Неточные совпадения
Теперь я должен несколько объяснить причины, побудившие меня предать публике сердечные тайны
человека, которого я никогда не знал. Добро бы я был еще его другом: коварная нескромность
истинного друга понятна каждому; но я видел его только раз в моей
жизни на большой дороге; следовательно, не могу питать к нему той неизъяснимой ненависти, которая, таясь под личиною дружбы, ожидает только смерти или несчастия любимого предмета, чтоб разразиться над его головою градом упреков, советов, насмешек и сожалений.
— Теперь дело ставится так:
истинная и вечная мудрость дана проклятыми вопросами Ивана Карамазова. Иванов-Разумник утверждает, что решение этих вопросов не может быть сведено к нормам логическим или этическим и, значит, к счастью, невозможно. Заметь: к счастью! «Проблемы идеализма» — читал? Там Булгаков спрашивает: чем отличается человечество от
человека? И отвечает: если
жизнь личности — бессмысленна, то так же бессмысленны и судьбы человечества, — здорово?
О нем было сказано: «
Человек глубоко культурный, Иван Каллистратович обладал объективизмом
истинного гуманиста, тем редким чувством проникновения в суть противоречий
жизни, которое давало ему силу примирять противоречия, казалось бы — непримиримые».
— Уважаю
людей, которые умеют бескорыстно вживаться в чужую
жизнь. Это —
истинные герои.
— Гроб, предстоящий взорам нашим, братья, изображает тление и смерть, печальные предметы, напоминающие нам гибельные следы падения
человека, предназначенного в первобытном состоянии своем к наслаждению непрестанным бытием и сохранившим даже доселе сие желание; но, на горе нам,
истинная жизнь, вдунутая в мир, поглощена смертию, и ныне влачимая нами
жизнь представляет борение и дисгармонию, следовательно, состояние насильственное и несогласное с великим предопределением
человека, а потому смерть и тление сделались непременным законом, которому все мы, а равно и натура вся, должны подвергнуться, дабы могли мы быть возвращены в первоначальное свое благородство и достоинство.
Учение христианское кажется исключающим возможность
жизни только тогда, когда
люди указание идеала принимают за правило. Только тогда представляются уничтожающими
жизнь те требования, которые предъявляются учением Христа. Требования эти, напротив, одни дают возможность
истинной жизни. Без этих требований невозможна бы была
истинная жизнь.
То же и для тех так называемых преступников, живущих внутри наших обществ. Для того, чтобы покорить этих
людей христианству, есть только одно-единственное средство: христианское общественное мнение, которое может быть установлено среди этих
людей только
истинным христианским учением, подтвержденным
истинным христианским примером
жизни.
Если мы не удивляемся на то противоречие между нашими верованиями, убеждениями и поступками, то это происходит только оттого, что влияния, скрывающие от
людей это противоречие, действуют и на нас. Стоит только взглянуть на нашу
жизнь с точки зрения того индейца, который понял христианство в его
истинном значении без всяких уступок и приспособлений, и на те дикие зверства, которыми наполнена наша
жизнь, чтобы ужаснуться перед теми противоречиями, среди которых мы живем, часто не замечая их.
Теперь не одно меньшинство
людей, всегда понимавших христианство внутренним путем, признает его в его
истинном значении, но и всё то огромное большинство
людей, кажущееся по своей общественной
жизни столь далеко отстоящим от христианства.
Восемнадцать веков эти сделали то, что теперь
люди, продолжая жить языческой
жизнью, не соответствующей возрасту человечества, не только видят уже ясно всю бедственность того состояния, в котором они находятся, но в глубине души верят (только потому и живут, что верят) в то, что спасение от этого состояния только в исполнении христианского учения в его
истинном значении.
Так или иначе, но все
люди нашего времени в сознании своем не только отрицают существующий отживший языческий строй
жизни, но и признают, часто сами не зная этого и считая себя врагами христианства, то, что спасение наше только в приложении к
жизни христианского учения или части его в его
истинном значении.
Пренебрегая сущностью
истинной жизни, состоящей в признании и исповедании истины, и напрягая свои усилия для улучшения своей
жизни на внешние поступки,
люди языческого жизнепонимания подобны
людям на пароходе, которые бы для того, чтобы дойти до цели, заглушили бы паровик, мешающий им разместить гребцов, и в бурю старались бы, вместо того чтобы идти готовым уже паром и винтом, грести не достающими до воды веслами.
Мирские власти были ходом
жизни приведены к тому положению, что для своего поддержания они должны требовать от всех
людей таких поступков, которые не могут быть исполнены
людьми, исповедующими
истинное христианство.
Жизнь истинная, разумная возможна для
человека только в той мере, в которой он может быть участником не семьи или государства, но источника
жизни, отца; в той мере, в которой он может слить свою
жизнь с
жизнью отца.
Развращает, озлобляет, озверяет и потому разъединяет
людей не воровство, не грабеж, не убийство, не блуд, не подлоги, а ложь, та особенная ложь лицемерия, которая уничтожает в сознании
людей различие между добром и злом, лишает их этим возможности избегать зла и искать добра, лишает их того, что составляет сущность
истинной человеческой
жизни, и потому стоит на пути всякого совершенствования
людей.
По учению Христа
человек, который видит смысл
жизни в той области, в которой она несвободна, в области последствий, т. е. поступков, не имеет
истинной жизни.
Истинную жизнь, по христианскому учению, имеет только тот, кто перенес свою
жизнь в ту область, в которой она свободна, — в область причин, т. е. познания и признания открывающейся истины, исповедания ее, и потому неизбежно следующего, — как воз за лошадью, исполнения ее.
«Устранение государственного насилия в том случае, если в обществе не все
люди стали
истинными христианами, сделает только то, что злые будут властвовать над добрыми и безнаказанно насиловать их!» — говорят защитники существующего строя
жизни.
Передонов чувствовал в природе отражения своей тоски, своего страха под личиною ее враждебности к нему, — той же внутренней и недоступной внешним определениям
жизни во всей природе,
жизни, которая одна только и создает
истинные отношения, глубокие и несомненные, между
человеком и природою, этой
жизни он не чувствовал.
Тут только найдете вы ту простую, бесхитростную
жизнь, тот истинно здравый житейский смысл, который заключается в безусловной покорности и полном примирении со скромной долей, определенной провидением; тут видна домашняя, семейная
жизнь, которая для всякого
человека — и тем более для простолюдина — служит залогом
истинного счастия.
— Уж именно! И что только такое тут говорилось!.. И о развитии, и о том, что от погибели одного мальчика человечеству не стало бы ни хуже, ни лучше; что
истинное развитие обязывает
человека беречь себя для жертв более важных, чем одна какая-нибудь
жизнь, и все такое, что просто… расстроили меня.
Женщин же, которые его любили и которых он и сам в простоте сердца называл своими «любовницами», он обыкновенно ставил в положения тайных наложниц — положения, исключающие из себя все, что вносит в
жизнь истинную поэзию и облагораживает ближайшие отношения женщины к
человеку, перед которым она увольняет сдерживающую ее скромность.
Само собою разумеется, что важность
истинного образования не сразу была понята русскими и что с первого раза им бросились в глаза внешние формы европейской
жизни, а не то, что было там выработано в продолжение веков, для
истинного образования и облагорожения
человека.
В одно время личность бывает исполнена сознанием своей нравственной цели, является так, как есть, прекрасною в глубочайшем смысле слова; но в другое время
человек занят бывает чем-нибудь имеющим только посредственную связь с целью
жизни его, и при этом
истинное содержание характера не проявляется в выражении лица; иногда
человек бывает занят делом, возлагаемым на него только житейскою или жизненною необходимостью, и при этом всякое высшее выражение погребено под равнодушием или скукою, неохотою.
Напротив того, из определения «прекрасное есть
жизнь» будет следовать, что
истинная, высочайшая красота есть именно красота, встречаемая
человеком в мире действительности, а не красота, создаваемая искусством; происхождение искусства должно быть при таком воззрении на красоту в действительности объясняемо из совершенно другого источника; после того и существенное значение искусства явится совершенно в другом свете.
Жизнь так широка и многостороння, что в ней
человек почти всегда найдет досыта всего, искать чего чувствует сильную и
истинную потребность.
Но если увлечение бледною, болезненною красотою — признак искусственной испорченности вкуса, то всякий истинно образованный
человек чувствует, что
истинная жизнь —
жизнь ума и сердца.
2)
Истинное определение прекрасного таково: «прекрасное есть
жизнь»; прекрасным существом кажется
человеку то существо, в котором си видит
жизнь, как он ее понимает; прекрасный предмет — тот предмет, который напоминает ему о
жизни.
Истинная жизнь, непризнанная, отринутая, стала предъявлять свои права; сколько ни отворачивались от нее, устремляясь в бесконечную даль, — голос
жизни был громок и родственен
человеку, сердце и разум откликнулись на него.
Понял народ, что закон
жизни не в том, чтобы возвысить одного из семьи и, питая его волею своей, — его разумом жить, но в том
истинный закон, чтобы всем подняться к высоте, каждому своими глазами осмотреть пути
жизни, — день сознания народом необходимости равенства
людей и был днём рождества Христова!
Но если полная мера политического благоденствия есть наша доля, то будем же признательны и не забудем, что великие отличия приносят с собою и великие должности; что Благородный есть ли и
человек добродетельный или поношение своего рода; что быть полезным есть первая наша обязанность; и что
истинный Российский Дворянин не только посвящает
жизнь отечеству, но готов и смертию доказать беспредельную любовь свою к его благу!
Первая любовь — рассказывал мне Миронушка, один из сыновей моих — есть
истинная любовь и остается у
человека на всю
жизнь его.
Отличаясь простотою и верностью фактам
жизни, согласный с высшим христианским взглядом вообще на личность
человека, как существа самостоятельно-индивидуального, взгляд
истинной науки отличается ещё одним преимуществом.
Старые свидетели этого безумного пари рассказывали о нем потом до конца
жизни, как о дерзком и великолепном чуде. Вы, господа, конечно, не можете себе представить, какой комплект веселеньких зверей распорядился подобрать Барнум,
истинный, чистокровный американец,
человек, начавший свою карьеру чистильщиком сапог и завершивший ее миллиардами долларов, субъект — железный, холодный и беспощадный.
19) Суеверие науки состоит в вере в то, что единое,
истинное и необходимое для
жизни всех
людей знание заключается только в тех случайно избранных из всей безграничной области знаний отрывках разных, большей частью ненужных знаний, которые в известное время обратили на себя внимание небольшого числа освободивших себя от необходимого для
жизни труда
людей и потому живущих безнравственной и неразумной
жизнью.
Мнительный
человек обеспечивает свою
жизнь лечением, а самое лечение медленно убивает его, а если и не убивает его, то наверное лишает его
истинной жизни.
Объяснение этого странного противоречия только одно:
люди все в глубине души знают, что
жизнь их не в теле, а в духе, и что всякие страдания всегда нужны, необходимы для блага духовной
жизни. Когда
люди, не видя смысла в человеческой
жизни, возмущаются против страданий, но все-таки продолжают жить, то происходит это только оттого, что они умом утверждают телесность
жизни, в глубине же души знают, что она духовна и что никакие страдания не могут лишить
человека его
истинного блага.
Истинный закон
жизни так прост, ясен и понятен, что
людям нельзя оправдывать свою дурную
жизнь тем, что они не знают закона. Если
люди живут противно закону
истинной жизни, им остается одно: отрекаться от разума. Они это и делают.
И путь, которым приобретается это благо, до такой степени ясен, убедителен и несомненен, что раз
человек понял его и потому познал то, в чем зло и в чем благо его
жизни, он уже никак не может сознательно делать то, в чем он видит зло своей
жизни, и не делать того, в чем он видит
истинное благо ее, точно так же, как вода не может не течь книзу или растение не стремиться к свету.
Не надо думать, что вера истинна оттого, что она старая. Напротив, чем дольше живут
люди, тем всё яснее и яснее становится им
истинный закон
жизни. Думать, что нам в наше время надо верить тому же самому, чему верили наши деды и прадеды, — это всё равно, что думать, что, когда ты вырос, тебе будет впору твоя детская одежа.
Человек, не сознающий благодетельности страданий, еще не начинал жить разумной, то есть
истинной,
жизнью.
И вот одни
люди, поняв это учение во всем его
истинном смысле и предвидя, вследствие применения к
жизни этого учения, уничтожение всех тех выгод и преимуществ, которыми они пользовались и пользуются, распяли Христа и потом распинали и до сих пор распинают его учеников.
Если бы все
люди соединились в одно, то не было бы того, что мы понимаем как свою особенную от других
жизнь, потому что
жизнь наша есть только всё большее и большее соединение разъединенного. В этом, всё большем и большем, соединении разъединенного — и
истинная жизнь и одно
истинное благо
жизни людей.
Тело — это стены, ограничивающие дух и мешающие ему быть свободным. Дух не переставая старается раздвинуть эти стены, и вся
жизнь разумного
человека состоит в раздвижении этих стен, в освобождении духа от плена тела. Смерть совсем освобождает. И потому смерть не только не страшна, но радостна для
человека, живущего
истинной жизнью.
Нам мало нашей
истинной внутренней
жизни — мы хотим жить еще другой, воображаемою
жизнью в мыслях
людей, и мы заставляем себя казаться для этого не тем, чтò мы на самом деле.
Мы часто думаем, что главная сила мира — сила вещественная. Мы думаем так потому, что тело наше, хочешь не хочешь, всегда чувствует такую силу. Сила же духовная, сила мысли нам кажется незначительной, и мы не признаем ее за силу. А между тем в ней-то, в ней одной
истинная сила, изменяющая и нашу
жизнь и
жизнь всех
людей.
Настоящего добра никто не может сделать один другому.
Истинное добро может сделать
человек только сам себе.
Истинное добро это в одном: в
жизни для души, а не для тела.
Для
человека телесная
жизнь — не вся
жизнь, но только необходимое условие
истинной жизни, состоящей во всё большем и большем единении с духовным началом мира.
Слова эти значат то, что как бы тяжело ни было
человеку, какие бы горести и беды ни напали на него, ему стоит только понять и принять в сердце
истинное учение о том, что
жизнь и ее благо в соединении души с тем, от чего она отделена телом: с душами других
людей и с богом, и сразу исчезнет всё кажущееся зло.
Ни один соблазн не удерживает
людей так долго в своей власти, не отдаляет так
людей от понимания смысла человеческой
жизни и ее
истинного блага, как забота о славе, об одобрении, уважении, похвале людской.
Жизнь людей бывает хорошая или плохая только оттого, как они понимают
истинный закон
жизни. Чем яснее понимают
люди истинный закон
жизни, тем лучше их
жизнь, и чем запутаннее понимают они этот закон, тем
жизнь их хуже.