Убеждения приверженцев сунны и единой общины

Мухаммад ибн Салих ибн 'Усеймин

Вниманию читателя представлена книга «Убеждения приверженцев сунны и единой общины» с разъяснениями шейха Мухаммада ибн Салиха ибн ′Усеймина.Данный труд не является дословным переводом какого-то издания книги, однако в процессе подготовки было использовано множество источников для подготовки примечаний и сносок:· 16 уроков (в формате аудио) на официальном сайте шейха.· Книга, составленная по этим урокам «Итхаф уль-джама′а».· Книга, составленная по этим урокам «Шарх ′акыда ахли ссунна».

Оглавление

***
***
* * *

СКАЗАЛ АВТОР КНИГИ:

«А затем:

Поистине, Аллах Всевышний послал Своего посланника Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) с верным руководством и религией истины как милость для миров, пример для тружеников и довод против всех рабов».

Разъяснение текста книги:

«…с верным руководством…» ― под «верным руководством» имеется в виду полезное знание.

«…и религией истины…» ― речь идет о праведных деяниях35.

«…как милость для миров…» ― на это указывают слова Всевышнего:

«И Мы послали тебя (о Мухаммад) только как милость для миров»36.

То есть Всевышний Аллах послал этого посланника (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы посредством него проявить Свою милость ко всем мирам. Именно так и обстоит дело в действительности. Этот посланник (да благословит его Аллах и приветствует) был послан к людям, некоторые люди последовали за ним? и Аллах оказал им Свою милость.

«…пример для тружеников…» ― посланник Аллаха Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) — это наш пример, наш предводитель и наш образец для подражания.

«…и довод против всех рабов…» ― это выражение использовали многие ученые. Из него следует, что пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) был послан и к джиннам, и к ангелам, и вообще ко всем творениям. Что касается его послания к джиннам, то это — вещь известная. Что же касается его послания к ангелам, то это не так.

Поэтому было бы лучше использовать такое выражение: «…и довод против всех рабов, к которым он был послан». Ведь у нас нет точного знания относительно того, был ли он послан к ангелам или нет. А ангелы, вне всякого сомнения, тоже являются рабами Аллаха. Именно поэтому упомянутое нами выражение является более безопасным.

* * *

СКАЗАЛ АВТОР КНИГИ:

«Посредством него и посредством ниспосланных ему Писания и мудрости Аллах разъяснил все, что несет рабам пользу, и все, что приводит в порядок их религию и мирскую жизнь».

Разъяснение текста книги:

Всемогущий и Великий Аллах посредством Своего посланника (да благословит его Аллах и приветствует) и ниспосланных ему Корана и мудрости (Сунны) разъяснил все то, что несет рабам пользу, и все то, что исправляет их религию и мирскую жизнь.

Это знает каждый человек, изучивший пророческую миссию Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Например, сказал Абу Зарр (да будет доволен им Аллах): «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) скончался, но (еще при жизни) упомянул нам знание даже о птице, которая летит в небесах»37.

Слова Абу Зарра означают, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разъяснил им всякую вещь.

Однажды некий иудей сказал, обращаясь к Сальману аль-Фариси (да будет доволен им Аллах): «Ваш пророк научил вас всему и даже тому, как (следует удовлетворять) большую нужду». Сальман ответил: «Да, он запрещал нам удовлетворять большую или малую нужду, повернувшись лицом к Каабе, подмываться правой рукой, использовать для очищения менее трёх камней и очищаться с помощью экскрементов животных или костей»38.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) научил нас тому, как надевать и снимать одежду39. Он научил нас тому, как вставать40. Он научил нас тому, как садиться41. Он научил нас тому, как отходить ко сну42. Таким образом, он разъяснил нам все, в чем мы нуждаемся.

Иногда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) советовал что-то, но когда понимал, что лучше поступить иначе, то сразу же исправлял свою ошибку.

Когда он прибыл в Медину, то обнаружил, что люди опыляют пальмы. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подумал, что они зря обременяют себя таким тяжелым трудом: взбираются на пальмы, а затем спускаются с них по несколько раз. Он сказал: «О, если бы вы прекратили делать так!» Эти слова были произнесены им из сочувствия к ним и желания облегчить их труд, но люди подумали, что это — откровение, внушенное ему Аллахом. Они прекратили опылять пальмы, однако после этого урожай фиников получился крайне неудачным. Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вы лучше меня знаете о делах вашей ближней жизни». Таким образом, он позволил им опылять пальмы43.

Всевышний Аллах сказал в Своем Писании:

«И ниспослали Мы тебе Книгу [Коран] для разъяснения всего»44.

Таким образом, всякая вещь разъяснена в этом Коране.

Мне рассказывали, или, возможно, я читал как-то в прошлом биографию известного египтянина Мухаммада ′Абдо аль-Мисри. Однажды он посетил Париж, и там в одной столовой вместе принимали пищу мусульмане, христиане, иудеи и вообще все люди. Ведь, Париж — это город, где (в основном) живут иноверцы. Вдруг к нему подошел христианин и сказал: «О шейх! Поистине, в вашей Книге есть аят, в котором сказано: „И ниспослали Мы тебе Книгу для разъяснения всего“. Если ты веруешь в эти слова, то сообщи мне о том, как готовят эту еду?» В это время на столе лежали сэндвич, рис, мясо и другие продукты питания. И вот этот христианин спрашивает, где об этом говорится в Коране.

Мухаммада ′Абдо ответил: «Да, в Коране говорится и об этом».

Христианин возразил: «Где же в Коране говорится об этом?» Тут христианин пригласил повара и спросил: «Как готовится эта пища?» Тот разъяснил ему принцип ее приготовления, доли продуктов и так далее.

Мухаммада ′Абдо сказал: «То же самое есть и в Коране», — чему христианин сильно удивился. Мухаммада ′Абдо продолжил: «Поистине, Всевышний Аллах говорит:

«Спросите же обладателей знания, если вы не знаете этого»45.

Таким образом, данное правило охватывает любые вопросы. Этот аят не касается только лишь религиозного знания. Коран велит нам спрашивать у специалистов каждой области то, чего мы не знаем в этой области. После такого ответа тот, который не уверовал, пришел в замешательство и не смог ничем возразить.

Таким образом, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) научил нас всему. Возникает вопрос: «Научил ли Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сподвижников правильному убеждению в отношении Аллаха, Его имен, атрибутов и действий?»

Несомненно, научил. Он научил людей этим вопросам в первую очередь.

Следует заметить, что приверженцы «тафуида»46 говорят: «Если ты видишь аят или хадис об атрибуте Аллаха, то поручи его смысл Аллаху и ни в коем случае не говори о нем сам».

Шейх ислама Ибн Теймия, да помилует его Аллах, сказал: «Эти слова — одни из худших слов приверженцев нововведений и отклонений».

Также Ибн Теймия указал на то, что именно из-за таких людей философы получили власть над умами мусульман. Иначе говоря, эти люди говорили: «Мы ничего не знаем о смыслах аятов и хадисов, в которых говорится об атрибутах Аллаха». И тогда философы сказали: «А мы знаем о смыслах этих религиозных текстов», — и начали разъяснять эти религиозные тексты так, как пожелает их душа.

Таким образом, если человек заявляет о знании смысла этих религиозных текстов, то он лучше (в глазах людей), чем тот, кто заявляет о своем невежестве. Если человек говорит: «Я не знаю смысла этих текстов», — то он заявляет о своем невежестве. В это же время второй человек заявляет о своем знании. Он говорит первому: «В отличие от тебя я обладаю знанием, ибо ты ничего не знаешь о смысле этих религиозных текстов». После этого первый никак не может ему возразить, ибо он сам говорит, что ничего не знает. Тот, кто не обладает знанием, является безоружным. Таким образом, философ говорит ему: «Ты не знаешь, но зато я знаю. Смысл этих текстов такой-то и такой-то».

Также следует заметить, что сейчас в некоторых книгах пишут, что праведные предшественники были приверженцами «тафуида». В этих книгах сказано, что приверженцы сунны (ахлю ссунна) делятся на две группы:

1) люди, оставляющие смысл текстов Аллаху (люди тафуида);

2) люди, истолковывающие религиозные тексты (люди таъуиля).

Под «людьми, истолковывающими религиозные тексты» они имеют в виду тех, кто искажает эти тексты. Например, они говорят: «Аллах сказал:

«Милостивый вознесся [истауа] над Троном»47.

Под словом «вознесся» (истауа) имеется в виду «завладел» (истауля). Также Аллах сказал:

«Обе руки Его распростерты»48.

Под «руками» здесь имеются в виду «милости Аллаха». Также Аллах сказал:

«И вечен лишь лик Господа твоего»49.

Под «ликом Господа» здесь имеется в виду «награда Аллаха». Именно так они искажают множество религиозных текстов.

Так вот, в книгах (заблудших) говорится, что приверженцы сунны (ахлю ссунна) делятся на две группы:

1) люди, оставляющие смысл текстов Аллаху (люди тафуида);

2) люди, истолковывающие религиозные тексты (люди таъуиля).

Однако данное утверждение является ложным. Люди «тафуида» не являются приверженцами сунны. Приверженцы сунны знают смыслы религиозных текстов об атрибутах Аллаха, но не знают лишь образа этих атрибутов. Например, сторонники сунны говорят: «Аллах сказал:

«Милостивый вознесся [истауа] над Троном»50.

Мы знаем, что глагол «вознесся» (истауа) означает «возвысился над Троном». Но мы не знаем, как именно Он возвысился».

Это и есть величайшая благопристойность по отношению к Всемогущему и Великому Аллаху. Если Аллах не сообщил тебе о каких-либо сокровенных вещах, то поручай это знание Аллаху (и не говори о нем).

Суть в том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) научил членов своей общины всему, в чем они нуждаются в мирской жизни и в религии. И даже если он иногда говорил то, что казалось ему правильным в мирских делах, то сразу же изменял свое мнение, если понимал, что лучше поступить иначе. Об этом, например, говорится в хадисе об опылении пальм.

Также нужно заметить, что некоторые поздние и современные ученые извлекли из этого хадиса такие выводы, которые он в себе не содержит. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал в этом хадисе: «Вы лучше меня знаете о делах вашей ближней жизни». Они сказали: «Эта фраза имеет отношение и к бытовым вопросам, и к вопросам религиозных постановлений». Что означают их слова?! Они означают следующее: например, мы знаем, как сделать дверь, как возвести здание и так далее. Также мы знаем и о религиозных постановлениях этих вещей. Более того, они даже сказали: «Если, например, ростовщичество способствует укреплению государственной экономики, то оно является разрешенным, ибо Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вы лучше меня знаете о делах вашей ближней жизни».

Это — ошибка, ибо религиозные постановления возвращаются к Аллаху и Его Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует). Аллах сказал:

«И решение того, относительно чего вы разошлись, (нужно искать, обратившись) к Аллаху»51.

Да, мы лучше Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) разбираемся в промышленности и в изобретениях. Именно поэтому ты можешь видеть, что определенный человек ничего не знает о религии и не обладает религиозным знанием, но знает, как собрать микрофон. А, например, с другой стороны, выдающийся религиозный ученый может не знать даже, как включать эти современные изобретения. Первый человек разбирается в мирских делах лучше этого ученого, но ученый лучше разбирается в религии.

Я хочу обратить внимание на то, что некоторые люди разглагольствуют в религиозных вопросах и иногда разъясняют религиозные тексты, извлекая такие выводы, которых там нет. Это происходит либо по причине невежества, либо по причине душевной прихоти. А Аллах — Тот, у Кого нужно искать помощи!

И здесь можно привести лишь один хадис, который закроет им рты. В этом хадисе сообщается, что однажды Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) принесли хорошие финики, и он спросил: «Все ли финики Хайбара таковы?» Люди ответили: «Клянёмся Аллахом, нет, о Посланник Аллаха. Мы берём один са»52 таких (фиников) за два са» (других), а за два са» (таких) мы отдаём три са» (других)». Тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Это и есть ростовщичество!» — и велел сначала продавать плохие финики, а затем на вырученные деньги покупать хорошие финики53.

Например, если мы возьмем 2.5 кг фиников хорошего сорта и взамен дадим 5 кг фиников низшего сорта, то здесь не будет никакой несправедливости к людям, ибо цена этих 2.5 кг равна цене тех 5 кг. Но, несмотря на это, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) все равно назвал это ростовщичеством.

Эти люди везде кричат о том, что исламские законы регулируют только сферу поклонения. Но удивительно, как они притворяются, будто бы не знают, что самый длинный аят в Книге Аллаха повествует именно о долге54. Этот аят целиком говорит о взаимоотношениях между людьми, не затрагивая вопросов поклонения. Но, несмотря на это, эти люди приходят и говорят: «Исламская религия регулирует лишь отношения человека с Творцом».

***
***

Примечания

35

Всевышний Аллах сказал: « (Только) Он [Аллах] — Тот, Который послал Своего посланника [Мухаммада] с верным руководством и религией истины, чтобы явить ее превыше всякой другой религии, хоть это и ненавистно многобожникам» (Сура «ат-Тауба», аят 33).

36

Сура «аль-Анбия», аят 107.

37

Это сообщение передал ат-Табарани в «Му′джам аль-Кабир», №1647. Оно является достоверным. См. «Сильсиля ас-Сахиха», 1803.

38

Муслим, 262; Абу Дауд, 7; Ибн Маджа, 316; Ахмад, 5/437, 439; ат-Табарани в «Аль-Кабир», 6080 со слов Сальмана.

39

Сообщается, что Абу Са′ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) надевал новую одежду, он произносил ее название (например, рубаха или чалма), а затем говорил: «О Аллах! Хвала Тебе, ибо это Ты одел меня в эту одежду. Я прошу Тебя о её благе и благе того, для чего она была изготовлена, и прибегаю к Твоей защите от её зла и зла того, для чего она была изготовлена». Один из передатчиков этого хадиса сказал: «Когда кто-либо из сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) надевал новую одежду, другие говорили ему: «Да возместит тебе Аллах Всевышний, когда ты износишь её!» Этот хадис передали Абу Дауд, 4020; ат-Тирмизи, 767; Ахмад, 3/30, 50. Хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами′», 4664. Передается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда кто-нибудь из вас будет надевать сандалии, пусть начинает справа, а когда будет снимать их, пусть начинает слева, чтобы получалось так, что правую наденут первой и снимут последней». Этот хадис передали аль-Бухари, 5856; Муслим, 2097. Существует множество других хадисов на эту тему.

40

Передается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда кто-нибудь из вас явится на собрание, пусть поприветствует (присутствующих), и если ему захочется сесть, пусть сядет. Затем, когда он захочет уйти, пусть (также) поприветствует их (салямом), ибо первое (приветствие) не более обязательно, чем второе». Этот хадис передали Абу Дауд, 5208; ат-Тирмизи, 2706; Ахмад, 2/287, 439. Хадис достоверный. См. «Сильсиля ас-Сахиха», 183.

41

Передается со слов Ибн «Умара, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пусть никто из вас ни в коем случае не поднимает человека с его места, (чтобы) потом сесть на него самому! (Не делайте так), но потеснитесь и постарайтесь сесть посвободнее». Этот хадис передали аль-Бухари, 6270; Муслим, 2177; Ахмад, 2/16.

42

Передается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда кто-нибудь из вас (захочет) отправиться в свою постель, пусть отряхнёт её изнанкой своего изара, ибо ему неизвестно, что на ней находится позади него, а потом скажет: „С именем Твоим, Господь мой, преклонил я бок свой, и благодаря Тебе я подниму его. Если Ты заберёшь душу мою, то помилуй её, а если Ты отпустишь её, то храни её посредством того, чем хранишь Ты Своих праведных рабов“». Этот хадис передали аль-Бухари, 6320; Муслим, 2714; Абу Дауд, 5050; ат-Тирмизи, 3401; Ибн Маджа, 3874; Ахмад, 2/246.

43

Муслим, 2363; Ибн Маджа, 2471; Ахмад, 3/152; Ибн Хузейма, 410; Ибн Хиббан в «Сахихе», 22; ад-Даракутни, 13.

44

Сура «ан-Нахль», аят 89.

45

Сура «аль-Анбия», аят 7.

46

Тафуид — это лишение атрибутов Аллаха смысла. Сторонники тафуида говорят, например: «Да, у Аллаха есть „йад“ (буквально: рука), но мы не знаем, что здесь имеется в виду под словом „йад“».

47

Сура «Та Ха», аят 5.

48

Сура «аль-Маида», аят 64.

49

Сура «ар-Рахман», аят 27.

50

Сура «Та Ха», аят 5.

51

Сура «аш-Шура», аят 10.

52

Са» — мера объёма, о которой часто упоминается в хадисах. Члены Комитета крупнейших ученых Саудовской Аравии считают, что вес са» равен 2 600 г, относительно чего была издана соответствующая фетва.

53

Аль-Бухари, 2201; Муслим, 1593; ан-Насаи, 4553; Ибн Хиббан в «Сахихе», 5021; аль-Бейхакы в «Сунан аль-кубра», 5/285, со слов Абу Са′ида аль-Худри и Абу Хурейры.

54

Аллах сказал: «О вы, которые уверовали! Когда вы даете (друг другу) в долг на определенный срок, то записывайте его…» (Сура «аль-Бакара», аят 282).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я