Вперёд к свободе. Автобиография

Евгений Касьянов

Достигнув своей цели стать миллионером, Евгений Касьянов осознает, что эта цель была навязана ему обществом, и он принимает рисковое решение – подарить свой успешный бизнес и отправиться в путешествие. Автор книги вспоминает о своей давней мечте – построить рай на земле. С этого момента его жизнь наполняется приключениями и необъяснимыми событиями… Книга для тех, кому приятнее ходить босиком, чем носить ремень и галстук.

Автостопом на Байкал

Еще в декабре мы с Маратом и нашим общим другом Димой договорились летом съездить на Байкал, но за неделю до намеченной даты они сказали, что у них не получается поехать. Конечно, это меня расстроило, так как я привык всегда следовать намеченному плану.

По пути в офис я включил радио. В прямом эфире транслировалась беседа с одной путешественницей, которая проехала автостопом пятьдесят три страны. Путешественница ясно разъясняла все вопросы слушателей, объясняла основные тонкости, которые необходимо соблюдать в пути. В моей голове всплывали картины всех страшных американских фильмов, где извращенцы и людоеды нападали на одиноких путешественников и жестоко убивали их. Те же американские фильмы сформировали у меня четкий образ, что автостопом ездят только нехорошие девушки, а парням там вообще делать нечего.

Слушая интервью, я понял, что я сильно боюсь путешествий автостопом. А раз боюсь, значит в этом безумии есть пространство для роста.

Тут же я позвонил Тане и предложил ей поехать автостопом на Байкал через три дня. Таня ответила, что ее вчера уволили с работы, и теперь она полностью свободна. Она с радостью приняла мое предложение, потому как в последнее время путешествия автостопом ее вдохновляли больше всего, и у нее был опыт путешествий на расстояния до четырехсот километров. Но Таня предупредила, что в связи с увольнением у нее теперь нет денег на жизнь. И мы подумали, что путешествие автостопом с минимальными затратами будет гораздо интересней, чем путешествовать без особых ограничений в своих потребностях.

Как и всегда, я старался не говорить никому о своем безумном решении. Если бы узнали об этом мои родственники, они наверное связали меня веревками. А те люди, кому я проболтался, говорили, что мне живым не вернуться, что обязательно остановится машина с насильниками-террористами, которые меня закопают в лесу.

Все необходимое снаряжение у нас имелось: рюкзаки, горелка, посуда, палатка, спальники, одежда, фонарик, видеокамера, запасные аккумуляторы, дождевики. Оставалось только купить котелок и раздобыть еду. Таня купила три пачки овсянки и немного изюма с курагой, а я взял привезенную с деревни молодую картошечку и купил пару булок хлеба. На саму поездку мы заложили две тысячи рублей. Эта денежная сумма показалась мне невероятно маленькой, так как на тот момент на эти деньги я не прожил бы в городе и трех дней, а тут… Но я поверил Тане, что мы выживем, ведь в этом был определенный интерес. Но на всякий случай я взял неприкосновенный запас на непредвиденные ситуации. Итого: два рюкзака, две булки хлеба, три пачки овсянки, два килограмма картошки и десять дней пути, которые мы заложили на дорогу и наслаждение красотами самого большого в мире озера Байкал.

Мы вышли из дома в районе 16:00. Таня предложила поехать автостопом прямо от моего дома, который находится совсем на другом конце города. «Нет, — ответил я, — к этому я еще не готов, давай город проедем на автобусе». Приехав на конечную остановку, я обнаружил, что у нас нет спичек. Таня, улыбнувшись, сказала: «Дай мне две минуты». Она активно пробежалась по таксистам, которые стояли у дороги, и моментально в ее руках появилась подаренная зажигалка. «Да…, — подумал я, — так нам точно деньги не понадобятся». Пройдя пару километров, мы оказались на выезде из города. Выбрав удобное место, мы сняли рюкзаки с плеч, поставили их рядом с собой, и Таня подняла сжатую в кулак руку с поднятым большим пальцем вверх. Мне было все еще дико наблюдать такую картину, поэтому я стоял в метре от Тани и наблюдал, что будет происходить.

Спустя десять минут остановился парень, лет тридцати пяти, и мы сели в его машину. Первый водитель хорошо мне запомнился, как и все первое, что происходит у всех в жизни. Его звали Данил, он ехал в село Канифольный, именно то село, в котором четыре года назад мы с Надеждой проектировали пекарню. Наш совместный путь составлял около четырехсот километров. Мы много общались с Данилой. Оказалось, что у нас довольно много общих знакомых. Данилу точно не было с нами скучно. Он сказал, что часто подбирает автостопщиков, так как часто среди них встречаются очень интересные люди. По пути мы заехали в гости к Таниной тете, Татьяне Сергеевне. Она остановилась погостить у своей мамы в деревне перед тем, как вернуться на Камчатку. Татьянина тетя была необычайно рада нас видеть. Угостила чаем с медом и деревенским молоком. Она была удивлена нашему решению отправиться на Байкал автостопом, а также ей очень понравился наш водитель. К двум часам ночи мы приехали в поселок Решеты, где наши пути с Данилой расходились. Он нас довез до дома, где жила моя троюродная тетя. Тети дома не оказалось, но дверь открыл ее муж, с которым я знаком почти с самого детства. Дядя Витя нас накормил прекраснейшими голубцами и уложил спать. Благодаря насыщенному дню мы с Таней моментально уснули.

На следующий день дядя Витя отвез нас на основную дорогу. Я сказал ему, что за нами скоро заедут наши друзья, боясь, что правда о моем путешествии автостопом дойдет до моих близких родственников. Но дядя Витя легко догадался в чем дело. Спустя пятнадцать минут, мы с Таней мчались на второй машине с веселым водителем. Он ехал на помощь к своему другу, машина которого сломалась на трассе. Водитель травил нам анекдоты и рассказывал интересные истории из своей жизни. Вскоре мы въехали в Иркутскую область. Странно, но в Иркутской области люди гораздо реже нас подбирали. Бывало, что приходилось стоять с поднятой рукой по полтора часа в ожидании доброго водителя.

Одной из причин, почему долго никто не останавливается, является неверно выбранное место. Оно должно быть в первую очередь удобным для водителя, чтобы он мог увидеть нас издалека, успеть подумать, нужны ли ему компаньоны в пути, беспрепятственно остановиться, не нарушая правил дорожного движения. Если вдоль дороги находится отбойник (металлическое дорожное ограждение), то следует пройти до места, когда он закончится. Бывает, что отбойники тянутся по несколько километров, и пока найдешь подходящее «место силы», все мышцы разомнутся. Также, не следует стопить машины на автобусных остановках, так как эти места для платного транспорта и водители будут думать, что вам нужно такси. На спуске водителям гораздо сложнее останавливаться, чем на подъеме. Спускаясь с горы, при резком торможении машину может занести и вовсе сбросить с дороги. Удобными местами являются открытые участки дороги и места выезда с автозаправочных станций.

Но в Иркутской области редко останавливались машины, так как там более запуганные люди. Это вызвано либо повышенным бандитизмом, либо тем, что люди много смотрят новости по телевизору.

За второй день мы прокатились на трех машинах. Меня удивило, что некоторые водители нас увозили дальше, чем им надо было самим. Спрашивали где нам удобнее выйти, и чем они могут нам еще помочь.

Как только солнце село за горизонт, машины перестали останавливаться. Одна бабушка, проезжая мимо, даже покрутила пальцем у виска, мол дураки бесстрашные, сидели бы дома. Мы оказались за Нижнеудинском, возле закусочной, за которой было поле, на котором уже несколько лет ничего не садили. Я раздобыл дрова в лесу, а Таня принесла воду, попросив ее у работников закусочной.

Мне очень легко в путешествии с девушками. Мои обязанности, как мужчины, обеспечить крышу над головой и разжечь костер. А взамен с попутчицы вкусный ужин. В ту ночь мы с Таней долго сидели у костра под звездным небом и часами пели наши любимые песни.

Утром после завтрака мы собрали вещи в рюкзаки, умылись в закусочной и снова вышли на дорогу.

Добрый дядя предприниматель ехал на своем Land Rover в город Тулун, где его бригада строителей восстанавливала дорожное полотно и ремонтировала дорожные мосты. Обладая предпринимательским мышлением, у меня нашлось множество тем для общения.

Город Тулун нам пришлось пройти насквозь пешком. А за городом к нам прицепилась странная женщина, которая без остановки нам стала тараторить про свою жизнь, дочь, дачу и как все в мире плохо. Из-за уважения к старшим у нас язык не поворачивался сказать ей, что она нам жутко мешает, так как проезжающие водители думают, что нас трое. Мы с Таней накинули на плечи рюкзаки и быстрым шагом пошли от этого места. Женщина шла за нами, стараясь не отставать, и вдогонку продолжала нести свой бред. На что нам такое наказание??? С рюкзаками, как ни старайся, быстро не побежишь. А та болтушка налегке идет. Примерно через километр, нам удалось оторваться. Да… странные люди живут в Тулуне.

Я подумал, что было бы неплохо, если бы нас подвез молодой веселый парень нашего возраста. Удивительно, что в путешествии автостопом мысли моментально материализуются. Два парня возвращались в Иркутск из деревни от своей бабушки. Последующие четыреста километров мы вчетвером смеялись от души. Наши животы болели от смеха, и свело скулы на лице от безостановочной улыбки. В середине пути мы остановились перекусить. У ребят в багажнике была целая столовая: котлеты, домашние яйца и овощи. Наевшись до отвала, мы погнали дальше. Ребята тоже были удивлены нашему решению поехать автостопом, и при этом имея всего две тысячи рублей в кармане. Они предложили нам дать денег, но я отказался, сказав, что финансовый запас у нас имеется. Если бы я не отказывался от денег, наша поездка могла оказаться вовсе бесплатной, но брать деньги от людей, на тот момент, для меня казалось наглостью.

Добравшись до Иркутска, я предложил Тане поехать на остров Ольхон. Я редко возвращаюсь в места, где уже был. Но в этот раз готов был сделать исключение. Мне было еще непривычно ездить автостопом по незнакомым местам. Было бы проще поехать по знакомому маршруту, и я был уверен, что Ольхон запомнится Тане на всю жизнь.

Иркутск мы проехали на автобусе, потратив сто четыре рубля. Потом Таня остановила маршрутный междугородний микроавтобус. Водитель нам не отказал и согласился подвезти несколько десятков километров. После того, как мы сели в микроавтобус, все пассажиры оживились. Мы с Таней рассказывали про свой трип, куда мы едем, какие ситуации у нас происходят в пути. Потом водитель сделал внеплановую остановку возле священного для бурятов места. Там было два деревянных столба в виде ворот, рядом росло дерево, на котором была привязана куча тряпичных ленточек разного цвета, а также аккуратно лежало бревно, на котором были различные предметы: рис, деньги, сигареты, маленькие детские игрушки. Мы с Таней тоже положили по монетке, чтобы задобрить местных духов. Мы так понравились нашим новым попутчикам, что водитель с пассажирами вышли из автобуса сфотографироваться с нами на память. Автостоп доступен только людям с открытой душой. Люди подсознательно чувствуют открытых людей, именно поэтому к нам все так тепло относились.

Солнце снова село за горизонт. До парома на Ольхон осталась пара сотен километров. Собравшись идти ночевать в поле, мы встретили трех автостопщиц нашего возраста, которые два месяца назад выехали из Питера и направлялись в нашем направлении посмотреть на красоты дедушки-Байкала. Мы разбили лагерь у ручья в ста метрах от трассы и за ужином с восхищением делились своими эмоциями друг с другом.

К обеду третьего дня нашего путешествия мы добрались до парома на остров Ольхон. Байкал блистал своим величием. Вот он, сильный, могучий и очень жестокий… Он забрал несколько тысяч жизней местных рыбаков, которые оказывались во внезапном шторме, либо ушли под воду при таянии льдин.

Переплыв на пароме на остров, нас подобрала Светлана, которая работала в местной базе отдыха. Она рассказала, что у них на территории находится озеро в форме сердца, которое содержит ил, радон и много других полезных для организма элементов. Также, она сказала, что мы можем поехать с ней, поставить там палатку, посмотреть окрестности и зарядить свои электронные приборы. Прибыв на базу, мы первым делом разбили свой лагерь и пошли гулять. На базе отдыха было расположено около десятка бурятских юрт для туристов и два деревянных дома для администрации. По пути на радоновое озеро, мы проходили столовую, расположенную под открытым небом. На костре томился большой чан с едой, а по кругу была сколочена одна большая многогранная лавка, примерно на двадцать человек. Проходя мимо искушающих запахов, с нами заговорила девушка, которая являлась поваром. Ее звали Янина, и она захотела нас угостить своим творением, так как все туристы уже поели, а суп остался. Суп назывался бухлёр. Это самый жирный суп, который я когда-либо ел. Состав его очень прост. Баранина, и ничего кроме баранины. Ни картошки, ни макарошки. Только баранина и специи. Пообедав, мы помогли прибраться Янине и пошли вместе с ней купаться. Радоновое озеро на вид имеет неприятный желто-зеленый окрас, а вода на ощупь мыльная и скользкая. Если бы мне не рассказали о всей его полезности, я бы ни за что в него не полез. Совсем рядом, в пятидесяти метрах, находился берег Байкала. Очень удобно, что искупавшись в радоновом озере, можно тут же обмыться в водах Байкала. Да, воды Байкала достаточно холодные, но нас это не останавливало. Байкал невероятно чистый. Я плавал и одновременно пил из него воду.

Вернувшись к палатке, мы обнаружили, что за время нашего отсутствия у нас появились соседи. Они предложили нам согреться рюмочкой водки и покушать. Надо же, нас везде кормят, даже готовить не приходится, достаточно всего лишь поддержать разговор на интересные для собеседника темы.

На следующий день мы с попутчицей пошли на основную дорогу. Так как мы ходили петлями, забираясь на высокие горы, чтобы узреть красивые виды с высоты птичьего полета, наш путь составил около девяти километров.

Помню, как я стоял на вершине одной из скал, и у меня зазвонил телефон. Это был мой любимый секретарь — Анна. До нее дошли вести, что я уехал на Байкал не на своей машине, а автостопом. Она была слегка шокирована и попыталась меня хоть как-нибудь поругать: «Женя, а ты подумал о том, сколько детей за твоими плечами? У нас три девочки уже в декрете и скоро еще ожидается пополнение. Вот пропадешь ты, а мы что будем делать?!» Да, конечно я думал о всех, заказчики задерживают оплату по договорам, а одним из выходов оплаты зарплаты своим сотрудникам — на время ущемить свои личные расходы, что у меня очень хорошо получалось в данный момент.

Выйдя на основную дорогу, мы встали в уже привычную стойку. На лице улыбка, правая рука поднята на уровне плеча, большой палец вверх и вот оно чудо. Остановился местный житель. Бурят. На вид сорок пять лет. Таня с ним заговорила:

— Здравствуйте! Довезите нас, пожалуйста, до Хужира.

— Нет.

— Почему?

— Я пьяный, — твердо ответил мужчина, держа в руках литровую банку пива.

Но все же он согласился нас довести до своей базы отдыха. Оказалось, что он является шаманом. Единственным шаманом на острове. Про шаманизм я слышал некоторые тонкости, когда в первый раз оказался на Ольхоне четыре года назад.