Убеждения приверженцев сунны и единой общины

Мухаммад ибн Салих ибн 'Усеймин

Вниманию читателя представлена книга «Убеждения приверженцев сунны и единой общины» с разъяснениями шейха Мухаммада ибн Салиха ибн ′Усеймина.Данный труд не является дословным переводом какого-то издания книги, однако в процессе подготовки было использовано множество источников для подготовки примечаний и сносок:· 16 уроков (в формате аудио) на официальном сайте шейха.· Книга, составленная по этим урокам «Итхаф уль-джама′а».· Книга, составленная по этим урокам «Шарх ′акыда ахли ссунна».

Оглавление

***
***
* * *

СКАЗАЛ АВТОР КНИГИ:

«Пусть Аллах благословит его, членов его семьи, его сподвижников и всех тех, кто последовал за ними наилучшим образом вплоть до Дня Воздаяния».

Разъяснение текста книги:

«Пусть Аллах благословит его…» ― наилучшим разъяснением термина «благословение» являются слова Абу-ль ′Алии, да помилует его Аллах, который сказал: «Благословение Аллахом Его посланника — это похвала Аллахом посланника в наивысшем обществе (среди ангелов)».

Некоторые ученые говорили, что термин «благословение Аллаха» означает «милость Аллаха», однако данное мнение является слабым. Милость Аллаха касается каждого человека. Именно поэтому ученые единогласны в том, что ты можешь сказать о любом (мусульманине): «Да помилует его Аллах!» Однако ученые разногласят в том, можно ли сказать о любом человеке: «Да благословит его Аллах и приветствует». Это указывает на то, что термин «благословение» не есть то же самое, что милость.

Также Всевышний Аллах сказал:

«Это — те, над которыми благословения от их Господа и милость»32.

Здесь благословение и милость перечисляются через союз «и», что указывает на то, что эти термины указывают на разные понятия.

Таким образом, благословение — это более узкое понятие, чем милость. Благословение Аллаха — это упоминание Им Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) среди наивысшего общества.

«…членов его семьи (аль)…» ― под словом «аль» (آل) имеются в виду последователи Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в его религии. Например, если слово «аль» упоминается в одном контексте со словом «сподвижники», то под словом «аль» имеются в виду все последователи Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) вплоть до Дня Воскресения.

На это указывают слова Аллаха:

«Огонь, к которому они подвергаются по утрам и по вечерам. А в тот день, когда наступит Час [Судный День] (будет сказано ангелам-стражам Ада): «Введите последователей Фараона (алю фир′аун) в сильнейшее наказание!»33

Речь идет о последователях Фараона в его религии.

Если же слово «аль» упоминается в одном контексте со словом «последователи», то под словом «аль» имеются в виду верующие родственники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)34.

«…его сподвижников…» ― сподвижником Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) называют каждого человека, который встретился с ним, будучи верующим, и скончался на истинной вере, даже если он не увидел Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), (например, из-за слепоты). Сподвижником считается даже тот, кто встретился с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) лишь на очень короткое время.

Это является отличительной особенностью Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Что касается остальных людей, то их сподвижниками (или соратниками) называют только тех, кто сопровождал их на протяжении длительного периода времени.

«…и всех тех, кто последовал за ними наилучшим образом…» ― следует заметить, что по отношению к сподвижникам людей можно разделить на три группы:

1. Люди, которые отказались последовать за сподвижниками;

2. Люди, которые последовали по их стопам наилучшим образом;

3. Люди, которые последовали за ними дурным образом.

Когда мы призываем благословение, то должны призывать благословение именно на тех людей, которые последовали за Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) и сподвижниками наилучшим образом. Что касается людей, которые отказались последовать за сподвижниками, то они вообще не заслуживают мольбы о благословении. Что же касается людей, которые последовали за ними дурным образом, то они заслуживают этой мольбы лишь в той мере, в какой они последовали за сподвижниками.

***
***

Примечания

32

Сура «аль-Бакара», аят 157.

33

Сура «Гафир», аят 46.

34

Имам ар-Рагыб аль-Асфахани сказал: ««Ахль» (или: аль) человека — это все те, с кем его связывает родство, религия, а также род занятий, дом или место, в котором он живет. Изначально словосочетание «ахль» человека означало «все, кто живет с ним под одной крышей». Позже оно приобрело другое значение, и «ахлю-бейт ар-раджуль» («люди дома человека») стало означать «все те, с кем его связывает кровное родство». А словосочетанием «Ахлю-ль-бейт» обозначают только семью Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), ибо Сам Всевышний Аллах сказал: «О обитатели дома (ахлю-ль-бейт)! Аллах желает лишь избавить вас от скверны» (Сура «аль-Ахзаб», аят 33). О супруге человека говорят «ахль», а о людях, исповедующих Ислам, — «ахлю-ль-Ислям»… «Тааххаля» означает «женился», а фраза «АхалякаЛлаху фи-ль-джанна» означает «Да дарует Аллах тебе супругу в Раю»». См. «Аль-муфрадат фи гараиб аль-Кур’ан», стр. 28. Далее он говорит о слове «аль», имеющем то же значение, что и «ахль»: «Этим словом обозначают самых близких для человека людей — тех, кого связывают с ним узы родства, а также тех, кто верен и предан ему и с кем у него близкие, дружеские отношения. Всевышний сказал: «Семейство (аль) Ибрахима и семейство «Имрана…”. (Сура «Али ′Имран», аят 33). «Аль» Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) — это его родные и близкие, а также те, чье знание религии и особенно Сунны обширно. Мусульман можно условно разделить на две группы: те, кто обладает глубокими познаниями в религии и строго соблюдает ее предписания, — о таких говорят, что они «аль» Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его община (умма). А есть еще те, чье знание является традиционным, и, исповедуя религию, они подражают более знающим. О таких говорят, что они — община (умма) Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). То есть и те, и другие называются «умма» Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), но «аль» Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) — это только первая группа». См. Ар-Рагыб аль-Асфахани, «Аль-муфрадат», стр. 29—30.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я