Двести второй

Савелий Громов, 2022

Книга написана от первого лица на основе реальных событий. Имена персонажей изменены или имеют собирательные образы. История начинается в восьмидесятые годы с призыва главного героя повествования в пограничные войска КГБ СССР в Забайкалье. После окончания армейской учебки главный герой попадает в Афганистан. В составе экипажа БТРа саперного взвода, в который входят советские мальчишки разных национальностей (русский, бурят, узбек и украинец) из разных частей бывшей когда-то огромной и великой страны СССР и четвероногий сапер – овчарка по кличке Джек, они колесят по пыльным дорогам войны, попадая в смешные, а иногда и трагичные ситуации, выполняя свой интернациональный долг. Дружный экипаж БТРа в боевой части, где они служили, в шутку прозвали "Четыре танкиста и собака".Боевые события сопровождаются воспоминаниями о гражданской жизни пацанов в СССР, помогая создавать атмосферу той эпохи, в которой росли и взрослели эти мальчишки. Книга написана легко, с юмором.

Оглавление

Глава 5

А я, молоденький мальчишка. Лет пятнадцать-двадцать-тридцать, сорок восемь, два набросим, пятьдесят было раньше, щас не помню…

(Песни Советских улиц «Бежит по полю санитарка» — автор неизвестен)

Солдат, отслуживший полгода в погранвойсках, переходит в следующий статус:

«Сынок», он же «Боец».

В Советской армии: «Бобер», «Старший заяц», «Гусила» и прочие.

Изменений по внешнему виду не много, можно было расстегнуть крючок на воротнике Х/Бэшки и чуть ослабить ремень.

Продолжается жизнь по уставу, после присяги молодым солдатам уже доверяют оружие и все наряды, в том числе по кухне достаются им.

Основная задача солдат находящихся в статусе «Сынок» — это «пахать, как папа Карло» или как говорили в армии — «впахивать!». Вот они и пашут за себя, за нас и за спецназ, а так же «за того парня» и за весь советский народ!

Или как еще говорили: «Все молодые — должны шуршать!». Вот они и шуршат в нарядах.

— Это — не рок,

— Это — не джаз,

— Это два «духа» скребут унитаз!

(Солдатское творчество)

Солдат, прослуживший год выходит на новый Статус: «Фазан» (Произноситься оно с ударением на первом слоге ФАзан)

В Советской армии: Черпак (год вычерпал), Череп (сокращенное от Черпак), Годок, Кандидат, и т.д.

Внешний вид: Здесь наступают положительные перемены. Как говориться: «В человеке все должно быть прекрасно: погоны, кокарда, исподнее. Иначе это не человек, а млекопитающее». (Цитата из российского фильма Романа Качанова «ДМБ»)

Теперь солдат может ходить с расстегнутой пуговицей, носить кожаный ремень, который ему передал его «Дед». Ремень тоже можно ослабить, но можно нарваться и на замечание от командира. Как говорил прапорщик Жуйко, он же «Товарищ Жуков»:

— Солдат, почему у тебя ремень на яйцах весит, как у беременной бабы?

— Немедленно подтянуть!

— Да не яйца, а ремень! Мать твою волшебницу!

Фазан имеет право ушить форму, приталить Х/Б или П/Ша, загладить на спине горизонтальную стрелку, называемую «Складка-борзости», может обрезать голенища сапог. Теперь можно носить «Вшивник» (Вшивник — неуставной гражданский свитер, который поддевается под Х/Б или П/Ша для тепла).

Бляха на солдатском ремне меняет свою форму, и становится более округлой, как и кокарда. Воротничок теперь подшиваться «стоечкой». Шапка становится выше. Чем выше шапка и, чем она угловатей — тем круче! Чтобы шапка имела такой вид, в ней делались надрезы с внутренней стороны, и в надрезы вставлялись картонки или картонные обложки от устава.

Вообще, Фазаны в Погранвойсках, Черепа, Годки в советской армии самая нарядная и модная часть солдатского сообщества. Программа «Модный приговор» и ее дизайнеры нервно курят в сторонке. Естественно, эти вольности стоят дорогого, и правильный Фазан или Черпак скорее сядет на Губу (Гауптвахту), чем возьмет в руки тряпку или лопату. Разве что если вокруг будут только деды, и будет некого припахать (перепоручить свою работу). Впрочем, Фазан может «забить» на работу и в этом случае.

Правда тут следует пояснить, что все эти послабления возможны лишь после «официального ритуала» перевода в ФАзаны, Черпаки, Годки и т.д.

Перевод — это важнейший ритуал в армии. Перевод Бойцов прослуживших год в следующий статус происходит в казарме, как правило, ночью.

Солдатским ремнем, пробивают двенадцать раз (по числу месяцев оставшихся служить), а точнее — металлической бляхой по «мягкому месту». Бьют от души, так чтобы на коже остались звезды от бляхи.

Бойцы, переведенные таким образом в следующий статус, после перевода какое-то время не могут сидеть на этом самом «мягком месте». Если солдат вовремя перевода, после удара бляхой проронил хотя бы один звук — перевод считался недействительным.

Если солдат прошел перевод, то с этого дня переведенного совершенно не должны волновать какие-либо проблемы бытового плана. Все перекладывалось на плечи тех, кто прослужил меньше, и еще не прошел ритуал перевода. Ритуал перевода завершается «Праздничным банкетом» и «Бражничеством».

Проставлялись естественно солдаты только что переведенные в «Фазаны», «Черпаки», «Годки» и т.д.

Откуда же взялось название «Фазан»? Как говорят, знающие люди — фазан на редкость бестолковая птица. Вот и солдат отслуживший год понимает что, несмотря на то, что целый год позади, впереди еще столько же — «впахивать». Опыт, который он приобрел за год, помогает ему помаленьку «забивать» на все и вся, а осознание что служить еще целый год толкает его на бестолковые поступки. Любимая присказка солдат этого срока службы:

— Спи ФАзан, дурная птица — дембель хуй тебе приснится!

В ответ обычно слышалось:

— Спите дедушки-деды, мне ваш дембель — до «половой щели»!

И вот проходит триста дней со дня принятия присяги. Фазаны, Черпаки, Годки переходят в Статус: «Дед» (Расшифровка «Домой-Едут-Дембеля»).

Перевод в это звание производится битьем табуреткой по тому же «мягкому месту».

Не считая Дембелей, Деды — это высшая солдатская каста, которой руководить могут только офицеры, да и те уже относятся со снисхождением к тем, кто практически отдал свой долг Родине. Переведенный Дед должен отметить — «Сто дней» (сто дней до приказа об увольнении его призыва) бритьем своей головы наголо. В столовой в «Стодневку» Деды отдавали Духам свое масло на завтраке. Дух при этом обязан сказать, сколько Деду осталось служить.

Если Дух ошибался, масло он не получал, зато получал удар в грудину кулаком столько раз, на сколько дней он ошибся.

Деды стоят над всеми призывами. Основная задача Дедов, готовиться к Дембелю, и присматривать за порядком в подразделении. Если что-то нужно сделать, Деды обращаются к Фазанам. Те, ставят задачи «Сынкам» и контролируют их выполнение.

В основном, в армии вся работа делается силами «Молодых». В особо сложных случаях им могут помочь Фазаны — по просьбе Деда, когда тот видит, что Молодняк не справляется. У Дедов много своей работы, они готовятся к Дембелю. Необходимо изготовить «Дембельский альбом», начесать или побрить шинель, набить каблуки, сварить в гуталине сапоги, утюгом отгладить шапки на кирпичах, лычки с буквами ПВ из листовой латуни вырезать, подготовить вставки в погоны, да много еще чего, что сейчас кажется глупостью, а тогда казалось самым важным делом.

Неуставное звание — Дембель является самым высшим в солдатской иерархической структуре Погранвойск и советской армии. В этот статус Деды переходят с момента выхода приказа Министерства обороны для всего призыва, и продолжают находиться в нем до получения военного билета от командира части.

Что касается дедовщины в Советской армии, она процветала, как символ деградации позднего СССР. Это отдельная и объемная тема.

Дедовщина в советской армии калечила солдат духовно и физически, по оценкам знающих людей хуже, чем зона.

В Погранвойска дедовщина была, но она не доходила до той черты, когда молодые солдаты кончали жизнь самоубийством, иногда забирая с собой жизни своих обидчиков. Приведу лишь пару ярких примеров последствий дедовщины в Советской армии:

Молодой солдат Советской армии, вконец замученный Дедами, пошел в лес, набрал поганок, и стал их жарить на территории части с картошечкой. На запах моментально прибежали Деды, накостыляли для профилактики «молодому» и съели угощение — на, что у «молодого» и был расчет. Пока с отравленными солдатами разбирался офицер, пока их доставили в больницу, пока до них добрался военврач — стало слишком поздно.

Самое интересное, что «молодой» легко отделался. Он гнул свою версию, что хотел сам отравиться от такой жизни, но прибежали «Дедушки», начался мордобой, а ему действительно «вломили по голове» после чего он потерял сознание (или сделал вид, что его потерял) и не смог предупредить своих старших товарищей об опасности.

Та же Советская армия, но уже в Афганистане, когда молодой боец, доведенный Дедами до предела, швыряет в палатку, где сидят Деды, гранату РГД-5 со словами:

— Это Суки, вам за все!

Итог — двое двухсотых и четверо трехсотых с ранениями различной тяжести.

Этой историей с нами поделился майор-комитетчик, когда он вместе с нами курил на броне нашего БТРа в Афганистане.

Кстати мировой мужик, про таких в старину говорили: «Слуга — отечеству! Отец — солдату!»

Сам представитель Конторы Глубокого Бурения, как в то время в СССР в шутку называли сотрудников КГБ, в Афганистане был с первых месяцев начала войны.

Рассказал он нам и историю, участником которой ему довелось быть лично.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я