Убеждения приверженцев сунны и единой общины

Мухаммад ибн Салих ибн 'Усеймин

Вниманию читателя представлена книга «Убеждения приверженцев сунны и единой общины» с разъяснениями шейха Мухаммада ибн Салиха ибн ′Усеймина.Данный труд не является дословным переводом какого-то издания книги, однако в процессе подготовки было использовано множество источников для подготовки примечаний и сносок:· 16 уроков (в формате аудио) на официальном сайте шейха.· Книга, составленная по этим урокам «Итхаф уль-джама′а».· Книга, составленная по этим урокам «Шарх ′акыда ахли ссунна».

Оглавление

* * *

СКАЗАЛ АВТОР КНИГИ:

«Мы веруем в то, что «Аллах — нет истинного бога, кроме Него. (Он) — Живой, Сущий. Не берет Его ни дремота, ни сон. (Только) Ему принадлежит (все) то, что в небесах, и то, что на земле. Кто (может) заступиться (за кого-либо) пред Ним без Его позволения? Знает Он то, что будет впереди них и что было позади них, а они не постигают ничего из Его знания, кроме (только) того, что Он пожелает. Объемлет Престол Его небеса и землю, и не тяготит Его охрана их; поистине, Он — Высочайший, Великий»92.

Разъяснение текста книги:

В данной книге мы приводим доказательство на каждое наше утверждение. И вообще, мы стараемся, чтобы наши слова состояли лишь из религиозных доказательств. В данном случае этот аят — «аят уль-курси» (аят, в котором упоминается Престол) — содержит в себе имена и атрибуты Аллаха. Поэтому мы не говорим: «Мы веруем в то, что Аллах — Живой, Сущий», — и так далее. Но мы приводим именно аят Корана, поэтому наши слова состоят лишь из доводов.

«Аллах — нет истинного бога, кроме Него…» ― то есть нет никого достойного поклонения, кроме Него.

«(Он) — Живой, Сущий…» ― имя Аллаха «аль-Хайй» (Живой) означает «Обладатель совершенной жизни, перед которой не было отсутствия и за которой не последует исчезновение». Всемогущий и Великий Аллах всегда был жив и всегда будет жив. Всевышний Аллах сказал:

«Он [Аллах] — Первый [до Него никого не было] и Последний [нет после Него никого], Явный и Скрытый»93.

Данный аят будет разобран в другом месте книги, если пожелает Аллах.

Таким образом, Аллах обладает полноценной и совершенной жизнью, перед которой не было отсутствия и за которой не последует исчезновение. Жизнь творений является неполноценной, потому что перед их появлением на свет было отсутствие, а затем их ждет исчезновение и смерть. К тому же в жизни человека постигают болезни, связанные с его зрением, слухом, разумом и телом. Но жизнь Аллаха является абсолютно полноценной, так как в ней нет никаких недостатков.

Имя Аллаха «аль-Каййюм» (Сущий) означает «Существующий сам по себе, независящий ни от кого и при этом поддерживающий жизнь творений».

Всевышний Аллах сказал:

«Разве же Тот, Кто поддерживает жизнь всякой души (и наблюдает за тем), что она приобрела, (подобен ложным божествам)?»94

Этот аят указывает на то, что Аллах поддерживает жизнь всех творений. Также Всевышний Аллах сказал:

«А Аллах — Богатый, Достохвальный»95.

«Богатый» — то есть, Тот, Кто существует сам по себе и ни в ком не нуждается. Всевышний Аллах также сказал:

«И (также) из Его знамений — то, что стоит небо и земля по Его повелению»96.

Далее Аллах сказал в разбираемом нами аяте: «Не берет Его ни дремота, ни сон».

То есть не одолевает Его ни дремота (или сонливость), ни сон, и это по причине Его совершенной жизни. Ведь во сне нуждается лишь тот, чья жизнь неполноценна. Сон — это отдых по причине усталости, имевшей место до сна. Человек спит, чтобы набраться сил и активности. Человек нуждается во сне всякий раз, как устает.

Но Всемогущий и Великий Аллах обладает совершенной жизнью, и потому Его не берет ни дремота, ни сон. Ведь Аллах поддерживает жизнь всякой вещи, а это означает, что Он никогда не спит. В противном случае, если бы Он уснул, то кто бы тогда поддерживал жизнь творений?!

Далее Аллах сказал: « (Только) Ему принадлежит (всё) то, что в небесах, и то, что на земле». Эти слова означают: «Всё, что в небесах, и всё, что на земле, принадлежит только Всевышнему Аллаху, и никто не соучаствует с Ним в этом».

Далее Аллах сказал: «Кто (может) заступиться (за кого-либо) пред Ним без Его позволения?»

В данном случае вопрос содержит в себе отрицание. То есть никто не сможет заступиться пред Ним без Его позволения.

Заступничество (шафа′а) — это посредничество и помощь другому для привлечения пользы или устранения вреда. Например, если ты стал посредником и помог одному человеку получить от другого деньги, то ты привлек для него пользу. А если ты, например, стал посредником между двумя людьми, один из которых должен другому, и вот ты говоришь тому, кто давал деньги в долг: «Не трогай своего должника, не сажай его в тюрьму», — то в данном случае ты помог человеку избежать вреда.

Например, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) будет заступаться за обитателей Рая, чтобы они вошли в Рай. Это заступничество — для привлечения пользы. Также Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) будет заступаться за людей, стоящих на площади Судного Дня, прося у Аллаха, чтобы Аллах начал Суд. Это заступничество — для устранения вреда97.

Далее Аллах сказал: «Знает Он то, что будет впереди них и что было позади них».

Слова «…то, что будет впереди них…» указывают на знание Аллаха о будущем и настоящем, а слова «…и что было позади них…» указывают на Его знание о прошлом.

Таким образом, Всевышний Аллах знает о том, что было в прошлом, и не забывает этого. Также Он ведает о том, что случится в будущем.

Далее Аллах сказал: «…а они не постигают ничего из Его знания, кроме (только) того, что Он пожелает».

Сначала Всевышний Аллах разъяснил, что Он знает о настоящем, прошлом и будущем, а затем приступил к разъяснению степени знания творений. Он разъяснил, что знание творений неподобно Его знанию. Например, мы знаем из сокровенного знания лишь то, чему нас научил Всемогущий и Великий Аллах.

Люди не могут постигнуть из знания ничего, кроме лишь того, чему их научил Аллах. Знание творений содержит в себе недостатки, а полноценное знание присуще лишь Всемогущему и Великому Аллаху.

Далее Аллах сказал: «Объемлет Престол (курсий) Его небеса и землю».

Сказал Ибн ′Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом: «Престол (аль-курсий (подножие Трона)) — это место для двух стоп Всемогущего и Великого Аллаха»98.

Этот Престол (аль-курсий) очень мал по сравнению с Троном Аллаха. Пришло в хадисе: «Поистине, семь небес и семь земель по сравнению с Престолом (курсий) подобны колечку, брошенному в огромной пустыне, а превосходство Трона (Аллаха) над Престолом (курсий) подобно превосходству этой пустыни над этим колечком»99.

Под «колечком» здесь имеется в виду кольцо кольчуги. Это кольцо является маленьким и очень узким. Если такое кольцо бросить в пустыни, то оно обязательно потеряется там.

Некоторые ученые, разъясняя этот аят, говорили, что «аль-курси» — это Трон Аллаха, но это не так. Всевышний Аллах описал Свой Трон (′арш) такими качествами, которыми Он не описывал «курсий» (подножие Трона).

Третьи говорили, что под словом «курсий» здесь имеется в виду «знание Аллаха», однако данное мнение находится очень далеко от истины. Какая связь между «курсий» (подножием Трона) и знанием?!

Правильное мнение заключается в том, что «курсий» — это место для двух стоп Всемогущего и Великого Аллаха. «Курсий» — это великое творение Аллаха, истинные размеры которого знает лишь Он. То же самое касается и Трона (′арша).

Далее Аллах сказал: «…и не тяготит Его охрана их».

То есть охрана небес и земли не тяготит Аллаха. Ведь Аллах обладает абсолютным знанием и абсолютной силой.

Далее Аллах сказал: «Поистине, Он — Высочайший, Великий».

Имя Аллаха «аль-′Алий» (Высочайший) происходит от слова «′улюв» (высота). Это имя указывает на то, что Аллах возвышен в Своем описании, а также возвышен Своей сущностью.

Имя Аллаха «аль-′Азым» (Великий) означает «Обладатель величия, полноценной власти, могущества и силы». Сила Аллаха касается каждой существующей вещи.

Данный аят является самым великим аятом Корана. Однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил Убайя ибн Ка′ба: «Какой аят является самым великим в Книге Аллаха?» Убай ответил: «Аят, в котором упоминается «аль-курсий». (Аллах сказал в нем):

«Аллах — нет истинного бога, кроме Него. (Он) — Живой, Сущий»100.

Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) слегка ударил его в грудь и сказал: «Да обрадует тебя твое знание, о Абу-ль Мунзир!»101

ПОЛЬЗЫ, ИЗВЛЕКАЕМЫЕ ИЗ АЯТА «АЛЬ-КУРСИЙ»:

ВО-ПЕРВЫХ, аят указывает на то, что только лишь Аллах заслуживает поклонения. Ведь Аллах сказал: «Аллах — нет истинного бога, кроме Него».

Об этом засвидетельствовал Сам Аллах, а также об этом засвидетельствовали ангелы, пророки и ученые. Всевышний Аллах сказал:

«Свидетельствует (Сам) Аллах, что нет бога, (заслуживающего поклонение), кроме Него, и (свидетельствуют об этом) ангелы, и (люди), обладающие знанием, (и также Аллах и они свидетельствуют, что) Он исполняет справедливость»102.

«… (люди), обладающие знанием…» ― это в первую очередь пророки, ведь знание пришло к нам именно от них.

Также об этом свидетельствует природное естество человека (фитра)103. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Каждый младенец рождается на своем природном естестве (на исламе), однако его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника!»104

ВО-ВТОРЫХ, аят указывает на атрибут Аллаха «жизнь» (хаят). Ведь Аллах сказал: « (Он) — Живой».

В другом аяте Всевышний Аллах утвердил в отношении Себя наличие жизни и отсутствие смерти, сказав:

«И полагайся на Живого [на Аллаха], Который (никогда) не умирает»105.

В-ТРЕТЬИХ, аят указывает на то, что жизнь Аллаха является полноценной и совершенной. Ведь Аллах похвалил Себя наличием жизни, а жизнь является похвальным атрибутом только тогда, когда она будет полноценной. Правду сказал арабский поэт в своем стихотворении:

«Нет радости в жизни, пока отравлены

Ее наслаждения воспоминаниями о смерти и старости»106.

Ведь человек либо состарится, либо скончается еще до старости. Взгляни на человека, который достиг старости, каково его положение: слабое зрение, слабый слух, отсутствие силы, слабая память. Такой человек является обузой для своей семьи. Именно поэтому Всевышний Аллах сказал:

«Если достигнет при тебе старости один из них или оба [твоих родителя], то не говори им: «Уф!»107

Ведь, когда родители достигают старости, они становятся обузой для людей, поэтому Аллах и запретил отвечать им с раздражением.

В-ЧЕТВЕРТЫХ, аят указывает на имя Аллаха «аль-Каййюм» (Сущий), что означает «Существующий сам по себе, независящий ни от кого и при этом поддерживающий жизнь творений».

Знай, что каждое имя Аллаха содержит в себе указание на Его атрибут (сыфат), но не каждый атрибут указывает на наличие имени. Всевышний Аллах описал Свои имена тем, что они являются прекрасными. А имена не могут быть прекрасными, если они не несут в себе смыслов. Что касается имен, которые не несут в себе смысла, то они не являются прекрасными. Эти имена всего лишь являются названиями сущностей.

Таким образом, каждое имя Аллаха содержит в себе указание на Его атрибут (сыфат), но не каждый атрибут указывает на наличие имени. Например, мы не называем Всемогущего и Великого Аллаха именами «ас-Сани′» (Делающий), «аль-Мурид» (Желающий); «аль-Мутакаллим» (Говорящий); «аль-Мустахзи» (Издевающийся); «аль-Макир» (Хитрящий). Ибо наличие атрибута еще не указывает на наличие имени108.

Важное правило, касающееся веры в имена Аллаха:

Вера в имена Аллаха будет полноценной только при наличии определенных условий. Если имя является переходным, то необходимо наличие трех условий. А если имя является непереходным, то необходимо наличие двух условий109.

Если имя является переходным, то твоя вера в него не будет полноценной, пока ты не уверуешь в само имя, в атрибут, извлекаемый из него, и в то, как этот атрибут проявляется в нашей жизни.

Например, из имен Аллаха имя «ас-Сами′» (Слышащий). Например, если ты скажешь: «Я уверовал в то, что у Аллаха есть имя «ас-Сами′», но я не верю в то, что у Аллаха есть слух», — то ты не считаешься уверовавшим в это имя. Также, например, если ты скажешь: «Я уверовал в то, что у Аллаха есть имя «ас-Сами′» и что Аллах обладает слухом, но Он при этом не слышит», — то ты не считаешься уверовавшим в это имя.

Таким образом, ты обязательно должен уверовать в три вещи:

Во-первых, в то, что имя «ас-Сами′» (Слышащий) является именем Аллаха;

Во-вторых, в то, что у Аллаха есть такой атрибут (сыфат), как слух (сам′);

В-третьих, в то, что Аллах действительно слышит.

Если же имя является непереходным, то необходимо наличие двух условий:

• Утверждение самого имени;

• Утверждение атрибута, извлекаемого из этого имени.

Например, из имен Аллаха имя «аль-Хайй» (Живой). Мы должны уверовать в то, что у Аллаха есть имя «аль-Хайй» (Живой), и в то, что у Аллаха есть такой атрибут, как «жизнь» (хаят).

Это правило является очень полезным. Взгляни на му′тазилитов, которые говорят: «Мы уверовали в имена Аллаха, но не уверовали в Его атрибуты. Мы верим в имя Аллаха «ас-Сами′» (Слышащий), но у Него нет слуха. Мы верим в имя Аллаха «аль-Басыр» (Видящий), но у Него нет зрения».

Пусть Аллах ослепит их самих! Как может быть видящий без наличия зрения?! Разве может поддаться разуму ситуация, когда Аллах описан определенным качеством, хотя Он им вовсе не обладает?! В действительности это подтверждение слов Аллаха:

«Так нет же! Наоборот, закрылись их сердца (от истины) из-за того, что они приобретали»110.

А также:

«И когда они уклонились (от истины), Аллах отклонил сердца их»111.

Вернемся к выводам, извлекаемым из аята «аль-курсий».

В-ПЯТЫХ, аят указывает на то, что Аллах далек и очищен от таких качеств, как сон и дремота. Аллах сказал: «Не берет Его ни дремота, ни сон».

Следует отметить, что это отрицание не является просто лишь отрицанием. Когда Аллах отрицает от Себя дремоту и сон, то Он тем самым указывает на наличие у Себя совершенной жизни и совершенного существования. Именно поэтому если что-либо отрицается от Аллаха, то это не является просто лишь отрицанием. Это — отрицание, которое заключает в себе утверждение обратного.

Например, отрицание дремоты и сна заключает в себе утверждение совершенной жизни и совершенного существования. Ведь если жизнь является полноценной и совершенной, то в ней отсутствует сон. Посмотри, как обитатели Рая (пусть Аллах сделает нас из их числа) не спят по причине своей полноценной жизни. Аллах сказал:

«Не коснется их там усталость»112.

В Раю не будет ни усталости, ни утомления, поэтому люди не будут нуждаться в наличии сна. Также в Раю они не будут умирать.

Также, например, отрицание содержится в словах Аллаха:

«И Господь твой не притесняет рабов»113.

А также:

«И Господь твой ни с кем не поступает несправедливо»114.

Это отрицание не является просто лишь отрицанием и всё. Простое лишь отрицание не указывает на совершенство. Однако Аллах ни с кем не поступает несправедливо из-за Своей совершенной справедливости. Среди Его атрибутов нет такого качества, как «зульм» (причинение несправедливости)115.

В-ШЕСТЫХ, аят указывает на всеобъемлющую власть Всемогущего и Великого Аллаха. Ведь Аллах сказал: « (Только) Ему принадлежит (все) то, что в небесах, и то, что на земле».

В-СЕДЬМЫХ, аят указывает на то, что эта власть исключительно принадлежит только Ему. Нет никого, кто владел бы чем-то на небесах и на земле, помимо Аллаха.

Что касается нашей власти, то она не подобна власти Всемогущего и Великого Аллаха. Во-первых, наша власть ограничена лишь тем, что принадлежит нам. Например, я владею тем, что у меня есть, но у меня нет власти над тем, что есть у тебя. Во-вторых, даже тем, чем я владею, я не могу распоряжаться так, как захочу. Например, я не могу сжечь свое имущество, так как данный поступок является запретным. Однако Всемогущий и Великий Аллах делает все, что пожелает. Он может сжигать некоторые Свои владения посредством молний и других явлений.

В-ВОСЬМЫХ, слово «небеса» («самауат») в аяте приходит во множественном числе. Если взять весь Коран, то данное слово приходит в нем иногда в единственном числе, а иногда во множественном.

Всевышний Аллах сказал:

«И в небе — ваш удел»116.

А также:

«Разве вы (находитесь) в безопасности от Того, Кто над небом?»117

Также часто в Коране данное слово приходит во множественном числе. Например, Аллах сказал:

«Восславляют Его [Аллаха] семь небес и земля»118.

Таким образом, небеса приходят во множественном числе и количество небес равняется семи. Всевышний Аллах сказал:

«И построили Мы над вами семь твердей»119.

Также Аллах сказал:

«Скажи (им): «Кто Господь семи небес?»120

Таким образом, небес всего семь. Также и земель семь. На это указывают слова Всевышнего Аллаха:

«Аллах — Тот, Кто сотворил семь небес и столько же земель»121.

Также на это пришло ясное указание в сунне. Сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В День Воскресения вокруг шеи того, кто неправомерно захватит часть чужой земли, будет обвито семь земель»122.

В-ДЕВЯТЫХ, аят указывает на силу власти Всемогущего и Великого Аллаха. Иначе говоря, Аллах обладает могучей властью. На это указывают Его слова: «Кто (может) заступиться (за кого-либо) пред Ним без Его позволения?» То есть нет никого, кто мог бы заступиться перед Ним без Его позволения. Что же касается творений, то какой бы великой ни была их власть, всё равно бывает так, что перед ними заступаются за кого-то без их позволения.

Например, бывает так, что супруга царя заступается за кого-то даже в самых великих вопросах. Также, например, его дети могут заступиться за кого-то, не спросив у него разрешения. Но Всемогущий и Великий Господь обладает настолько могучей властью, что никто не может заступиться пред Ним без Его позволения. Более того, никто даже не смеет заговорить перед Ним без Его позволения.

Всевышний Аллах сказал:

«Не будет говорить никто, кроме только тех, кому дозволит Милостивый»123.

И всё это по причине могучей власти Всевышнего Аллаха. Перед Ним не будут заступаться ни идолы, ни даже пророки. Пророки смогут заступиться только тогда, когда Он позволит. Всемогущий и Великий Аллах позволит заступиться тому, кому Сам пожелает позволить из числа тех, кем Он доволен.

Именно поэтому ученые говорят, что для свершения заступничества необходимо наличие трех условий:

Во-первых, довольство Аллаха тем, кто заступается;

Во-вторых, довольство Аллаха тем, за кого заступаются;

В-третьих, позволение Аллаха начать заступничество124.

Вернемся к выводам, извлекаемым из аята «аль-курсий».

В-ДЕСЯТЫХ, аят указывает на то, что у Аллаха есть такой атрибут, как «дозволение» (изн). Также ученые использовали этот атрибут для указания на то, что Аллах говорит, так как дозволение осуществляется путем речи. Аллах сказал: «Кто (может) заступиться (за кого-либо) пред Ним без Его позволения?» Его дозволение будет заключаться в том, что Он скажет: «Заступайся!»

В-ОДИННАДЦАТЫХ, в этом аяте указание на ложность связи многобожников со своими идолами. Эти многобожники говорят о своих идолах:

«Эти [ложные божества] — наши заступники пред Аллахом»125.

А Аллах отвечает им:

«Кто (может) заступиться (за кого-либо) пред Ним без Его позволения?»126

Значит, эти ложные божества не смогут заступиться, ибо Аллах недоволен ими и Он не позволит им заступаться.

Поистине, Всевышний Аллах указал на ложность привязанности многобожников к своим божествам. Всевышний Аллах сказал:

«Скажи (этим многобожникам): „Призовите тех, о которых вы утверждали, (что они достойны поклонения), кроме Аллаха!“ Они [ваши ложные божества] не владеют (даже) весом пылинки на небесах и на земле; и нет у них там [на небесах и на земле] (никакого) соучастия, нет для Него среди них [среди ваших божеств] помощника. И не поможет пред Ним (ничье) заступничество, кроме (заступничества только) за тех, для кого Он позволит»127.

Значит, во-первых, эти идолы ничем единовластно не владеют ни на небесах, ни на земле.

Во-вторых, они даже не являются соучастниками Аллаха во владении.

В-третьих, они ничем не помогают Аллаху, ибо Аллах сказал: «…нет для Него среди них помощника».

В-четвертых, они даже не смогут заступиться: «И не поможет пред Ним (ничье) заступничество, кроме (заступничества только) за тех, для кого Он позволит»128.

Вернемся к выводам, извлекаемым из аята «аль-курсий».

В-ДВЕНАДЦАТЫХ, в этом аяте указание на всеобъемлющее знание Аллаха, ибо Он сказал: «Знает Он то, что будет впереди них и что было позади них».

Мы уже писали о том, что эта фраза указывает на то, что Аллах знает о прошлом, настоящем и будущем. Что касается знания о прошлом, то на это указывают Его слова: «…и что было позади них». Что касается знания о настоящем и будущем, то на это указывают Его слова: «Знает Он то, что будет впереди них».

В-ТРИНАДЦАТЫХ, в этом аяте указание на величие Аллаха, ибо Он сказал: «…а они не постигают ничего из Его знания, кроме (только) того, что Он пожелает».

В другом аяте сказано:

«А они [творения] не объемлют Его знанием»129.

Читая эти аяты, мы понимаем, насколько ограничено знание человека, который может постигнуть лишь то, чему его обучит Всемогущий и Великий Аллах.

В-ЧЕТЫРНАДЦАТЫХ, в этом аяте утверждение «аль-курсий» (Престола, подножия Трона), ибо Аллах сказал: «Объемлет Престол (курсий) Его небеса и землю».

В-ПЯТНАДЦАТЫХ, в этом аяте указание на величие этого Престола (курсий), а так как Престол является творением Аллаха, значит, его величие указывает на величие Аллаха. Дело в том, что величие творения всегда указывает на величие Творца.

В-ШЕСТНАДЦАТЫХ, в этом аяте утверждение таких атрибутов Аллаха, как сила (кувва), могущество (кудра) и знание (′ильм), ибо Аллах сказал: «…и не тяготит Его охрана их». Дело в том, что хранитель какой-либо вещи нуждается в наличие этих трех качеств.

В-СЕМНАДЦАТЫХ, в этом аяте утверждение таких атрибутов Аллаха, как возвышенность (′улюв) и величие (′азама), ибо Аллах сказал: «Поистине, Он — Высочайший, Великий».

Возвышенность Аллаха не является просто смысловым понятием. Напротив, речь идет о возвышенности Его места, о возвышенности Его почета и о возвышенности Его сущности.

Кто-то может спросить: «Пречист Аллах! Как ты можешь говорить, что Аллах возвышен Своей сущностью, когда Аллаха не может объять ничего из Его творений?!»

Всевышний Аллах возвышен Своей сущностью. Он находится выше всякой вещи. Когда мы утверждаем возвышенность, то это не означает, что Он находится в каких-то границах так, что Его окружают творения. Всемогущего и Великого Господа не окружают Его творения, так как Он находится выше их всех. Именно поэтому мы говорим, что Аллах находится выше всякой вещи Своей сущностью, и это вовсе не означает, что какие-либо творения могут Его объять.

Этот вопрос является ясным и очевидным. Однажды жена аль-Джахма ибн Сафуана130 прибыла в Багдада, и кто-то сказал ей: «Поистине, Аллах возвысился над Троном!» Она ответила: «Да упасет Аллах! Тот, кто находится над предметом, имеющим границы, сам тоже имеет границы!» То есть, если Аллах возвышен над Троном, это означает, что Он имеет границы, так как Трон имеет границы, и из хадисов известно, что у него есть опоры131. Однако ничто не может объять Всемогущего и Великого Господа, и Он возвышен над Троном Своей сущностью.

На возвышенность Аллаха указывают следующие доводы:

• Коран;

• Сунна;

• Единогласное мнение предшественников (иджма′);

• Разум (′акль);

• Природное естество (фитра).

Что касается Корана, то в нем приводятся разные виды доводов, указывающих на возвышенность Аллаха. Иногда Аллах говорит:

«Славь имя Господа твоего Высочайшего!»132

Также Аллах сказал:

«Поистине, Он — Высочайший, Великий»133.

Иногда Аллах говорит:

«Он [Аллах] управляет делом (всех Своих творений) с неба на землю»134.

Иногда Аллах говорит:

«К Нему восходит благое слово и праведное дело. Он поднимает его»135.

Иногда Аллах говорит:

«И Он — Владычествующий [Такой, перед Которым смиряются все творения] и (находится) над Своими рабами»136.

Что касается доводов из сунны, то на это указывают и слова, и поступки, и молчаливые одобрения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Что касается слов, то Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обычно говорил во время земных поклонов: «Пречист (от недостатков) Господь мой Высочайший»137.

Также Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Трон (Аллах) — над водой, а Аллах — над Троном»138.

Что касается действия Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то однажды в день нахождения паломников на горе ′Арафат он спросил у людей: «Донес ли я до вас?!» Сподвижники ответили: «Да!» Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «О Аллах! Засвидетельствуй!» и поднял к небу указательный палец, а затем указал им на людей139.

Что касается его молчаливого одобрения, то речь идет об истории с рабыней, когда он спросил у нее: «Где Аллах?» Она ответила: «Над небесами». Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Отпусти ее, ибо, поистине, она — верующая»140.

Когда мы утверждаем, что Аллах находится в определенном месте, это не означает, что это место окружает Его.

Мы знаем, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обучал людей религии на арабском языке. И вот он спросил: «Где (айна) Аллах?» Люди, которые отрицают возвышенность Аллаха, говорят, что слово «айна» («где?») здесь означает «ман» («кто?»). Нет силы и мощи, кроме как с Аллахом! Разве в арабском языке слово «айна» («где?») означает «ман» («кто?»)?! Они хотят доказать, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не задал вопрос: «Где Аллах?» — а задал вопрос: «Кто Аллах?» Но разве в таком случае ответ соответствует вопросу?! Если бы тебя спросили: «Кто Аллах?» — то ты должен был бы ответить, например, так: «Аллах — Творец небес и земли».

Таким образом, в этом хадисе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) молчаливо одобрил то, что Аллах находится над небесами.

Также следует заметить, что все сподвижники и их ученики (таби′ины) утверждали, что Всевышний Аллах находится Своей сущностью над всеми вещами. Где же передается их единогласное мнение?!

Пришло множество религиозных текстов, указывающих на возвышенность Аллаха. При этом ни от одного из сподвижников не пришло даже одной фразы, где бы все эти религиозные тексты разъяснялись так, что это не соответствовало бы их очевидному смыслу. Значит, сподвижники были единогласны в том, на что указывают эти тексты.

Поэтому если тексты Корана и Сунны указывают на какую-то вещь и ни от кого из сподвижников не передается обратное понимание этих текстов, то это означает, что сподвижники были единогласны в этом вопросе. Следует отметить, что многие люди не знают о таком методе утверждения единогласного мнения.

Также на возвышенность Аллаха указывает человеческий разум. Мы можем спросить у любого разумного человека: «Как ты считаешь: возвышенность является атрибутом, указывающим на совершенство, или атрибутом, указывающим на недостаток?» Нет сомнения в том, что возвышенность является атрибутом, указывающим на совершенство. А Аллах сказал:

«А Аллаху принадлежит высочайшее описание»141.

Нахождение внизу является недостатком, а Аллах свободен от недостатков. Таким образом, разум указывает на возвышенность Аллаха с двух сторон:

Во-первых, необходимо утверждать Аллаху атрибуты, указывающие на совершенство;

Во-вторых, необходимо заявлять об отсутствии у Аллаха атрибутов, указывающих на недостаток.

Также на возвышенность Аллаха указывает природное естество человека (фитра). Каждый человек, и даже неверующий, по своей природе знает, что Аллах над небесами. Если неверующий будет взывать к Господу, ты увидишь, как его сердце устремляется кверху. Каждый человек, желающий воззвать к Аллаху, устремляет свое сердце вверх и говорит: «О Господь!» Например, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, описывая взывающего человека: «Он протягивает свои руки к небу и говорит: «О Господь! О Господь!»142 Что подсказывает человеку поступать так?! Его природное естество (фитра).

Более того, мы можем видеть, как старушки, которые вообще не изучали книг по вероубеждению, когда взывают к своему Господу, говорят: «О Господь!» — и смотрят вверх.

Однажды Абу-ль Ма′али аль-Джувейни143 пытался доказать людям, что Аллах не возвысился над Троном. Дело в том, что аль-Джувейни был аш′аритом.

Тогда Абу Джа′фар аль-Хамдани сказал ему: «О учитель! Не надо говорить нам о Троне и вознесении на Трон. Скажи, что ты думаешь об этом непреодолимом желании моего сердца устремиться вверх, когда я говорю: „О Аллах!“?!» Тогда аль-Джувейни начал бить себя по голове и говорить: «Аль-Хамдани ввел меня в замешательство!» Иначе говоря, он не нашел ответа на этот вопрос.

Однажды я оказался среди людей, которые говорят, что Аллах находится везде. Да убережет нас Аллах от таких слов! Это было в день жертвоприношения в долине Мина. Я спросил у них: «Вы вчера были на горе ′Арафат?» Они ответили: «Да!» Я спросил: «А как вы обращались к Аллаху? Когда вы взывали к Нему, вы направляли руки вниз, вправо или влево?» Они ответили: «Мы поднимали руки к небесам, так как небеса являются Каабой для взывающего с мольбами!» Посмотри же, как шайтан обманывает людей! Пречист Аллах от недостатков! Направлением для взывающего к Аллаху является Кааба, (которая на земле), а не небеса. Однако для чего ты поднимаешь руки вверх?! Для того, чтобы обратиться к Тому, у Кого ты просишь!

Таким образом, исламская община единогласна в том, что Аллах возвышен над всеми творениями Своей властью. Но что касается Его возвышения над Троном Своей сущностью, то люди разногласят в этом и делятся на три группы: две крайности и середина.

Одна группа сказала: «Аллах находится везде. Если ты придешь в мечеть, то Аллах находится внутри нее. То же самое касается рынков, морей, воздуха». Да убережет нас Аллах от таких убеждений! По их словам, получается, что Аллах находится и в грязных местах, и в чревах животных, в чревах ослов и собак. Иначе говоря, Аллах находится везде. Мы просим у Аллаха избавления от подобных убеждений! Эти убеждения являются неверием, без никакого сомнения.

Если бы ты сказал такое о каком-нибудь человеке, то он непременно бы ударил тебя плетьми более восьмидесяти раз. Как же ты смеешь говорить такое о Всемогущем и Великом Аллахе?! Разве Бог делится на части?! Или же богов много?! Дело в том, что из слов о том, что Аллах везде, вытекает одно из двух:

• либо Бог разделился на части, и каждая Его часть находится в разных местах;

• либо богов много.

К тому же слово о том, что Аллах везде, является преддверием к убеждениям тех, кто говорит, что Аллах растворился в каждой вещи144.

Именно поэтому имам Ибн уль-Каййим сказал, что эти убеждения еще более скверные, чем убеждения христиан, ведь христиане сказали, что Бог растворился в ′Исе, сыне Марьям. Они не сказали, что Бог находится везде, а отнесли Его к чистому месту, сказав, что Он растворился в посланнике. Однако эти (еретики) сказали, что Аллах везде, во всех вещах, а не приписали Его лишь к чистому месту. Именно так им были приукрашены их скверные поступки!

Когда эти люди высказали подобные слова, им возразила вторая группа и сказала: «Бойтесь Аллаха! Аллах не находится ни над сотворенным миром, ни под сотворенным миром. Он не связан с этим миром и не отделен от этого мира». Затем они начали перечислять еще много всяких отрицаний, будто бы описывая нечто несуществующее.

Именно поэтому Махмуд ибн Субуктикин145, да помилует его Аллах, сказал, обращаясь к Мухаммаду ибн Фаураку146, когда тот высказал подобные слова: «Разъясни нам, какая разница между богом, которому поклоняешься ты, и богом, которого не существует?»147

Именно поэтому некоторые ученые сказали: «Если кто-то попросит тебя описать несуществующую вещь, то ты не найдешь более точного описания, чем то, как аш′ариты описывают своего Господа».

Таким образом, в ошибку впала как первая, так и вторая группа.

Приверженцы сунны считают, что Аллах находится превыше всего. Он не смешан со Своими творениями. Он не находится везде, а находится превыше всякой вещи.

На то, что Аллах возвышен над всем сущим Своей сущностью, указывает Коран, Сунна, единогласное мнение (иджма′), разум (′акль) и природное естество (фитра)148. Этот вопрос является ясным, хвала же Аллаху. Непонятным же он является только для того, чей взор ослепил Аллах.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ПО ТЕМЕ:

Вопрос №1: Аллах описал себя словом «аль-Мутакаббир» (Высокомерный, Величественный)149. Является ли этот атрибут совершенством?!

Ответ: имя Аллаха «аль-Мутакаббир» указывает на величие. В отношении Аллаха этот атрибут является атрибутом совершенства. Что же касается человека, то в отношении него этот атрибут является порицаемым, ибо человеку запрещено пытаться уподобиться Аллаху в этом атрибуте150. То же самое касается имени Аллаха «аль-Джаббар» (Всевластный). В отношении Аллаха этот атрибут является атрибутом совершенства. Что же касается раба, то в отношении него этот атрибут является порицаемым.

Примечания

92

Сура «аль-Бакара», аят 255.

93

Сура «аль-Хадид», аят 3.

94

Сура «ар-Ра′д», аят 33.

95

Сура «Фатыр», аят 15.

96

Сура «ар-Рум», аят 25.

97

Дело в том, что люди будут мучиться от долгого стояния в ожидании Суда.

98

Передали «Абдуллах ибн Ахмад в «ас-Сунна», (№572); ад-Дарими в «ан-Накд», (№89); Ибн Хузейма в «ат-Таухид», (№156), и другие со слов Ибн Аббаса. А также Ибн Мандах в «ар-Радд аля ль-Джахмия», (№17); «Абдуллах ибн Ахмад в «ас-Сунна», (№573); Мухаммад ибн Аби Шейба в «аль-«Арш», (№60); Ибн Джарир в своем тафсире, (3/9); Абу ш-Шейх в «аль-«Азама», (№245); аль-Бейхакы в «ас-Сыфат», (№859) со слов Абу Мусы аль-Аш'ари. Сказал ад-Дарими: «Это сообщение мы знаем от Ибн «Аббаса как достоверное и известное» См. «ан-Накд», №89. Абу Зур'а и Ибн Мандах также назвали сообщение достоверным. См. «ат-Таухид» ибн Манды, (№1002); «ар-Радд аля ль-Джахмия» ибн Манды, (№17). Также это сообщение единогласно приняли Абу «Убейд аль-Касим ибн Салям, Харб ибн Исмаиль аль-Кирмани, Ибн Аби Заманин и многие другие.

99

Ибн Хиббан, 361; Ибн Батта в «аль-Ибана», 7/181; Абу Ну’айм в «аль-Хилья», 1/166, со слов Абу Зарра аль-Гифари (да будет доволен им Аллах).

100

Сура «аль-Бакара», аят 255.

101

Муслим, 810; Ахмад, 5/141; аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 5326; ат-Таялиси, 550; ат-Табарани в «аль-Кабир», 526; «Абд ур-Раззак, 6001; аль-Бейхакы в «аш-Шу′аб», 2/456; Абу Ну′айм, 1/65, 260; ′Абд ибн Хумейд, 178, и другие.

102

Сура «Али ′Имран», аят 18.

103

Фитра — врождённое свойство; естественная предрасположенность к чему-либо.

104

Аль-Бухари, 1358; Муслим, 2658; Абу Дауд, 4714; ат-Тирмизи, 2138; Ахмад, 2/223, 481; Ибн Хиббан в «Сахихе», 128; ат-Таялиси, 2359; ат-Табарани в «аль-Кабир», 828, и другие.

105

Сура «аль-Фуркан», аят 58.

106

См. «Аудах уль-масалик», 1/239; «Шарх ибн ′Акыль», 1/274.

107

Сура «аль-Исра», аят 23.

108

Например, у Аллаха есть такой атрибут, как желание. Аллах говорит: «Кого же Аллах пожелает наставить (на истинный путь, тому) Он раскрывает его грудь для Ислама, а кого Он пожелает ввести в заблуждение, (тому) Он делает его грудь узкой, тесной, как будто бы он поднимается в небо (и испытывает затруднение в дыхании). Так Аллах насылает наказание на тех, которые не веруют!» (Сура «аль-Ан′ам», аят 125). На наличие этого атрибута указывает множество других аятов Священной Книги. Но у Аллаха не установлено наличие такого имени, как «аль-Мурид» (Желающий). Иными словами, в религиозных текстах пришло указание только на наличие атрибута, но нигде Аллах не назвал Себя этим именем.

109

Переходные имена — это имена, которые проявляются на творениях. Например, «ар-Раззак» (Наделяющий уделом), «аль-Гаффар» (Много прощающий); «ас-Сами′» (Слышащий) и так далее. Непереходное имя — это имя, которое не имеет отношения к творениям. Например, «аль-Хайй» (Живой), «аль-Кабир» (Большой).

110

Сура «аль-Мутаффифин», аят 14.

111

Сура «ас-Сафф», аят 5.

112

Сура «аль-Хиджр», аят 48.

113

Сура «Фуссылят», аят 46.

114

Сура «аль-Кахф», аят 49.

115

Отрицание недостатков не является основной целью отвергаемых качеств, потому что отрицание свидетельствует о совершенстве только в том случае, если оно дополняется доказательствами совершенства. Отрицание подразумевает отсутствие, а отсутствие не только не свидетельствует о совершенстве, но и является признаком небытия. Кроме того, отсутствие может быть следствием неспособности, и в этом случае оно также не является качеством совершенства. Например, мы говорим, что стена не причиняет вреда. Это является следствием того, что стена не способна причинить вред, и в данном случае это является недостатком. Также один из поэтов сказал: «Маленькое племя не поступает вероломно в договорах И не притесняет людей даже на вес горчичного семени». То есть поэт говорит, издеваясь над ними, что это племя является очень слабым, и потому они ни на кого не нападают и не способны причинить людям никакого вреда.

116

Сура «аз-Зариййат», аят 22.

117

Сура «аль-Мульк», аят 16.

118

Сура «аль-Исра», аят 44.

119

Сура «ан-Наба», аят 12.

120

Сура «аль-Мумимун», аят 86.

121

Сура «ат-Таляк», аят 12.

122

Аль-Бухари, 2542, 2543; Муслим, 1610; Ахмад, 1/188; ад-Дарими в «Сунане», 2606; Ибн Хиббан в «Сахихе», 3195; аль-Хаким в «аль-Мустадраке», 7808; ат-Таялиси, 237; аль-Баззар в «Муснаде», 1257, со слов Са′ида ибн Зейда.

123

Сура «ан-Наба», аят 38.

124

Например, определенный человек пожелает заступиться за своего сына в День Воскресения. Это заступничество свершится только при наличии трех условий, на которые указывают религиозные тексты. Во-первых, Аллах должен быть доволен самим этим человеком. Те, кем недоволен Аллах, не смогут заступиться. Во-вторых, Аллах должен быть доволен сыном этого человека. Если Аллах кем-то недоволен, то за них никто не сможет заступиться и никто не будет способен им помочь. В-третьих, Аллах должен позволить этому человеку начать заступничество.

125

Сура «Юнус», аят 18.

126

Сура «аль-Бакара», аят 255.

127

Сура «Саба», аяты 22—23.

128

Ваши мольбы не принесут вам пользы, потому что ваши ложные божества беспомощны и не в состоянии внять вашим мольбам. Они не обладают никакой самостоятельной властью над происходящим на небесах и на земле. Нет у Аллаха среди них соратников, потому что ваши божества не только не обладают самостоятельной властью, но и не разделяют власть над небесами и землей вместе с Всемогущим Аллахом. Однако человек, который не является самостоятельным владельцем или сотоварищем во владении, может быть помощником или заместителем настоящего владельца. Если бы придуманные язычниками божества занимали такое положение перед Аллахом, то мольба к ним непременно приносила бы людям пользу. Земные правители всегда нуждаются в своих заместителях и помощниках, и последние могут помочь людям, которые обращаются к ним за помощью. Однако все это не имеет никакого отношения к царству Аллаха, и поэтому Он сказал, что у Него нет помощников среди творений. Он — Единственный и Всемогущий Владыка, который не нуждается в помощниках для того, чтобы управлять Вселенной. Какое же тогда положение могут занимать перед Аллахом языческие божества? Для них не остается ничего, кроме заступничества перед Всемогущим Правителем, но Аллах отверг подобное заступничество. В этих аятах Всевышний отверг все, на что могут рассчитывать многобожники, которые поклоняются идолам, праведникам, деревьям и прочим ложным божествам. Аллах изобличил порочность их суждений и разрушил основание многобожия. Любой язычник молится и поклоняется своему божеству в надежде на его помощь. Именно эта надежда подталкивает его на поклонение ложным богам. А поскольку никто, кроме Аллаха, не обладает властью на небесах и на земле, не способен самостоятельно принести людям добро или причинить им зло, не разделяет власть вместе с Аллахом, не является Его помощником и не имеет права даже ходатайствовать перед Ним без Его разрешения, то поклонение кому-либо, кроме Аллаха, противоречит здравому смыслу и религии. В результате многобожник не только не добивается своей цели, но и отдаляет себя от нее. Всевышний сообщил, что поклонение идолам не принесет язычникам никакой пользы, а лишь обречет их на страдания. В День воскресения идолы и идолопоклонники будут отрекаться друг от друга и осыпать друг друга проклятиями. Всевышний сказал: «А когда люди будут собраны, они станут их врагами и будут отвергать их поклонение» (Сура «аль-Ахкаф», аят 6).

129

Сура «Та Ха», аят 110.

130

Один из основателей джахмизма.

131

Аль-Бухари, 6518; Муслим, 2373, со слов Абу Хурейры.

132

Сура «аль-А′ля», аят 1.

133

Сура «аль-Бакара», аят 255.

134

Сура «ас-Саджда», аят 5.

135

Сура «Фатыр», аят 10.

136

Сура «аль-Ан′ам», аят 61.

137

Муслим, 772; Абу Дауд, 870, 883; ат-Тирмизи, 262; ан-Насаи, 1008; Ибн Маджа, 888; Ахмад, 1/371.

138

Ад-Дарими в «ар-Радд ′аля-ль джахмия», 81; Ибн Хузейма в «ат-Таухид», 1/242—243; Абу аш-Шейх в «аль-′Азама», 2/565; Ибн Батта в «аль-Ибана», 128, как слова Ибн Мас′уда.

139

Муслим, 1218; Абу Дауд, 3334; ан-Насаи, 3606; Ибн Маджа, 3055; аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 2/361, со слов Джабира.

140

Муслим, 537; Малик в «аль-Муватта», 1468; Абу Дауд, 930; ан-Насаи, 1218; Ахмад, 5/448, со слов Му′ауии ибн уль-Хакама ас-Сулями.

141

Сура «ан-Нахль», аят 60.

142

Муслим, 1015; Ахмад, 2/328; ад-Дарими в «Сунане», 2717; аль-Бейхакы в «аш-Шу′аб», 5/49, и другие со слов Абу Хурейры.

143

Абу-ль Ма′али, ′Абд уль-Малик ибн Мухаммад ибн ′Абдуллах ибн Юсуф аль-Джувейни — шейх шафи′итов. Родился в 419 г. х.

144

Все эти убеждения высказывались различными философами, относящими себя к исламу. Да упасет нас Аллах от такой ереси! Сказал Аллах: «Пречист Господь твой (от недостатков), Господь величия, (и превыше Он) того, что они [неверующие] Ему приписывают! И мир всем посланникам! И хвала Аллаху, Господу миров!» (Сура «ас-Саффат», аяты 180—182). А также: «Пречист Господь небес и земли (от недостатков), Господь Трона, (и превыше Он) того, что они Ему приписывают! Оставь же их погружаться и забавляться (в этом мире), пока они не встретят свой день [день наказания], который им обещан» (Сура «аз-Зухруф», 82—83). А также: «Пречист Он и премного выше того, что они говорят» (Сура «аль-Исра», аят 43).

145

Абу-ль Касим, Махмуд ибн Субуктикин ат-Турки — завоеватель Индии.

146

Абу Бакр, Мухаммад ибн уль-Хасан ибн Фаурак — аш′арит, один из предводителей философов.

147

См. «Даръу та′аруд аль-′акли уа ннакли», 6/253.

148

Помимо тех доводов, которые привел автор, доводов еще великое множество. Если бы мы стали упоминать все эти доводы, то книга сильно бы растянулась. Однако эта книга является кратким разъяснением вопросов вероубеждения и не призвана развеять все сомнения оппонентов. Ограничимся лишь приведением некоторых аятов Корана. Аллах сказал: «Славь имя Господа твоего Высочайшего!» (Сура «аль-А′ля», аят 1). А также: «И Он — Владычествующий и (находится) над Своими рабами» (Сура «аль-Ан′ам», аят 18). А также: «Они [ангелы] боятся своего Господа, (Который) над ними, и делают то, что им велено» (Сура «ан-Нахль», аят 50). А также: «Восходят ангелы и Дух [ангел Джибриль] к Нему [к Аллаху] за (один) день, величина которого (равна по меркам этой жизни) пятидесяти тысячам лет» (Сура «аль-Ма′аридж», аят 4). А также: «Разве вы (находитесь) в безопасности от Того, Кто над небом [от Аллаха], что Он не провалит вас в землю?» (Сура «аль-Мульк», аят 16). А также: «Поистине, Господь ваш — Аллах, Который создал небеса и землю за шесть дней, а затем возвысился над Троном» (Сура «аль-А′раф», аят 54).

149

Аллах сказал: «Он — Аллах, Который (таков, что) нет (другого истинного) бога, кроме Него, Владыка [аль-Малик], Пресвятой [аль-Куддус], Источник мира [ас-Салям], Верный [аль-Муъмин], Хранитель [аль-Мухеймин], Величественный [аль-′Азиз], Всевластный [аль-Джаббар], Высокомерный [аль-Мутакаббир]. Пречист Аллах (и превыше Он) того, что они придают Ему в сотоварищи!» (Сура «Аль-Хашр», аят 23). Разъяснение этого аята придет в следующих главах, если пожелает Аллах.

150

Передается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Слава — Мой изар, а величавость — Моя накидка (рида); того же, кто (попытается) отнять у Меня одно или другое, Я подвергну мучениям!» Муслим, 2620.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я