Неточные совпадения
Свияжский был один из тех, всегда удивительных для Левина
людей, рассуждение которых, очень последовательное, хотя и никогда не
самостоятельное, идет само по себе, а жизнь, чрезвычайно определенная и твердая в своем направлении, идет сама по себе, совершенно независимо и почти всегда в разрез с рассуждением.
«В данной общественной структуре должны быть
люди, лишенные права личной инициативы, права
самостоятельного действия».
Кричавший стоял на парте и отчаянно изгибался, стараясь сохранить равновесие, на ногах его были огромные ботики, обладавшие
самостоятельным движением, — они съезжали с парты. Слова он произносил немного картавя и очень пронзительно. Под ним, упираясь животом в парту, стуча кулаком по ней, стоял толстый
человек, закинув голову так, что на шее у него образовалась складка, точно калач; он гудел...
–…второстепенный, которому предназначено послужить лишь материалом для более благородного племени, а не иметь своей
самостоятельной роли в судьбах человечества. Ввиду этого, может быть и справедливого, своего вывода господин Крафт пришел к заключению, что всякая дальнейшая деятельность всякого русского
человека должна быть этой идеей парализована, так сказать, у всех должны опуститься руки и…
Корею, в политическом отношении, можно было бы назвать
самостоятельным государством; она управляется своим государем, имеет свои постановления, свой язык; но государи ее, достоинством равные степени королей, утверждаются на престоле китайским богдыханом. Этим утверждением только и выражается зависимость Кореи от Китая, да разве еще тем, что из Кореи ездят до двухсот
человек ежегодно в Китай поздравить богдыхана с Новым годом. Это похоже на зависимость отделенного сына, живущего своим домом, от дома отца.
Более всего не терпят
людей самостоятельной и оригинальной мысли, не вмещающихся ни в какие привычные рутинные категории.
Но так как человеческая общественность была изолирована от мирового целого, от жизни космической и очень преувеличено было
самостоятельное значение общественности, то образовался рационалистический утопизм с его верой в совершенное, до конца рациональное устроение общественной жизни, независимое от духовных основ жизни
человека и мира.
Целые армии пехоты разгонялись, как стада овец, несколькими сотнями всадников; до той поры, когда явились на континент английские пехотинцы из гордых,
самостоятельных мелких землевладельцев, у которых не было этой боязни, которые привыкли никому не уступать без боя; как только пришли во Францию эти
люди, у которых не было предубеждения, что они должны бежать перед конницею, — конница, даже далеко превосходившая их числом, была разбиваема ими при каждой встрече; знаешь, знаменитые поражения французских конных армий малочисленными английскими пехотинцами и при Кресси, и при Пуатье, и при Азенкуре.
Не признавая ее прав как
самостоятельной личности, ей и не дают ничего, что в жизни может ограждать личность: она необразованна, у ней нет голоса даже в домашних делах, нет привычки смотреть на
людей своими глазами, нет даже и мысли о праве свободного выбора в деле сердца.
Так они и остались вне жизни, эти
люди честных стремлений и
самостоятельных убеждений (нередко, впрочем, на деле изменявшие им вследствие своей непрактичности).
— Слушайте, Бахарева, что я написала, — сказала она, вставши, и прочла вслух следующее: «Мы живем
самостоятельною жизнью и, к великому скандалу всех маменек и папенек, набираем себе знакомых порядочных
людей. Мы знаем, что их немного, но мы надеемся сформировать настоящее общество. Мы войдем в сношения с Красиным, который живет в Петербурге и о котором вы знаете: он даст нам письма. Метя на вас только как на порядочного
человека, мы предлагаем быть у нас в Богородицком, с того угла в доме Шуркина». Хорошо?
Мы должны были в последних главах показать ее обстановку для того, чтобы не возвращаться к прошлому и, не рисуя читателю мелких и неинтересных сцен однообразной уездной жизни, выяснить, при каких декорациях и мотивах спокойная головка Женни доходила до составления себе ясных и совершенно
самостоятельных понятий о
людях и их деятельности, о себе, о своих силах, о своем призвании и обязанностях, налагаемых на нее долгом в действительном размере ее сил.
Из одного этого приема, что начальник губернии просил Вихрова съездить к судье, а не послал к тому прямо жандарма с ролью, видно было, что он третировал судью несколько иным образом, и тот действительно был весьма
самостоятельный и в высшей степени обидчивый
человек. У диких зверей есть, говорят, инстинктивный страх к тому роду животного, которое со временем пришибет их. Губернатор, не давая себе отчета, почему-то побаивался судьи.
— Тот самый; во-первых —
человек безукоризненной честности, во-вторых —
самостоятельный, и он вдруг предположил… Они в этом своем величии опьяневают как-то и забывают всякое приличие!.. Предположил заместить его Пиколовым — этой дрянью, швалью, так что это почти публичное признанье в своей связи с его женою!
Вообще это —
человек, не знающий
самостоятельной жизни, несмотря на то, что вся масса основного общественного труда лежит исключительно на его плечах.
Во-вторых, мне кажется, что
люди науки, осуждающие своих клиентов выдерживать курсы лечения, упускают из вида, что эти курсы влекут за собой обязательное цыганское житье, среди беспорядка, в тесноте, вне возможности отыскать хоть минуту укромного и
самостоятельного существования.
Главное зло состояло в том убеждении, что comme il faut есть
самостоятельное положение в обществе, что
человеку не нужно стараться быть ни чиновником, ни каретником, ни солдатом, ни ученым, когда он comme il faut; что, достигнув этого положения, он уж исполняет свое назначение и даже становится выше большей части
людей.
Вся Москва от мала до велика ревностно гордилась своими достопримечательными
людьми: знаменитыми кулачными бойцами, огромными, как горы, протодиаконами, которые заставляли страшными голосами своими дрожать все стекла и люстры Успенского собора, а женщин падать в обмороки, знаменитых клоунов, братьев Дуровых, антрепренера оперетки и скандалиста Лентовского, репортера и силача Гиляровского (дядю Гиляя), московского генерал-губернатора, князя Долгорукова, чьей вотчиной и удельным княжеством почти считала себя
самостоятельная первопрестольная столица, Сергея Шмелева, устроителя народных гуляний, ледяных гор и фейерверков, и так без конца, удивительных пловцов, голубиных любителей, сверхъестественных обжор, прославленных юродивых и прорицателей будущего, чудодейственных, всегда пьяных подпольных адвокатов, свои несравненные театры и цирки и только под конец спортсменов.
Вообще имеет характер
самостоятельный, непреклонный и отчасти строптивый, чему, впрочем, немало способствует и то, что во всем головлевском семействе нет ни одного
человека, со стороны которого она могла бы встретить себе противодействие.
На все это имею честь обратить внимание вашего превосходительства и при сем считаю своею обязанностью свидетельствовать пред вашим превосходительством о незаменимых заслугах находящегося при мне вольнонаемного канцелярского служителя Измаила Петрова Термосесова, тонкой наблюдательности которого и уменью проникать во все слои общества я обязан многими драгоценными сведениями, и смею выразить ту мысль, что если бы начальству угодно было употребить этого даровитого
человека к
самостоятельной работе в наблюдательном роде, то он несомненно мог бы принесть пользу безмерную».
Подчиняясь,
люди только покоряются тем требованиям, которые к ним предъявляются, не рассуждая и не делая усилия воли; для неподчинения нужно
самостоятельное рассуждение и усилие, на которое не каждый бывает способен.
Но та небольшая часть
людей, которую мы называем «читающей публикой», дает нам право думать, что в ней эта охота к
самостоятельной умственной жизни уже пробудилась.
— Пробовал, но не могу. Можно смело говорить какую угодно правду
человеку самостоятельному, рассуждающему, а ведь тут имеешь дело с существом, у которого ни воли, ни характера, ни логики. Я не выношу слез, они меня обезоруживают. Когда она плачет, то я готов клясться в вечной любви и сам плакать.
В какой мере это портило характер Нестора Игнатьевича, или способствовало лучшей выработке одних его сторон насчет угнетения других — судить было невозможно, потому что Долинский почти не жил с
людьми; но он сам часто вздыхал и ужасался, считая себя
человеком совершенно неспособным к
самостоятельной жизни.
Как выразители общей физиономии жизни, эти
люди неоцененны, и
человек, желающий уяснить себе эту физиономию, должен обращать взоры вовсе не на тех всуе труждающихся, которые идут напролом, и не на тех ловких
людей, которые из жизни делают сложную каверзу, с тем, чтобы, в видах личных интересов, запутывать и распутывать ее узлы, а именно на тех"стадных"
людей, которые своими массами гнетут всякое
самостоятельное проявление человеческой мысли.
Вследствие изменения точки зрения и возвышенное, подобно прекрасному, представляется нам как явление более
самостоятельное и, однако же, более близкое
человеку, нежели представлялось.
Человеку надо — одного только
самостоятельного хотенья, чего бы эта самостоятельность ни стоила и к чему бы ни привела.
Так это оставалось, впрочем, и впоследствии: исправник был
человек разъездной, и он сек только сельских
людей, которые тогда еще не имели
самостоятельного понятия от иерархии и, кто их ни сек, — одинаково ногами перебирали.
Николай (усмехаясь). Несколько иначе. Социализм очень опасное явление. И в стране, где нет
самостоятельной, так сказать, расовой философии, где все хватают со стороны и на лету, там он должен найти для себя почву… Мы
люди крайностей… вот наша болезнь.
Вообще Кольцов принадлежал к числу таких
людей, которым необходима собственная,
самостоятельная деятельность, и в этом заключается, между прочим, высокое превосходство его натуры.
Сознавши себя как нечто отдельное от всего прочего,
человек необходимо должен притти к заключению, что он имеет право жить и действовать сам по себе, отдельной и
самостоятельной жизнью.
До меня в этой самой сторожке жил лесник Галактион, трезвый был такой
человек,
самостоятельный…
Нам кажется, что в этом рассказе есть черты далеко не исключительные, а напротив, могущие служить общим указанием на те препятствия, какие встречает русский
человек на пути
самостоятельного развития.
Принужденная с ранних лет всматриваться во взаимные отношения близких ей
людей, участвуя и сердцем и головой в разъяснении смысла этих отношений и произнесении суда над ними, Елена рано приучила себя к
самостоятельному размышлению, к сознательному взгляду на все окружающее.
Это один из героев пассивных добродетелей,
человек, умеющий многое перенести, многим пожертвовать, вообще выказать благородное поведение, когда приведет к тому случай; но он не сумеет и не посмеет определить себя на широкую и смелую деятельность, на вольную борьбу, на
самостоятельную роль в каком-нибудь деле.
Оттого ли, что общества новых времен вышли из состояния младенчества, в котором естественное чувство бессилия необходимо заставляет искать чужого покровительства; оттого ли, что прежние, известные нам из истории покровители и опекуны обществ часто так плохо оправдывали надежды
людей, доверявших им свою участь, — но только теперь общественные тенденции повсюду принимают более мужественный,
самостоятельный характер.
Если посмотреть просто и беспристрастно, то окажется, что желание избавиться от стеснений и любовь к
самостоятельной деятельности так же точно неотъемлемо принадлежат
человеку, как желание пить, есть, любить женщину.
Конечно, можно признать известную долю заслуги в
человеке, даже и ничего не сделавшем для общества, только уже за то, что он силою размышления и
самостоятельных наблюдений дошел до сознания ложности того, что всеми окружающими его выдается за истину.
Видя, что естественная наклонность к
самостоятельной, нормальной деятельности встречает препятствие на прямой дороге, все эти
люди пробуют свернуть с нее немножко, в надежде, что, обошедши одно препятствие, они опять могут попасть на свой прежний путь.
Пашинцев, как и множество других героев повестей этого рода, вовсе не представляет феномена; вся среда, заедающая его, состоит именно из таких же
людей, как и он сам: у всех есть добрые наклонности, но нет инициативы в характере, нет решимости на
самостоятельную деятельность.
Кто хочет сделаться истинным
человеком, тот должен отбросить угождение миру; кто хочет жить истинной жизнью, тот пусть не руководится тем, что принято считать добром, а пусть тщательно доискивается, где и что есть истинное добро. Нет ничего святее и производительнее
самостоятельной душевной пытливости.
У Юма она имела субъективно-человеческое значение — «быть для
человека», у Беркли получила истолкование как действие Божества в человеческом сознании; у Гегеля она была транспонирована уже на язык божественного бытия: мышление мышления — само абсолютное, единое в бытии и сознании [К этим общим аргументам следует присоединить и то еще соображение, что если религия есть низшая ступень философского сознания, то она отменяется упраздняется за ненадобностью после высшего ее достижения, и только непоследовательность позволяет Гегелю удерживать религию, соответствующую «представлению», в
самостоятельном ее значении, рядом с философией, соответствующей «понятию».
Каждый в отдельности есть полу-человек, однако является
самостоятельной личностью, ипостасью, имеет свою духовную судьбу.
Если чувственность, телесность мира не есть болезнь или субъективное только состояние, но
самостоятельная стихия бытия, то пол не может остаться лишь внутри
человека, но должен осуществиться и во плоти, раздвоиться в ней, чтобы, ощутив это раздвоение, двум стать «в плоть едину».
Вследствие своего центрального положения в мире, существенно связанного с двуполостью,
человек имеет
самостоятельную область, где он призван к самобытному, царственному существованию, между тем как ангелы, вестники Божий, такой области не имеют.
Но всего замечательнее, — и это необходимо еще раз подчеркнуть, — не только сознание неизбежности не убивало в этих
людях самостоятельного почина, но даже вполне определенное знание божеского решения и божеской угрозы не останавливало их перед тем, чтобы действовать по велениям собственного духа, хотя бы и вопреки божеской воле.
Никаких «норм» Свидригайлов над собою не знает. С вызывающим и почти простодушным цинизмом он следует только своему «
самостоятельному хотению». Нет мерзости и злодейства, перед которыми бы он остановился. Он изнасиловал малолетнюю девочку, довел до самоубийства своего дворового
человека. Конечно, не смигнув, подслушивает за дверями, конечно, развратник и сладострастник. И решительно ничего не стыдится.
Человек из подполья пишет: «С чего это взяли все эти мудрецы, что
человеку надо какого-то нормального, какого-то добродетельного хотения? С чего это непременно вообразили они, что
человеку надо непременно благоразумно-выгодного хотения?
Человеку надо одного только
самостоятельного хотения, чего бы эта самостоятельность ни стоила, к чему бы ни привела».
Какое-то глубокое, неслучайное бессилие разъедает у Достоевского всех
людей, дерзающих проявить
самостоятельное свое хотение. Как в отчиме Неточки Незвановой, в них все время происходит «отчаянная, лихорадочная борьба судорожно-напряженной воли и внутреннего бессилия».
Самостоятельное хотение, раз сброшена с души упомянутая крышка, — это, конечно, что-то глубоко отъединенное от всего в мире, идущее исключительно в собственное я
человека.