Связанные понятия
Ритуал (лат. ritualis — обрядовый, от лат. ritus, «торжественная церемония, культовый обряд») — совокупность обрядов, сопровождающих религиозный акт, или выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо; церемониал. И словарное определение, и другие источники показывают, что слово ритуал является синонимом обряда. Однако ранее отношение понятий «ритуал» и «обряд» в разных источниках могло определяться иначе, когда считалось, что...
Священное обычно означает предметы или действия, посвященные Богу или богам, и используемые в религиозных ритуалах, священнодействиях. Свойство быть священным часто возникает в результате обряда освящения, то есть освящённый предмет может стать священным — но может и не стать, если он предназначен для использования в мирских целях (например, пасхальные яйца). Священное и святое близки по значению и могут быть атрибутом одного и того же предмета: например, Библию можно назвать и Священное Писание...
Эмблема́тика (от греч. έμβλημα — вставка, рельефное украшение) — специальная историческая дисциплина, которая занимается исследованием эмблем — условно-символических изображений определенных понятий или идей, которые исполнены в графической или пластической форме, имеют конкретное содержание и не нуждаются в специальном истолковании.
Приве́тствие — жест, слово, словосочетание, письменное послание (и их совмещение) или иной ритуал для вступления в контакт человека (группы людей) с другим человеком (с группой людей).
Духо́вная культу́ра — область человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества, а также система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом. Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности.
Упоминания в литературе
В еще более сложных формах происходило поклонение римским богам. Многочисленным богам римского пантеона в Африке воздвигались статуи, посвящались богато украшенные храмы. Некоторые культы, как, например, культ капитолийской триады – Юпитера, Юноны и Минервы, – носили обязательный характер для всех римских граждан, где бы они ни проживали. Официальный дух и политическая направленность культа императоров и принесенной в африканскую провинцию религии завоевателей были выражены с неприкрытой откровенностью. Эта религия утвердилась среди самых влиятельных и богатых жителей городов – той муниципальной знати, которая была важнейшей социальной опорой власти римлян. Как справедливо заметил Ж. Тутен, исследования которого, особенно в области религии, не утратили своего значения по сию пору, широкие народные массы несомненно участвовали в пышных культах и торжественных обрядах, совершаемых «в честь сильных мира сего». Но религия эта не была религией народа – «религией домашнего очага». На африканской земле старая пуническая религия не умерла, а лишь преобразилась, постепенно облекаясь в римские одежды. Ж. Тутен писал: «…внешний вид святилищ понемногу менялся под влиянием греко-римской цивилизации и архитектуры; восточные символы были заменены на стенах человеческими фигурами, типами, заимствованными почти целиком из греческого и эллинистического искусства. Но божества, в честь которых праздновались эти культовые
церемонии , остались прежними…»20
Зародившийся в середине VI в. великий Тюркский каганат оказался самым сильным и могущественным государством Евразии этого времени. Его основатель Бумын-каган стал зачинателем династии Ашина. Сакральный статус его при этом был крайне высок, что подчеркивалось в том числе и поздними каганами. В продолжение данного культа его составной частью становится культ Эль-хана Бумына, который также «вырос» из культа ашиноидов. Данный культ целиком и полностью был понятен и связан только с древнетюркской государственностью. Исследователи соотносят его с этнической первоосновой ашинаидов и считают культом, внеэтничным к основной массе тюрков. Культ рода Ашина имеет морфологическую связь с обыденным, можно сказать, тривиальным, культом предков, характерным для древнего пласта любого общества[29]. Однако, с изменением роли и места отдельно взятого рода Ашина, данный культ в этом объекте гипертрофированно преломляется, превратившись в «царский» культ с добавлением политических
церемоний и ритуалов. Основные контактные точки этого культа заключались в почитании личности кагана, пещеры предков и в поклонении волку.
Определяя миф как словесное повествование, мы отделяем миф от других культурных форм, в том или ином отношении родственных мифу. К ним можно отнести картины на религиозные сюжеты, скульптуру, барельефы, маски и прочие изобразительные формы, отсылающие зрителя к мифологическому миру. С другой стороны, они так или иначе связаны с магией, а также с различными символическими действами – ритуалом,
церемонией , драматическим представлением, танцем, – которые также могут в разной степени быть вдохновлены мифами, даже воспроизводить мифические события. Но при этом сами действа мифами не являются. Некоторые мифы рассказывают о событиях, послуживших причиной возникновения ритуала; например, один из вариантов мифа индейского племени инка упоминает Айара Качи, одного из первых инка, вышедших из недр скалистых гор, чье появление послужило поводом для возникновения культа Уанакаури (Бурланд, Николсон и Осборн 1970: 303). Мифы также могут содержать описание ритуалов, как, например, описание освящения Аарона в библейских книгах Исхода и Левит. Эдмунд Лич считает, что там мы можем найти точное с этнографической точки зрения детальное описание принятых у евреев священнодействий III в. до н. э., связанных с Иерусалимским храмом (196: 85). И наоборот, есть ритуалы, представляющие собой инсценировки отдельных мифов (в глазах неверующего примером может служить чтение Символа веры во время христианского богослужения), в значительной степени тех, в которых рассказывается о рождении, инициации, бракосочетании, коронации или похоронах. Вот как рассказывает Теодор Гастер о коронации в древнеегипетской драме, созданной примерно в 3300 г. до н. э.:
На Западе изучение жестов в ритуальной практике называется хирономия. Это особенно касается жестов, используемых в тайной символике религиозных ритуалов. В сокровенной науке каждый жест имеет особое значение и связывается с работой определенной силы. Ритуальные жесты всегда были важной частью религиозных
церемоний в древних культурах. Считалось, что с их помощью можно было призывать богов, влиять на окружающий мир и направленно посылать энергию.
Траурный ритуал относится к числу самых консервативных традиций. Он наименее подвержен различным нововведениям, но в то же время является отражением культурных, религиозных, политических, эстетических и этических норм, принятых конкретным обществом в определенную историческую эпоху. Ритуал, сформировавшийся в XVII в., претерпел большие изменения в эпоху новаций Петра I. Реформа траурной императорской
церемонии отражала главные тенденции общественно-политической жизни страны. Государственный церемониал должен был служить целям презентационным – показать всему миру и собственным подданным достижения монарха и всей страны при абсолютизме, где правитель, собственно, и представляет свою страну. Из многообразия государственных церемоний в Российской империи две претендуют на роль наиважнейших: коронационные торжества и похороны правителя. Причем вторые даже более значимы, ибо являлись окончанием определенной исторической эпохи, возможностью демонстрации завоеваний страны за прошедший период, проявлением лояльности собственных граждан, оценкой государства мировым содружеством и, наконец, заявкой на преемственность власти и декларацией намерений нового правителя.
Связанные понятия (продолжение)
Обря́д — совокупность действий стереотипного характера, которой присуще символическое значение. Стереотипный характер действий обряда, то есть их чередование в некотором более или менее жестко заданном порядке, отражает происхождение слова «обряд». В сущности, с точки зрения этимологии оно означает именно «приведение чего-либо в порядок». Обряд нередко характеризуют как традиционное действие человека.
Драгоценность — термин, широко используемый в быту и в литературе для указания на материальную и культурную ценность предмета и духовную сущность человека. Драгоценности могут выступать как дорогая вещь, например, ювелирные изделия, предмет важного исторического и общественного значения, то что представляется особенно дорогим и памятным для кого-либо, является талантливым, самобытным, отличается необходимыми для культуры качествами, свойствами.
Регалия (от лат. regalis — царский) — исключительные права императора (царя), позднее государства.
Тради́ция (от лат. traditio «предание», обычай) — множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.
Обычай — унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов.
Нра́вы — обычаи, имеющие нравственное значение для той или иной социальной группы. Нравы поддерживаются в обществе путём моральных отношений или же, наоборот, представляют собой отступления от требований нравственности, присущих окружающему обществу. Нравы отражают моральные ценности общества.Термином «нравы» часто пользуются для характеристики и моральной оценки норм поведения, бытующих в каком-либо описываемом обществе. В популярной литературе термином «нравы» описывается обозначается реально существующая...
Традицио́нная правова́я семья ́ (также семья́ традицио́нного пра́ва либо систе́ма обы́чного пра́ва) — правовая система, которая распространена в некоторых странах Африки, Азии, Австралии и Океании, где правовой обычай занимает доминирующее место среди источников права и выполняет важную роль регулятора общественных отношений.
Язы́чество (от церк.-слав. ꙗ҆зы́цы «народы», формы мн. ч. от ꙗ҆зы́къ «народ», являющегося калькой с др.-греч. ἔθνος) — принятый в христианском богословии и в исторической литературе термин, обозначающий традиционные и нехристианские религии. В более узком смысле, язычество — политеистические религии. Однако, далеко не все «языческие религии» политеистичны. Термин язычество происходит из Нового завета, в котором под язычеством подразумевались народы или «языки», противополагаемые первохристианским...
Западные литургические обряды — литургические обряды в христианстве, возникшие и традиционно использовавшиеся на территории бывшей Западной Римской империи до XI века в неразделённой Церкви, а после — в католической. С XX века практикуются также (обычно в модифицированной форме) в отдельных приходах и монастырях некоторых православных юрисдикций: Русской Зарубежной Церкви и архиепископии Антиохийского Патриархата в США.
Политеистический реконструкционизм или реконструкционизм - собирательное название направления в неоязычестве, состоящее из нескольких религий, имеющих в своей основе общую идею и происхождение. Как отдельное направление зародилось в конце 1960-х - начале 1970-х, и получило дальнейшее развитие и распространение в 1990-х и 2000-х годах. Реконструкционизм «пытается» восстановить в современном мире существовавшие до распространения христианства исторические политеистические религии (см. Язычество), однако...
Кельтский обряд — литургический обряд кельтских народов Британии, Ирландии и Бретани I тысячелетия, один из Западных литургических обрядов. В связи с изоляцией Британских островов, после распространения христианства в начале III века там сложился литургический обряд, отличавшийся от обрядов континентальной Европы.
Традицио́нная рели́гия — ранняя форма религии, традиционные верования. Этот термин также используется для обозначения религий народов, которые изначально жили на территории какого-либо государства или на территориях на протяжении длительного времени, — в противоположность нетрадиционным религиям, «привнесённым» извне в течение последних десятилетий.
Кельтская церковь — собирательный термин, под которым обычно подразумевают церковные структуры, существовавшие в раннем Средневековье в Бретани и на заселённой кельтскими народами части Британских островов. В современной историографии термин считается устаревшим и неточным, так как в описываемый период на упомянутых территориях не существовало ни отдельной от Рима единой церковной организации, ни самой концепции о общности населяющих их народов; характерные для этого региона религиозные практики...
Восточные литургические обряды — литургические обряды в христианстве, возникшие и традиционно использовавшиеся на Востоке христианского мира, в том числе на территории бывшей Восточной Римской империи (Византии).
Сарумский обряд , или Сарумский чин (лат. Sarum — закрепившаяся некорректная расшифровка Sarisburia, латинизированной формы английского топонима Солсбери) — католический богослужебный обряд, практиковавшийся в Средние века в Солсберийском кафедральном соборе. Был вариантом римского обряда, включал и мессу и оффиций. Основоположником Сарумского обряда считается Святой Осмунд, епископ Солсберийский, в XI веке. Изначально сарумский обряд являлся местным чином, использовавшимся лишь в Солсберийском соборе...
Либация (возлияние) является частью религиозного ритуала жертвоприношения. Либация является «бескровным» жертвоприношением (то есть жертвуются вино, мёд, вода и др.) и характерна почти для всех древних религий.
Идол (др.-рус. идолъ, греч. éidōlon) — кумир, фантом, предмет слепого поклонения.
Свяще́нные те́ксты , или Религио́зные тексты, — тексты, которые в различных религиях рассматриваются как священные и занимают центральное место в их религиозной традиции.
Галлика́нский обря́д (лат. Ritus Gallicanus) — один из древних Западных литургических обрядов, практиковавшийся в IV-VIII веках в Галлии, возникшем впоследствии на её территории Франкском королевстве, а также в других регионах Западной Европы. При Карле Великом было принято решение об отказе от галликанского обряда и переходе на римский обряд. Отдельные элементы обряда перешли в литургическую практику римского обряда.
Римская религия , как и древнегреческая религия, не имела единой организации и канонов, а состояла из культов различных божеств, являясь многобожием. Религиозные обряды, связанные с жизнью семьи или домашними и частными делами, совершал сам отец семейства. В деревне его мог заменить обладавший особыми полномочиями управляющий поместьем. Официальные государственные обряды совершались опосредствованно некоторыми носителями высшей власти — сначала царём через так называемых жреческих царей, потом консулами...
Эллинизм (греч. Ἑλληνισμός) — эллинская этническая религия (гр. Ἑλληνικὴ ἐθνική θρησκεία), также часто обозначается в англоязычных источниках термином Hellenismos, эллинский политеизм, додекатеизм (Δωδεκαθεϊσμός) или олимпианизм (Ὀλυμπιανισμός) — это различные религиозные движения, которые воскрешают и реконструируют древнегреческие религиозные практики. Самые ранние из таких движений известны с 1990-х годов.
Литургическая драма (фр. Le drame liturgique) — род средневекового театра, появившегося во Франции около X века и представлявшего собой вставленные в праздничные церковные службы (литургии) инсценировки эпизодов из Священного писания, а также парафразы библейских сюжетов. В большинстве случаев сохранились только тексты, редко — также музыка (памятники музыкальной нотации).
Колесо года — ежегодный цикл праздников, существующий у последователей Викки и той части европейских неоязычников, для которых свойственно соблюдение всех фестивалей. Цикл представляет собой компиляцию из народно-католических и дохристианских праздников кельтских и германских народов Европы, известных из средневековых письменных источников и этнографических записей Нового времени.
Мле́ччха (санскр. म्लेच्छ, mleccha IAST, «варварский») — термин, которым в Древней Индии называли представителей иных религий и культур. В Древней Индии термин млеччха имел схожее значение со словом варвар в Древней Греции и Риме. Так как чужеземцы не следовали ведийской религии, арии называли всех иностранцев млеччхами. Млеччхи не принадлежали ни к одной из четырёх варн древнеиндийского общества и потому имели крайне низкий социальный статус. Термин млеччха не упоминается в Ведах и впервые встречается...
Соте́р (др.-греч. σωτήρ, «спаситель, хранитель»; жен. — греч. σώτειρα) — первоначально эпитет Зевса и, реже, других богов-олимпийцев.
Культовые мифы — условное название мифов, в которых даётся объяснение (мотивировка) какого-либо обряда (ритуала) или иного культового действия.Наиболее примитивными культовыми мифами являются мифы тотемические, сопровождающие обряды переодевания в тотемических предков.
Лати́нский обря́д , Ри́мский обряд, Западный обряд (правильнее — латинские обряды) — совокупность литургических обычаев, сложившихся в Католической церкви, для которых характерно употребление в качестве литургического языка латыни. Центральный среди западно-литургических обрядов.
Тавроболий (лат. Taurobolium) — обряд жертвоприношения быков, введённый в Риме при Антонинах в связи с распространением культа сирийских и персидских божеств и, в особенности, персидского бога солнца — Митры — и фригийской Кибелы.
Ву́ду (англ. Voodoo) — традиционная африканская религия, имеющая статус государственной на территории некоторых стран, расположенных в Западной Африке. Например, вуду практикуется населением эва, живущим на юге и востоке Ганы и в южной и центральной части Того, кабье, мина и фон, Бенина и (под другим наименованием) йоруба в юго-западной части Нигерии.
Ка́льпа — вспомогательная часть Вед, одна из шести веданг, основной темой которой является ритуаловедение. Индуистская традиция не выделяет какого-то особого текста этого раздела веданги. Однако, для разных категорий ведийских жрецов было написано большое количество сборников сутр, посвящённых ритуалу. Те из них, которые сохранились до наших дней, занимают особое место среди письменных памятников периода сутр. Существует два рода Кальпа-сутр, или руководств по проведению ведийских ритуалов: Шраута-сутры...
Полидоксия — буквально "многоучение ("poly doxy") — представление о множестве природных духов, поклонение многочисленным сущностям. Демонология. Основано на анимизме, культе природы, культе мертвых (предков), магии, колдовстве, шаманизме, тотемизме, демонолатрии. Кроме того, под полидоксией понимают религии, в которых различные религиозные учения являются возможными и правильными, в противовес ортодоксии. Например, современное христианство с его многочисленными конфессиями, некоторые из которых сами...
Этническая религия (народная, национальная религия, национально-государственная религия), наряду с местной (коренной) религией, термин, используемый в религиозных исследованиях для описания различных проявлений религии, которые связаны с той или иной этнической группой. Этнические религии часто отличаются от религий, которые утверждают, что не могут быть ограничены этническими или национальными рамками, такими как христианство или ислам.
Гетери́зм — термин, образованный от древнегреческого «гетера»; неудачно введён И. Я. Бахофеном для обозначения гипотетической начальной исторической формы отношений между полами с неупорядоченностью полового общения (в современной науке обозначается термином промискуитет) и, по устаревшим ныне представлениям, сменившего её группового брака. Вслед за гетеризмом, по Бахофену, наступила стадия гинекократии (то есть матриархата). Термин «гетеризм» применяется современными учёными лишь для наименования...
Список древнеегипетских богов — список сверхъестественных существ пантеона древних египтян, в который включены боги, богини, обожествлённые понятия, чудовища, основные символы и фетиши древнеегипетской религии. Для удобства список разбит на несколько таблиц.
За тысячелетия исторического развития индуизма, в нём были приняты различные иконографические символы, которые являются частью индуистской иконографии, преисполненной духовного значения, основанного на священных текстах индуизма и на индуистских культурных традициях. Толкование значения этих символов варьируется в зависимости от географического региона, исторического периода и религиозной традиции, следуемой индуистами. С течением времени, одни символы (такие как свастика) нашли применение за пределами...
Подробнее: Индуистская иконография
Яхбулон (или Ябулон) (англ. Jahbulon) — слово, которое исторически используется в некоторых масонских ритуалах Королевской арки Йоркского устава.
Кельтское язычество , также кельтское многобожие (политеизм) — это религиозные верования и практики древних кельтских народов Западной Европы до периода христианизации. Кельтское язычество было политеистическим и анимистическим.
Саньцай (букв. «три начала») — термин, используемый последователями китайской синкретической религии Игуаньдао, для обобщённого названия группы священнослужителей, участвующих в традиционной форме китайского спиритического сеанса.
Кита́йская наро́дная рели́гия (кит. упр. 中国民间信仰, пиньинь: zhōngguó mínjiān xìnyăng) или шэнизм — комплекс религиозных представлений, сложившихся в ходе исторического развития китайской цивилизации. Является эклектическим сочетанием религиозных верований и практик, основанных, прежде всего, на почитании предков и сил природы, добрых и злых духов, а также Неба, которое оказывает влияние на общество и правителей. Имеет множество региональных форм, происходящих от разных источников; примерно к XI веку...
Харизмати́ческий культ или харизматическая группа — одна из разновидностей новых религиозных движений (НРД) или «сект», «культов» в зависимости от принимаемой теологической или социологической терминологии.
Римский понтификал или Понтификал (лат. Pontificale, Pontificale Romanum) — литургическая книга Римско-католической Церкви, которая содержит обряды, исполняемые епископами.Понтификал — практически епископский ритуал, содержащий молитвословия и правила богослужения для таинств миропомазания и священства; однако, он не включает обряды для Мессы или литургии часов, которые могут быть найдены, соответственно, в Римском Миссале и Римском Бревиарии.
Глаголи́ческий обряд — литургическая традиция в рамках латинского обряда Католической церкви, отличающаяся от его римской формы тем, что вместо латыни в нём используется церковнославянский язык. Богослужебные книги для этой литургии издавались с использованием глаголицы (отсюда его название).
Иерогамия (ιερός γάμος, ιερογαμία «священный брак») — сексуальный ритуал, символизировавший брак между мужским и женским божеством, роли которых исполняли люди. Ритуалы иерогамии были частью так называемой ритуальной проституции.
Не путать со словом «полис», городская община.Урбс (лат. urbs, ж. р. urbsis) — латинский термин, обозначавший в античности город, окруженный стеной, укреплённый город. Отсюда термин «урбанизация». Урбс с заглавной буквы — эпитет Рима.
Подробнее: Урбс (Античность)
Религиозная дискриминация — ограничение людей в правах по признаку их религиозной принадлежности. В ряде стран, где представлены несколько религиозных общин, дискриминация обычно сопровождается религиозной стратификацией, то есть на социальной лестнице общины имеют более высокий или более низкий статус по отношению друг к другу.
Упоминания в литературе (продолжение)
Христиане древности совершали Таинства на гробницах святых, пророков и мучеников за веру в Иисуса. Находящиеся в могилах святые, сообщали Церковным Таинствам силу любви Параклита, в результате действия которой, Таинства и совершались. У христиан не было мертвых и живущих, все были живы перед Богом и, поэтому, верующие собирались для совершения Таинств и произнесения молитв на кладбищах. Они приходили к местам захоронения своих близких и родственников, членов религиозной общины, которые, в большинстве случаев, были казнены по враждебному отношению к ним Римской империи. Общественные кладбища были для римских граждан неприкосновенным местом, там не могли арестовать человека, пришедшего к могилам предков. На кладбищах беспрепятственно разрешалось совершение любых обрядов и
церемоний .
Посвященными у кельтских народов Западной Европы были друиды. Для человека XXI века достаточно простого упоминания о друидах, чтобы перед его мысленным взором встала картина торжественных шествий фигур в длинных одеяниях, проводящих бардовские
церемонии среди древних мегалитических памятников.
Традиционно отечественные историки, исследуя принципы власти в Древнерусском государстве, не акцентировали внимание на атрибутике этой власти. Возможно, здесь сказалось влияние правоведов, отрицавших в русском праве символику[161]. Применительно к символам власти их отсутствие, по-видимому, рассматривалось как следствие своеобразной доктрины власти, а именно: занимать княжеские столы на Руси могли только представители княжеского дома Рюриковичей[162] (все они «одного деда внуки»). Способы же «усвоения» княжеской власти – «старшинство» и «отчина» – исключали (по крайней мере на ранних этапах государственности) какие-либо
церемонии в оформлении принятия этой власти, кроме известного по летописи «сел на столе», «занял стол отца своего» и т. д.
Ритуалы мусульманского хаджа начали создаваться ещё при жизни пророка Мухаммеда, продолжив своё развитие в первые столетия формирования ислама как мировой религии. Хадж не является единственным понятием паломничества в Исламе. Он обозначает полную ритуальную паломническую
церемонию , которая совершается только в определённое время года. Есть другой вид мусульманского паломничества – умра – менее церемониальный, более интимный, совершаемый в любое время года. Мусульманин у себя на родине заявляет о возможности и желании совершить хадж как правило в мечети, чтобы мулла и община помогла ему подготовиться и собраться в далёкое путешествие, а также попасть в состав выделенной для данной страны квоты, то есть определённого количества паломников на текущий год.
Следует отметить, что, по мнению Е. А. Поповой [1974: 227], женщина на чайкинском рельефе изображена с зеркалом в руке. Этот вывод представляется мне не бесспорным, но если он правилен, это дает нам тем больше оснований сближать чайкинский рельеф и рассмотренные выше изображения богини с зеркалом с точки зрения их семантики. Толкованию сцены на рельефе как свадебной не может препятствовать то обстоятельство, что мужчина изображен верхом. Вплоть до настоящего времени в Индии во время совершения брачной
церемонии жених сидит на коне, под головой которого должна пройти невеста [Пракашвати Пал 1958: 57]. Чайкинский рельеф поэтому позволяет поставить вопрос: не являются ли сцены предстояния всадника богине, столь популярные в евразийском степном поясе от Причерноморья до Алтая и трактуемые обычно как отражающие приобщение царя богине [Артамонов 1961: 59 – 63], сценами их бракосочетания? Особенно интересно в этом плане изображение на обкладке ритона из Мерджан, где представлен всадник перед богиней, сидящей под деревом на троне, около которого водружен шест с конским черепом. В свете недавней попытки В. В. Иванова реконструировать семантическую связь мотивов женщины под деревом, конской головы и венчального обряда [Иванов 1974] это изображение может служить лишним подтверждением связи названных памятников евразийского степного искусства с сюжетом сакрального брака. Близкая интерпретация упомянутых композиций, в частности мерджанской, была предложена несколько лет назад В. П. Николаевым [1968: 27], который трактовал их как воплощение мотива «заключения символического брачного союза» царя с местной богиней. Однако конкретное толкование В. П. Николаевым этого сюжета как связанного с мифом о бракосочетании Геракла и змееногой богини в корне отлично от предлагаемого мной и представляется недостаточно обоснованным.
Сакральный ландшафт является аспектом, компонентом и вариантом культурного ландшафта. Поэтому антропологическая составляющая сакрального ландшафта есть результат интеллектуальной и духовной деятельности людей по организации, управлению обликом природных географических ландшафтов. Управляющее воздействие людей на природный ландшафт в процессе его сакрализации выражается наделении природных или рукотворных объектов его составляющих необычными качествами (священным содержанием). Сакральное оказывается невыразимо по своей природе и может быть приближено к природе человека через символ. Общение с сакральным требует особых
церемоний , которые придают человеческой деятельности особый смысл.
Разве можно сказать, что церковь подмяла под себя университеты? Отнюдь. Зародившись в капитулярных школах, но затем развившиеся в самостоятельные структуры, они сохранили с церковью связи, доходящие до подчинения, ибо университеты зависели от римских пап, что не мешало им в середине XIII века энергично бороться с вмешательством в их дела нищенствующих орденов – кордельеров и доминиканцев; в частности, в Париже эта борьба шла под руководством Гийома де Сент-Амура. Рыцарь, прислушиваясь к внутреннему голосу совести, признавал земную власть Бога, Святой Троицы и Девы Марии; на эту благодатную почву и опирается церковь с XII века, оказывая влияние на все
церемонии посвящения в рыцари.
Очень важная характерная черта иудаизма – ежегодные праздники и многодневные священные
церемонии , в которых принимают участие все верующие иудеи. Так, Новый год иудеи отмечают десятидневным праздником торжеств и покаяния – Рош-Хашана. Десятый день Рош-Хашаны называется Днём Всепрощения (Иом-Кипур), в этот день иудеи вспоминают все свои грехи за минувший год и молятся о прощении. Иудеи празднуют и другие важные для них дни: Праздник кущей (Суккот), Пасху (в память об Исходе), Праздник недель (Шабуот, или Пятидесятница), Ханука (Праздник огней) и Пурим. Эти праздники отмечаются в память об особо радостных или печальных событиях еврейской истории, они служат связующим звеном с прошлым народа. С другой стороны, праздники иллюстрируют представление иудеев о своей истории как об осуществлении замысла Бога.