Симпатия

  • Симпа́тия (греч. συμπάθεια «сочувствие; взаимовлечение» от др.-греч. συμ «вместе» + πάθεια «чувство, страсть; влечение») — чувство устойчивой эмоциональной предрасположенности к кому-либо или чему-либо. Противоположно антипатии.

    Симпатия, как правило, возникает на основе общих взглядов, интересов и ценностей, а также вследствие избирательной положительной реакции на внешность, поведение и черты

    характера другого человека. Симпатия одного человека к другому проявляется как инстинктивная склонность, чувство внутреннего родства между ними. Выражается в повышенном интересе к человеку, доброжелательности, оказании внимания и помощи. В некоторых культурах, симпатия может означать чувство сострадания по отношению к проблемам и несчастьям других людей и желание счастья тому объекту, по отношению к которому испытывается симпатия. Симпатия может возникнуть в дружбе, когда люди получают удовольствие от общения друг с другом и чувствуют привязанность.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Антипа́тия (греч. αντιπάθεια, от αντι — «против», и πάθος — «страсть») — чувство неприязни, нерасположения или отвращения, эмоциональное отношение неприятия кого-либо или чего-либо. Противоположно симпатии. Антипатия, как и симпатия, является во многом безотчётным чувством и обусловливается подсознательным решением, но она может возникать и полностью сознательно, в результате моральной оценки по отношению к тем людям, существам или явлениям, которые порицает принятая в данном обществе система взглядов...
Жалость к себе (также саможаление) — эмоция жалости, испытываемая к самому себе. Обычно вызывается стрессом, сопровождается чувствами грусти и обострённой несправедливости, характеризуется завистью к тем, кому «больше повезло» (типичные вопросы «внутреннего монолога» — «почему я?», «чем я это заслужил?»).`
Не путать с: ВиновностьВина́, чу́вство вины́, угрызе́ния со́вести — отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является некий поступок субъекта, который кажется ему причиной негативных для других людей, или даже для самого себя, последствий. Если последствия имеют негативное влияние только на субъект, то возникает чувство досады, а не вины.

Подробнее: Вина
Ненасильственное общение (ННО) — термин, введенный Маршаллом Розенбергом. ННО базируется на идее того, что каждый человек способен к сопереживанию. ННО или взаимная коммуникация — идея процесса общения была разработана в 60-х годах.
Ненависть — интенсивное, отрицательно окрашенное деструктивное чувство, отражающее неприятие, отвращение и враждебность к объекту ненависти (человеку, группе лиц, неодушевленному предмету, явлению).

Упоминания в литературе

Специфика семейной жизни заключается в том, что для которой встречаются мужчина и женщина, связанных и половым влечением, и высокими нравственными отношениями, что вместе и означает любовь. А. С. Макаренко обращал внимание на то, что силы «любовной» любви могут быть найдены только в опыте неполовой человеческой симпатии. Что, воспитывая в ребенке честность, работоспособность, искренность, уважение к другому человеку, к его переживаниям и интересам, мы тем самым воспитываем его и в половом отношении, формируем готовность к семейной жизни.
Этот фильтр формируется постепенно, по мере развития и становления человеческой индивидуальности, то есть с момента нашего рождения. Это наши мысли, эмоции, черты характера, привычки, интересы, симпатии и антипатии, способы поведения, реакции на те или иные события, отношение к себе, близким нам людям, к людям вообще и ко многим вещам в этом мире.
Влечение – это внутреннее состояние человека, заставляющее его действовать определенным образом. Однако здесь речь идет не столько о физиологии влечений, сколько об их психологии. Люди испытывают друг к другу симпатию (от греч. sympatheia — влечение, внутреннее расположение) и антипатию (чувство неприязни). Почему? В основе влечения, которое один человек испытывает к другому, лежит множество факторов. Это внешние признаки, физическая близость (включая и сексуальные отношения), сходство и комплементарность (от лат. complementum – дополнение), компетентность, взаимное вознаграждение; коммуникации (от лат. communicatio – общение), включающие вербальное, т. е. речевое, общение и невербальный язык (выражение лица, взгляд, прикосновение). Коммуникации у человека тесно связаны с органом обоняния. Каждый человек обладает своим индивидуальным, неповторимым запахом. В возникновении влечения между мужчиной и женщиной важную роль играют вещества, содержащиеся в поте, моче и выделениях женских половых органов. «Целью влечения, – говорит Фрейд, – является удовлетворение». И действительно, наслаждение приводит к удовлетворению. Фрейд ставит во главу угла «принцип удовольствия».
По мнению Р. Дженкинс (R. Jenkins) [12], «психопат» является «антисоциальным индивидуумом», который никогда не достигает развитой формы homo domesticus («домашнего человека»). Основное отличие лиц с АЛР от нормальных или интегрированных личностей заключается в отсутствии рефлексии и постоянной неспособности осознать, что большинство важных переживаний жизни значит для других людей. Р. Дженкинс подчеркивает, что здесь речь идет не о формально воспринимаемых поступках с точки зрения определенной этики, эстетики, теологии, философской системы или идеологии, а об отсутствии какого-то главного компонента эмоций, переживания, из которого формируются верность, сострадание, сочувствие, лояльность, концепция чести и ответственности. Этот параметр придает всем переживаниям жизненную силу и отсутствует при АЛР. Носители этого расстройства не способны «войти в переживание». Человек с АЛР может внешне превосходно его имитировать, но это всего лишь ролевое поведение, а главный эмоциональный компонент отсутствует. Пациент/пациентка с АЛР не осознают и не переживают этой недостаточности, не способны выйти за границы своего видения и переживания себя и окружающего мира. Антисоциальные личности не способны по-настоящему ни страдать, ни сопереживать, ни радоваться жизни. Они не могут воодушевить кого-нибудь, научить чему-нибудь полезному; у них отсутствует симпатия к другим людям, сочувствие и радость, в связи с успехом даже наиболее близких людей.
Теория стереотипов. Образ чужой этнической группы в сознании народа определяется прежде всего характером собственных исторических взаимоотношений в этой группе: сотрудничество и кооперация приводят в основном к позитивным установкам друг к другу, предполагающим терпимое отношение к существующим различиям; далекие отношения, не затрагивающие жизненные интересы, дают склонность относиться друг к другу без враждебности, но и без особой симпатии, и установка людей окрашивается чувством любопытства («смотри, какие интересные, не похожие на нас бывают люди!»); состояние конфликта, вражды приводит к негативным установкам или предубеждениям.

Связанные понятия (продолжение)

Ревность — негативное деструктивное чувство, испытываемое субъектом, ощущающим недостаток чего-либо со стороны объекта в отношении него по причине того, что это недостающее от объекта получает другой субъект. Хроническая склонность к ревности называется ревнивостью. Она считается, как правило, негативной чертой и даже сопоставляется с болезнью. В случае невовлечённости в ситуацию ценимого человека имеет место зависть.
Не путать с: ОщущениеЧу́вство — эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам. Чувства отличают от аффектов, эмоций и настроений.

Подробнее: Чувство
Романтическая дружба — это очень близкие, эмоционально насыщенные, c оттенком лёгкой влюбленности отношения между друзьями без сексуальной составляющей.
Интере́с — положительно окрашенный эмоциональный процесс (по классификации А. Н. Леонтьева — чувство), связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему.
Привя́занность — чувство близости, основанное на глубокой симпатии, влюбленности, преданности кому-либо или чему-либо.
Одино́чество — социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции.
Неразделённая (безответная) любовь — форма любви, при которой один человек испытывает сильное эмоциональное влечение к другому человеку, но не получает взаимности.
Психосоциальное развитие, теория — теория психосоциального развития личности, созданная Эриком Эриксоном, в которой он описывает 8 стадий развития личности и делает акцент на развитии Я индивида.
Базальная тревога — чувство изолированности или беспомощности, переживаемое ребёнком по отношению к потенциально опасному внешнему миру. Оно появляется в результате фрустрации детской потребности в безопасности и проявляется в отношениях ребёнка с другими людьми.
Стыд — отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является какой-либо поступок или качество (философия) субъекта.
Реакти́вное образова́ние, также Реакти́вное формирова́ние или Формирова́ние реа́кции — психологическая защита, заключающаяся в видимом преобразовании негативного чувства в позитивное либо наоборот, при этом защищающийся осознаёт первоначальную негативную эмоцию.
Отыгрывание (англ. acting out), отреагирование вовне, разрядка — психический механизм защиты, выражающийся в бессознательном снятии внутреннего напряжения через поведение, реализующее пугающий сценарий, за счёт изменения своей роли в нём с пассивно-жертвенной на активно-инициирующую. Иными словами — это бессознательное провоцирование развития тревожной для человека ситуации.
Дру́жба — личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи; предполагает личную симпатию, привязанность и затрагивает наиболее интимные, душевные стороны человеческой жизни; одно из лучших нравственных чувств человека.
«Недовольство культурой» — опубликованный в 1930 году трактат Зигмунда Фрейда, который был написан годом ранее, в начальный период его борьбы с раком челюсти и в преддверии прихода к власти нацистов. Выводы, к которым приходит автор, неутешительны. Ввиду наличия в природе человека влечения к самоистреблению, к смерти, порождаемые этой могучей силой агрессивные импульсы всегда будут искать выхода, вступая в неизбывное противоречие с либидо и с цивилизацией. Окончательное примирение естества и культуры...
Классифика́ция психопáтий — классификация расстройств личности. В данной статье представлены классификации расстройств личности времён, когда они ещё носили название психопатий, до внедрения в психиатрическую практику МКБ-10 и DSM-5. 10-й пересмотр МКБ (МКБ-10) был одобрен 43 сессией Всемирной ассамблеи здравоохранения в мае 1990 года.
Мизантрóпия (от др.-греч. μῖσος «ненависть» + ἄνθρωπος «человек»; букв. «человеконенавистничество») — отчуждение от людей, ненависть к ним; нелюдимость. Некоторыми исследователями рассматривается как патологическое психофизиологическое свойство личности.

Подробнее: Мизантропия
Родительская любовь — поведенческие и эмоциональные проявления родительского инстинкта у человека.
Психоаналитическая критика — это особый метод в литературоведении конца 19 в. – начала 20 в., который был создан психиатром Зигмундом Фрейдом (1856 г. –1939 г.) и развит его учениками . Данный метод базируется на теории психоанализа и использует ее терминологию.
Сексуализа́ция (инстинктуализа́ция) — защитный механизм, заключающийся в приписывании негативным событиям эротической составляющей, «превращающем» их таким образом в позитивные.
Материнская деприва́ция (лат. deprivatio — потеря, лишение) — процесс эмоционального и психологического обеднения ребёнка, вследствие отрыва ребёнка от матери в раннем возрасте. В основе этого феномена лежит полное или частичное отсутствие у ребёнка привязанности ко взрослым, подрыв доверия ко взрослому миру.
Аффилиация (аффиляция, англ. affiliation — «соединение, связь» от позднелатинского filialis — «сыновний») — это стремление быть в обществе других людей, потребность человека в создании тёплых, доверительных, эмоционально значимых отношений с другими людьми. Стремление к сближению с людьми, дружба, любовь, общение — всё это попадает под понятие аффилиация. Формирование данной потребности обусловлено характером взаимоотношений с родителями и сверстниками в раннем детстве и может нарушаться при ситуациях...
Миф о собственной исключительности (личный миф) (англ. personal fable) — это «убеждённость подростка в уникальности своих внутренних переживаний и в собственной неуязвимости». Термин введён психологию в 1967 году Дэвидом Элкиндом. Вместе с феноменом воображаемой аудитории выступает одним из компонентов подросткового эгоцентризма.
Нарциссическая травма и связанная с ней нарциссическая ярость — концепции психоанализа. Нарциссическая ярость или нарциссический гнев — реакции на нарциссическую травму, которая по мнению нарцисса представляет угрозу для самооценки последнего. Выражение Нарциссическая травма (или нарциссический шрам) было введено Зигмундом Фрейдом в 1920-е годы. Термин нарциссический гнев был введен Хайнцем Кохутом в 1972 году.
Кросс-культурная амбивале́нтность — социально-психологическая теория, согласно которой человек испытывает эмоциональный дискомфорт, (который, как правило относят к когнитивному диссонансу) при осознании своего противоречивого отношения к людям из аутгруппы (группе людей, по отношению к которой индивид не ощущает чувства принадлежности). Амбивалентность выявляется в одновременном ощущении положительных и отрицательных эмоций к индивиду.
Униже́ние — поведение человека, целью или результатом которого является падение у унижаемого чувства собственного достоинства и его достоинства в глазах других людей. Унижение может совершаться как намеренно, например, с целью самоутверждения, так и являться, например, методом воспитания.
Нарцисси́зм — свойство характера, заключающееся в чрезмерной самовлюблённости и завышенной самооценке — грандиозности, в большинстве случаев не соответствующей действительности. Термин происходит из греческого мифа о Нарциссе, прекрасном молодом человеке, который предпочёл любоваться на своё отражение в водах ручья и отверг любовь нимфы Эхо. В наказание за это он был обречён влюбиться в собственное отражение и в итоге превратился в цветок, его именем и названный.
Безусловная любовь; Безусловное принятие — термин, обозначающий принятие и любовь к кому-нибудь, не зависящие от каких-либо временных условий, а опирающиеся на его устойчивый, целостный образ. Такой любви противопоставляется условная любовь, существующая только до тех пор, пока её объект соответствует неким условиям. Безусловная любовь является важным элементом в ряде философских, религиозных и психологических концепций.
Нежность — это форма привязанности, отличающаяся чувствительностью и благожелательным вниманием в отношении другого человека, вызываемая любовью в его отношении. Она выражается в особых жестах, мягкости, деликатности, внимании к нуждам объекта нежности, особом взгляде, голосе, уважении. Нежность позволяет создать переходные отношения от дружеских к любовным. Стоит отметить, что нежность не обязательно совпадает с интимными желаниями, но может быть ключевым элементом в семейных отношениях.
"В поисках счастья" — это книга, опубликованная в 2002 году Мартином Селигманом. Книга содержит 14 глав, в которых рассматривается: анализ положительных эмоций и методы их закрепления, двойственность человека и влияние характера на чувства, а также реализация положительных качеств в жизни.
Нево́льное воздержа́ние (English: incel, incelhood, inceldom) — это невозможность установления интимных отношений или вовлечения в половой акт, по причинам, отличным от осознанного воздержания. Термин используется применительно ко взрослым, которые, несмотря на желание секса, обладают небольшим сексуальным опытом или не имели сексуальных отношений вообще.
Альтруи́зм (лат. Alter — другой, другие) — понятие, которым осмысляется активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других; соотносится с понятием самоотверженность — то есть с приношением в жертву своих выгод в пользу блага другого человека, других людей или в целом — ради общего блага.
Комплекс неполноценности — совокупность психологических и эмоциональных ощущений человека, выражающихся в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходство окружающих над собой. Комплекс неполноценности возникает вследствие разнообразных причин, таких, как: дискриминация, душевные травмы, свои собственные ошибки и неудачи и т. п. Комплекс неполноценности существенно влияет на самочувствие и поведение человека.
Теория нравственных чувств (англ. The Theory of Moral Sentiments) — книга шотландского экономиста и философа Адама Смита, опубликованная в 1759 году во время Шотландского просвещения.
Самоуваже́ние (также чувство собственного достоинства) — в социологии и психологии отражает субъективную эмоциональную оценку собственной значимости, а также отношение индивида к себе как к личности. Включает в себя как мнение о себе (например, «я компетентен/некомпетентен»), так и связанные с этим эмоции (например, радость/отчаяние, гордость/стыд). Оно также отражается на поведении (например, настойчивость/уступчивость, уверенность/сомнение).
За́висть — социально-психологический конструкт/концепт, охватывающий целый ряд различных форм социального поведения и чувств, возникающих по отношению к тем, кто обладает чем-либо (материальным или нематериальным), чем хочет обладать завидующий, но не обладает. По Словарю Даля, зависть — это «досада по чужом добре или благе», завидовать — «жалеть, что у самого нет того, что есть у другого». По Словарю Ушакова, называется «желанием иметь то, что есть у другого». Спиноза определял зависть как «неудовольствие...
Примити́вная идеализа́ция — психический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Выражается в бессознательном представлении о ком-либо как об идеальном и всемогущем защитнике. Впервые описан психоаналитиком Шандором Ференци. Одним из «побочных эффектов» механизма является примити́вное обесце́нивание человека, если его дальнейшая идеализация невозможна.
Теория Амаэ — теория, согласно которой одна из сторон в отношениях рассчитывает на снисхождение второй стороны к её слабостям. Была предложена японским психотерапевтом Такэо Дои в 1971 г. в книге «Структура амаэ». По мнению автора, она является ключевой концепцией для понимания характера японской культуры и менталитета, поскольку само слово «амаэ», которое может быть переведено как «зависимость от благожелательности других», не имеет точных эквивалентов в других языках.
Эгоцентри́зм (от др.-греч. Εγώ — «я» и лат. centrum — «центр круга») — фактическая неспособность индивида рассматривать иную точку зрения, как заслуживающую внимания. Восприятие своей точки зрения как единственной существующей или даже единственно возможной. Термин введён в психологию Жаном Пиаже для описания особенностей мышления, характерного для детей в возрасте до 8–10 лет. По различным причинам такая особенность мышления в разной степени выраженности может сохраняться и в более зрелом возрасте...
Эгои́зм (др.-греч. Εγώ , лат. ego — «я») — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других. Противоположностью эгоизма традиционно считается альтруизм, хотя современная психология часто считает такое противопоставление некорректным. Выделяют также специфические взгляды на эгоизм — такие как «разумный эгоизм», «гедонизм».
Аутофобия (от др.-греч. αὐτός «сам» и φόβος «страх») — патологическая боязнь одиночества.
Оби́да — реакция человека на воспринимаемое как несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, а также вызванные этим отрицательно окрашенные эмоции.
Восхищение — это социальная эмоция, вызываемая одобрением людей, демонстрирующих свой талант или умения, превосходящие общепринятые стандарты. Восхищение облегчает социальное обучение в группах и мотивирует к самосовершенствованию через обучение по ролевой модели.
Аннули́рование (Возмеще́ние) — психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты, заключающийся в бессознательной попытке уравновесить некое чувство (обычно вину или стыд) с помощью отношения или поведения, которое «магическим образом» уничтожает это чувство.
Воля к смыслу – одно из ключевых понятий логотерапии Виктора Франкла. Согласно Франклу, Воля к смыслу – первичная мотивация человека. «Это наиболее человеческое из всех явлений, поскольку животное, естественно, никогда не печется о смысле своего существования». Виктор Франкл противопоставлял Волю к смыслу психоаналитическому принципу удовольствия и воле к власти. Он утверждал, что «Чем более человек ставит себе целью непосредственное достижение удовольствия, тем менее он достигает её. И это, отважусь...
И́скренность — один из аспектов честности, правдивости, отсутствие противоречий между реальными чувствами и намерениями в отношении другого человека (или группы людей) и тем, как эти чувства и намерения преподносятся ему на словах.

Упоминания в литературе (продолжение)

Чаще всего люди принимают за любовь простое тяготение тел противоположного пола друг к другу. Хорошо если это не только притяжение тел, но еще и притяжение характеров, еще и симпатия, вызванная теми или иными чертами личности, привычками, свойствами другого, то есть когда между людьми близость не только физическая, но еще и эмоциональная. Это уже первый шаг к любви, но еще не любовь. Что же такое любовь? Абсолютно бескорыстное чувство, когда двое становятся одним целым и обмениваются своими качествами, энергиями своей любви. Это больше, чем близость физическая и эмоциональная, – это близость духовная. Это союз душ, который не зависит ни от разлуки, ни от смерти. Когда исчезает тело, души остаются, остается любовь. При такой любви невозможны измены.
Из-за такого непрестанного оценивания возникают многочисленные состояния ума – от отвращения (которое варьируется от страха, гнева и разочарования до чувства вины, стыда и ненависти) до влечения (включая все состояния, начиная от понимания, благодарности и глубочайшей любви до похоти и зависти). Отмечайте, какие состояния ума сопровождают каждый момент симпатии и антипатии. Каковы состояния, ослабляющие чувство безопасности? Каковы состояния, формирующие переживание небезопасности? Когда мы говорим, что счастливы, из каких состояний состоит это переживание? И какие состояния формируют чувства несчастья или беспокойства? Когда Сократ советовал познать самого себя, он указывал именно на этот уровень. Вспомните его утверждение: «Врач, исцели самого себя», – именно с этого и начинается исцеление.
Каждому акту общения предшествуют мотивы – осознанные и неосознанные. Это могут быть духовные устремления – удовлетворение в самовыражении, познании, игра интеллекта, эстетическое наслаждение от созерцания партнера, к которому испытываешь симпатию. Мотивом может стать стремление исправить или изменить ситуацию, кого-то наказать, просветить и т. д. Часто это бывает желание популярности. Журналист заботится о поддержании мотива общения.
Как там в Википедии?.. «Любовь – чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии».
В действительности у людей много общего. При желании можно увидеть себя в окружающих и почувствовать симпатию к ним. Когда люди чувствуют общность друг с другом, им становится легче жить и работать вместе, они лучше воспринимают критику, открыты для изменений и активно стремятся внести свой вклад в общее дело. Находясь в близких, доверительных, открытых, свободных, надежных и приятных отношениях люди неосознанно подстраиваются друг к другу.
Среди различных проявлений человекомерности социального бытия специфическую роль выполняет нравственный принцип альтруизма, основанный на естественной связанности людей друг с другом посредством симпатии и взаимопомощи. Альтруизм (от лат. alter – другой) – принцип бескорыстного отношения к нуждам, интересам и горестям других людей, коренящийся в духовно-нравственной основе и интересах человеческой личности. Он воплощается в желании и готовности человека оказывать помощь другим людям и выступает антиподом эгоизма. Этот термин был введен в философско-социологический и этический оборот родоначальником социологии Огюстом Контом. Основной принцип альтруизма, в его трактовке, звучит так: «Поступай так, чтобы твой личный интерес служил чужому интересу»[43]. В своей «Системе позитивной политики» он отстаивал теоретическое положение, согласно которому прогресс общества будет в решающей степени определяться тем, насколько среди его членов распространено альтруистическое поведение.
– альтруистический тип: гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя «маска», скрывающая личность противоположного типа); ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.
Сказанное вовсе не означает, что доминантные люди все и всегда не умеют себя вести, легко проявляют признаки лжи на своих лицах. Нет, нет и нет. Стремящийся захватить и удержать властные позиции (в семье, в организации, в государстве) человек такого психологического типа, – это хитрый, опытный, искушенный, проницательный, осторожный, гибкий, умеет вести себя в значимом для него обществе, «срезает» острые углы в сложных ситуациях общения; он расчетлив, несентиментален, и может быть жестоким. В значимой для него ситуации такой человек будет демонстрировать непринужденность и откровенность, естественность, непосредственность и общительность; вполне способен вызвать доверие и симпатию у окружающих. умения, выдающийся интеллект, несгибаемая воля, преданность своему народу, феноменальная стрессовая устойчивость. В-третьих, в современном понимании, идущем от Нюрнбергского процесса над другими предводителями убийц и грабителей, Наполеон совершил конкретно доказанные военные преступления и преступления против человечности. Срока давности по этим преступлениям нет!
Сложность общения с неэмоциональными людьми по большей части преувеличена. Действительно, люди этого типа не сразу расскажут о своих переживаниях, по ним нелегко определить, как они относятся к окружающим: они мастерски могут спрятать свою симпатию или неприязнь. Неэмоциональные личности – это, как правило, люди с хорошо развитой интеллектуальной сферой – они мало чувствуют, но хорошо мыслят, они предпочитают выражать свой взгляд на происходящее, все хорошо взвесив и проанализировав. Их отношение к миру всегда более продуманное и обоснованное, чем у людей эмоциональных. Подход к таким людям найти довольно просто – их просто нужно подтолкнуть к рассказу о своих впечатлениях. Попробуйте поинтересоваться у них о том, что они думают по тому или иному поводу. В беседе с людьми этого типа не стоит прибегать к вопросам, связанным с оценкой их эмоционального восприятия, им проще высказать свое отношение к предмету разговора в виде неэмоциональных и хорошо аргументированных выводов.
А вообще-то «золотое правило» состоит в том, чтобы не бороться с робостью, а дать ей просто зачахнуть, утверждая свою внутреннюю уверенность, спокойствие и превосходство над любой ситуацией. Не направлять свое внимание на неуверенность в поведении или признаки предстартовой лихорадки, тем самым только усиливая связанные с этим неприятности, а утверждать свою невозмутимость, свою симпатию к окружающему миру, свой успех. Тому, кто смотрит на тень, все кажется темным; тому же, кто смотрит на свет, все светло. А если тени робости исчезнут из вашего духовного кругозора, они уйдут и из вашей жизни.
Не стоит позволять зависимому человеку «оплачивать» ваши отношения: делать подарки, заниматься вместо вас неприятными делами и т. п. Зависимые люди часто стремятся «купить» симпатию других – с помощью презентов, услужливости, готовности исполнять чужую работу. Принимая все это, вы можете попасть в порочный круг ответных услуг или будете «должны» демонстрировать им свою симпатию, привязанность, даже покровительство. Если не установить четкие границы, такие личности постепенно «оккупируют» многие сферы вашего жизненного и профессионального пространства.
Эта идея получила развитие в теориях справедливости. Ее сторонники полагают, что справедливое взаимодействие вызывает радость, гордость и симпатию к участникам, а несправедливое – нарушение социальных норм – страх, гнев и чувство вины (De Cremer, Ruiter, 2003).
Неспособность адекватно проявить свои чувства, может вызвать в другом человеке злость, обиду, страх, сомнение, разочарование и даже отвращение. И наоборот, своевременное и адекватное выражение эмоции вызывает симпатию, уважение, понимание, смирение, восхищение.
Серо-зеленый цвет означает ложь и подлость. Изумрудно-зеленый означает дальновидность, широту взглядов, находчивость. Он означает способность в общении без обмана и хитрости, но может преследовать цель угодить, расположить к себе людей, вызвать уважение. Голубовато-зеленый цвет указывает на высшие человеческие качества, глубокую симпатию, умение понять человека, сочувствие. Светло-зеленый цвет говорит о сильной витальности.
Пример из практики. Друзья попросили поработать с женщиной, у которой обострились внутриличностные проблемы. При работе с ней (вначале по телефону, потом при встрече) выяснилось, что это типичный шизоидный тип личности. Первый муж был бизнесменом, но она полюбила, почувствовала (хотя у нее уже достаточно взрослая дочь), симпатию к другому человеку. Об этом узнали окружающие. Муж ее отчитал: "Ты с кем связалась? Ты же знаешь этого человека". И что же она делает в ответ? Она бросает мужа-бизнесмена, заставляет другого человека развестись со своей женой и прийти к ней. Впоследствии оказалось, что ее новый муж тоже типичный шизоид. И вот живут эти два шизоида вместе. У них "дикая" интуиция, они могут настолько безошибочно вцепиться в другого человека, настолько тонко почувствуют ситуацию общения, что не замечаешь как попадаешь под влияние этих людей, как научная логика постепенно заменяется с их помощью на ту, которая принадлежит им. Они могут незаметно войти в душу другого и друг друга, точно почувствовать ситуацию, моменты принятия решений человеком и настолько корректно, в нужный момент подтолкнуть его к тому или иному решению, что и психолог не замечает, как попадает под влияние этих людей и принимает то решение, которое идет под их влиянием. Такой личностью была и эта женщина. Она смогла почувствовать, что новый муж ей психологически ближе, она смогла уцепиться за этого человека, эмоционально привлечь его.
Человеческому мозгу требуются доли секунды, чтобы составить мнение о характере и способностях незнакомого человека. В результате сканирования головного мозга установлено, что возникновение симпатии или антипатии к незнакомому человеку при первом впечатлении происходит практически без участия интеллекта. В этом процессе задействован отдел мозга, отвечающий за ощущение страха, – мозжечковая миндалина. Это древний сегмент мозга, сформировавшийся у животных намного раньше префронтальной коры, которая содержит центры интеллектуальной активности. Поэтому люди всегда судят о других по первому впечатлению; именно оно формирует отношение к другому человеку или явлению. Конечно, первоначальное впечатление впоследствии может измениться (особенно если оно было не совсем таким, как нам хотелось бы), но для этого потребуется продолжительное личное общение.
Любовь – это чувство глубокой симпатии и привязанности к другому человеку, стремление к объекту своей любви и желание расцветить его жизнь яркими красками.
Примем также во внимание степень концентрации гормона окситоцин (природное приворотное зелье, наркотик), который отвечает за влечение, симпатию и доверие. И если в организме окситоцина много, человек потенциально расположен к любви, если мало, то тяги к другому – нет.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я