Мастер сатиры XIX столетия Н.А. Лейкин выводит яркие людские типажи – самые узнаваемые и по сей день – в своем смешном, драматичном и нравоучительном романе из петербургской жизни. Купеческий сын Костя Бережков без ума от хорошенькой кафешантанной актрисы Надежды Ларионовны и готов для нее на любые подвиги. Дама сердца требует подношений в качестве доказательств его любви: шубу, лошадей с кучером, бриллиантовую брошку, постоянные угощения в ресторанах. Вот только денег-то у незадачливого влюбленного и нет. Но ведь его богатый дядя тяжело болен и со дня на день умрет, а значит, можно набрать долгов…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги В ожидании наследства. Страница из жизни Кости Бережкова предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава VII
С шумом и громом встретила публика Надежду Ларионовну, когда та, выскочив на сцену, побежала к рампе, улыбнулась и сделала ручкой. Всех поразил ее костюм. В этом костюме она появилась в первый раз. Он был уже совсем откровенен. В таких костюмах появляются только акробатки, жонглирующие в цирке на канате. Что же касается до декольте корсажа, то оно даже перехвастало корсаж акробатки. Оркестр сделал аккорд. Капельмейстер дал смычком знак Надежде Ларионовне, и она запела. Пела она какие-то дрянненькие сальные куплеты очень слабеньким голоском и поминутно фальшивя, но, тем не менее, после каждого куплета публика приходила в восторг и неистово аплодировала. Причиной успеха был костюм, позволявший видеть действительно стройные формы Надежды Ларионовны и ухарские, впрочем не лишенные некоторой грации, жесты. В особенности приходил в восторг сидевший неподалеку от Кости Бережкова старик с усатой военной физиономией, с двойным подбородком и оттопыренной нижней губой. Одет он был в черный сюртук и имел в петлице орденскую ленточку. Он привскакивал даже на кресле во время аплодисментов и аплодировал, поднимая руки кверху и как бы простирая их к Надежде Ларионовне… Этот старик не был в числе завсегдатаев театрика, Костя видел его в первый раз и уже ревновал к Надежде Ларионовне.
«Вот, вот… Этот старик, должно быть, тот самый полковник и есть, который предлагает Наде ротонду и лошадей и про которого говорила ее тетка, — думалось ему. — Ах, старый пес! Туда же! Да и Надя-то… Неужели она может польститься на такую старую тушу, хоть бы из-за корысти? Надо, надо подарить ей ротонду. Во что бы то ни стало надо».
— Браво, браво, Люлина! — закричал Костя, дабы перекричать старика, приподнялся на своем кресле и стал стучать о пол своим креслом.
К нему наклонился сидевший по левую от него руку тощий, с геморроидальным лицом пожилой мужчина в пенсне и пестром галстуке и произнес:
— Какова Люлина-то! Раз от разу лучше. Это совсем русская Филиппо. Да что! Сегодня она даже Филиппо перещеголяла.
— Филиппо-с ей в подметки не стоит. За пояс она заткнула Филиппо, — слышалось дальше. — С каждым днем развивается женщина. Вы посмотрите, что из нее выйдет! Далеко пойдет.
— Надо поддержать! Надо поддержать! — раздавалось сзади, и аплодисменты трещали.
Надежда Ларионовна торжествовала. Она улыбалась приветливой улыбкой и кланялась направо и налево. Но вот она кончила куплеты и вприпрыжку убежала за кулисы. Взрыв рукоплесканий, и начались вызовы. Она выбегала, приседала и делала ручки.
— Черт знает, что за улыбка у ней канальская! — воскликнул старик с военной физиономией, и его всего даже как-то передернуло на кресле.
«Бис, бис!» — кричала публика, требуя повторения. Надежда Ларионовна опять показалась у рампы и повторила два последних куплета. Аплодисменты усилились. Костя бил в ладоши и млел. На глазах его даже блестели слезы. Такой успех Надежды Ларионовны он видел в первый раз.
— Любимицей, любимицей, положительно любимицей всей публики будет, — ораторствовал перед соседями по креслу геморроидальный человек в пестром галстуке. — Господа! Надо поощрить веночком… Поднесемте в следующий раз ей венок. Сложимся и поднесем. Ну, что стоит поощрить венком? Таланты надо поощрять.
Вызовы все еще продолжались.
— Прачку, прачку! — кричала публика, требуя исполнения куплетов «Прачка», с успехом петых уже раньше Надеждой Ларионовной.
Надежда Ларионовна опять подбежала к рампе, пошепталась с капельмейстером и запела «Прачку». Куплеты были старинные, хорошо знакомые завсегдатаям театрика, и завсегдатаи начали подпевать Надежде Ларионовне, мерно ударяя ладонями в такт музыки. Кончились эти куплеты — и снова раздались аплодисменты.
Успех был полный.
К геморроидальному человеку в пестром галстуке подошел какой-то бакенбардист и сказал:
— Здравствуйте. Послушайте, вы знакомы с Люлиной? Ежели знакомы, то познакомьте меня с ней. Это совсем звездочка шансонетки.
Костя прислушивался. Он не слыхал, что отвечал геморроидальный человек бакенбардисту, но и от этих слов его ударило в жар.
«Отобьют, отобьют ее от меня, — мелькало у него в голове. — Нужно как можно скорей утешить ее — все, все для нее сделать, что она просит. Ротонду, лошадей… все, все».
Второе отделение представления кончилось. Костя бросился на сцену. Надежда Ларионовна была в уборной и переодевалась. Он побежал к дверям ее уборной. У дверей стоял уже геморроидальный человек, помахивая золотым пенсне, и сквозь дверь переговаривался с Надеждой Ларионовной.
— Пришел повергнуть вашим милым ножкам мое искреннее спасибо за то истинно художественное наслаждение, которое вы доставили вашим исполнением, — говорил он. — Прелестно, прелестно. Я объехал всю Европу, но сочетания такой грации и такой пластики ни у одной исполнительницы не видал.
— Мерси вам. Очень мерси, — отвечала из уборной Надежда Ларионовна.
Костя зверем посмотрел на геморроидальнаго человека, постучал в дверь уборной и крикнул:
— Надежда Ларионовна! Вы скоро? Мы можем сейчас ехать ужинать.
— Ах, отстаньте вы, пожалуйста! Ну чего вы пристаете!
Какая-то судорога сжала горло Кости, и он чуть не заплакал, до того был обиден ему подобный ответ при постороннем человеке. Костя пожевал губами, собрался с силами и опять произнес:
— Но однако ведь вы же обещались ехать?
— Ну и дожидайтесь.
Наконец Надежда Ларионовна распахнула дверь уборной.
Она уже стояла переодетая из костюма в обыкновенное платье. В глубине уборной Костя увидал тетку Надежды Ларионовны. Та суетилась, завязывая в узел костюм. Там же в уборной сидела и Лизавета Николаевна — рослая, полная брюнетка, несколько южного типа, очень нарядно одетая, в бриллиантовых серьгах, в бриллиантовой брошке и в таких же браслетах и кольцах. Костя подскочил к Надежде Ларионовне и хотел ей что-то сказать, но она отстранила его рукой и раздраженно проговорила:
— Погодите… Ну, чего вы!.. Дайте мне поговорить со знакомым. Вы видите, мне делают визиты…
Она кивнула на геморроидального человека и подошла к нему, подавая руку. Тот тотчас же приложился к руке ее и раза три, как говорится, взасос чмокнул ее…
— Положительно прелестно, божество мое! Среди русских исполнительниц я не видал и не слыхал ничего подобного, — проговорил он и прибавил: — Поверьте, что все это вам говорит не неопытный юноша, а человек опыта, человек бывалый, которого, так сказать, уже и жизенная моль подъела.
Костя злился. Он подошел к Лизавете Николаевне, поздоровался с ней и заговорил о чем-то бессвязно, глупо, то и дело направляя свое ухо, дабы слышать разговор Надежды Ларионовны с геморроидальным человеком. Наконец тот кончил, поклонился еще раз, приложился к руке Надежды Ларионовны и стал уходить со сцены.
Надежда Ларионовна подошла наконец к Косте и Лизавете Николаевне. Вид ее был торжествующий.
— Ну что, Фатюй?! — сказала она, тронув пальчиком Костю по носу. — Видели вы, как меня публика-то любит! Как Пати какую-нибудь сегодня принимали. Вот вы и судите теперь — прежняя ли я Люлина. Нет-с, уж теперь мне без пары лошадей жить нельзя. Или потрошите вашего старика-дядю, чтобы мне стать на настоящую точку, или не смейте больше и на глаза показываться!
— Какая строгость! — проговорила Лизавета Николаевна и улыбнулась.
— С ихним братом без этого нельзя, — отвечала Надежда Ларионовна. — Ихнему брату распусти вожжи-то, так он и не почешется.
Костя стоял потупившись и бормотал:
— Все будет, все будет, потерпи только немножко.
— Ну, что ж вы стоите, как истукан бесчувственный! Приглашайте Лизавету Николаевну в ресторан ужинать. Да вот что… Не худо бы тройку взять и ехать куда-нибудь за город, да там и поужинать.
— В момент! — встрепенулся Костя. — Лизавета Николаевна, позвольте вас просить…
— С удовольствием, но ведь я не одна. При мне моя слабость… Я здесь с Адольфом Васильевичем, — отвечала Лизавета Николаевна.
— И Адольфа Васильевича всепокорно прошу, познакомьте меня с ним. Давно горю желанием познакомиться, — поклонился Костя.
— А вот пойдемте к нему. Он тут у самого входа на сцену и дожидается меня.
Лизавета Николаевна взяла Костю за руку и вывела со сцены. У дверей, ведущих на сцену, ходил по коридорчику сухопарый, горбоносый брюнет, франтовато одетый.
— Адольф Васильевич… Вот, познакомьтесь… Константин Павлыч… — начала она, подводя Костю к брюнету.
— Бережков… — отрекомендовался Костя.
— Шлимович, — процедил сквозь зубы брюнет.
— Вот Константин Павлыч и Надя Люлина едут за город и приглашают меня и, разумеется, тебя… — продолжала Лизавета Николаевна.
— Будьте добры для первого знакомства… — расшаркался Костя.
Шлимович подумал и ответил:
— Пожалуй. Прокатиться будет недурно.
— Так я сейчас пошлю за тройкой, — засуетился Костя. — Где Надежда Ларионовна? Лизавета Николаевна! Позовите Надю…
Но Надежда Ларионовна и сама показалась в дверях, выходящих со сцены. Сзади шла тетка и несла чемоданчик с костюмом.
— Ведь вас, Надюша, всего четверо, а в троечных санях могут уместиться и пятеро, так отчего бы вам и меня не взять с собой? — говорила тетка.
— Нет, нет! И думать не смейте! Вот еще выдумали.
Идите сейчас домой — вот вам и весь сказ, — отвечала Надежда Ларионовна и, обратясь к Косте, сказала: — Опять без дела стоите! Ну что ж вы! Познакомились с Адольфом Васильичем, так бегите в швейцарскую и велите швейцарам, чтобы они нам тройку привели.
Костя со всех ног бросился в швейцарскую.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги В ожидании наследства. Страница из жизни Кости Бережкова предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других