Маркетинг для предпринимателей

Сергей Добров, 2023

У всех предпринимателей есть понимание – продвигать свой бизнес надо! Но мало кто понимает с чего начинать, какие выбрать инструменты, как оценить результат.Потраченные впустую деньги, разочарование, страх потратить еще больше и все зря – все это мешает добиваться результата. Более чем за 20 лет опыта в самых различных сфера (от продажи кофе с собой до запуска международных брендов) я понял несколько очень важных вещей:1) В маркетинге есть правила, которые работают везде и всегда, 2) Есть набор базовых фундаментальных маркетинговых знаний, которые нужно понимать каждому предпринимателю или руководителю (это как знать таблицу умножения или алфавит),3) Маркетинг – это не статья затрат, а инструмент привлечения денег в компанию.Я написал такую книгу, которую я хотел бы взять в руки сам, начиная свой первый бизнес-проект, и которую хотел бы дать в руки маркетологу, которого нанимаю на работу, чтобы быть уверенным в том, что он точно знает что делать!

Оглавление

Глава 1. Маркетинг и его роль в бизнесе.

Что же такое маркетинг? Вариантов определений можно найти много, но я предлагаю не циклиться именно на определении, а лучше посмотреть на то, зачем он нужен и какова его роль в бизнесе (главное же понять, что и ради чего мы делаем, а назвать это можно как угодно).

Я люблю высказывание Питера Дрюкера (американского ученого), который сказал: «Смысл маркетинга в том, чтобы сделать продажи ненужными. Нужно знать своего потребителя хорошо настолько, чтобы продукт или услуга подходили ему и продавали сами себя»

Если проанализировать сказанное, то получается, что стратегическая роль маркетинга в бизнесе — это продажи.

Но мы все привыкли, что продажами занимается отдел продаж, а маркетинг должен только помогать?! Так ли это?

НЕТ!

Это самое большое заблуждение, которое есть на рынке сегодня. Откуда взялось такое с ног на голову перевернутое восприятие вещей, понять достаточно легко — свободному рынку в нашей стране относительно немного лет, развивался он во многом стихийно и, конечно, в самом начале было точно не до маркетинга. Но уж коли сейчас мы приходим к запросу на правильное ведение бизнеса — давайте усвоим:

Маркетинг — это не поддержка отдела продаж, а скорее наоборот.

Допустим, что с предыдущим высказыванием мы согласимся, но тогда как все это уместить в бизнес-модель? Где место маркетинга в структуре бизнеса, если уж он так важен?

Давайте разбираться. У каждого бизнеса есть ЦЕЛЬ, и чаще всего она выражается в деньгах. Но чтобы получить эти деньги, надо произвести и продать товары или оказать услуги. Соответственно, у бизнеса, у которого есть цель, должен быть и план по тому, как достичь эту цель. Такой план называется БИЗНЕС-СТРАТЕГИЯ — то есть, как бизнес собирается достичь своей цели.

И вот тут на арену выходит маркетинг — на следующем шаге, после того как утверждена бизнес-стратегия, нужна МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ, которая помогает бизнесу в реализации бизнес-стратегии для достижения цели. (О содержании маркетинговой стратегии мы поговорим в одной из следующих глав).

Таким образом, у нас получилась последовательность шагов, из которой четко видно место маркетинга в бизнесе:

Бизнес => Цель бизнеса => Бизнес-стратегия => Маркетинговая стратегия.

Маркетинг — это одна из основополагающих функций любого бизнеса. Далее маркетинг можно делить на стратегический и операционный, бренд и трейд-маркетинг (например, именно направление трейд-маркетинга должно помогать отделу продаж продавать), но ключевая задача маркетинга — это найти кратчайший путь к желаемому результату бизнеса.

В этой главе хочется сказать еще несколько слов о том, как данная роль маркетинга в бизнесе отражается в операционной структуре бизнеса. Если мы с вами посмотрим на структуру любой крупной компании (особенно западной компании с многолетним опытом), то мы увидим, что генеральному директору компании подчиняется несколько директоров по направлениям:

— директор по производству,

— директор по продажам,

— директор по юридическим вопросам,

— IT-директор и обязательно МАРКЕТИНГОВЫЙ ДИРЕКТОР.

Такие структуры в крупных компаниях еще раз наглядно подтверждают, что маркетинг — это стратегическая функция, без которой недостижимо эффективное планирование деятельности бизнеса.

Если бизнес не слишком велик, и в нем нет всех этих высокопоставленных директоров, а есть всего один директор (он же и собственник), тогда все стратегические функции концентрируются в голове у этого человека — он и директор по продажам, и маркетинговый директор и все остальные. У такого человека в прямом подчинении будут сотрудники отдела продаж и маркетологи, которые не будут делать стратегического вклада в бизнес. Но даже в таком небольшом бизнесе маркетинг играет все ту же важную роль — просто он не выделен в отдельное направление.

Итак, сегодня мы разобрались в том, что такое маркетинг и где его роль в бизнесе — это самое главное с чего надо было начать. В этой книге мы будем знакомится с тем, из каких направлений маркетинг состоит, как подступиться к написанию маркетинговой стратегии-стратегии, позже перейдем к узучению каналов по продвижению и разбору маркетинговых инстрементов. А в следющей главе поговорим о целевой аудитории.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я