь коллектив
граждан полиса выступал как верховный собственник всей полисной земли.
Это тесно связано с тем, что одним из основных критериев статуса
гражданина полиса был земельный надел.
Получение образования считалось необходимым делом для достойного
гражданина полиса.
Софисты помышляли о воспитании активных
граждан полиса и расширили программу образования за счёт изучения грамматики, диалектики, обучения искусству спора.
Ранние античные авторы испытывали недоверие к деятельности купцов и торговцев и задавались вопросом об их лояльности в качестве
граждан полиса.
Они заменили принцип кровного родства в организации общества территориальным принципом, провозгласили прямую зависимость политической свободы от имущественных, экономических возможностей
гражданина полиса и нанесли тем самым сокрушительный удар по родовой знати.
При этом следует подчеркнуть, что для
граждан полиса внешняя политика не была чем-то достаточно далёким и абстрактным, вызывающим чисто «спортивный» интерес, как для жителей современных государств.
Социальная дифференциация, постепенное обезземеливание
граждан полисов, замена народного ополчения профессиональным (в том числе наёмным) войском привели к тому, что к началу новой эры полисная система перестала существовать.
Личная свобода
гражданина полиса для греков стала основой свободы предпринимательства.
Жизнерадостность и гармоничность, чарующие вас в классическом греческом искусстве, были выражением той прочности существования, которую гарантировал
гражданину полис, хотя только в своих ограниченных пределах.
Агоры часто украшались статуями
граждан полиса, заслуживших общественное признание и уважение какими-то своими действиями, а также стелами с благодарственными записями в честь таких граждан.
Прежде ими зачастую становились рабы, теперь же – и состоятельные
граждане полисов.
В любом случае
граждане полисов хотели иметь право голоса в вопросах, кто кому и что даёт.
Пайдейя издавна учила детей аристократов быть образцовыми
гражданами полиса.
Его образ жизни, прежде всего, ставил во главу угла
граждан полиса, а вовсе не их богов.
Все полноправные
граждане полиса совместно обладали правом верховного собственника на землю.
Жрецов первоначально избирали голосованием на собраниях
граждане полиса.
Каждый
гражданин полиса мог возносить молитвы, совершать обряды, исполнять религиозные функции, приносить жертвы богам.
Рабы, которые появились не только в домах знати, но и в хозяйствах зажиточных крестьян, обеспечили
гражданам полиса избыток свободного времени, которое они могли посвятить занятиям политикой, спортом, искусством, философией.
Богатые
граждане полиса становились гимнасиархами и осуществляли строительные и ремонтные работы в гимнасиях за свой счёт.
Таким образом, полис обладает упорядоченностью n+1 порядка: он окружён стеной, отделяющей
граждан полиса от чужеземцев, и снабжён правовой защитой, регулирующей отношения граждан внутри полиса.
Успех решения этих задач напрямую зависел от готовности
граждан полиса сочетать соблюдение собственных интересов и выгод с интересами и выгодами общины.
Свободными («свободнорождёнными») греки, как известно, считали
граждан полиса, т.е. самих себя, отказывая в этом остальным – иноземцам, рабам, слугам, женщинам.
Поэтому вид обнажённого
гражданина полиса, бегущего по улице, надо полагать, никого бы особенно не смущал.
Это привело к нарастанию противоречий между богатыми и бедными
гражданами полиса (в восточных обществах процесс поляризации сдерживался государством), что привело к кризису полиса, как единой общности граждан.
Это обусловило рождение новой формы государства – демократии, которая предоставляла возможность
гражданам полиса участвовать в политическом процессе принятия управленческих решений.
Подобное участие в управлении государством было бы невозможно без использования в широком масштабе рабского труда, который позволял обеспечить
граждан полиса время и достаток для занятия общественными делами.
Столь высокое внимание к физической культуре имело много аспектов: физическое совершенство считалось угодным богам, способствовало формированию выносливых и умелых воинов (воинская служба была обязательной для всех
граждан полиса определённого возраста), отвечало эстетическим чувствам греков.
Те, кого избрали
граждане полиса, выступали как их представители перед лицом божества и от имени всей общины возносили к небу молитвы, устраивали торжественные жертвоприношения и совершали иные обряды.
Именно
граждане полиса (причем не все, а только взрослые мужчины) выступали в качестве носителей политических прав, связанных с возможностью формировать представительные управленческие структуры, а также участвовать в народных собраниях.
Собирались
граждане полиса, тыщи две-две с половиной, знали они друг друга, как знают сельчане одной деревни, – вот этот выпивает, а вон тот до гетер шибко охоч...
Этих людей не готовили специально, но избирали из лучших
граждан полиса путём голосования или жеребьёвки.
Он сделал возможным куплю-продажу земли, но при этом ограничил максимальный размер земельного надела, которым мог владеть
гражданин полиса.
Данный лозунг был хорошо известен в античности, в разные времена он выносился на повестку дня на гребне социальной борьбы и был по сути ключевым требованием рядовых
граждан полиса.
Слова вольноотпущенных не значат ничего, если не подтверждаются
гражданами полиса.
С улиц на театральную площадь прибывают недоумевающие
граждане полиса.
Жизнь у новых
граждан полиса крестоносцев начала налаживаться.
Античный показывал
гражданам полиса, к чему ведут нарушения табу – тогдашних норм общественного поведения.
В соответствии с этими процессами можно отметить в развитии римской литературы второй половины II века до н. э. три черты: упадок старых поэтических жанров, характерных для традиционной идеологии
граждан полиса; возвышение новых поэтических жанров, характерных для индивидуалистической идеологии подданных мирового государства; развитие прозы, которая в этот период постепенно сравнивается с поэзией по своему значению в культурной жизни общества.
На равнине селятся в стандартных однояйцовых коттеджах в меру разбогатевшие
граждане полиса, манагеры по развитию и директора по девелопменту.
Разум, способность обобщать, находить общественный образец в индивидуальных поступках становится составной частью жизни
гражданина полиса.
К тому же при всей личной свободе
граждан полисов их экономический кругозор обычно ограничивался торговлей с соседними островами – не более того.