Убеждения приверженцев сунны и единой общины

Мухаммад ибн Салих ибн 'Усеймин

Вниманию читателя представлена книга «Убеждения приверженцев сунны и единой общины» с разъяснениями шейха Мухаммада ибн Салиха ибн ′Усеймина.Данный труд не является дословным переводом какого-то издания книги, однако в процессе подготовки было использовано множество источников для подготовки примечаний и сносок:· 16 уроков (в формате аудио) на официальном сайте шейха.· Книга, составленная по этим урокам «Итхаф уль-джама′а».· Книга, составленная по этим урокам «Шарх ′акыда ахли ссунна».

Оглавление

* * *

СКАЗАЛ АВТОР КНИГИ:

«Наши убеждения строятся на вере в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников, Последний день и предопределение с его добром и злом.

Мы веруем в господство Всевышнего Аллаха, то есть в то, что он является Господом, Творцом, Властителем и Вершителем всех дел.

Мы веруем в божественность Всевышнего Аллаха, то есть в то, что Он является единственным Истинным Богом, а все объекты поклонения, помимо Него, являются ложными.

Мы веруем в Его имена и атрибуты, то есть в то, что Он обладает прекрасными именами и совершенными и возвышенными атрибутами».

Разъяснение текста книги:

«Наши убеждения строятся на вере в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников, Последний день и предопределение с его добром и злом» ― это краткое разъяснение убеждений. Именно поэтому шейх ислама Ибн Теймия, да помилует его Аллах, упомянул эти столпы веры в своей книге «аль-′Акыда аль-Уасытыя» и построил ее на разъяснении именно этих вопросов.

Сообщается со слов ′Умара ибн уль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), что однажды к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) пришел ангел Джибриль и сказал: «Расскажи мне об исламе». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил на этот вопрос, после чего Джибриль сказал: «Расскажи мне о вере (имане)». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Суть веры заключается в том, чтобы ты уверовал в Аллаха, и в Его ангелов, и в Его Писания, и в Его посланников, и в Последний день, а (также в том, чтобы) уверовал ты в предопределённость как хорошего, так и дурного»63.

«Мы веруем в господство Всевышнего Аллаха…» ― здесь начинается уже более подробное разъяснение. Например, если кто-то спросит: «А что такое вера в Аллаха?» — мы ответим: «Мы веруем в господство Всевышнего Аллаха, то есть в то, что Он является Господом, Творцом, Властителем и Вершителем всех дел».

Таким образом, вера в господство Аллаха (рубубия) включает в себя три вещи:

1. Вера в то, что Аллах сотворил всякую вещь;

2. Вера в то, что Аллах является Властелином всякой вещи;

3. Вера в то, что всем сущим управляет Аллах.

Это и есть господство. На это указывают слова Всеблагого и Всевышнего Аллаха:

«Поистине, Ему принадлежит и создание, и власть»64.

Также Аллах сказал:

«Аллаху (принадлежит вся) власть над небесами и землей»65.

Эти три вещи и есть проявление господства Аллаха.

Кто-то может спросить: «Разве Аллах не сообщил о том, что некоторые творения также описаны наличием власти?»

Да, это так! Всеблагой и Всевышний Аллах сказал:

«…или тех, ключами которых вы владеете…»66.

Также Аллах сказал:

«…и тех, которыми овладели десницы их…»67.

Но между двумя видами власти есть огромная разница. Власть Всевышнего Аллаха — это власть полноценная и всеобъемлющая. Аллах в Своих владениях вершит и творит, что пожелает. Его власть объемлет всё сущее. Что касается власти человека, то она ограниченная и неполная. Человек не может овладеть всем. К тому же, даже если человек владеет чем-то, то эта власть не является абсолютной. Человек не может делать все, чего захочет. Аллах ограничил его власть, например, запретив ему губить свое имущество и распространять на земле нечестие. Также Аллах запретил человеку некоторые виды деятельности, которые он хотел бы осуществлять. Таким образом, человек не может делать этого, ибо это ему запрещено.

Также, например, человек распоряжается чем-то в этом мире, но его распоряжение неподобно распоряжению и управлению Аллаха. Всевышний Аллах управляет и распоряжается всем сущим. Что же касается человека, то он управляет либо только своими действиями, либо еще чем-то, чем он владеет.

Таким образом, мы веруем в господство Всевышнего Аллаха, то есть в то, что Он является Господом, Творцом, Властителем и Вершителем всех дел.

«Мы веруем в божественность Всевышнего Аллаха, то есть в то, что Он является единственным Истинным Богом, а все объекты поклонения, помимо Него, являются ложными» ― здесь речь идет о том, что только лишь Аллах достоин поклонения (таухид аль-улюхия).

Бог (илях) — это тот, кому поклоняются с самоуничижением и любовью. Иногда человек может поклоняться какой-либо вещи, но не проявлять перед ней самоуничижения. Например, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Да окажется в бедственном положении раб динара! Да окажется в бедственном положении раб дирхема! Да окажется в бедственном положении раб хамисы6869

Да, этот человек назван рабом этих вещей, но не проявляет перед ними самоуничижения. Дело в том, что его сердце привязалось к этим вещам, и это будто бы сделало его их рабом.

Всякий объект поклонения, кроме Аллаха, является ложным. На это указывают слова Всеблагого и Всевышнего Аллаха:

«Свидетельствует (Сам) Аллах, что нет бога, (заслуживающего поклонения), кроме Него, и (свидетельствуют об этом) ангелы, и (люди), обладающие знанием, (и также Аллах и они свидетельствуют, что) Он исполняет справедливость. Нет бога, (заслуживающего поклонения), кроме Него, Величественного, Мудрого!»70

Все, чему люди поклоняются наряду с Аллахом, называется «иляхом» (богом, божеством, объектом поклонения). Однако все эти «божества» являются ложными, не несущими в себе ничего, кроме лишь названия. Поэтому Аллах сказал:

«Не являются они [эти идолы] (ничем иным), кроме как только именами (и названиями), которыми назвали их вы»71.

Всевышний Аллах Сам назвал этих идолов «иляхами» (божества, объектами поклонения), сказав:

«И ни от чего не спасли их божества (иляхи) их, к которым они взывали помимо Аллаха»72.

Также Всевышний сказал:

«И не взывай наряду с Аллахом к другому богу (иляху)»73.

Однако все эти божеств являются ложными и не несут в себе ничего, кроме лишь названия. Именно поэтому автор книги сказал: «…а все объекты поклонения, помимо Него, являются ложными». На это указывают слова Всевышнего Аллаха:

«Это потому, что Аллах — Истинный (Бог), и (потому что) то, что они [многобожники] призывают помимо Него, это — ложь, и потому, что Аллах — Он Высочайший, Великий»74.

Далее автор книги сказал: «Мы веруем в Его имена и атрибуты, то есть в то, что Он обладает прекрасными именами и совершенными и возвышенными атрибутами».

Мы веруем в это, ибо Аллах сказал:

«И у Аллаха (есть) прекраснейшие имена»75.

Всевышний Аллах сообщил о том, что у Него есть прекраснейшие имена, поэтому мы веруем в это. Также мы веруем в Его возвышенные атрибуты. Ведь Аллах сказал:

«А Аллаху принадлежит высочайшее описание»76.

Таким образом, мы веруем в то, что у Аллаха есть прекраснейшие имена и возвышенные атрибуты. Выше мы упомянули доводы, которые сообщают нам об этом.

Кто-то может спросить: «Какая разница между именами (асма) и атрибутами (сыфат)?»

Что касается имен (асма), то Аллах именует Себя ими. Что же касается атрибутов (сыфатов), то Аллах описал ими Самого Себя. Раздел атрибутов шире, чем раздел имен. Дело в том, что каждое имя Аллаха содержит в себе атрибут, но не каждый атрибут указывает на имя. Поэтому мы, например, можем описать Аллаха словом «сани′» («Делающий создания»). Всевышний Аллах сказал:

«Таково создание (сун′) Аллаха, Который выполнил все в совершенстве»77.

Однако мы не можем сказать, что у Аллаха есть имя «сани′» («Делающий создания»)78.

Также, например, мы описываем Всевышнего Аллаха тем, что Он издевается над лицемерами79, но не можем сказать, что у Аллаха есть имя «издевающийся» (аль-мустахзи)80. Также мы описываем Всевышнего Аллаха тем, что Он хитрит против тех, кто хитрит против Него и Его приближенных рабов81. Но мы не можем сказать, что у Аллаха есть имя «хитрящий» (аль-макир).

Все имена Всевышнего Аллаха являются прекрасными. Среди имен Аллаха нет имен, которые были бы лишены смысла и не указывали бы на Его атрибут. Например, некоего человека могут звать «асад» (лев)82. Также, например, некоего человека могут звать «Халид» («бессмертный»), но это имя не указывает на то, что у него есть атрибут «бессмертие». Ведь Аллах сказал:

«И не даровали Мы ни одному человеку до тебя бессмертия»83.

Также, например, некоего человека могут звать «′Абдуллах» («раб Аллаха»), но при этом он является одним из самых грешных и нечестивых людей, а не настоящим рабом Аллаха. Также, например, человека могут звать «Мухаммад» («восхваляемый»), но при этом он является не восхваляемым, а порицаемым. Его зовут «Мухаммад», но у него нет при этом ни одного похвального качества.

Однако имена Аллаха, в отличие от имен людей, несут в себе смыслы. Поэтому ученые говорят, что имена Аллаха — это не только имена, но и атрибуты (качества)84.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ПО ТЕМЕ:

Вопрос №1: Разрешено ли клясться атрибутом Всевышнего Аллаха85?!

Ответ: Да, это разрешено. Передается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приносил клятву, говоря: «Нет, клянусь Тем, Кто переворачивает сердца»86. Также он часто клялся, говоря: «Клянусь Тем, в Чьей руке моя душа».

Нам разрешается приносить клятву, говоря: «Клянусь величием Аллаха! Клянусь могуществом Аллаха!» Всевышний Аллах сообщил нам о том, что шайтан сказал:

«Клянусь же Твоим величием, я непременно собью их»87.

Нам разрешено клясться любым смысловым атрибутом Аллаха. Запрещено говорить: «Клянусь рукой Аллаха!» Но что касается клятвы смысловыми атрибутами Аллаха, то в этом нет ничего страшного88. Человек может поклясться знанием Аллаха или жизнью Аллаха. Все это разрешено.

Вопрос №2: Уважаемый шейх! Многие люди взывают к Аллаху посредством двух имен, говоря: «О Сострадательный (Ханнан)! О Милостивый (Маннан)!» Есть ли этому основа?!

Ответ: Что касается имени «аль-Маннан» (Милостивый), то оно установлено. Что касается имени «аль-Ханнан» (Сострадательный), то оно не передается достоверно от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Таким людям нужно сказать, чтобы они, обращаясь к Аллаху, не говорили: «Аль-Ханнан» (Сострадательный). Пусть говорят: «О Милостивый (аль-Маннан)! О Создатель небес и земли!»

Примечания

63

Муслим, 8; Абу Дауд, 4695; ан-Насаи, 4990; Ахмад, 1/51; Ибн Хузейма, 2504; ат-Таялиси, 21; аль-Бейхакы в «Сунан аль-кубра», 10/203, со слов ′Умара ибн уль-Хаттаба. Также этот хадис передали аль-Бухари и Муслим со слов Абу Хурейры.

64

Сура «аль-А′раф», аят 54.

65

Сура «аль-Джасия», аят 27.

66

Сура «ан-Нур», аят 61.

67

Сура «аль-Муминун», аят 6.

68

Хамиса — одежда (или рубаха) из полосатой шелковой или шерстяной ткани.

69

Далее в хадисе сказано: «Он остается довольным, если ему дают (это), а если не дают, то он негодует. Да окажется он в бедственном положении, и да вернется к нему болезнь, а если он уколется, пусть не (найдет никого, кто извлек бы колючку из его тела)!» Этот хадис передали аль-Бухари, 2886, 2887; ат-Тирмизи, 2375; Ибн Маджа, 4135, 4136; Ибн Хиббан в «Сахихе», 3218; аль-Бейхакы в «аль-Кубра», 9/159, со слов Абу Хурейры.

70

Сура «Али ′Имран», аят 18.

71

Сура «ан-Наджм», аят 23.

72

Сура «Худ», аят 101.

73

Сура «аль-Касас», аят 88.

74

Сура «аль-Хаджж», аят 62.

75

Сура «аль-А′раф», аят 180.

76

Сура «ан-Нахль», аят 60.

77

Сура «ан-Намль», аят 88.

78

Потому что ни в Коране, ни в Сунне не передается, чтобы Аллах назвал Себя этим именем, сказав, например: «Я есть сани′ (делающий создания)».

79

Всевышний Аллах сказал: «Аллах поиздевается над ними и увеличит их беззаконие, в котором они скитаются вслепую» (Сура «аль-Бакара», аят 15).

80

Потому что ни в Коране, ни в Сунне не передается, чтобы Аллах назвал Себя этим именем, сказав, например: «Я есть издевающийся».

81

Всевышний Аллах сказал: «И вот ухищряются против тебя (о Пророк) те, которые не уверовали, чтобы удержать тебя, (надев на тебя оковы), или убить, или изгнать тебя (подальше от твоего города). И они ухищряются, но ухищряется (и) Аллах. И (ведь) Аллах — самый хитрый из ухищряющихся!» (Сура «аль-Анфаль», аят 30).

82

Имена людей лишены смысла (джамид). Например, человека могут назвать словом «асад» (лев), хотя он не является львом. Или, например, человека могут звать «хаким» (мудрец), но при этом он может быть самым глупым человеком. Также, например, человека могут звать «салих» (праведный), но при этом он может быть самым нечестивым человеком. Все дело в том, что имена людей не указывают на атрибуты, а являются просто именами, лишенными дальнейшего смысла.

83

Сура «аль-Анбия», аят 34.

84

Что это означает?! Для понимания этой фразы можно привести несколько примеров. Например, среди имен Аллаха «аль-′Алим» («Знающий»). Это не просто имя, но оно содержит в себе еще и смысл. Это имя указывает на то, что Аллах обладает абсолютным знанием. Также, например, среди имен Аллаха «аль-′Азым» («Великий»). Это имя указывает на то, что Аллах обладает абсолютным величием. Также, например, среди имен Аллаха «аль-Кауий» («Сильный»). Это имя указывает на то, что Аллах обладает абсолютной силой. То же самое можно сказать обо всех именах Аллаха. Все они не только являются именами, но и указывают на атрибуты.

85

Например, человек говорит: «Клянусь величием Аллаха! Клянусь знанием Аллаха!»

86

Аль-Бухари, 6628; Абу Дауд, 3263; ат-Тирмизи, 1540; ан-Насаи, 3761, со слов ′Абдуллаха ибн ′Умара.

87

Сура «Сод», аят 82.

88

Шейх Ибн уль-′Усеймин указывает на то, что можно клясться смысловыми атрибутами (сыфаты аль-ма′науия), но нельзя клясться атрибутами «аль-хабария». Атрибуты «аль-хабария» — это атрибуты, которые можно утвердить в отношении Аллаха только посредством религиозных текстов от Аллаха и Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует). Поэтому и их название происходит от слова «хабар» (весть). Например, это такие атрибуты, как лик, две руки и так далее. Дело в том, что разум не может догадаться, что у Аллаха есть эти атрибуты. И это, например, в отличие от атрибута Аллаха «мощь» (кудра). Этот атрибут устанавливается не только наличием религиозного текста, но и разумом. Человеческий разум может догадаться, что Аллах обязательно должен быть могущественным и обладать абсолютной мощью. Но такие атрибуты, как, например, рука, устанавливаются только наличием религиозного текста. Разум не может догадаться, что у Аллаха есть такой атрибут, если нет религиозного текста. Поэтому эти атрибуты называют термином «хабария». Иначе говоря, их наличие устанавливает только «хабар» (религиозный текст). А смысловые атрибуты Аллаха — это, например, Жизнь, Знание, Могущество, Мудрость и так далее. Однако следует заметить, что в других своих книгах шейх говорит о дозволенности клясться всеми атрибутами Аллаха. Возможно, в этой книге шейх запрещает клясться атрибутами «аль-хабария», так как подобные клятвы не передаются в хадисах и в словах предшественников. Поэтому если человек не будет клясться атрибутами «аль-хабария», то это будет лучше для него, так как в вопросе имеется разногласие. А Аллах знает лучше!

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я