Экзамен

  • Экзамен (лат. examen; латинское слово, обозначавшее, прежде всего, язычок, стрелку у весов, затем, в переносном значении, оценку, испытание) — итоговая форма оценки знаний. В высших учебных заведениях проводятся во время экзаменационных сессий. Экзамены бывают совершенно разными: институтскими, школьными, военными, экзамен в ГАИ, online-экзамен и т. д., — но все они объединены одинаковыми традициями.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Еди́ный госуда́рственный экза́мен (ЕГЭ) — централизованно проводимый в Российской Федерации экзамен в средних учебных заведениях — школах, лицеях и гимназиях, форма проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования. Служит одновременно выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в вузы. До 2013 года служил также и вступительным экзаменом в ссузы, но новым законом об образовании они отменены. При проведении экзамена на всей территории России применяются однотипные...
Датская народная школа (дат. Folkeskole; от folke — народ и skole — школа) — тип общеобразовательных школ в Дании, объединяющий в себе дошкольное обучение (один год), начальное и первую ступень среднего школьного образования (девять либо десять лет обучения). Обучение бесплатное. После 9-го и 10-го классов проходят выпускные экзамены. Кроме Folkeskole в Дании существуют и другие модели получения школьного образования.
Зачёт — форма проверки знаний обучающихся в вузах и ПТУ. Вместо применяемого при экзамене выставления отметки, при успешном прохождении зачёта в ведомость и зачётную книжку ставится лишь пометка об успешном прохождении испытания по учебной дисциплине или её разделу (сама такая пометка тоже называется «зачётом»). В ходе зачёта учитывается не только уровень знания теории, но и результаты производственной практики, лабораторных работ, семинаров. В российской системе образования зачёты обычно сдаются...
Школьное образование — важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребёнка базовые знания и навыки. Поскольку с 1 сентября 2013 года дошкольное образование было включено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в структуру общего образования, понятия «школьное образование» и «общее образование» в России с юридической точки зрения перестали быть синонимичными. Полное среднее образование в школе длится 11 классов. Неполное среднее образование длится 9 классов...
Образование в США в основном государственное. Оно контролируется и финансируется на трёх уровнях: федеральными властями, властями штатов и местными властями. Существует система государственных школ. Высшие учебные заведения преимущественно частные, и поэтому они стараются привлекать студентов и аспирантов со всего мира.

Упоминания в литературе

Существенно повлиял на рост численности студентов и мобильность абитуриентов Единый государственный экзамен (ЕГЭ), появившийся в 2009 г. Он поменял условия приема в вузы. При поступлении в высшие школы в большинстве случаев учитываются результаты, полученные абитуриентами на Едином государственном экзамене. Они чувствуют уверенность в своем образовательном будущем: сдача ЕГЭ гарантирует поступление в вуз; высокий результат на ЕГЭ открывает путь в престижные высшие школы и к бесплатному обучению. Правда, предпочтения при поступлении в эти и остальные вузы отданы победителям различных школьных олимпиад. В ряде учебных заведений (например, МГУ) сохранены вступительные экзамены. В последние годы вырисовываются намерения властей расширить программу ЕГЭ. Подобный тренд чреват рисками подорвать функцию этой процедуры как моста между средним и высшим образованием и возвратиться к громоздким традиционным выпускным экзаменам в средней школе.
Если иметь в виду и без того большую долю релевантной возрастной когорты, обучавшейся в вузах, то радикальной трансформации высшего образования здесь не произошло. Российское правительство по-прежнему выделяло бюджетные места, распределяя их по вузам и группам направлений и руководствуясь при этом в основном исторически сложившимися цифрами. Такая практика поддерживала спрос на «традиционные» специальности, поскольку при поступлении абитуриенты должны подавать заявления сразу на определенное направление подготовки. Как и прежде, зачисляли на эти места тех, кто набрал самые высокие баллы на вступительных испытаниях (подобно тому как в Индии распределяются места с льготной оплатой). До недавнего времени каждый университет проводил собственные вступительные экзамены, так что если студент подавал документы в несколько вузов, ему приходилось сдавать множество экзаменов. Такой системой предусматривалась поддержка «меритократических» принципов распределения абитуриентов по вузам, однако на практике это порождало коррупцию: преподаватели вузов охотно готовили будущих абитуриентов к экзаменам именно в свой вуз. В 2001 г. федеральное правительство начало реформу, а в 2009 г. полностью ее реализовало: был введен единый государственный экзамен (ЕГЭ) по каждому предмету, и каждый абитуриент отныне должен представить в вуз свои баллы ЕГЭ; ряд университетов при этом имеют право дополнить ЕГЭ собственным вступительным испытанием. Введение ЕГЭ позволило получить интересные результаты о средних баллах по вузам и направлениям подготовки (подробнее см. об этом в главе 6).
В отношении наук, подобных математике, филологии и т. п., испытания, помимо устных массовых экзаменов, легко заменимы письменными решениями подходящих задач, назначаемых профессорами и избираемых самими испытываемыми, причем легче убеждаться в подлинности авторства, чем при устных ответах на экзаменах, где бывало иногда, что ответ дает не тот, кому ставится отметка. Экзаменуются сотни незнакомых – тут легка подстановка и бывает. Во всяком случае, при предлагаемом порядке будет больше сближения профессоров со студентами, чем ныне. Во всякие подробности входить здесь, однако, неуместно, да и пора уже перейти к другим общим вопросам обучения. Однако прибавлю еще две беглые заметки. Уничтожение экзаменов в наших высших учебных заведениях даст еще больший выигрыш во времени преподавания, чем говорено выше по отношению к гимназиям, потому что экзамены здесь занимают больше времени и число дней для курсов меньше, чем в гимназиях. Это ясно каждому, кто хоть сколько-нибудь знаком с делом нашего обучения.
Настоящее пособие предназначено для текущего и тематического контроля знаний учащихся 8 класса общеобразовательной школы в рамках подготовки к сдаче ГИА и ориентировано на учебники по истории, включенные в Федеральный перечень. Вместе с этим оно будет одинаково интересно и полезно учащимся 11 класса, учителям, репетиторам и родителям. Оно может использоваться не только при подготовке к экзамену, но и на уроках, в ходе подготовки домашнего задания, для индивидуальной работы по предмету.
Содержанием школьного обучения является дидактически адаптированное содержание основ наук, представленных в виде аппарата математики, физики, химии и многих других учебных предметов. Профессиональная школа на любом ее уровне, возникшая исторически позже общеобразовательной и унаследовавшая ее основные черты, также тяготеет к организации усвоения обучающимися основ наук. А объем лабораторно-практических работ и практик в вузах традиционно намного меньше огромного массива сообщаемой студенту учебной информации. Она очень часто либо становится началом и концом его активности (сдал экзамен и забыл все, что учил), либо теряет для него личностный смысл, а основной целью становится успешное выполнение контрольных процедур.

Связанные понятия (продолжение)

Шко́ла (от др.-греч. σχολή, σχολά — досуг, учебное занятие, школа) — учебное заведение для получения общего образования. В широком смысле слово может применяться к названию любого образовательного учреждения (музыкальная школа, художественная школа, спортивная школа — ДЮСШ, школа боевых искусств и т. д.).
Психометрический вступительный экзамен (ивр. ‏הבחינה הפסיכומטרית‏‎, также психометрия — ивр. ‏הפסיכומטרי‏‎, также психотест) — единый стандартизованный тест для поступления в израильские высшие учебные заведения.
Отме́тка (оце́нка) в педагогике — это результат процесса оценивания, условно-формальное (знаковое), количественное или качественное выражение оценки учебных достижений учащимся в цифрах, буквах или иным образом.
Единые национальные экзамены(ЕНЭ) — серия экзаменов, который проходит абитуриент в Грузии для того, чтобы продолжить учёбу в университете. В 2005 году по решению Правительства Грузии, старая,советская система была заменена на новую . Как заявил Национальный центр экзаменов, разработана и внедрена модель "справедливой, прозрачной, однородной, основанная на принципах меритократии система, которая обеспечивает выбор лучших абитуриентов для ВУЗов. С 2005 года до 100 тыс. абитуриентов стали студентами...
Основнóй госудáрственный экзáмен (ОГЭ) — итоговый экзамен за курс основного общего образования в России. Служит для контроля знаний, полученных учащимися за 9 лет, а также для приёма в учреждения среднего профессионального образования (колледжи и техникумы). Является одной из трёх форм ГИА.

Подробнее: Основной государственный экзамен
Анскулинг (англ. Unschooling — от англ. un- — «не» + англ. schooling — «обучение в школе») — философия и практика образования, основанная на важности соблюдения в первую очередь интересов ребёнка, когда ребёнок обучается без отрыва от семьи, основываясь на опыте своей повседневной, зачастую весьма разнообразной жизни, задавая вопросы, получая или отыскивая самостоятельно ответы на них.
Аттестат зрелости или Аттестат о среднем образовании, или Аттестат о среднем (полном) общем образовании — документ, удостоверяющий получение среднего школьного образования во многих странах Европы (Россия, Австрия, Болгария, Швейцария, Лихтенштейн, Венгрия, Германия, Грузия, Чехия, Словакия, Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Сербия, Польша и некоторые другие).
Тест OSP или тест на общие предпосылки к обучению (чеш. Test obecných studijních předpokladů) - вступительный экзамен в бакалавриат некоторых чешских высших учебных заведений, проверяющий учебный потенциал абитуриентов. Данный тест проверяет не знания школьной программы, а способности и навыки, необходимые для успешной учёбе в университете. К таким навыкам относится логическое мышление, работа с информацией, содержащейся в тексте, графиках, таблицах, различение значений понятий, умение быстро оперировать...
Нача́льная шко́ла — уровень среднего или общего образования, на котором учащемуся даются самые необходимые и поверхностные знания, а также прививается пристрастие, любовь и уважение ко всему духовному, нравственному, кроме того, умение логически мыслить. Термин «начальная школа» (фр. école primaire) появился во Франции в 1802 году. Продолжительность начального образования отличается в разных странах. Например, в России она составляет 4 года, во Франции 5 лет, в Мексике и Японии 6 лет.
Студе́нт (от лат. studens — усердно работающий, занимающийся) — учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения. В Древнем Риме и в Средние века студентами назывались любые лица, занятые процессом познания. С основанием в XII веке университетов термин стал употребляться для обозначения обучающихся и преподающих в них лиц; после введения учёных званий для преподавателей (магистр, профессор и др.) — только учащихся.
Семейное образование (англ. homeschooling) — форма получения образования в Российской Федерации, предусматривающая изучение общеобразовательной программы вне школы. Предполагает право учащегося на прохождение промежуточных аттестаций в образовательном учреждении, а также обязательное прохождение государственной итоговой аттестации. Учащиеся проходят ГИА в форме основного государственного экзамена ОГЭ (9 класс), а также в форме единого государственного экзамена ЕГЭ (11 класс). Для получения допуска...
Экстерна́т (от лат. externus — посторонний) — это форма аттестации, которая предполагает самостоятельное изучение общеобразовательных программ основного общего, среднего (полного) общего, высшего образования с промежуточной и государственной (итоговой) аттестациями в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.
Колло́квиум (лат. colloquium — разговор, беседа) — форма проверки и оценивания знаний учащихся в системе образования, преимущественно в вузах.
Школа гра́моты, или грамма́тики, или граммати́ческая шко́ла (англ. grammar school) — в разных странах, ступень движения к грамотности и образованию, составная часть системы народного образования.
Колле́ж (фр. collège) — среднее общеобразовательное заведение во Франции и некоторых странах французской культуры (Бельгия, Швейцария, Квебек в Канаде).
Внешнее независимое оценивание, ВНО (укр. Зовнішнє незалежне оцінювання, ЗНО) — экзамены для поступления в высшие учебные заведения на Украине.
Гимна́зия (польск. gimnazjum, нем. Gymnasium — помещение для гимнастических упражнений, спортзал; через лат. gymnasium от др.-греч. γυμνάζω — «обнажаться, раздеваться; упражняться», далее из γυμνός «голый, нагой», далее из праиндоевр. *nogʷ- «нагой» (ассимиляция *nogʷno- > *gogʷno-) — государственное учебное заведение, термин также употреблялся в значении «место для упражнений». В первом значении гимнасий встречается в древних городах Греции, Египта, Сирии и остальных государств Малой Азии, в которых...
Физкультура в школе (1-11 класс) — учебный предмет в средней общеобразовательной школе. Предназначен для физического развития детей, а также юношей и девушек во время прохождения обучения. При наличии медицинских противопоказаний, ученик может быть освобождён от предмета, или принимать в нём ограниченное участие. Место проведения уроков физкультуры и их программа зависит от возможностей школы и времени года, и может включать, помимо гимнастики следующее...
Единое национальное тестирование (каз. Ұлттық бірыңғай тестілеу; сокр. ЕНТ каз. ҰБТ) — система оценки знаний выпускников, применяемая в Республике Казахстан. Результаты ЕНТ признаются колледжами, вузами — в качестве результатов приёмных экзамен.
Кре́дит в образовании — термин, который используется в современных западных системах образования и обозначает оценивание знаний.
Учитель, учительница — ныне одна из самых распространённых общественных профессий, преподаватель, педагог. Содержание профессии учителя — воспитание и обучение следующих поколений (шире — учащихся). Подчиняется непосредственно заместителю директора по учебной работе.
Народные университеты (дат. Folkehøjskolen) — в скандинавских странах и в Финляндии (части Российской империи) высшие народные училища, преследовавшие ту же задачу, что и University extension, но возникшие совершенно независимо и получившие особую организацию.
Вертикальная педагогика – метод обучения школьников математике, созданный белорецким педагогом Р. Г. Хазанкиным в конце 1970-х годов. Метод отмечен Государственной премией СССР (1990), и Премией Правительства России в области образования (2006).
Урок — форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при классно-урочной системе обучения и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива.
Загорский эксперимент (эксперимент «загорской четвёрки») — попытка обучения в высшем учебном заведении (факультете психологии МГУ) четверых молодых людей с полной потерей зрения и слуха, предпринятая в 1970-х годах в СССР. Руководителями эксперимента были И. А. Соколянский и А. И. Мещеряков.
Экзаменационная се́ссия или просто сессия (от лат. sessio) — период сдачи экзаменов в лицейском звене и в высших учебных заведениях.
Зе́мская шко́ла (полное официальное название — одноклассное народное училище ведомства Министерства народного просвещения) — самый распространённый тип начального учебного заведения Российской империи с конца 1870-х годов по 1917 год.
Система народного образования в СССР — система образования, существовавшая в Советском Союзе.
Эдукацио́нная коми́ссия (Комиссия национальной эдукации, польск. Komisja Edukacji Narodowej, от лат. educatio «воспитание», полное название польск. „Komisja nad Edukacją Młodzi Szlacheckiej Dozór Mająca“) — руководящий орган системы просвещения в Речи Посполитой в 1773—1794 годах. Первое в Европе ведомство, по функциям аналогичное общегосударственному министерству просвещения. Создана 14 октября 1773 года по предложению короля Станислава Августа и по инициативе Гуго Коллонтая.
История народного образования в Англии может быть прослежена со времён заселения Англии англо-саксами и даже ранее, ко временам римского владычества. В Средние века школы открывались для обучения латинской грамматике, в то время как основным способом овладения практическими навыками было ученичество в подмастерьях. Было открыто два университета: в Оксфорде, а за ним в Кембридже. В царствование Эдуарда VI была создана система бесплатных школ грамоты (англ. grammar schools, в русском языке также называются...
Академическая непорядочность, академическая нечестность, академический обман — любой вид обмана, связанный с выполнением контрольных работ, сочинений, сдачей экзаменов, выполнением рефератов, курсовых, дипломных, научно-исследовательских работ и т. п. Это может включать...
Сре́днее образова́ние — традиционное название уровня (ступени) образования между начальным и высшим.
Школьный дневник, дневник школьника — основной документ школьника на время обучения. Дневник выполняет функции журнала регистрации оценок, полученных на уроках, замечаниях по поведению и прилежанию, средства общения учителей и родителей, а также показатель успеваемости ученика.
Повышенная академическая (или учебная) нагрузка (синонимы в бывшем СССР — углублённая программа, программа повышенной трудности, расширенная программа) — программа обучения, где количество предметов и/или их содержание расширено по сравнению с обязательной учебной программой.
Конспект урока — подробное и полное изложение содержания и хода урока, отражающее совместную деятельность учителя и учащихся.
Образование во Франции обязательно с 3 до 16 лет. Основные принципы французского образования: свобода преподавания (государственные и частные учреждения), бесплатность образования, нейтральность образования, лаицизм (светскость, нерелигиозность) образования.
Израильский центр экзаменов и оценок (ИЦЭО, ивр. ‏מרכז ארצי לבחינות ולהערכה‏‎) — некоммерческая организация, основанная по решению совета глав университетов Израиля для централизованной разработки, подготовки и проведения вступительных экзаменов в высшие учебные заведения Израиля.
Малый мехмат (Малый механико-математический факультет, МММФ) — школа юных математиков при механико-математическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова. Основные задачи Малого мехмата — углубление знаний по темам школьной программы и расширение математического кругозора за рамки программы средней школы.
Заочное обучение — форма учёбы, которая сочетает в себе черты самообучения и очной учёбы. Характеризуется фазностью. В первую фазу происходит получение базы знаний, обучающей литературы и её изучение (установочная сессия), во вторую — производится проверка усвоенного материала (зачётно-экзаменационная сессия). При этом эти фазы заметно отстают друг от друга по времени (обычно от нескольких месяцев до года).
Международные экзамены по английскому языку позволяют определить уровень владения английским языком тех, для кого он не является родным. В Европе используются Общеевропейские компетенции владения иностранным языком, а также шкала, разрабатываемая и продвигаемая ассоциацией ALTE (Association of Language Testers in Europe).
Лицеи во Франции — французские учебные заведения трёх последних классов среднего образования во Франции. Создавались, начиная с 1802 года, женские лицеи — с 1881 года. Учащиеся возраста 14-15 лет поступают в лицеи по окончании коллежа, — либо по месту жительства, либо по конкурсу.
Белл-Ланкастерская система (Система взаимного обучения) — форма учебной работы, сущность которой состояла в обучении более старшими и знающими учениками учеников младшего возраста. Эта система возникла в 1791 году в Великобритании. Её разработчиками стали независимо друг от друга доктор Эндрю Белл и Джозеф Ланкастер.
Реа́льное учи́лище (от нем. Realschule) в Германии, дореволюционной России и ряде других стран — среднее или неполное среднее учебное заведение, в котором существенная роль отводится предметам естественной и математической направленности.
Академический год — год перерыва между школой и высшим учебным заведением, направленный на формирование взглядов о пользе высшего образования. Занятия проводятся в рамках продвинутых академических курсов, внеучебных курсов и неакадемических курсов, таких как курсы досудебного обучения математике, лингвистические курсы, изучение профессий, искусство, волонтёрство, путешествия, стажировки, спорт, культурные обмены и многое другое.
Призы́в студе́нтов в Вооружённые Си́лы СССР (1980-е го́ды) — лишение значительной части студентов дневных отделений вузов Союза ССР традиционно предоставлявшейся им отсрочки от призыва в Вооружённые силы Союза до завершения обучения и направление данной категории граждан на военную службу на общих основаниях рядовыми или матросами.

Упоминания в литературе (продолжение)

Как показывает краткое описание защиты Вернадского в 1917 году, со временем сложилось сочетание формальной процедуры и детально разработанного ритуала. На практике, в течение всего периода существования в университете формальной системы присуждения степеней, с 1804 по 1917 год, путь вверх по этой лестнице осуществлялся примерно следующим образом[511]. Студент, успешно завершивший курс обучения в университете, получал диплом[512]. Если он учился достаточно хорошо и произвел впечатление на преподавателей, получив золотую или серебряную медаль в конкурсе сочинений, его «оставляли при кафедре» для «подготовки к профессорскому званию»[513]. После дальнейшей учебы студент сдавал письменные и устные экзамены по различным предметам. Для кандидата по истории России программа включала, в самом ее простом варианте, историю России, всемирную историю и политическую экономию. На устных экзаменах присутствовали все члены факультета, могли также присутствовать и другие лица, имеющие степень или признанную научную репутацию. Успешная сдача этих экзаменов (что не было самим собой разумеющимся[514]) давала студенту право приступить к научной работе и написанию диссертации. Для того чтобы содержать себя во время академических занятий и подготовки диссертации, многие преподавали или в гимназии, или на Высших женских курсах, или в качестве приват-доцентов в университете, или в каких-нибудь других институтах. Некоторые уезжали за границу на два года либо на большее время, хотя и не все научные командировки предполагали поездки за границу.
Без испытания к преподаванию могли быть допущены профессоры и преподаватели, читающие дисциплины в высших учебных заведениях, и лица, известные своими учеными трудами (последние допускались к преподаванию с одобрения Конференции после чтения пробных лекций) [12, с. 25]. Все остальные подвергались испытанию, заключающемуся в защите диссертации, а иногда и в чтении пробной лекции по одной из тем того курса, преподавание которого планировалось поручить испытуемому. Практически то же самое относилось и к военным училищам и кадетским корпусам (военным гимназиям). Основной целью проведения пробных лекций (уроков) была «оценка познаний испытуемых», а также их способности проводить занятия «ясно, отчетливо и понятно для учащихся» [12, с. 278]. К преподаванию военных дисциплин на основании пробной лекции и без экзамена допускались выпускники академий, окончившие их «по 2 разряду».
Цель настоящего пособия – помочь учащимся 10–11 классов и абитуриентам в кратчайшие сроки подготовиться к итоговой аттестации по английскому языку в форме единого государственного экзамена. Одним из главных аспектов проверки на экзамене является практическое владение письменной речью в рамках изученных тем, а также коммуникативная компетенция учащихся.
Творческая работа по литературе рассматривается как допуск к государственной итоговой аттестации. Результатом итогового сочинения (или изложения для детей с ограниченными возможностями здоровья или детей-инвалидов) будет «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственного выпускного экзамена (ГВЭ) будут допускаться только выпускники, получившие «зачет».
Во многом ориентация на дополнительные занятия детей связывается родителями с необходимостью успешного прохождения ОГЭ и ЕГЭ. Даже родители учащихся 1-4 классов ориентируются на сдачу ОГЭ и ЕГЭ через 5-7 лет и в качестве одной из целей дополнительных занятий ставят подготовку к этим экзаменам. С переходом в 5-9-е классы подготовка к экзаменам становится все важнее, а в старшей школе эта задача занимает центральное место (рис. 4).
2. Сдача TOEFL занимает около трех часов, и в процессе экзамена нужно выполнить примерно 150 заданий. Организуют тестирование сотрудники центра, но задания присылаются из-за рубежа, и для каждого экзамена они разные, хотя и равноценные по сложности. В настоящее время экзамен компьютеризирован и проводится обычно в помещении центра для нескольких человек. Прежде петербургский центр снимал одну из аудиторий Политехнического института, где каждый раз собирались около ста человек, оплативших экзамен и имеющих экзаменационный лист. Всем экзаменующимся раздаются материалы с вариантами ответов – по четыре на каждое задание; затем включается магнитофон (теперь – компьютер), они слушают и быстро (подчеркиваю – быстро!) отмечают ответ, который кажется им правильным. Их ответы собирают, запечатывают в конверты вместе с экзаменационными билетами и отсылают в ближайший центр обработки в Нидерланды. Ваш результат будет известен через некоторое время – придет официальный документ с вашим счетом, который действителен два года с момента сдачи экзамена.
В-вторых, эти воспоминания очень субъективны. Студент, как правило, видит в университете то, что ему необходимо. Поэтому моё поле зрения было ограничено занятиями по учебному плану; преподавателями, которые читали лекции, принимали экзамены, руководили практиками; ученичеством у М. Я. Сюзюмова. Я ничего не пишу о «новистах» – важном для факультета направлении и о «советчиках», так как практически не интересовался этим в университете. Все мои общественные обязанности ограничивались ролью старосты группы и сводились к получению стипендии для группы и согласованию с деканатом расписания экзаменов. Ни комсомольской, ни профсоюзной деятельностью в УрГУ не занимался, поэтому ни факультетских дел в целом, ни, тем более, университетских – не знал, да и не хотел.
Похожая ситуация возникла в случае студента, который, обучаясь на гуманитарном факультете, имел проблемы с математикой. Он всячески старался ее понять и выучить, просил своих однокурсников еще раз объяснить материал, обращался за помощью к репетиторам. Но сдать экзамен по математике все равно не мог. После еще одной неудачной попытки расстроенный студент шел домой и, поскользнувшись, упал и сломал ногу. Вынужденный бездействовать, он лежал в кровати и читал фантастику в комнате, где его брат, студент технического вуза, готовился с товарищами к экзаменам, в частности, по математике. Причем у брата и в силу возраста (он учился на третьем курсе, тогда как наш больной – только на первом), и в силу специфики вуза материал был намного сложнее. В результате такого пассивного участия в подготовке брата к экзамену студент и сам сдал экзамен по математике после выздоровления, и даже стал способен объяснять своим однокурсникам трудные задачи. Как видим, и здесь не было ни обучающего, ни обучающегося, но полученный результат свидетельствует, что процесс обучения имел место.
Посмотрим, как поставлено в действительности при уставе 1884 года учебное дело, ради которого существуют университеты. При выработке устава указывалось с ударением на неудовлетворительность студенческих занятий на то, что большинство студентов на лекции не ходит, наукою не интересуется, а приготовляется кое-как по жалким литографированным запискам к экзаменам, рассчитывая на снисходительность профессоров и удачу в лотерее избрания билетов. И. Д. Делянов с обычной прозорливостью отметил во время домашнего обсуждения этого дела в комиссии 1875 года значительные преувеличения такой характеристики, указав, что она мало применима к медицинскому и математическому факультетам, на которых студенты работают систематически и усердно, и особенно применима лишь к юридическому. Замечания эти следовало бы особенно держать в памяти в настоящее время, когда сплошь и рядом порицания, относящиеся к студентам юридического факультета, применяются ко всему университету. Как бы то ни было, в официальных представлениях и заявлениях по делу преобразования министерство всецело поддерживало вышеупомянутую отрицательную характеристику. Беда в том, что преобразование 1884 года, основанное на изменении экзаменов и экзаменационных программ, нисколько не устранило отмеченных недостатков. Праздных студентов, пробивающихся через университет при помощи разных военных хитростей, теперь не меньше, а скорее больше, чем при порядке 1863 года, а это доказывает, что меры против зла были приняты неподходящие.
Знания учащихся по большинству учебных предметов определяются по 5-балльной системе, а поведение оценивается как «примерное», «удовлетворительное» и «неудовлетворительное». В 8-х и 10(11) – х классах устанавливаются обязательные выпускные экзамены. В отдельных союзных республиках в среднем и старшем концентрах школы введены переводные экзамены из класса в класс. Лица, окончившие 8 классов, получают свидетельство о 8-летнем образовании, дающее право на поступление в 9-й класс общеобразовательных школ, в средние специальные и профессионально-технические учебные заведения; окончившим среднюю школу выдается аттестат о среднем образовании. Учащиеся школ, достигшие значительных успехов по всем учебным предметам и активно участвующие в общественной жизни школы, награждаются похвальными листами; учащиеся, достигшие особых успехов по отдельным предметам – похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов»; особо отличившиеся выпускники средней школы – золотой медалью «За отличные успехи в учении, труде и за примерное поведение»…
В рассматриваемый нами период существовала специфическая форма педагогической подготовки – педагогический экстернат. Согласно правилам, утвержденным в 1894–1895 гг., учащийся гимназии, успешно сдавший специальные экзамены, становился учителем низших и средних общеобразовательных школ. Кроме того, существовала такая форма обучения, как съезды. В течение работы съезда проводились курсы для работающих учителей. Организаторами курсов чаще являлись учительские общества, видные русские педагоги (см. Приложение 3).
Значительные изменения произошли в начальном образовании в период Нового времени. В XVII в. в Европе не хватало учебных заведений, уровень образованности был невысок. В 1642 г. был написан «Готский школьный устав», ставший основой для программ элементарных школ Германии. В соответствии с ним планировалось обучение в низших, средних и старших классах. В первых двух обучались по катехизису (краткому изложению христианского вероучения в форме вопросов и ответов) родному языку, счету и церковному пению, в старшем классе добавляли изучение обычаев, начал естествознания, местной географии. В низший класс принимали детей с 5 лет, учились они, пока не сдадут экзамены, но не более чем до 14 лет. Но профессиональных преподавателей в школах не хватало. Лишь в конце XVII в. во Франции была организована подготовка учителей при семинарии Св. Шарля, которая могла подготовить не более 20–30 учителей ежегодно.
Несмотря на все усилия ученых, педагоги вынули из пыльных потрепанных папок старые тесты, чтобы снова их использовать. Американских детей по-прежнему собирались учить грамотности и математике (забудьте о естественных и гуманитарных науках) и умению отвечать на короткие элементарные тесты, не отнимающие слишком много времени на уроке. В Пенсильвании ученики жертвуют двумя неделями основной программы, чтобы узнать, как сдавать государственный экзамен штата, соответствующий их уровню. Тестирование начинается с 3-го класса и продолжается до конца школы. В New York Times печатается множество историй о слезах, переживаниях и болях в желудках четвероклассников, сдающих важные тесты[32]. Профессор образования Стэнфорда Линда Дарлинг-Хаммонд 30 июля 2011 года сказала участникам марша «Спасите детей» в Вашингтоне:
1. Не существует школ, учебников и методов обучения, которые подготовили бы вас к сдаче TOEFL и TWE, так как эти тесты не основаны на каком-либо учебном курсе. Хороших результатов можно добиться лишь в том случае, если вы долгое время (семь-десять лет) изучали английский язык и имели в нем достаточную практику. Мой сын, например, учился в школе, где английский преподают со второго класса, и, кроме того, четыре года изучал язык на физфаке Петербургского университета. Однако не унывайте! Мой племянник закончил самую обычную школу, затем учился в Технологическим институте, но за два года перед экзаменом сумел так усовершенствовать свой английский, что получил весьма высокий балл.
Развитие требует учета ресурсов, основной из которых – студенты. Известно ли кто из студентов и чем занимается, чем готов заниматься, каковы его достижения? Часто двоечников мы знаем лучше отличников. Почему? Студент попадает в вуз, на специальность и исчезает, контроль за ним происходит по посещаемости, успеваемости, сессии. Документ – зачетная книжка, где отражается лишь дата сдачи экзамена (зачета) и оценка. Все! Больше получить информации не возможно! А это потери размером в 80 %! Где воспитательная работа? Следовательно, чтобы вести учет следует ввести еще один документ, в котором отражаются все достижения студента (учебные, научные, спортивные и прочие) за каждый семестр отдельно, где указываются мероприятия, кружки, конференции в которых он участвует, каким иностранным языком и на каком уровне владеет, другая информация. Все за подписью старосты и куратора. Введение такого документа экономит потерянные 80 % энергии куратора, заведующего кафедрой, замдекана, декана, проректора и ректора. Такой документ введен на специальности «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» Орел ГАУ.
В Чувашской Республике благодаря современным методам управления повысились качество и доступность медицинской помощи. За счет внедрения эффективных технологий и нового оборудования, роста квалификации медперсонала удалось вдвое уменьшить смертность матерей и новорожденных. Продуманные подходы к организации работы сельских школ привели к тому, что и по уровню обучения, и по оснащению они уже не уступают городским. Там достаточно смело идут на создание образовательных центров, и в целом в ряде случаев в основном это себя оправдывает. Как вчера преподаватели, учителя средних школ говорили – а я общался с ними в системе онлайн и с другими регионами, не только с чувашскими коллегами – родители, конечно, хотят направлять детей в эти образовательные центры. Мы много говорили на этот счет, и я знаю мнение тех, кто считает, что нельзя в каждой деревне школы изничтожать. Такая логика тоже есть, но родители уже хотят отдавать детей в образовательные центры, где обеспечивается высокий уровень знаний. И откуда дети могут реально поступать в лучшие учебные заведения страны. В Чувашии не в десять – в сто раз увеличилось количество детей из сельских школ, поступающих в приличные вузы страны! Представляете! Это результат сочетания и единого государственного экзамена, и наличия этих образовательных центров. Единый экзамен не панацея (мнения Виктора Антоновича (Садовничего), таких вузов, как Московский государственный университет, Петербургский университет – они имеют право выбора, это понятно), но в целом для страны эффект есть.
Если вы стремитесь стать профессиональным психологом, то вряд ли эта книга будет способствовать тому, чтобы вы успешно сдали экзамены. Она не содержит столь объемного материала, чтобы студент-психолог, прочитав ее, мог претендовать на высокую оценку. В процессе обучения будущим психологам приходится изучать значительное количество учебных дисциплин, и данное издание не является панацеей при подготовке к экзамену. Оно может быть использовано лишь в том случае, когда студенту-психологу необходимо систематизировать свои фундаментальные знания.
Система, оценивающая качество профессионального образования, конечно, не могла не отреагировать на появление новых специалистов, развитие компетенций и изменение самого способа образования. Если раньше большую роль при определении места вуза в общем рейтинге играли результаты выпускных экзаменов, то сейчас на первый план выходят другие показатели. Все внимание теперь обращено на успешность выпускников в их деятельности после вуза, например, может учитываться, размер заработной платы. Пришло понимание, что в процессе образования главное – не транслировать определенное количество информации, а подготовить к реальной практической деятельности.
3. Критерий соответствия сложности содержания реальным учебным возможностям учащихся того или иного возраста дает возможность проверить знания учащихся с помощью контрольных срезов, анализа результатов вступительных экзаменов. При этом у учеников не должно быть повышенной утомляемости во время полного усвоения ими учебного материала за определенное время.
Готовя вопросники для экзаменов, преподавателям следует соблюдать определенные правила. Вопросы должны быть связаны с тем, чему студентов учили. Очень часто вопросы не имеют отношения к тому, что имеется в учебной программе. Это порождает недостойное поведение студентов. Экзаменатор также должен знать ответы на вопросы, которые он готовит. На днях проблема, касающаяся вопросов на экзаменах по медицине, дошла до верховного суда. Преподаватели часто оказываются не в состоянии выполнить учебный план и ознакомить учащихся со всем необходимым материалом в положенный срок.
В течение двух-трех пятилеток всеобщее среднее образование мо лодежи должно быть завершено их всеобщим профессиональным образованием. К окончанию средней школы учащиеся должны овладеть определенной профессией и в установленном порядке сдать квалификационные экзамены. На деле же оказывалось, что ученик изучает одну профессию, а трудится там, где она не применяется. По словам министра просвещения Г.П. Веселова, в ряде мест не более 12-15 % от числа окончивших среднюю школу продолжали учиться или трудиться по полученной специальности.
Ну а что делать, если экзамен все-таки провален? Как избежать подобной участи? Можно ли каким-то образом самостоятельно освоить программу обучения водителей для сдачи экзамена экстерном или как-то повысить уровень своих знаний?
Итак, вы выбрали вуз и специальность. Для успешной сдачи экзамена по отечественной истории вам следует пройти длительную и сложную подготовку. Надеемся, что наше учебное пособие поможет вам в этом. Но сначала – несколько советов.
Система зачетов ранее изучавшихся дисциплин неприемлема и в системе переподготовки кадров, то есть получения второго высшего образования. Необходимо изучать все обязательные дисциплины государственного стандарта и сдавать по ним экзамены (возможно, экстерном или в дистанционной форме). Недопустимо, на наш взгляд, давать второе высшее юридическое образование по сокращенной программе лицам, имеющим только среднее неюридическое и даже юридическое образование, то есть уровень второго юридического образования должен соответствовать государственному стандарту, а первое неюридическое высшее образование – составлять основу получения нового юридического образования в порядке переквалификации. Повышение квалификации – только на базе высшего образования в порядке повышения или изменения специализации. (Принцип: сел в трамвай, а когда и на какой остановке будешь выходить, вновь садиться и продолжать движение – это выбор индивида, обусловленный личными обстоятельствами, материальным положением и др.)
В те времена, служба в армии, как и по Конституции, была священной обязанностью. Не идти в нее мог только очень больной или очень хитрый и то, и другое, вызывало неоднозначную реакцию сверстников и окружающих. Призыв в нее проводился только осенью и между окончанием техникума, и призывом оставалось семь – восемь месяцев работы по направлению. Необходимость получения высшего образования уже прочно сидела в мозгу и планах, тем более что уже какая – то часть пути уже протоптана в техникуме. Было решено устроить пробу сил. Собраны документы и сданы на факультет заочного обучения Ленинградского инженерно-строительного института. От армии это не спасало, чистая проба сил и не более. Абсолютно, без каких либо надежд и подготовки, вступительные экзамены были провалены. Осталась наука, что институт нахрапом не возьмешь, надо готовиться. А еще остался комплект документов в институт. Впереди армия.
В большинстве вузов нужно посещать консультации ненепременно. Особенно абитуриентам, от которых не требуется ничего, кроме результата ЕГЭ. Но таких на консультации обычно и не зовут. Для поступающих нужны консультации перед творческими экзаменами, которые проводятся для факультетов, связанных с искусством. Так что это актуально для танцоров, дизайнеров, актеров и т. д. Частенько консультации ведутся в этой же аудитории, где будет протекать экзамен, а время от времени и теми же педагогами, каковые этот экзамен будут брать на себя. Потому в период экзамена вы будете чувствовать себя лучше, если окажетесь в уже знакомой ситуации.
В прежние времена было немало силовых методов, понуждающих учиться – т. е. хоть как-то выучить материал и сдать экзамен. Это в полной мере относится и к советской школе, и к американской, и к европейской. Да и сейчас ещё придумывают «погонялки» для нерадивых учеников. Так, например, в некоторых американских штатах не выдают водительские права без предъявления аттестата об окончании средней школы. Другими словами, вынуждают учиться, но о качестве этой учёбы и уровне знаний на выходе нетрудно догадаться.
Государственные вузы. Преподаватели и сотрудники администрации государственных вузов Бразилии являются государственными служащими и подчиняются соответствующим национальным законам и нормам. Число вакансий для каждого федерального университета устанавливает Министерство образования и культуры, от вузов требуется открытая публикация вакансий, а право отбора преподавателей оставлено за университетами. Кандидат обязан представить учебный план, прочесть публичную лекцию и сдать письменный и устный экзамены Комиссии из приглашенных и университетских преподавателей соответствующего департамента (приглашенным должен быть как минимум один из экзаменаторов). Департаменты университетов в определенной мере влияют на состав Комиссии. Надо отметить, что в вузах нет специальных подразделений по поиску кандидатур, из которых администрация могла бы выбирать. Экзаменаторам разрешено совещаться между собой, прежде чем дать заключение по каждому из кандидатов, исходя из его формальной квалификации, результатов письменного и устного экзаменов и публичной лекции. Предложить свою кандидатуру может любой, но работу, как правило, получают обладатели более высоких оценок. С прошедшим отбор кандидатом заключается трудовой договор. Его принимают на полную ставку, и он становится государственным служащим национального или регионального уровня, в зависимости от принадлежности университета.
В отношении событий жизни Марии Монтессори в период с 1896 по 1900 г. в разных источниках имеются некоторые разночтения. Так, в одних указано, что после знакомства с трудами Итара и Сегена она работает с умственно отсталыми детьми. Своих воспитанников она представила к экзаменам вместе с детьми начальной Школы Муниципального Совета в Риме, и они сдали экзамены лучше нормальных детей. После сообщения этих результатов правительство создало Ортофренический институт по подготовке учителей для обучения умственно отсталых детей. В 1898 г. она возглавила этот институт и руководила им до 1900 г. По другим данным, в 1900 г. Монтессори, будучи директором медицинско-педагогического Института по подготовке учителей для ухода и воспитания умственно отсталых детей, экспериментировала с материалами Итара и Сегена в модельной школе. Успехи в обучении детей именно в этой школе оказались сенсационными.
Репетиториум является значительно дополненным[5] и приспособленным к новой эпохе вариантом «Практикума по Общей части советского уголовного права», выпущенного в 1991 г. издательством Ростовского госуниверситета. Тогда он был рожден в трудах и муках: обтачивался в течение целого 10-летия (1979–1988 гг.) на межвузовских и всесоюзных Олимпиадах по уголовному праву, в которых принимали участие команды Кубанского и Киевского, Одесского и Северо-Осетинского университетов, Харьковского юридического института и Высшей следственной школы из Волгограда, многих других вузов. Автор готовил творческую и техническую части для аудиторных ристалищ, встречал и провожал возбужденные толпы гостей. А еще писал письма – деканам и ректорам с просьбой выставить оценки «отлично» без экзамена победителям, а, главное, не забыть, не потерять из виду будущее уголовно-правовой науки. Помнят ли в Киевском университете, например, о своем вундеркинде и нашем письме к П. С. Матышевскому о нем, сохранили ли тамошние коллеги для себя и Украины Володю Приходько?
8. Дипломы (свидетельства) об окончании старшей (профильной) школы обычно дают право прямого зачисления в высшие учебные заведения за некоторыми исключениями: например, во Франции прием в медицинские и военные вузы проходит на основе вступительных экзаменов.
Порядок проведения итогового государственного экзамена доводится до сведения студентов всех форм обучения не позже, чем за полгода до начала итоговой аттестации. Студенты обеспечиваются программами государственных экзаменов, им создаются необходимые для подготовки условия, проводятся консультации. Перед началом государственного экзамена проводятся обзорные лекции в объеме 30–40 часов (в течение одной недели) по основным дисциплинам, вошедшим в программу итогового государственного экзамена по профильному направлению «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». В ходе проведения преподавателями обзорных лекций особое внимание уделяется произошедшим изменениям нормативно-законодательной базы РФ, а также изучению современных тенденций развития бухгалтерского учета, анализа и аудита.
Единый государственный экзамен – это новая форма аттестации, ставшая обязательной для выпускников старшей школы. Подготовка к ЕГЭ требует от школьников выработки определенных навыков ответа на предлагаемые вопросы и навыков заполнения экзаменационных бланков.
Во второй половине ХХ века в России (СССР) имелся не самый совершенный, но все же достаточно действенный механизм освоения коммуникативной компетенции. В средней школе это устный фронтальный опрос и устные экзамены. Упор на тесты в значительной мере уменьшил эти возможности. В результате в университет приходят бывшие школьники с минимальными навыками (т. е. компетенциями) в области знаний и использования математического языка. Это в значительной мере осложняет процесс формирования коммуникативной компетенции. С другой стороны, уменьшение аудиторной нагрузки и перенесение изучения значительной части материала различных курсов на самостоятельное изучение создает еще одно препятствие в овладении данной компетенцией. Есть ли выход из сложившейся ситуации? Повидимому, он состоит в увеличении той части самостоятельной работы под руководством преподавателя, которая включает в себя такие компоненты, как проведение научных семинаров, увеличение часов, отведенных на выполнение курсовых работ, регулярное проведение конференций по результатам их выполнения. Не является целесообразной и попытка проводить все экзамены по математическим дисциплинам в письменной форме. Важным элементом следует признать умение изложить математический текст письменно. Этот недостаток особенно выпукло проявляет себя при написании выпускной квалификационной работы. Последнее неудивительно, так как очень часто у студентов математического факультета опыт минимален. В связи с переходом на четырехлетнее обучение эта проблема лишь усугубляется, если не предпринять меры по ее преодолению. Это еще одна причина для поднятия роли курсовых работ в процессе обучения.
Как уже отмечалось, в 1737 г. на основе специального закона дворяне получили право обучать своих сыновей в домашних условиях. По новым правилам молодые дворяне должны были «между канцелярскою должностью и другими пристойными науками к шляхетству и гражданству обучаться». Для дворян, поступающих на государственную службу, вводились элементы общего образования, в том числе считалось необходимым знание истории. Для государственной проверки такого обучения было установлено четыре смотра. При первом смотре в 20 лет недоросли сдавали экзамены по истории, географии и фортификации [19].
Настоящее учебное пособие подготовлено в соответствии с учебной программой комплексной дисциплины «ЛФК и массаж». В нем представлен учебный материал раздела дисциплины «ЛФК». В силу того, что цикл объединяет знания многих дисциплин (анатомия, физиология, основы патологии, теорию и методику физической культуры и др.) в совокупности с большим объемом, рекомендованного учебника, отсутствия в нем пояснений медицинской терминологии затрудняет практически самостоятельную подготовку студентов заочного обучения. Настоящее пособие имеет также целью помочь студентам, пропустившим занятия по уважительной причине, изучить курс лечебной физической культуры самостоятельно и успешно подготовиться к сдаче зачета и экзамена.
Представленный вашему вниманию конспект лекций предназначен для подготовки студентов медицинских вузов к сдаче экзамена. Книга включает в себя полный курс лекций по истории медицины, написана доступным языком и будет незаменимым помощником для тех, кто желает быстро подготовиться к экзамену и успешно его сдать.
Апрель-май месяц в школах горячая пора, и не потому, что на носу экзамены, годовые контрольные, ЕГЭ. В это время школы занимаются набором будущих первоклассников. Одни образовательные учреждения заранее продумывают и планируют эту кампанию, осуществляют связь с родительской общественностью, размещают в СМИ рекламные объявления. Другие обеспечивают набор посредством хорошо налаженной работы в школе будущих первоклассников, где детишки и педагоги уже познакомились и неплохо узнали друг друга. Третьи ведут работу у себя в микрорайоне. Четвертым приходится объяснять многочисленным желающим, что набор детей уже прекращен, и они могут подать заявление в другую ближайшую школу.
Впрочем, чиновникам многие сложные вещи иногда кажутся слишком простыми и легко решаемыми. Не случайно первоначально предполагали, что окончание детского сада будет сопровождаться экзаменом, определяющим степень достижения запланированных результатов и возможность перехода на следующий уровень общего образования. От такого экзамена отказались, но надолго ли?
В обычной районной школе расслоение идет не только между отдельными детьми, но даже между классами, поскольку обычной практикой теперь стало деление детей по способностям. На самом деле это деление происходит все-таки по иному принципу. Состоятельный папаша юного бездельника, так и не выучившего к шестому классу таблицу умножения, вполне может обеспечить его обучение в каком-нибудь лицейском классе с математическим уклоном. Как правило, в отобранных – специализированных, лицейских или гимназических – классах массовых школ собираются дети наиболее успешных в социальном плане родителей. Свой последний звонок такие отмечают в каком-нибудь скромном ресторане с хорошей репутацией, а их сверстники из класса «Д» выпьют по бутылке «колокольчика» в родном классе. На письменном экзамене во время завтрака одним принесут пакеты из ближайшего «Макдоналдса», а другим – бутерброды с колбасой и чай. Кому-то родители с радостью оплатят поездку в Финляндию на зимние каникулы, а кто-то отказывается и от экскурсии в ближайший музей – метро и входной билет тоже денег стоят. Ежедневно в школе возникает ситуация, которая заставляет ребенка или подростка вспомнить о кошельке своих «предков». Это «воспоминание» превращается для одних в причину возвышения и самоутверждения, а для других – в ощущение собственной неполноценности и ничтожности.
В тот год, когда Володя Климов предпринял первую попытку поступления, в училище на 100 вакансий было 700 претендентов. Приемные испытания проводились строго: сдавались русский язык и арифметика в объеме курса четырехклассных городских училищ. И хотя завалил Володя экзамены, но именно тогда в шаловливом крестьянском мальчишке начал формироваться будущий технический гений.
Снова вместо диплома «вечный студент» получил 5 февраля 1938 года Справку о том, что «слушатель 3 курса отделения истории Востока Института Красной профессуры истории тов. Круглов С.Н. состоял в институте с 1 сентября 1935 года по 23 января 1938 года». В течение этого времени он прослушал курсы лекций по истории СССР (по Гражданскую войну включительно), по общей истории (до 1920 года), по истории Японии (по японо-китайскую войну 1927 года) и по истории Китая (до революции 1925–1927 годов). Сдал годовые экзамены за первый курс: по истории СССР (отлично), по всеобщей истории, Древние и Средние века (отлично), по философии и географии (отлично), по японскому (хорошо) и английскому (отлично) языкам. Сделал доклад по философии на тему: «Закон единства и борьбы противоположностей как суть диалектики» (отлично). За второй курс сдал такие годовые экзамены: по всеобщей истории и истории Японии (оба отлично), по истории Китая (удовлетворительно), по японскому и английскому языкам (оба удовлетворительно). Сделал письменный доклад на тему: «Предпосылки и движущие силы революции 1867 года в Японии» [27].
Представленный вашему вниманию конспект лекций предназначен для подготовки студентов медицинских вузов к сдаче экзаменов. Книга включает в себя полный курс лекций по стоматологии, написана доступным языком и будет незаменимым помощником для тех, кто желает быстро подготовиться к экзамену и успешно его сдать.
В случае оценивания движение за образовательные стандарты делает упор на формальные письменные экзамены и активное использование тестов множественного выбора, позволяющих без особого труда кодифицировать и обрабатывать ответы учащихся. При этом его сторонники не слишком жалуют такие оценочные методики, как курсовые, подборки творческих работ, тесты, оценивающие знания по пониманию, а не по запоминанию, субъективные оценки учителей, взаимные оценки и другие подходы, результаты которых намного труднее представить в числовом выражении. Этим, кстати, отчасти объясняется, почему школьники столько времени проводят за партами, работая самостоятельно.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я