Неточные совпадения
Ну,
вот хоть бы это. Нынче утром был
я на эллинге, где строится «Интеграл»,
и вдруг увидел станки: с закрытыми глазами, самозабвенно, кружились шары регуляторов; мотыли, сверкая, сгибались вправо
и влево; гордо покачивал плечами балансир; в такт неслышной музыке приседало долото долбежного станка.
Я вдруг увидел всю красоту этого грандиозного машинного балета, залитого легким голубым солнцем.
И вот, так же как это было утром, на эллинге,
я опять увидел, будто только
вот сейчас первый раз в жизни, увидел все: непреложные прямые улицы, брызжущее лучами стекло мостовых, божественные параллелепипеды прозрачных жилищ, квадратную гармонию серо-голубых шеренг.
И так: будто не целые поколения, а
я — именно
я — победил старого Бога
и старую жизнь, именно
я создал все это,
и я как башня,
я боюсь двинуть локтем, чтобы не посыпались осколки стен, куполов, машин…
Вот так же
и тут:
я не могу себе представить город, не одетый Зеленой Стеною, не могу представить жизнь, не облеченную в цифровые ризы Скрижали.
Скрижаль…
Вот сейчас со стены у
меня в комнате сурово
и нежно в глаза
мне глядят ее пурпурные на золотом поле цифры. Невольно вспоминается то, что у древних называлось «иконой»,
и мне хочется слагать стихи или молитвы (что одно
и то же. Ах, зачем
я не поэт, чтобы достойно воспеть тебя, о Скрижаль, о сердце
и пульс Единого Государства.
Так смешно, так неправдоподобно, что
вот я написал
и боюсь: а вдруг вы, неведомые читатели, сочтете
меня за злого шутника. Вдруг подумаете, что
я просто хочу поиздеваться над вами
и с серьезным видом рассказываю совершеннейшую чушь.
Аудиториум. Огромный, насквозь просолнечный полушар из стеклянных массивов. Циркулярные ряды благородно шарообразных, гладко остриженных голов. С легким замиранием сердца
я огляделся кругом. Думаю,
я искал: не блеснет ли где над голубыми волнами юниф розовый серп — милые губы О.
Вот чьи-то необычайно белые
и острые зубы, похоже… нет, не то. Нынче вечером, в 21, О придет ко
мне — желание увидеть ее здесь было совершенно естественно.
Как
и все,
я слышал только нелепую, суетливую трескотню струн.
Я смеялся. Стало легко
и просто. Талантливый фонолектор слишком живо изобразил нам эту дикую эпоху —
вот и все.
Потом показал ей свои «записи»
и говорил — кажется, очень хорошо — о красоте квадрата, куба, прямой. Она так очаровательно-розово слушала —
и вдруг из синих глаз слеза, другая, третья — прямо на раскрытую страницу (стр. 7‑
я). Чернила расплылись. Ну
вот, придется переписывать.
Вот остановились перед зеркалом. В этот момент
я видел только ее глаза.
Мне пришла идея: ведь человек устроен так же дико, как эти
вот нелепые «квартиры», — человеческие головы непрозрачны,
и только крошечные окна внутри: глаза. Она как будто угадала — обернулась. «Ну,
вот мои глаза. Ну?» (Это, конечно, молча.)
Я вышел, сел. С полочки на стене прямо в лицо
мне чуть приметно улыбалась курносая асимметрическая физиономия какого-то из древних поэтов (кажется, Пушкина). Отчего
я сижу
вот —
и покорно выношу эту улыбку,
и зачем все это: зачем
я здесь, отчего это нелепое состояние? Эта раздражающая, отталкивающая женщина, странная игра…
— Да, у нас… — начал
я.
И вдруг она рассмеялась.
Я просто
вот видел глазами этот смех: звонкую, крутую, гибко-упругую, как хлыст, кривую этого смеха.
Помню —
я весь дрожал.
Вот — ее схватить —
и уж не помню что… Надо было что-нибудь — все равно что — сделать.
Я машинально раскрыл свою золотую бляху, взглянул на часы. Без десяти 17.
—
Вот даже как! А вы знаете, что, как всякий честный нумер,
я, в сущности, должен немедленно отправиться в Бюро Хранителей
и…
Ровно в 17
я был на лекции.
И тут почему-то вдруг понял, что сказал старухе неправду: I была там теперь не одна. Может быть, именно это — что
я невольно обманул старуху — так мучило
меня и мешало слушать. Да, не одна:
вот в чем дело.
— Ничего, ничего, пожалуйста, —
я улыбнулся соседу, раскланялся с ним. На бляхе у него сверкнуло: S-4711 (понятно, почему от самого первого момента был связан для
меня с буквой S: это было не зарегистрированное сознанием зрительное впечатление).
И сверкнули глаза — два острых буравчика, быстро вращаясь, ввинчивались все глубже,
и вот сейчас довинтятся до самого дна, увидят то, что
я даже себе самому…
— Но, понимаете, был не один,
я сопровождал нумер I-330,
и вот…
В 16.10 вышел —
и тотчас же на углу увидал О, всю в розовом восторге от этой встречи. «
Вот у нее простой круглый ум. Это кстати: она поймет
и поддержит
меня…» Впрочем, нет, в поддержке
я не нуждался:
я решил твердо.
И вот теперь снова.
Я пересмотрел свои записи —
и мне ясно:
я хитрил сам с собой,
я лгал себе — только чтобы не увидеть. Это все пустяки — что болен
и прочее:
я мог пойти туда; неделю назад —
я знаю, пошел бы не задумываясь. Почему же теперь… Почему?
Вот и сегодня. Ровно в 16.10 —
я стоял перед сверкающей стеклянной стеной. Надо
мной — золотое, солнечное, чистое сияние букв на вывеске Бюро. В глубине сквозь стекла длинная очередь голубоватых юниф. Как лампады в древней церкви, теплятся лица: они пришли, чтобы совершить подвиг, они пришли, чтобы предать на алтарь Единого Государства своих любимых, друзей — себя. А
я —
я рвался к ним, с ними.
И не могу: ноги глубоко впаяны в стеклянные плиты —
я стоял, смотрел тупо, не в силах двинуться с места…
R-13, бледный, ни на кого не глядя (не ждал от него этой застенчивости), — спустился, сел. На один мельчайший дифференциал секунды
мне мелькнуло рядом с ним чье-то лицо — острый, черный треугольник —
и тотчас же стерлось: мои глаза — тысячи глаз — туда, наверх, к Машине. Там — третий чугунный жест нечеловеческой руки.
И, колеблемый невидимым ветром, — преступник идет, медленно, ступень — еще —
и вот шаг, последний в его жизни —
и он лицом к небу, с запрокинутой назад головой — на последнем своем ложе.
В голове у
меня крутилось, гудело динамо. Будда — желтое — ландыши — розовый полумесяц… Да,
и вот это —
и вот это еще: сегодня хотела ко
мне зайти О. Показать ей это извещение — относительно I-330?
Я не знаю: она не поверит (да
и как, в самом деле, поверить?), что
я здесь ни при чем, что
я совершенно…
И знаю: будет трудный, нелепый, абсолютно нелогичный разговор… Нет, только не это. Пусть все решится механически: просто пошлю ей копию с извещения.
И вот без четверти 21. Белая ночь. Все зеленовато-стеклянное. Но это какое-то другое, хрупкое стекло — не наше, не настоящее, это — тонкая стеклянная скорлупа, а под скорлупой крутится, несется, гудит…
И я не удивлюсь, если сейчас круглыми медленными дымами подымутся вверх купола аудиториумов,
и пожилая луна улыбнется чернильно — как та, за столиком нынче утром,
и во всех домах сразу опустятся все шторы,
и за шторами —
—
Вот… — протянул
я ей розовый билет. —
Я получил сегодня извещение
и явился.
Вот теперь щелкнула кнопка у ворота — на груди — еще ниже. Стеклянный шелк шуршит по плечам, коленям — по полу.
Я слышу —
и это еще яснее, чем видеть, — из голубовато-серой шелковой груды вышагнула одна нога
и другая…
— А главное —
я с вами совершенно спокойна. Вы такой милый — о,
я уверена в этом, — вы
и не подумаете пойти в Бюро
и сообщить, что
вот я — пью ликер,
я — курю. Вы будете больны — или вы будете заняты — или уж не знаю что. Больше:
я уверена — вы сейчас будете пить со
мной этот очаровательный яд…
Раньше
мне это как-то никогда не приходило в голову — но ведь это именно так: мы, на земле, все время ходим над клокочущим, багровым морем огня, скрытого там — в чреве земли. Но никогда не думаем об этом.
И вот вдруг бы тонкая скорлупа у нас под ногами стала стеклянной, вдруг бы мы увидели…
Было два
меня. Один
я — прежний, Д-503, нумер Д-503, а другой… Раньше он только чуть высовывал свои лохматые лапы из скорлупы, а теперь вылезал весь, скорлупа трещала,
вот сейчас разлетится в куски
и…
и что тогда?
Уж не знаю как — I выскользнула.
И вот — глаза задернуты этой проклятой непроницаемой шторой — она стояла, прислонившись спиной к шкафу,
и слушала
меня.
Вечер. Легкий туман. Небо задернуто золотисто-молочной тканью,
и не видно: что там — дальше, выше. Древние знали, что там их величайший, скучающий скептик — Бог. Мы знаем, что там хрустально-синее, голое, непристойное ничто.
Я теперь не знаю, что там
я слишком много узнал. Знание, абсолютно уверенное в том, что оно безошибочно, — это вера. У
меня была твердая вера в себя,
я верил, что знаю в себе все.
И вот —
Вот я — он: черные, прочерченные по прямой брови;
и между ними — как шрам — вертикальная морщина (не знаю, была ли она раньше).
И вот я — настоящий — увидел в зеркале исковерканную прыгающую прямую бровей,
и я настоящий — услышал дикий, отвратительный крик...
В тот момент, когда
я ощутил ангела-хранителя у себя за спиной,
я наслаждался сонетом, озаглавленным «Счастье». Думаю — не ошибусь, если скажу, что это редкая по красоте
и глубине мысли вещь.
Вот первые четыре строчки...
Я молча смотрел на губы. Все женщины — губы, одни губы. Чьи-то розовые, упруго-круглые: кольцо, нежная ограда от всего мира.
И эти: секунду назад их не было,
и только
вот сейчас — ножом, —
и еще каплет сладкая кровь.
Я кинулся назад — в ту комнату, где она (вероятно) еще застегивала юнифу перед зеркалом, вбежал —
и остановился.
Вот — ясно вижу — еще покачивается старинное кольцо на ключе в двери шкафа, а I — нет. Уйти она никуда не могла — выход из комнаты только один —
и все-таки ее нет.
Я обшарил все,
я даже открыл шкаф
и ощупал там пестрые, древние платья: никого…
В сущности, это была правда:
я, конечно, болен. Все это болезнь.
И тотчас же вспомнилось: да, ведь удостоверение… Пощупал в кармане:
вот — шуршит. Значит — все было, все было действительно…
И вот — 21.30. В комнате слева — спущены шторы. В комнате справа —
я вижу соседа: над книгой — его шишковатая, вся в кочках, лысина
и лоб — огромная, желтая парабола.
Я мучительно хожу, хожу: как
мне — после всего — с нею, с О?
И справа — ясно чувствую на себе глаза, отчетливо вижу морщины на лбу — ряд желтых, неразборчивых строк;
и мне почему-то кажется — эти строки обо
мне.
Без четверти 22 в комнате у
меня — радостный розовый вихрь, крепкое кольцо розовых рук вокруг моей шеи.
И вот чувствую: все слабее кольцо, все слабее — разомкнулось — руки опустились…
Все это слишком ясно, все это в одну секунду, в один оборот логической машины, а потом тотчас же зубцы зацепили минус —
и вот наверху уж другое: еще покачивается кольцо в шкафу. Дверь, очевидно, только захлопнули — а ее, I, нет: исчезла. Этого машина никак не могла провернуть. Сон? Но
я еще
и сейчас чувствую: непонятная сладкая боль в правом плече — прижавшись к правому плечу, I — рядом со
мной в тумане. «Ты любишь туман?» Да,
и туман… все люблю,
и все — упругое, новое, удивительное, все — хорошо…
На тарелке явственно обозначилось нечто лимонно-кислое. Милый — ему показался обидным отдаленный намек на то, что у него может быть фантазия… Впрочем, что же: неделю назад, вероятно,
я бы тоже обиделся. А теперь — теперь нет: потому что
я знаю, что это у
меня есть, — что
я болен.
И знаю еще — не хочется выздороветь.
Вот не хочется,
и все. По стеклянным ступеням мы поднялись наверх. Все — под нами внизу — как на ладони…
И вот — плечом к плечу, сплавленный с ними, захваченный стальным ритмом… Мерные движения: упруго-круглые, румяные щеки; зеркальные, не омраченные безумием мыслей лбы.
Я плыл по зеркальному морю.
Я отдыхал.
Мне послышалось слово «Интеграл»: все четверо оглянулись на
меня;
и вот уже потерялись в серо-голубом небе,
и снова — желтый, иссушенный путь.
Если бы вам сказали: ваша тень видит вас, все время видит. Понимаете?
И вот вдруг — у вас странное ощущение: руки — посторонние, мешают,
и я ловлю себя на том, что нелепо, не в такт шагам, размахиваю руками. Или вдруг — непременно оглянуться, а оглянуться нельзя, ни за что, шея — закована.
И я бегу, бегу все быстрее
и спиною чувствую: быстрее за
мною тень,
и от нее — никуда, никуда…
Вот сейчас откуда-нибудь — остро-насмешливый угол поднятых к вискам бровей
и темные окна глаз,
и там, внутри, пылает камин, движутся чьи-то тени.
И я прямо туда, внутрь,
и скажу ей «ты» — непременно «ты»: «Ты же знаешь —
я не могу без тебя. Так зачем же?»
Я покорно пошел, размахивая ненужными, посторонними руками. Глаз нельзя было поднять, все время шел в диком, перевернутом вниз головой мире:
вот какие-то машины — фундаментом вверх,
и антиподно приклеенные ногами к потолку люди,
и еще ниже — скованное толстым стеклом мостовой небо. Помню: обидней всего было, что последний раз в жизни
я увидел это
вот так, опрокинуто, не по-настоящему. Но глаз поднять было нельзя.
Чтобы выполнить предписание доктора,
я нарочно выбрал путь не по гипотенузе, а по двум катетам.
И вот уже второй катет: круговая дорога у подножия Зеленой Стены. Из необозримого зеленого океана за Стеной катился на
меня дикий вал из корней, цветов, сучьев, листьев — встал на дыбы — сейчас захлестнет
меня,
и из человека — тончайшего
и тончайшего из механизмов —
я превращусь…
Мне сейчас стыдно писать об этом, но
я обещал в этих записках быть откровенным до конца. Так
вот:
я нагнулся —
и поцеловал заросший, мягкий, моховой рот. Старуха утерлась, засмеялась…
Я ухватился за ключ в двери шкафа —
и вот кольцо покачивается. Это что-то напоминает
мне — опять мгновенный, голый, без посылок, вывод — вернее, осколок: «В тот раз I — ».
Я быстро открываю дверь в шкаф —
я внутри, в темноте, захлопываю ее плотно. Один шаг — под ногами качнулось.
Я медленно, мягко поплыл куда-то вниз, в глазах потемнело,
я умер.
Вчера лег —
и тотчас же канул на сонное дно, как перевернувшийся, слишком загруженный корабль. Толща глухой колыхающейся зеленой воды.
И вот медленно всплываю со дна вверх
и где-то на средине глубины открываю глаза: моя комната, еще зеленое, застывшее утро. На зеркальной двери шкафа — осколок солнца — в глаза
мне. Это мешает в точности выполнить установленные Скрижалью часы сна. Лучше бы всего — открыть шкаф. Но
я весь — как в паутине,
и паутина на глазах, нет сил встать…
Как сейчас вижу: сквозь дверную щель в темноте — острый солнечный луч переламывается молнией на полу, на стенке шкафа, выше —
и вот это жестокое, сверкающее лезвие упало на запрокинутую, обнаженную шею I…
и в этом для
меня такое что-то страшное, что
я не выдержал, крикнул —
и еще раз открыл глаза.
Но
вот что: если этот мир — только мой, зачем же он в этих записях? Зачем здесь эти нелепые «сны», шкафы, бесконечные коридоры?
Я с прискорбием вижу, что вместо стройной
и строго математической поэмы в честь Единого Государства — у
меня выходит какой-то фантастический авантюрный роман. Ах, если бы
и в самом деле это был только роман, а не теперешняя моя, исполненная иксов,
и падений, жизнь.