Неточные совпадения
Человек из подполья пишет: «С чего это взяли все эти мудрецы, что
человеку надо какого-то нормального, какого-то добродетельного хотения? С чего это непременно вообразили они, что
человеку надо непременно благоразумно-выгодного хотения?
Человеку надо одного только
самостоятельного хотения, чего бы эта самостоятельность ни стоила, к чему бы ни привела».
И вот
люди начинают заявлять своеволие, начинают проявлять свое
самостоятельное хотение.
Самостоятельное хотение, раз сброшена с души упомянутая крышка, — это, конечно, что-то глубоко отъединенное от всего в мире, идущее исключительно в собственное я
человека.
Какое-то глубокое, неслучайное бессилие разъедает у Достоевского всех
людей, дерзающих проявить
самостоятельное свое хотение. Как в отчиме Неточки Незвановой, в них все время происходит «отчаянная, лихорадочная борьба судорожно-напряженной воли и внутреннего бессилия».
Никаких «норм» Свидригайлов над собою не знает. С вызывающим и почти простодушным цинизмом он следует только своему «
самостоятельному хотению». Нет мерзости и злодейства, перед которыми бы он остановился. Он изнасиловал малолетнюю девочку, довел до самоубийства своего дворового
человека. Конечно, не смигнув, подслушивает за дверями, конечно, развратник и сладострастник. И решительно ничего не стыдится.
Дело, оказывается, много сложнее, чем казалось раньше. Суть не в том, что какая-то воображаемая черта мешает «
самостоятельному хотению» единой человеческой души. Суть в том, что черта эта вовсе не воображаемая. Она глубоким разрезом рассекает надвое саму душу
человека, а с нею вместе и «
самостоятельное хотение».
Подпольный
человек Достоевского пишет: «С чего это взяли все эти мудрецы, что
человеку надо какого-то нормального, какого-то добродетельного хотения? С чего это непременно вообразили они, что
человеку надо непременно благоразумно-выгодного хотения?
Человеку надо — одного только
самостоятельного хотения, чего бы эта самостоятельность ни стоила и к чему бы ни привела».
То самое, что перед Достоевским стоит мрачною, неразрешимою, безысходно трагическою задачею, для Толстого есть светлая, радостная заповедь. И это потому, что для него душа
человека — не клокочущий вулкан, полный бесплодными взрывами огня, пепла и грязи, а благородная, плодородная целина, только сверху засоренная мусором жизни. Действительно из недр идущее, действительно
самостоятельное хотение
человека только и может заключаться в стремлении сбросить со своей души этот чуждый ей, наносный мусор.
Но всего замечательнее, — и это необходимо еще раз подчеркнуть, — не только сознание неизбежности не убивало в этих
людях самостоятельного почина, но даже вполне определенное знание божеского решения и божеской угрозы не останавливало их перед тем, чтобы действовать по велениям собственного духа, хотя бы и вопреки божеской воле.
Огромная масса людей, материал, для того только и существует на свете, чтобы, наконец, чрез какое-то усилие, каким-то таинственным до сих пор процессом, посредством какого-нибудь перекрещивания родов и пород, понатужиться и породить, наконец, на свет, ну хоть из тысячи одного, хотя сколько-нибудь
самостоятельного человека.
Так мечталось ему, когда никто не обижал его грубым обращением, ибо с той поры, как он понял себя
самостоятельным человеком, он стал чуток и обидчив.
Глумов. Он хочет женить меня на деньгах. Не все же мне быть бедным писарьком, пора мне быть
самостоятельным человеком, иметь значение. Очень естественно, он хочет мне добра; жаль только, что не справился о моих чувствах.
Неточные совпадения
Свияжский был один из тех, всегда удивительных для Левина
людей, рассуждение которых, очень последовательное, хотя и никогда не
самостоятельное, идет само по себе, а жизнь, чрезвычайно определенная и твердая в своем направлении, идет сама по себе, совершенно независимо и почти всегда в разрез с рассуждением.
«В данной общественной структуре должны быть
люди, лишенные права личной инициативы, права
самостоятельного действия».
Кричавший стоял на парте и отчаянно изгибался, стараясь сохранить равновесие, на ногах его были огромные ботики, обладавшие
самостоятельным движением, — они съезжали с парты. Слова он произносил немного картавя и очень пронзительно. Под ним, упираясь животом в парту, стуча кулаком по ней, стоял толстый
человек, закинув голову так, что на шее у него образовалась складка, точно калач; он гудел:
–…второстепенный, которому предназначено послужить лишь материалом для более благородного племени, а не иметь своей
самостоятельной роли в судьбах человечества. Ввиду этого, может быть и справедливого, своего вывода господин Крафт пришел к заключению, что всякая дальнейшая деятельность всякого русского
человека должна быть этой идеей парализована, так сказать, у всех должны опуститься руки и…
Корею, в политическом отношении, можно было бы назвать
самостоятельным государством; она управляется своим государем, имеет свои постановления, свой язык; но государи ее, достоинством равные степени королей, утверждаются на престоле китайским богдыханом. Этим утверждением только и выражается зависимость Кореи от Китая, да разве еще тем, что из Кореи ездят до двухсот
человек ежегодно в Китай поздравить богдыхана с Новым годом. Это похоже на зависимость отделенного сына, живущего своим домом, от дома отца.