Всякий
благородный муж должен всю жизнь учиться, ибо знания бесконечны, а также никогда не лгать, даже под угрозой смерти.
Благородный муж помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного. А низкий человек поступает наоборот.
Каждый может стать
благородным мужем. Нужно только решиться им стать.
–
Благородный муж стремится говорить безыскусно, а действовать искусно.
Благородный муж знает о своём превосходстве, но избегает соперничества. Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: соцпакет — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Благородный муж живёт в согласии со всеми, а низкий человек ищет себе подобных.
Точно я наёмная служанка, а не дочь и жена
благородного мужа.
C портретов, выполненных выдающимися живописцами, на нас смотрят
благородные мужи и их изящные современницы.
Благородный муж стойко переносит беды, а низкий человек в беде распускается и начинает закатывать истерики.
Что же до обрядов и музыки, то здесь уж придётся подождать, когда появится
благородный муж.
Как может
благородный муж добиться имени, если отвергнет человечность?
Цзыгун спросил о том, каким должен быть
благородный муж.
Благородный муж заботится о корне; когда заложен корень, то рождается и путь, сыновняя почтительность и послушание старшим – не в них ли коренится человечность?
Как говорится, «когда
благородный муж достигает основы, перед ним открывается правильный путь».
Благородный муж винит себя, малый человек винит других.
Свет из большого арочного окна этой потрясающей церкви заливал толпу, состоящую из «множества
благородных мужей, иностранцев и местных» – так записали местные власти.
Первая часть тринадцатой главы посвящена высказываниям по поводу управления государством, вторая часть (18–28 параграфы) рассказывает о нормативе поведения
благородного мужа цзюнь-цзы.
– Если
благородный муж умерен в еде,
Благородный муж всегда думает о добродетели, а не об удобстве.
Даже во сне в его лице было что-то достойное
благородных мужей.
Истинная добродетель
благородного мужа – гармоничное пестование своего духа и тела. Путь к этому определили древние мудрецы, и зовётся он цигун.
Этот князь – олицетворённое воплощение идеала
благородного мужа, о котором толкует конфуцианство.
Ещё вечером слуги собрали ристалище и засыпали землю внутри белым песком, дабы
благородные мужи могли порадовать себя пешим турниром.
Ведь кто, как не я, вчера вещал учёным старцам, что любое действие
благородного мужа должно приносить пользу всем окружающим.
Столько лет
благородный муж из рода лоррго искренне клял себя за вину, что сам же себе и вменил.
Благородный муж подобен потоку – он не может ждать, когда впереди появится русло.
Для
благородного мужа нет дела важнее, чем быть преданным миру.
Вероятно, разговор наш представлялся ему беседой двух
благородных мужей, посвящённой ритуалу-ли.
– Разве подобает
благородному мужу вести беседы с дамой в головном уборе и скрывая своё лицо?
И нанимать людей, чтоб славословили меня, тоже не стал – подобное недостойно
благородного мужа.
Если
благородный муж желает исправления народных нравов и обычаев, он обязательно должен начинать с просвещения.
Поэтому
благородный муж особенно осмотрителен в те времена, когда у него всего в достатке.
Даже
благородные мужи древности старались про них не вспоминать.
Кто бы подумал, что столь
благородный муж совершит такое злодеяние, слухи про дьявола в городке были, но имени никто не говорил, да и какая разница кого чёртом величать?
Мудрость чжи–второе после человеколюбия качество, которым должен обладать
благородный муж.
Конфуций был не совсем прав, когда утверждал, что
благородный муж думает о морали, а низкий человек – о том, как бы получше устроиться.
Значит, не следует
благородному мужу отворачиваться от правителя, даже если тот утратил человеколюбие и презрел ритуал?
Благородный муж безмятежен и свободен, а низкий человек разочарован и скорбен.
Считать их ровней
благородные мужи стыдились.
Обрёкши на смерть
благородных мужей, он сам стал «заслуженным сановником» и получил титул «князя».
А разве лишь
благородные мужи встречаются в пути?
Тяжела ноша
благородного мужа – любовь к людям, и долог его путь, оборвёт который лишь смерть.
К тому же если цзюнь-цзы постоянно прогрессирует в своём нравственном и психическом развитии, непрерывно повышая требовательность к себе, то сяо-жэнь, наоборот, постоянно деградирует, всё больше и больше поддаваясь разрушительной стихии своих страстей: «
Благородный муж движется вверх, низкий человек движется вниз» [там же, гл. 14, §23, с. 318].
Конфуцианство религией не считается, но это учение о нравственности предполагает воспитание
благородных мужей, которые занимая высокое социальное положение, понесут массам свойства благородности, во главе которых стоит справедливость.
То, что ищет
благородный муж, находится в нём самом. То, что ищет низкий человек, находится в других.
Результатом воспитания должно стать обретение человеком внутреннего состояния подлинного «человеколюбия», «человечности» (жень), которое отличает
благородного мужа от его антипода – низкого в моральном плане человека (сяо жень).
Поднимаясь за спутницей, что теперь вела его вверх, он видел
благородных мужей, что были достойны пройти сюда, в окружении обольстительных дев, богатства и роскоши.
На моё счастье, этот
благородный муж почти сорока лет от роду, держал себя в хорошей физической форме и сохранял здравый ум, не смотря на все удары полученные в военных и политических битвах.
В тексте «Лунь юй» присутствуют многократные упоминания словосочетание «долг и справедливость», в своём большинстве в контексте описания качеств и поступков
благородного мужа.