1. Русская классика
  2. Толстой Л. Н.
  3. Путь жизни
  4. I. ЗАКОН ЖИЗНИ В ОТРЕЧЕНИИ ОТ ТЕЛА — Глава 25. САМООТРЕЧЕНИЕ

Путь жизни

1910

I

ЗАКОН ЖИЗНИ В ОТРЕЧЕНИИ ОТ ТЕЛА


1

Все телесные грехи: блуд, роскошь, тунеядство, корыстолюбие, недоброжелательство, все — только от признания своим я своего тела, от подчинения своей души телу. Избавление от грехов — только в признании своим я своей души, в подчинении душе своего тела.


2

Тогда Иисус сказал ученикам своим: если кто хочет идти за мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за мною. Ибо кто хочет жизнь свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради меня, тот обретет ее. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?

Мф. XVI, 24—26.


3

Потому любит меня отец, что я отдаю жизнь мою, чтобы опять принять ее.

Никто не отнимает ее у меня, но я сам отдаю ее: имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил я от Отца моего.

Ин. X, 17—18.


4

То, что человек может отречься от своей телесной жизни, явно показывает то, что в человеке есть то, ради чего он отрекается.


5

Без жертвы нет жизни. Вся жизнь — это, — хочешь ли ты или не хочешь этого, — жертва телесного духовному.


6

Чем больше отдаешься телесному, тем больше теряешь духовное.

Что больше отдаешь телесного, то больше получаешь духовного. Смотри, что из двух нужнее тебе.


7

Самоотречение не есть отречение от себя, а только перенесение своего я из животного существа в духовное. Отрекаться от себя не значит отрекаться от жизни. Напротив, отрекаться от жизни плотской значит усиливать свою истинную духовную жизнь.


8

Разум показывает человеку, что удовлетворение требований его тела не может быть его благом, а потому разум неудержимо влечет человека к тому благу, которое свойственно ему, но не умещается в его телесной жизни.

Обыкновенно думают и говорят, что отречение от телесной жизни есть подвиг; это неверно. Отречение от телесной жизни не подвиг, а неизбежное условие жизни человека. Для животного благо телесной жизни и вытекающее из этого продолжение рода есть высшая цель жизни. Для человека же телесная жизнь и продолжение рода есть только та ступень существования, с которой открывается ему истинное благо его жизни, не совпадающее с благом его телесной жизни. Для человека телесная жизнь — не вся жизнь, но только необходимое условие истинной жизни, состоящей во всё большем и большем единении с духовным началом мира.

Оглавление

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я