Сознание рассматривается в его динамике, усложнении, связанной с изменением форм
активности субъекта, условий и характера его взаимодействия с действительностью.
Здесь уже явно выражена идея
активности субъекта познания по отношению к объекту.
Глобализация – данность нашего времени, современная среда социальной и профессиональной
активности субъекта труда.
Это означает, что сам субъект в данной схеме не развивается, а только развивает объект, то есть развивающая
активность субъекта направлена на объект, а не на себя.
Любой простейший акт деятельности является формой проявления
активности субъекта, а это означает, что любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определённых результатов.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: формоваться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Онтологический подход, активно разрабатываемый в социальной психологии, позволяет более адекватно рассматривать различные формы проявления социальной
активности субъекта в современных условиях.
Активность субъекта проявляется в особой временной развёртке, представленной ретроспективой и перспективой.
На этом сравнении могло проявиться влияние социально-культурной среды на инновационную
активность субъекта управленческой деятельности.
Побудительными причинами деятельности человека являются мотивы – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих
активность субъекта и определяющих направленность деятельности.
Но, и отвлекаясь от этой особенности человеческой жизни, т. е. говоря о жизни в её всеобщей форме, мы должны сохранить точку зрения признания
активности субъекта.
Взаимное функционирование психологических механизмов как реализация
активности субъекта позволяет понять природу этого процесса, представить его в неделимости на отдельные топологии с фиксированной хронологией (прошлое, настоящее, будущее).
Предпринимательскую деятельностьавтор понимает как особый вид экономической деятельности, деловой
активности субъекта, связанной с распоряжением ресурсами, находящимися в его собственности, и направленной на извлечение прибыли в условиях экономического риска и неопределённости.
C уменьшением времени экспозиции лица с 3 с до 100 мс точность идентификации экспрессий снижается, реструктурируется система используемых экзонов, падает согласованность мимики различных зон лица и меняется содержание
активности субъекта восприятия.
Приспособление (социальная адаптация) – процесс и результат встречной
активности субъекта и социальной среды (Ж. Пиаже, Р. Мертон).
Однако континуальный принцип в оценке
активности субъекта позволяет выделить разные уровни совладания и включить в структуру совладающего поведения как базовый его уровень психологические защитные механизмы, которые, также как и копинг-стратегии, имеют своей целью адаптацию человека к окружающей среде, но, в отличие от последних, не осознаются человеком.
Таким образом, отличительная черта коммуникативного подхода к проблеме понимания состоит в анализе специфической
активности субъекта, выражающейся в необходимости определить цели партнёра и используемые им правила общения, а также формировании своего отношения к данному партнёру.
Актуальность исследований в области профессиональной
активности субъекта труда продиктована на современном этапе характеристиками постмодернистского периода: быстротечностью, неопределённостью, быстро меняющимися социально-экономическими условиями, всеобщей информатизацией, двойственностью и непредсказуемостью жизненных контекстов современности, технологичностью, высокими требованиями к личности профессионала.
Необходимость введения личностного принципа была продиктована решением непростой задачи – преодоления постулата непосредственности, благодаря которому связь между сознанием и деятельностью не была обусловлена
активностью субъекта, который просто исключался из этой связи.
Изменения энергетических процессов, связанные с психической
активностью субъекта, приводят к трансформации психического состояния – его перестройке и динамическим изменениям.
В данной операции проявляется познавательная
активность субъекта.
Методологическое значение понятия активности применительно к психологическим исследованиям раскрывается, прежде всего, в принципе
активности субъекта деятельности.
Существуют также и обратные закономерности нравственно-психологической регуляции
активности субъекта посредством доверия и недоверия.
Аргументируя свою позицию, заметим, что сторонники разных парадигмальных подходов к исследованию процессов социализации проявляют единство взглядов на проблему
активности субъекта в процессе его социализации.
Таким образом, если нет цели, то нет и деятельности, нет целенаправленной
активности субъекта.
Проблема состоит в изучении и объяснении психических процессов как регуляторов, обеспечивающих устойчивую направленность
активности субъекта на достижение целей деятельности.
Но и он недостаточно уделял внимание рассмотрению
активности субъекта, преобразующего себя.
С его точки зрения, источником познания является
активность субъекта, направленная на восстановление гомеостаза.
И, в-третьих,характеристики процесса взаимодействия человека с объектом труда определяют постановку проблемы взаимной адаптации, приспособления на основе согласования их характеристик на этапах проектирования и эксплуатации сложных систем «человек – деятельность», создания систем интеллектуальной и функциональной поддержки рациональных уровней
активности субъекта деятельности, резервирования функций социотехнических систем, обеспечения их оперативного контроля и т. д. [8].
Восприятие музыки и становление музыкального художественного образа, как и в любом виде искусства, в значительной мере опирается на творческую
активность субъекта художественного восприятия и, в частности, на его способность реконструировать, воссоздавать некую живую целостность, материал для которой ему доставляет, в частности, воспринимаемое им художественное произведение.
В свою очередь, они непосредственно влияют на формирование и способы реализации тех или иных потребностей, которые, будучи внутренними возбудителями активности, проявляются по-разному в зависимости от ситуации, и если в потребности деятельность человека, по существу, зависима от её предметно-общественного содержания, то в мотивах (как осознанных потребностях) эта зависимость проявляется в виде собственной
активности субъекта.
Поэтому и в теоретическом плане, и для разработки научно обоснованных рекомендаций по прогнозированию и управлению
активностью субъекта деятельности основной в наших исследованиях стала проблема развития психологической теории саморегуляции как целостной системы взаимодействия профессиональной деятельности, экстремальных условий, личности и психологических механизмов регуляции функциональных состояний.
Финансовая политика государства осуществляет разработку мероприятий регулирования деловой
активности субъектов хозяйствования в соответствии с целями экономического развития государства в сфере …
Здесь подразумевается, что действие является результатом
активности субъекта и имеет последствия, как в настоящем, так и в будущем.
Социологические исследования позволяют конкретно связать принцип объективной детерминации деятельности с принципом
активности субъекта.
Проблема снятия бытийного, особенно антропологического характера
активности субъекта встаёт во весь рост только в философии XX века.
Активность субъекта выражается лишь в «чтении» и интерпретации внешне наблюдаемых чувственных характеристик познаваемого человека.
Перечисленные психологические признаки в субъектно-деятельностном подходе раскрываются через систему психологических регуляторов
активности субъекта, таких, как «образ объекта» (представления, глубина познания и чувственное отражение предметов и явлений трудового воздействия), «образ субъекта» (представление о самом себе как участнике трудового процесса), «образ субъект-объектных и субъект-субъектных отношений» (представления о межличностных отношениях и групповых процессах в различных звеньях трудового сообщества).
Конечным результатом оценочной деятельности является моделирование режима наибольшего благоприятствования реализации того или иного права и выработка конкретных рекомендаций и требований к деятельности различных субъектов (законодателя, правоприменителя, общественных организаций и т. д.) для стимулирования правовой
активности субъектов, устранения препятствий, использования доступных и разумных правовых процедур, иными словами, обеспечения максимального содействия в реализации прав и законных интересов.
Произвольная
активность субъекта, а равно и спортсмена, проходит на фоне более или менее отчётливых ожиданий предполагаемого результата.
Чтобы понять, какой вклад в общую картину
активности субъекта вносят осознаваемые и неосознаваемые механизмы регуляции, необходимо обратиться к системному подходу.
Междисциплинарность, комплексность, интегративность правового и социально-гуманитарного знания, конкретизированного, вместе с тем, в умеренном антропологизме (о чем будет сказано ниже), вовсе не случайно «встроены» в методологические основания, фундамент исследования
активности субъекта статусного публичного права.
В этом смысле может быть
активность субъекта, направленная на объекты или на других субъектов, а сам человек должен рассматриваться как субъект деятельности.
Рассмотренное положение может быть сформулировано в другом контексте как смена доминанты социальной адаптации (социализации) субъектов управленческой деятельности на доминанту создания условий и поддержку всех форм
активности субъектов управленческой деятельности.
Подтверждение данной точки зрения мы находим также у ряда социальных психологов, которые приводят аргументы в пользу особых психологических механизмов
активности субъекта, которую сложно объяснить «обратными связями», работающими по принципу заданного эталона.
Поскольку деятельность динамична, то в разные её моменты одни и те же характеристики объекта занимают различное место в структуре поисковой
активности субъекта и соответственно приобретают для него разный смысл.
Одна из основных функций воли состоит в том, чтобы не дать разгорающейся в поле деятельности борьбе мотивов остановить или отклонить
активность субъекта.
Снятие неопределённости здесь должно происходить за счёт преобразования и структурирования ситуации, что требовало интеллектуальной
активности субъекта.
Описанные механизмы относятся к разным составляющим
активности субъекта, отражая в своём единстве мотивационные, эмоциональные, когнитивные и коммуникативные процессы.
Деятельность выступает как один из типов
активности субъекта, как способ его отношения к действительности.
Выделяя момент воздействия того или иного предмета на органы чувств, подобная процедура скрадывает
активность субъекта, непрерывность его восприятия и широкий контекст, который стоит за отдельным перцептивным актом.