Подобный подход к методологии
военной педагогики позволил конструктивно оценить накопленный научный потенциал, с максимальной эффективностью использовать имеющиеся научные достижения.
Следовательно, офицер как исследователь и практик в области
военной педагогики должен уметь увидеть в единичном поступке военнослужащего проявление конкретного качества.
Развитие
военной педагогики в межвоенный период проходило в неразрывной связи с военными реформами и преобразованиями в стране.
Кроме этических и исторических аспектов мировоззренческие основы
военной педагогики включают в себя и антропологический аспект.
Динамичное изменение российского общества и развитие военного дела непрерывно пополняют
военную педагогику новыми фактами, которые необходимо постоянно анализировать и учитывать в военно-педагогической деятельности.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: зверовидный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Поэтому в
военной педагогике следует корректно и осторожно формулировать свои выводы, понимая всю их относительность.
Какими особенностями
военной педагогики обусловлены методы её исследования?
Военная педагогика исследует особенности воспитательных процессов в специфических условиях.
По сути, это и есть практическая
военная педагогика – необходимое, обязательное средство разносторонней подготовки воинов к успешному ведению боевых действий.
Первоначально
военная педагогика возникла как практическая деятельность командиров и подчинённых.
Кроме названных в
военной педагогике используются такие категории, как профессионально-педагогическая культура офицера, самовоспитание, самообразование военнослужащих и др.
Требование индивидуального подхода
военная педагогика стремилась обосновать теоретически.
Вместе с тем правительство отменяет преподавание
военной педагогики и психологии в военных вузах.
Более шести лет продолжалось игнорирование
военной педагогики, нанёсшее немалый вред делу обучения и воспитания военнослужащих.
Это потребовало от
военной педагогики разработок новых направлений подготовки офицерских кадров, обучения и воспитания военнослужащих.
Весьма нерегулярно и бессистемно проводились исследования в области истории отечественной и зарубежной
военной педагогики.
На протяжении более 70 лет единой методологической основой советской общей и
военной педагогики оставался марксизмленинизм.
Уточняются методологические основы отечественной
военной педагогики, происходит освобождение от идеологических приоритетов.
Всё это позволяет
военной педагогике комплексно и системно рассматривать проблемы обучения, воспитания, образования, профессионального и личностного развития военнослужащих.
Наблюдениекак метод исследования в
военной педагогике представляет собой целенаправленное, организованное и фиксируемое восприятие участников военно-педагогического процесса либо его явлений.
Достаточно широкое применение в
военной педагогике находит такой метод, как анализ документов.
Социально-философские концепциипроецируются на
военную педагогику следующим образом.
Советская
военная педагогика прошла сложный и противоречивый путь, в ходе которого на основе осмысления опыта российской военно-педагогической теории и практики были созданы оригинальные направления и подходы к обучению и воспитанию военнослужащих.
Задача
военной педагогики– объяснить необходимость и суть гуманитаризации как закономерного явления, отражающего такое изменение содержания и методики обучения и воспитания, при котором приобщение военнослужащих к гуманистическим ценностям будет протекать в наиболее благоприятной для творческой самореализации обстановке.
Теоретический анализ педагогических идей позволяет делать глубокие научные обобщения по важнейшим вопросам
военной педагогики и находить новые закономерности там, где их нельзя выявить с помощью эмпирических (опытных) способов исследования.
Для закрепления и самостоятельного изучения учебного материала в конце каждого параграфа помещены контрольные вопросы и список рекомендуемой литературы, а в конце учебника – словарь-справочник основных терминов и понятий
военной педагогики.
Стало быть,
военная педагогика отличается от большинства других педагогических отраслейнепосредственной включённостью объектов (субъектов) воспитания, обучения, образования, подготовки в реальную профессиональную деятельность, связанную с решением ответственных задач, требующих высоких морально-психологических качеств, готовности, способности и выучки действовать в сложной обстановке, в том числе с риском для жизни и здоровья.
Военная педагогика тесно связана с другими науками.
Методология выполняет по отношению к
военной педагогике ряд функций: нормирования, предписания, познания (гносеологическая), преобразования (праксеологическая), оценки (аксиологическая), научного самопознания (рефлексии).
Роль оценочной (аксиологической) функцииразвития
военной педагогики состоит в обосновании методики оценки организации обучения, воспитания и развития военнослужащих.
По сути,
военной педагогике места в науке не отводится.
По существу, низводит
военную педагогику до зоопсихологии.
Из курса
военной педагогики и психологии своего военного училища я помнил, что «командир обязан…» по направлению психологической подготовки личного состава.
Нас учили
военной педагогике и военной психологии.
Проанализируйте педагогическую систему своего воинского подразделения, исходя из требований гносеологического аспекта философского уровня методологии
военной педагогики.
Эффективность военно-профессиональной деятельности определяется в значительной степени наличием у офицера – руководителя воинского коллектива – знаний, навыков и умений в области
военной педагогики.
Конференция и дискуссия, развернувшаяся в 1952-1954 гг. на страницах журнала «Военная мысль», подвели первые итоги развития
военной педагогики в стране, скоординировали деятельность военных педагогов по её развитию.
Значительные изменения происходили в содержательном плане военно-педагогической науки: к середине 1960-х гг. было введено и обосновано понятие «военно-педагогический процесс»; в конце 1970-х гг. окончательно сложилась концепция методологии
военной педагогики как многоуровневой системы; в начале 1980-х гг. обоснован принцип личностно-социально-деятельностного подхода к анализу военно-педагогических явлений; разработана концепция проблемно-деятельностного обучения и др.
Таким образом,глубокое знание теоретических основ
военной педагогики, умелое их использование в практической деятельности позволяют офицеру эффективно и качественно организовывать военно-педагогический процесс, обучать и воспитывать подчинённых.
Азимова, Р. К. Миньяр-Белоручева, И. А. Зимней, Е. И. Пассова и др.; в области
военной педагогики и психологии – О. Ю. Ефремова, А. Г. Караяни, И. В. Сыромятникова, И. В. Образцова и др.