Сурдопедагогика как одна из отраслей
специальной педагогики тесно связана со всем блоком психолого-педагогических дисциплин.
Понимание значения терминов в данной области
специальной педагогики имеет важное значение, так как нередко специалисты на разных этапах развития клинических и психолого-педагогических знаний трактовали их по-разному.
Так как
специальная педагогика является составной частью педагогики, то она пользуется большинством общепедагогических терминов.
Рассмотрение развития детей со сложными нарушениями с позиции успешности обучения в специальной школе – наиболее распространённый подход на этом этапе развития
специальной педагогики.
Проблемы
специальной педагогики затрагивались философами прошлого, но изучение этих проблем носило эпизодический характер и не выделялось в отдельное направление.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: бычатина — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Предметные области
специальной педагогики находятся в тесном сотрудничестве со смежными науками.
Собственные принципы
специальной педагогики отражают важнейшие, концептуальные положения специального образования лиц с особыми образовательными потребностями.
Специальная педагогика выступает как объединяющая эти предметные области теоретическая и методологическая основа.
Совместная работа – один из реальных путей дальнейшей интеграции
специальной педагогики и психологии.
Участники коррекционно-педагогического процесса должны обладать широким научным кругозором и хорошо ориентироваться в теоретических и прикладных вопросах
специальной педагогики.
В целом возможности этого материала в
специальной педагогике используются недостаточно.
Одним из направлений
специальной педагогики, в котором работа с использованием глины имеет определённую теоретическую и практическую базу, является антропософская лечебная педагогика.
Так, в стадии разработки находятся сферы
специальной педагогики, ранее не охваченные, субъектом которых являются хронически больные лица и лица с тяжёлыми и сложными недостатками.
Специальная педагогика стала рассматриваться как самостоятельная отрасль педагогического знания, тесно связанная со смежными науками, в первую очередь с медициной и со специальной психологией.
Специальная педагогика исходит из того, что учиться могут все дети.
Коррекционная психология во взаимодействии со
специальной педагогикой повышает уровень развития детей с врождёнными или приобретёнными дефектами.
Становление
специальной педагогики в нашей стране происходило в рамках науки дефектологии, затем в начале 90-х гг.
Специальная педагогика активно использует для решения своих задач знания смежных с ней наук, таких как педагогика, психология, медицина, история, философия, социология, информатика, физика и др.
За время существования
специальной педагогики было накоплено огромное количество научных данных.
В поиске новой гуманистической парадигмы огромную роль имеет переосмысление основополагающих моментов, моделей и методик познания, приоритетов и перспектив
специальной педагогики – фун-даментализация.
Специальная педагогика считает своей основной целью приобретение навыков жизнеобеспечения, самообслуживания, социализации, коммуникации и рекреации.
На помощь медицине приходит
специальная педагогика, помогающая закреплению достигнутого эффекта лечения и помогающая человеку учиться вести максимально полноценный образ жизни.
Соответственно для эффективного преодоления стойких нарушений развития обязательно требуется применение арсенала средств и технологий
специальной педагогики и специальной психологии.
Автором кратко, но чётко и убедительно изложены методологические и теоретические основы
специальной педагогики, рассмотрен исторический аспект развития теории и практики специального образования, раскрыты формы и методы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.
Институт
специальной педагогики и психологии, 2012.
Каждая из предметных областей
специальной педагогики имеет собственную структуру аналогично общей педагогике: свои принципы, задачи, методологию, приёмы и принципы воздействия, возрастную дифференциацию.
Новой для отечественной
специальной педагогики является проблема ранней диагностики и ранней помощи (от 0 до 3 лет) детям с последствиями раннего органического поражения центральной нервной системы.
Теория и практика научного знания специального образования выступают как предмет
специальной педагогики и изучают особенности развития и социализации личности с нарушениями развития, а также занимаются поиском новых путей коррекции и компенсации недостатков для достижения такой личностью максимальной самостоятельности.
Задачи
специальной педагогики во многом совпадают с задачами общей (в том числе дошкольной) педагогики.
Специальная педагогика решает широкий круг задач.
Специальная педагогика переживает кризисный период, многие актуальные проблемы обусловлены расширением реабилитационного пространства:«по горизонтали» – возникла необходимость широкого охвата различных категорий детей с отклонениями в развитии; «по вертикали» – осознаётся необходимость медико-писхолого-педагогической поддержки и сопровождения детей различных возрастных групп.
Компенсаторные возможности человеческого организма настолько велики, многообразны, что в
специальной педагогике существует мощный арсенал компенсаторных подходов, позволяющий оказывать педагогическую помощь ребёнку с ограниченными возможностями.
Отечественная
специальная педагогика отводит особую роль трудовому обучению в подготовке к самостоятельной жизни детей и подростков, имеющих особенности психофизического развития, поэтому занятия ручным трудом рассматриваются одновременно и как эффективное средство коррекции нарушений психического развития, и как начальный этап выбора и подготовки к будущей профессии.
Все перечисленные цели направлены на достижение одной общей педагогической цели – достижение личностью социализации и самореализации в процессе развития, в контексте
специальной педагогики – достижение максимально возможной самостоятельности и независимости в процессе жизнедеятельности.
Исторически сложилось, что
специальная педагогика складывается из предметных областей, интегрированных по клинико-физиологическим и психолого-педагогическим параметрам, согласно традициям создания образовательных учреждений для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Сегодня
специальная педагогика находится в поиске новой парадигмы, которая позволила бы достичь более полного удовлетворения особых потребностей лиц с недостатками развития, что соответствует требованиям современной цивилизации.
С накоплением знаний медицины и
специальной педагогики потребовалось уточнение теоретической части сущности, информации о формах и причинах дизонтогенеза, таким образом появилась классификация недостатков развития с точки зрения философии.
Следует отметить, что, в соответствии со сложившейся в
специальной педагогике традиции, в реализации задач коррекционного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии активное участие принимают педагоги и психологи общего профиля.
Опираясь на методы обучения и воспитания, разработанные в педагогике,
специальная педагогика изучает особенности реализации общепедагогических принципов учебно-воспитательной работы в условиях специальных учреждений, адаптирует методы и формы организации учебно-воспитательного процесса с учётом особенностей каждой из групп аномальных детей.
Воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями входит в перечень дисциплин
специальной педагогики, базируется на многих общих дидактических принципах и методических подходах и вместе с тем содержит значительное своеобразие, обусловленное спецификой развития, связанного с сочетанием у одного ребёнка нескольких тяжёлых первичных нарушений.
На предшествующих этапах развития
специальной педагогики дети с тяжёлыми и множественными нарушениями чаще всего являлись воспитанниками учреждений системы социальной защиты, их образовательные возможности оценивались очень низко, вследствие чего они часто попадали в группу «необучаемых».
Однако на этом этапе развития дошкольной
специальной педагогики проблема поисков путей воспитания и обучения детей со сложным дефектом (так назывались комплексные нарушения в тот период) осознавалась практиками, но не получала должной научной разработки.
В итоге я вышла с кафедры
специальной педагогики и психологии сложившимся специалистом.
История
специальной педагогики знает немало примеров организации совместного обучения детей с особыми образовательными потребностями и обычных детей.
В качестве одного из приоритетных направлений современной
специальной педагогики рассматривается необходимость включения в систему образования тех детей, которые в силу особенностей развития не были охвачены процессом обучения и оказывались за его пределами.
Настоящее пособие – практикум по психолингвистике – адресовано коррекционным педагогам – студентам факультетов
специальной педагогики и психологии, а также специалистам-практикам, задачей профессиональной деятельности которых является формирование речи в условиях общего и речевого дизонтогенеза.
В
специальной педагогике центральное место занимают индивидуальные занятия с детьми, а в интегративных детских садах возможен другой подход, при котором наблюдение за ребёнком и работа с ним происходят без отрыва от остальной группы.
Это связано с тем, что не определены на сегодняшний день причины возникновения этого нарушения [1,17,13,14], всё ещё продолжает совершенствоваться классификация аутистических нарушений (в российской
специальной педагогике и психологии она отсутствует) [3,4,5,14,15], в российской статистике, к сожалению, пока ещё нет достоверных данных по количеству детей и взрослых, имеющих аутистические расстройства [17,18,19], отсутствуют сертифицированные методики работы, позволяющие проводить абилитацию и коррекцию детей с аутизмом [18,19], нет и специалистов, которые могут эффективно работать с детьми, имеющими нарушения аутистического спектра [18,19].
Задача состоит в том, чтобы связать педагогику дефективного детства (сурдо-, тифло-, олиго- и т. п. педагогику) с общими принципами и методами социального воспитания, найти такую систему, в которой удалось бы органически увязать
специальную педагогику с педагогикой нормального детства.
Лекции читаются на основе научных данных современной биологии, естествознания и географии, методики преподавания предметов естествоведческого цикла в общеобразовательной и специальной школе, отечественной и зарубежной
специальной педагогики, междисциплинарных связей с современным гуманитарным знанием.