Новая школа жизни. II том. Сила и власть личности

К. О. Шмидт

«За год стать новым человеком» – таков девиз двухтомника «Новая школа жизни» К.О. Шмидта. Каждый за один год может стать новым человеком, если в своей жизни последует наставлениям этой книги. Чего не изучают ни в одной школе, институте и университете, тому учит эта энциклопедия жизненного успеха, а именно искусству изнутри делать свою жизнь счастливой и успешной. «Новая школа жизни» выходит далеко за рамки чисто материальной стороны успеха. С помощью пятидесяти двух еженедельных лекций, составляющих годовой план, она знакомит нас с внутренней динамикой достижения жизненного успеха. Благодаря им каждый человек получает возможность позитивно организовывать свою жизнь и вступать в новые отношения с окружающим миром. Новая школа жизни стремится помочь каждому человеку научиться помогать себе самому. С помощью практических упражнений она формирует новое отношение к жизни. Мы учимся проявлять творческие силы души и преодолевать все жизненные препятствия.

Оглавление

Из серии: Новая школа жизни

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Новая школа жизни. II том. Сила и власть личности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Двадцать девятая неделя: наблюдение за окружающим миром

Кто хочет совершить нечто большое, должен глубоко во все вникать, четко различать, связывать в самых разных отношениях и упорно стоять на своем.

Шиллер

Успехи многих людей незначительны лишь потому, что, хотя глаза их открыты, они практически ничего не видят и вследствие этого делают неверные выводы, принимают неправильные решения и совершают неправильные поступки. Видеть — значит внимательно вглядываться в вещи. Тогда появляется проницательность, а она, в свою очередь, приводит к правильным выводам и решениям, а тем самым — к успеху. Так как глупцы не видят, потому что не думают, когда смотрят, все они, как говорил Грасиан, «проигрывают; они не видят в вещах (и процессах) и половины того, что те содержат в себе. Умный задумывается обо всем, он углубляется там, где находит основание и сопротивление».

Это искусство наблюдения можно развить и усилить. Научиться правильно видеть мы можем. Что это означает?

1. Правильно видеть значит видеть осознанно. Чем осознаннее наш взгляд, тем крепче отпечатывается увиденное в нашем подсознании, тем основательнее оно прорабатывается. Глядя на человека, мы должны одним взглядом все охватить и понять: выражение его лица, особенности этого лица, осанки, то, как человек одет, как вообще выглядит, как ведет себя. Взглянув на какой-либо дом, мы должны запечатлеть в сознании его главные признаки, отличающие этот дом от других. Если мы видим какую-то машину или станок, надо суметь, не будучи специалистом, понять принцип работы этой машины и потом наглядно воспроизвести ее по памяти.

2. Правильно видеть значит видеть, думая. А это означает учитывать факты, одновременно взвешивая возможность «невозможного», экспериментируя в уме, рассуждая практически. Необходим четкий взгляд на вещи: то, что видишь четко, выходит из неясного пространства окружающего мира и приближается к нам, становится более узнаваемым, превращаясь из предположения в уверенность.

3. Правильно видеть значит видеть естественно. То есть видеть как ребенок — с широко раскрытыми глазами, серьезно воспринимая как мелкое, так и большое. Быть может, как раз та задача, которой мы занимаемся, станет исходным пунктом для новых революционных познаний и открытий. 99 человек проходят, ни о чем не задумываясь, мимо какого-то явления, пока, наконец, сотый, внимательно взглянув на него, осознает его ценность и значение, присваивает его и делает на нем состояние. Мир полон полезных идей, еще не состоявшихся открытий и неиспользованных возможностей для взлета. И они достаются тем, кто живет с открытыми глазами и не пропускает предоставляемых ему возможностей. Каждый может найти или создать что-то лучшее, нежели имеющееся, достичь чего-то необычайного. Человек должен правильно смотреть, глубже проникать в суть вещей, принимать более четкие решения, думать пластичнее, чем раньше, и проявлять больше решительности, совершая поступки.

4. Правильно видеть — значит смотреть и видеть концентрированно. Большинство людей пребывают в мечтах, когда смотрят — их взгляд рассеян и никогда не держит «в резкости» наблюдаемый предмет. Вследствие этого у них плохая память — ведь только то, что мы четко видим, проникает в нас, достигает нашего внутреннего взора и остается навсегда в памяти как воспоминание. Отдавая себе отчет в том, что видишь, человек воспитывает в себе подлинного наблюдателя.

5. Правильно видеть — значит смотреть с интересом. Успешный человек, на что бы он ни глядел, продумывает: а не сможет ли он с пользой для себя применить увиденное в своей профессии, вообще на своем поприще. Заинтересованность позволяет быстро «схватывать» суть вещи или процесса. Мужчина, поздоровавшийся с едва знакомой женщиной, редко сможет описать, во что та была одета; но его жена, идущая рядом с ним, в одно мгновение все это запомнит. Почему? Ее интерес позволил ей увидеть и запомнить в десять раз больше. Необходимо использовать фантазию — великого первопроходца цивилизации. Без фантазии не найдешь ничего нового, не добьешься успеха. Мы должны смотреть на вещи так, будто видим их в первый раз.

6. Правильно видеть — значит обозревать все сразу. То есть сделать величайшую внимательность своей привычкой. Без внимательности нет восприятия, без восприятия нет познания и осознания, без осознания нет создания новых возможностей. Что бы ни встретилось вам на пути, задавайте себе три вопроса — почему, зачем, для чего? Нужно все превращать в источник информации, заставлять все объекты и все явления самих давать нам ответы, а если нужно, то спрашивать у знающих людей, и при этом постоянно думать. Думать. Потому что, если ты думаешь, ты поднимаешься над ситуацией.

7. Правильно видеть — значит видеть самостоятельно. Тот, кто, как попугай, повторяет чужие суждения, выдает сам себя — он добровольно становится жертвой более хитрых людей. Взгляды большинства из них давно сформировались и застыли. Ученик Школы жизни приучает себя ничего не воспринимать как нечто само собой разумеющееся, ничего не воспринимать без критики, как некую данность, не оказываться жертвой каких-либо мнений или «обмана зрения», а все, что ни встретится на пути, встречать со здравым рассуждением и научной основательностью. И изучать. Правильно видеть — значит заново видеть каждый факт, всякий раз видеть новые факты.

8. Правильно видеть — означает видеть взаимосвязи. А это, в свою очередь, значит видеть не только глазами, но и духом, пропускать увиденное через собственное сердце, пробиваясь через хитросплетения общих мест, и — перегруженные очевидностью — достичь того, чтобы осознавать и охватывать взглядом сразу все, добиться правильных оценок и надлежащего использования того или иного процесса. Необходимо острое зрение, чтобы предвидеть все неожиданности и предотвратить их, надо смотреть осторожно: сначала правильно увидеть, чтобы потом не пришлось разглядывать возникший ущерб. Необходимо учитывать все обстоятельства, не только «фасад», но и «задворки» процессов и вещей.

9. Правильно видеть — означает ничего не выпускать из виду, рассматривать то, что кажется неважным, будто это нечто значительное, и ни к чему не относиться с презрением, как к чему-то пустяковому. Глаза должны быть телескопом и микроскопом нашей любознательности. И разве сумел бы поэт изобразить все те мельчайшие живописные детали, которыми мы восхищаемся в его произведениях, если бы он не мог что-то разглядеть там, где другие не видят ничего или видят в необычном заурядное. «Гениальный человек — это тот, кто видит то, что лежит у него под ногами». Он повсюду замечает еще не решенные, вопиющие о решении проблемы.

10. Правильно видеть — значит быть творческим человеком. Необходимо использовать внутреннее чутье, которое очень часто сильно развито у криминалистов, вообще сыщиков, так же, как и внутреннее чутье созидания, которое молниеносно охватывает любые ситуации и перестраивает их, мысленно переставляя все вещи и процессы, чтобы преодолевать трудности и создавать новые ценности. Необходимо рассматривать вещи, людей и обстоятельства с пониманием и, вместо того, чтобы они завладели вами, завладевать ими всецело, не пропускать удобные случаи, использовать их или создавать их самому.

11. Правильно видеть — означает видеть оценивающе. То есть необходимо верно оценивать вещи, которые увидел, давать им их настоящую цену. При этом хорошо бы знать, сколько стоит какая-то вещь — в деньгах и в трудовых затратах на ее производство. Видеть оценивающе — значит одновременно видеть недостатки и возможности их устранения, осознавать (чужие) потребности, понимать, где чего не хватает и чем можно быть полезным другим. Удовлетворить такие потребности зачастую означает создать новые профессии и источники доходов. Или просто новые рабочие места. И далее. Работу на «холостом ходу», пустую трату силы, излишнее расходование материалов — все это нужно вовремя замечать и пресекать. В результате вы сэкономите силы и деньги. Если вы упростили рабочие процессы или улучшили их — значит, вы повысили собственную ценность, значит, ваши достижения позволят вам руководить другими, зарабатывать, служа другим.

12. Правильно видеть — означает видеть и создавать богатство. Многие разбогатели, потому что смотрели внимательнее, чем другие. В слове «изобретение» заключено другое слово — «обретение». А чтобы что-то обрести, найти, нужно широко раскрыть глаза. Например, человек, который догадался, что обычная винная пробка в пивной бутылке — это излишество, и изобрел пробку для пивных бутылок, состоящую из проволоки, фарфора и резины, стал миллионером. Тысячи подобных изобретений принесли их авторам или тем, кто сумел использовать эти изобретения, целые состояния. Ваши шансы ничуть не меньше; тысячи маленьких и больших изобретений, облегчающих и украшающих человеку жизнь, еще только ждут своего первооткрывателя, того, кто сумел заострить и отшлифовать свое умение видеть.

13. Правильно видеть — означает видеть с практическим прицелом. Необходима практичность и целесообразность. Правильный взгляд — залог выигрыша: это помогает думать и действовать быстрее других, опережать духовно инертных людей, учиться на чужих ошибках, лучше усваивать все новое, избегать обманов и разочарований, интенсивнее осуществлять идею успеха. Зачастую необходимо и возможно разглядеть в чем-то будничном нечто особенное и что-то из этого сделать.

14. Правильно видеть — значит обрести проницательность. Необходимо — и это будет последним и высшим достижением — заглянуть в самую сердцевину природы, увидеть, как во всем действует Дух жизни, стоящий за всеми ее вещами и процессами. Духовные вялость, леность и слепота — вот что сковывает большинство людей и погружает в отчаяние. Подчас люди не живут, они претерпевают жизнь как несчастье и страдают от нее. Поэтому необходимо учиться видеть! И тогда мы обнаружим, что в мире есть безбрежный океан счастья. Каждую секунду приливная волна счастья тысячу раз с плеском омывает земной шар. Только тот, у кого плохо со зрением, везде видит печаль, потому что не понимает смысла происходящего. Но тот, у кого со зрением все в порядке, осознает счастливый смысл и высокое назначение всего сущего, осознает, что мир таков, каким он его видит.

Сколько не видящих истинной жизни людей, столько и несчастных. Все внешние беды уходят корнями в глубину души — во внутреннюю слепоту или неправильное видение жизни и неправильное мышление.

«Свет мира узрит каждый, кто видит. Но мир света увидит лишь тот, кто смотрит».

Развиваем умение видеть

Человек, идущий по улицам города, как правило, сознательно воспринимает самого себя лишь в начале и конце пути; о самом же пути у него обычно не сохраняется непрерывного воспоминания, подкрепленного всем, что он видел по дороге. Проделайте тот же путь от начала до конца сознательно, это не отнимет у вас больше времени, но принесет все возрастающую выгоду. Ваша память улучшится, ваша способность комбинировать возрастет. То же самое произойдет и с вашим опытом, проницательностью и жизнеспособностью.

Чем раньше начать приобретать навык сознательного зрения, тем лучше. Счастлив тот, кого нужда еще в юности заставила, оттачивая изобретательность, искать и находить возможности помочь самому себе. Он уже никогда не окажется в бедственном положении. Все остальные должны привыкать прямо с сегодняшнего дня, с утра до вечера, на все смотреть осознанно, не механически, тем самым делая свою жизнь богаче и успешнее. Развитие умения видеть — это обучение успеху.

Умение видеть способствует образованию живых понятий. Сначала вам покажется трудным мысленно воспроизвести увиденный предмет во всех деталях и тонкостях. Но скоро вы это освоите, ваша сила воображения станет ярче, пока вы, наконец, не начнете одним взглядом охватывать все больше вещей и явлений, которых раньше не замечали. При этом вы станете яснее видеть не только все красоты мира, но и возможности более быстрого профессионального продвижения вперед.

Излишне говорить, что оттачивать свое умение видеть не нужно на вещах и явлениях, практически ничего не значащих, например, на узорах обоев и подобной чепухе. Нет, мы будем тренировать его на вещах, относящихся к нашей профессии, к нашей работе. Отточив свой навык на отдельных предметах, перейдем к более крупным объектам. Это будут станки, картины, пейзажи, витрины магазинов, уличные сценки. Тут необходимо, рассмотрев что-либо, закрыть глаза и, прежде всего, восстановить в уме группировку отдельных составляющих, их положение по отношению друг к другу, а уж потом припомнить более мелкие детали. Вскоре вы почувствуете, как радует вас приобретенный навык, как усиливается ваша наблюдательность.

Теперь дополним внутреннюю реконструкцию закреплением увиденного, осуществив это в письменной форме или даже в виде зарисовки. Хорошие рисовальщики, как правило, очень наблюдательны. И пусть рисунок будет не слишком красив, важно, чтобы он был правильным.

Следующее упражнение: мобилизовав свои органы восприятия, обойдите все предприятие или фирму, в которой вы работаете, и взгляните на все так, словно видите это впервые. Каждый раз задумывайтесь над тем, почему и для чего нужна та или иная структура, а также над возможностями ее улучшения. Что лишнее? Что можно упростить или усовершенствовать? Если при таком обходе вы (сами для себя) сделаете 10 полезных замечаний, то докажете (опять же самому себе!), что способны правильно видеть. Итак, займитесь «спортивным наблюдением»!

Теперь сделаем еще один шаг: возьмите газету, найдите в ней рубрику «Коротко обо всем со всего мира». Прочтите раз или два одно из этих сообщений, закройте глаза, в мыслях прокрутите прочитанное, как фильм. А затем запишите то, что вы увидели своим внутренним взором. Сравните это с прочитанной заметкой. Найдите разночтения; они укажут, в чем вы склонны к логическим ошибкам.

После этого перейдем к более пространным сообщениям. Только теперь вам нужно будет излагать прочитанный и внутренне реконструированный текст в форме краткого сообщения в телеграфном стиле. Здесь необходимо выделить самое главное. Так вы научитесь быстро оценивать ситуацию, сразу охватывая ее мысленным взором, быстро принимать решения, действовать целесообразно.

Дополнительные упражнения: прочтите только вторую половину сообщения и попытайтесь реконструировать первую часть. В сущности, в таком положении мы находимся каждое мгновение своей жизни; ведь мы редко застаем какой-либо процесс уже в самом начале, нас часто втягивают во что-то ближе к концу, и мы вынуждены, исходя из настоящего, додумывать, как все начиналось.

И, наконец, мы начинаем упражняться в умении внимательнее разглядывать людей, с которыми встречаемся, чтобы собрать как можно больше подробностей в огромном архиве своего подсознания — обширный материал пригодится для выработки суждений. Мы будем обращать внимание не только на то, что говорит человек, но и как он это говорит, с какой жестикуляцией, в какой позе. Мы станем подмечать его манеры, его поведение, противоречия между его словами и жестами, его отношение к детям и животным, к молодым людям и старикам, посмотрим, каков он в смешных и тяжелых ситуациях, в опасной обстановке.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Новая школа жизни

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Новая школа жизни. II том. Сила и власть личности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я