Связанные понятия
Нормати́вный правово́й акт — официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение.
Законода́тельство — издание законов; а также свод законов. Все нормативно-правовые акты, которые издаются в государстве.
О́рган управле́ния — общее название структуры где-либо (государство, общество и так далее) выполняющей задачи по управлению чем-либо.
Юриди́ческое лицо ́ — организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Распоряжение — в государственном и административном праве — вид подзаконного акта управления, изданный органом власти или управления в рамках его компетенции и имеющий обязательную силу для физических и юридических лиц, которым оно адресовано.
Упоминания в литературе
Согласно общей норме п. 1 ст. 52 части первой ГК РФ юридическое лицо действует на основании
устава , либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора; в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Там же установлено, что учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками); юридическое лицо, созданное в соответствии с данным Кодексом одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.
Рассматриваемая форма некоммерческих юридических лиц действует в отличие от остальных форм некоммерческих юридических лиц на основании двух учредительных документов – учредительного договора и
устава , в которых участники договариваются о создании данной организации, включая компетенцию органов управления, порядок их формирования, условия и порядок реорганизации, а также ликвидации ассоциации. ГК РФ не предусматривает издания специальных законов, посвященных статусу и деятельности ассоциаций и союзов. Поэтому необходимые детали их правовой регламентации должны предусматриваться в их учредительных документах, с помощью которых учредители сами могут определить многие вопросы деятельности создаваемых ими объединений.
Институт юридического лица регулирует не только гражданско-правовое положение и порядок их участия в гражданском обороте, но и порядок управления деятельностью, что должно быть обязательно отражено в
уставе юридического лица (п.4 ст.52 ГК РФ). Ст.65.3 ГК РФ регулирует управление в корпорации, по единогласному решению участников непубличного общества (коих подавляющее большинство среди юридических лиц) можно изменить функцию органов корпорации (п.3 ст.66 ГК РФ), корпоративным договором может быть установлена обязанность его сторон проголосовать на общем собрании участников общества за включение в устав общества положений, определяющих структуру органов общества и их компетенцию (ч.3 п.2 ст.67.2 ГК РФ). Упомянутые нормы ГК РФ дают основание дополнить первое предложение п.4 ст.49 ГК РФ фразой «а также управление деятельностью юридического лица».
Как видно из содержания этой статьи, законодатель сделал решительные шаги по пути признания органов местного самоуправления (на основании вышеназванного Закона и
уставов муниципальных образований) юридическими лицами, причем в виде муниципальных учреждений в соответствии с положениями Федерального закона «О некоммерческих организациях» применительно к учреждениям, чему, вероятно, может последовать в дальнейшем при признании государственных органов, действующих в рамках ст. 125 ГК, юридических лиц в виде государственных учреждений (в соответствии с Законом о некоммерческих организациях) с учетом некоторых особенностей правового положения государственных органов.
В статье 52 ГК РФ предусматривается, что коммерческие и некоммерческие организации, являющиеся юридическими лицами, действуют либо на основании
устава , либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. При этом в таких учредительных документах должен определяться, в частности, порядок управления деятельностью юридического лица.
Связанные понятия (продолжение)
Должностное лицо — лицо, осуществляющее по назначению или по результатам выборов функции представителя власти, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями занимающее в государственных учреждениях, предприятиях, организациях, партиях, общественных учреждениях, организациях и формированиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей.
Учреди́тель — в российском гражданском праве — юридическое или физическое лицо, создавшее организацию — юридическое лицо. В большинстве случаев учредителями не могут являться лица, не обладающие дееспособностью и/или правоспособностью (например, не достигшие совершеннолетнего возраста, страдающие психическими заболеваниями и т. п.). Единственный учредитель создаёт юридическое лицо своим решением в письменной форме, два и более учредителей заключают учредительный договор, в котором помимо самого решения...
Учрежде́ние — некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Правово́й ста́тус — установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей. В правовой статус входят...
Представительство предполагает совершение сделки одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона, либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, создающей, изменяющей либо прекращающей гражданские права представляемого. Полномочие представителя может также явствовать из обстановки, в которой действует представитель (продавец, кассир и т. п.).
Гражданский кодекс — систематизированный законодательный акт, содержащий расположенные по определённой системе нормы гражданского права. При этом может использоваться как институционная система, так и пандектная система.
Федера́льный закóн — федеральный законодательный акт Российской Федерации, принимаемый в соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов.
Общественное объединение — добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Комитет (от лат. comitatus — сопровождающий, сопутствующий) — 1) совет, собрание, съезд, коллегиальный орган, сформированный для работы в какой-нибудь специальной области, обычно имеющей отношение к руководству или управлению, а также государственный орган исполнительной власти или структурная единица в системе органов законодательной власти.
О́бщее собра́ние акционе́ров — высший орган управления в акционерном обществе, состоящий из акционеров-владельцев именных обыкновенных акций общества, а в некоторых случаях, предусмотренных Федеральным законом РФ от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», также из акционеров-владельцев привилегированных акций. Акционеры общества для решения вопросов, отнесённых к их компетенции Уставом общества и Законом РФ «Об акционерных обществах», собираются на своё общее собрание периодически, но не...
Департа́мент , подразделе́ние (от фр. département) — название министерства, ведомства либо их подразделения в ряде стран, например, во Франции, США, России и др.
Декре́т (лат. decretum постановление от decernere — постановить) — правовой акт, постановление органа власти или должностного лица.
Полномочия — ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых сотрудников на выполнение определенных задач (фактически командовать людьми).
Подробнее: Полномочие (право)
Трудово́й догово́р — в трудовом праве письменный документ — соглашение между работником и работодателем, которое устанавливает их взаимные права и обязанности. В соответствии с трудовым договором работник обязуется лично выполнять работу по определённой должности, соответствующей его квалификации, а работодатель обязуется предоставлять работнику работу, обеспечивать условия труда и своевременно выплачивать заработную плату.
Ревизио́нная коми́ссия (ревизо́р) — орган внутреннего финансового контроля юридического лица, избираемый общим собранием участников (акционеров) хозяйственного общества не реже одного раза в год для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества. Компетенция и численный состав ревизионной комиссии определяется уставом хозяйственного общества и законодательством Российской Федерации.
Акты гражданского состояния — юридические факты, обозначающие действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан.
Аудитор (лат. auditor — слушающий) — лицо, занимающееся аудитом (ревизией бухгалтерских книг, документов и отчётности) и консультационной деятельностью, связанной с наладкой бухгалтерского учёта.
Ведомство (от рус. ведать ← от ст.-слав. вѣдѣти ← от праслав. vědti, «знать») — орган государственного управления или местного самоуправления, наделенный правами, обязанностями и полномочиями в какой-либо области государственной деятельности или отрасли народного хозяйства.
Трудовой коллектив — все граждане, которые своим трудом участвуют в деятельности предприятия (учреждения, организации) на основе трудового договора (контракта, соглашения), а также других форм, регулирующих трудовые отношения работника с предприятием.
Льгота — определенные преимущества, дополнительные права, полное или частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей, или облегчение условий их выполнения.
Министерство юстиции — орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе...
Юридическая сила — применимость закона или иного юридического документа в данное время на данной территории.
Подзаконный нормативный правовой акт (ПНПА) — правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. Не стоит отождествлять лишь с государством, так как, например, местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти — статья 12, Конституции Российской Федерации — России.
Коллегиа́льность (лат. collegium — товарищество) — принцип управления исполнительного органа, при котором принятие решения по выполнению поставленных задач, устранению какой-либо проблемы, по организации работы и другим вопросам осуществляется на совещании группой должностных или уполномоченных лиц.
Федеральный закон — закон, установленный федеральными законодательными органами федеративного государства. Федеральный закон может также означать...
Собрание (греч. Συνάντηση «синантиси») — совместное присутствие группы людей в определённом месте для обсуждения разных тем или решения определённых проблем.
Хозяйственные общества — коммерческие организации с разделённым на доли (акции) учредителей (участников) уставным капиталом.
Подробнее: Хозяйственное общество
Делегирование полномочий — это процесс передачи части функций руководителя другим управляющим или сотрудникам для достижения конкретных целей организации. Используется для улучшения и оптимизации рабочей силы руководителя. Суть этого понятия заключается в том, что работающие над конкретной проблемой лица как исполнители готовы предоставить консолидированную информацию непосредственному руководителю.
До́лжность (в административном праве) — правовое образование, первичная неделимая структурная единица в организации или вне её, замещаемая физическим лицом, отвечающим установленным квалификационным требованиям, несущим должностные обязанности и наделённым должностными полномочиями, в соответствии с руководящими документами в той или иной сфере деятельности.
Законопроект — документ c текстом закона, предлагаемый к принятию законодательному органу или на референдум.
Акт (от лат. actus «действие») — это официальный документ, который констатирует произошедшее действие или факт хозяйственной жизни и подписывается уполномоченными должностными лицами.
Ко́декс (лат. codex — книга) — законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли или нескольких отраслей. Структура кодекса часто отражает систему отрасли.
Торговый ко́декс Фра́нции (фр. Code de Commerce de France) — принятый в установленном французским законодательством порядке свод норм коммерческого права, который призван регулировать на территории Франции (включая её заморские департаменты и земли) все юридические аспекты коммерческой деятельности.. В отличие от периода, охватывающего XIX—XX вв., когда коммерческие правоотношения во Франции регулировались односоставным Коммерческим кодексом 1807 г., в настоящее время Коммерческий кодекс этой страны...
Зако́н в юриспруденции — в узком смысле нормативно-правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. Кроме того, в широком смысле под законом понимается любой нормативно-правовой акт, действующий в рамках конкретной правовой системы. Исторически закон пришёл на смену правовому обычаю.Закон является основным источником...
Дове́ренность — уполномочие представлять или действовать от имени другого лица в правоотношениях.
Саморегулируемые организации — некоммерческие организации, объединяющие субъекты предпринимательской деятельности, работающие в определённой отрасли производства товаров (работ, услуг), либо объединяющие субъекты профессиональной деятельности определённого вида.
Подробнее: Саморегулируемая организация
Догово́р (мн. ч. — догово́ры, в разговорной речи допустимо — договора́) — «соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей» (ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Патронаж (от фр. patronage — «покровительство», «поддержка») — в юридической практике России и других стран бывшего СССР (Казахстан, Азербайджан) — особый вид опеки и попечительства.
Ликвидация юридического лица — прекращение существования юридического лица. Ликвидация юридического лица влечет утрату им гражданской правоспособности.
Колле́гия (лат. collegium) — многозначное слово, произошедшее от древнеримских коллегий, которое может обозначать...
Нотариат — общественный институт, занимающийся удостоверением сделок и приданием юридической силы различным документам (завещаниям, доверенностям, копиям документов и т.д.).
Субъе́кт пра́ва — это лицо, обладающее по правy способностью осуществлять субъективные права и юридические обязанности.
Упоминания в литературе (продолжение)
В качестве второго института, опосредующего в праве реализацию местных вопросов, следует выделить институт муниципальной службы, учреждаемый и функционирующий в сфере публичной власти и носящий публично-правовой характер. По нашему мнению, институт муниципальной службы в значительной мере связан с институтом государственной службы, так как муниципальные служащие являются субъектами, жестко интегрированными в процесс осуществления управленческой деятельности на территории муниципального образования. При этом они обязаны не только руководствоваться местными нормативными актами, но и исполнять федеральные законы, конституции,
уставы , законы субъектов Российской Федерации[83], а следовательно, и иные правоприменительные акты, издаваемые на государственном уровне[84].
В соответствии со ст. 52 ГК РФ юридическое лицо действует на основании
устава либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
С другой стороны, в соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»
устав профсоюза должен предусматривать порядок уплаты вступительных и членских взносов, которые, можно предположить, будут формировать имущество объединения. Статья 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» предусматривает, что общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда независимо от факта его государственной регистрации. Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» решением суда может быть запрещена деятельность религиозной группы. Пунктом 3 ст. 26 Гражданского процессуального кодекса РФ, вступившего в силу с 1 февраля 2003 г., предусмотрено, что верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции дела о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных и централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации. Аналогичная норма содержалась ранее в п. 3 ст. 115 Гражданского процессуального кодекса РСФСР 1964 г. Арбитражный процессуальный кодекс РФ (ст. 3012) относит к подведомственности арбитражных судов в случаях, предусмотренных самим Кодексом и другими федеральными законами, разрешение экономических споров и рассмотрение иных дел с участием образований, не имеющих статуса юридического лица (ч. 2 ст. 27), а также рассмотрение дел по спорам о создании, реорганизации и ликвидации таких образований (п. 1 ч. 1 ст. 33).
Статьи 30, 31 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» констатируют, что органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать предприятия для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации, определять цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий, регулировать цены и тарифы на их продукцию (услуги), утверждать их
уставы , назначать на должность и освобождать от должности руководителей данных предприятий, заслушивать отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования (п. 1). Аналогичные положения имеются и в ст. 51 одноименного Федерального закона от 6 октября 2003 г.
5. Для создания юридического лица в органы государственной регистрации должны быть представлены учредительные документы, на основании которых юридическое лицо будет действовать. В соответствии с ГК РФ к учредительным документам относятся
устав и учредительный договор. Некоммерческие организации могут действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
Статья 2. Правовая основа организации и деятельности Законодательного Собрания …3. Формы и порядок взаимодействия Законодательного Собрания с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти города Севастополя, иными государственными органами города Севастополя, органами местного самоуправления муниципальных образований города Севастополя, общественными объединениями, организациями, должностными лицами, иностранными партнерами, указанными в статье 1 Федерального закона от 4 января 1999 года № 4-ФЗ “О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации” (далее – иностранные партнеры), и гражданами определяются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством,
Уставом города Севастополя и законами города Севастополя.
Классическим примером нормативного договора является учредительный договор юридического лица. Согласно ст. 52 ГК РФ «Учредительные документы юридического лица» юридическое лицо действует на основании
устава , либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Таким образом, для коммерческой организации в форме юридического лица заключение учредительного договора является необходимым при наличии нескольких учредителей. Учредительный договор юридического лица заключается его учредителями (участниками).
Статья 19 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[98] (в ред. Закона от 8 декабря 2003 г.) подчеркивает, что наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются
уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В частности, согласно ст. 53 Закона г. Москвы от 28 июня 1995 г. (в ред. от 15.02.2006 г.) «
Устав города Москвы»[54] охрана общественного порядка и обеспечение личной безопасности граждан, охрана собственности во всех ее формах на территории города осуществляются органами внутренних дел, организация и порядок деятельности которых определяются федеральными законами, а также законами и иными нормативными правовыми актами г. Москвы.
Некоммерческая организация создается как юридическое лицо, с момента государственной регистрации, имеет в собственности или оперативном управлении обособленное имущество. Такие организации создаются, как правило, без указания срока деятельности. В необходимых случаях такой срок может быть определен
уставом , иными учредительными документами организации. Некоммерческая организация вправе открывать счета в банках на территории РФ и за ее пределами, имеет печать с полным наименованием этой организации на русском языке.
Потребительский кооператив образуется, если в его состав входит не менее двух юридических лиц или не менее пяти граждан. При этом юридическое лицо, являющееся членом кооператива, имеет один голос при принятии решений общим собранием. Если ранее Закон устанавливал, что юридическое лицо, являющееся членом потребительского кооператива, имеет один голос при принятии решения общим собранием, если иное не установлено
уставом кооператива, то теперь слова «если иное не установлено уставом кооператива» исключены из данной нормы Закона.
– проектов НПА и поправок к ним, в части: проектов федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями[55]; проектов поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов, подготовленным федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями[56]; проектов указанных и иных НПА, принятых органами, организациями, их должностными лицами[57]; – НПА, в части: НПА федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также
уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований[58]; НПА субъектов Российской Федерации[59]; указанных и иных НПА органов, организаций, их должностных лиц[60].
1. Помимо прав и обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иные права и обязанности участников партнерства, а также права и обязанности лиц, не являющихся участниками партнерства, порядок и сроки осуществления прав и исполнения обязанностей регулируются соглашением об управлении партнерством, которое заключается при учреждении партнерства в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Соглашение об управлении партнерством может содержать любые не противоречащие настоящему Федеральному закону и другим законодательным актам Российской Федерации условия по вопросам управления партнерством, деятельности, реорганизации и ликвидации партнерства, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие положения должны содержаться в
уставе партнерства.
Юридические лица осуществляют свою деятельность, руководствуясь учредительными документами, к которым согласно статье 41 ГК относятся учредительный договор и (или)
устав . Учредительные документы служат необходимыми предпосылками образования и деятельности юридического лица. Но между названными документами, входящими в одну «связку», существуют важные различия как по назначению, так и по содержанию каждого из них.
Статус этого коллективного образования подтвержден ст. 21 Закона о банкротстве. Структура, порядок формирования, компетенция, порядок принятия решения организации устанавливаются
уставом некоммерческой организации, внутренними документами этой саморегулируемой организации в соответствии с законодательством о несостоятельности (п. 1 ст. 21.1 Закона). В частности, в п. 4 ст. 21.1 Закона к компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации относится утверждение мер дисциплинарного воздействия, порядок рассмотрения дел о нарушении членами данной организации законодательства о несостоятельности, рассмотрение жалоб лиц, исключенных из саморегулируемой организации. А в пунктах 6 и 7 исследуемой статьи прописано формирование коллегиального органа управления с указанием компетенций этого органа. К ним следует отнести принятие или исключение лица из саморегулируемой организации, а также утверждение правил осуществления контроля над соблюдением членами организации требований законодательства о несостоятельности с учетом как федеральных стандартов, так и стандартов и правил профессиональной деятельности.
Религиозные организации могут быть ликвидированы: по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то
уставом религиозной организации, либо по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).
По общему правилу, членами общественной организации в соответствии с ее
уставом могут быть физические лица и юридические лица – общественные объединения.
Профессиональный союз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими профессиональными, производственными интересами по роду их деятельности, создаваемое с целью представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов. Основная задача профсоюзов связана с осуществлением их главной функции – защиты прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом отношений. В Конституции РФ закреплено право граждан на объединение в профсоюзы для защиты своих интересов. Полная и объемная регламентация прав профсоюзов содержится в Федеральном законе от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г.). Каждый гражданин, достигший 14-летнего возраста и осуществляющий трудовую деятельность, имеет право по своему усмотрению вступать в профсоюзы, заниматься профсоюзной деятельностью, выходить из профсоюзов. Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои
уставы , положения о первичных профсоюзных организациях, свою структуру; образуют профсоюзные органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия.
Коммерческие организации принимают
уставы , положения, правила внутреннего трудового распорядка для работников и т. д. Подобные правовые акты называются корпоративными.
Совет директоров является временным органом, его члены избираются общим собранием акционеров на срок до следующего годового общего собрания акционеров (п. 1 ст. 66 Закона об АО). По составу – это коллегиальный орган, количественный состав которого определяется
уставом общества или решением общего собрания акционеров, но не может быть менее чем пять членов (п. 3 ст. 66 Закона об АО). Компетенции совета директоров в АО посвящены ст. 65 и нормы иных статей Закона об АО, а также ряд норм ККП (п. 1.4. гл. 5), в ООО – п. 2.1. ст. 32 Закона об ООО, иные нормы закона, устава ООО, определяющие вопросы, предусмотренные в компетенции совета директоров и не отнесенные к компетенции общего собрания участников общества или исполнительного органа общества.
В наименовании юридического лица указана его организационно-правовая форма. В зависимости от вида организационно-правовой формы юридические лица могут действовать на основании
устава , или учредительного договора и устава, или одного учредительного договора. Есть два вида юридических лиц: организации коммерческие и некоммерческие.
Государственная принадлежность юридических лиц устанавливается еще сложнее. В странах англо-американской системы права для этого используется критерий инкорпорации, где личным законом юридического лица является закон места его учреждения, регистрации его
устава . Предусматривается этот критерий и законодательными актами Бразилии, Венесуэлы, Вьетнама, Китая, Кубы, Нидерландов, Перу и др.
В нем говорилось не о правовой, а о законодательной основе местного самоуправления. Речь шла о нормах муниципального права, которые, по смыслу ст. 7 Закона, идентифицировались с законодательными нормами в узком смысле, регулирующими местное самоуправление. О подзаконных актах, их роли в регламентировании местной демократической власти речи не было. Формально из текста статей Закона о законодательной основе местного самоуправления нельзя было сделать вывод, что местное самоуправление не может регламентироваться актами органов исполнительной власти. Но вправе ли она этим заниматься и в какой мере, из Закона № 154-ФЗ понять было нельзя. Если исходить из того, что местное самоуправление осуществляется только на основе Конституции и федеральных законов, конституций,
уставов и законов субъектов Федерации, то это следует признать позицией, нереальной для условий России, правовая система которой находится пока в стадии становления. Она постоянно опровергалась практикой издания по вопросам местного самоуправления не только законов (федеральных и региональных), но и правовых нормативных актов Президента, Правительства, министерств и ведомств Российской Федерации.
Уголовно-исполнительное законодательство кроме законов, принятых на уровне Российской Федерации и относящихся к вопросам исполнения уголовных наказаний, включает иные нормативные правовые акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ,
уставы , положения, инструкции, наставления, приказы и другие предписания, издаваемые совместно рядом министерств и ведомств либо отдельными из них. По своему объему это наиболее многочисленная нормативная правовая база, насчитывающая несколько тысяч актов.
Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания путем внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц. Юридическое лицо действует на основании
устава , либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
Независимо от формы образования туроператора, он обязан разрабатывать учредительные документы, к которым относятся
устав фирмы и учредительный договор. В соответствии с п. 1 ст. 52 ГК РФ юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. Если учредителем туроператора является один человек, то такое юридическое лицо действует на основании устава, утвержденного этим учредителем. Требованием к учредительным документам юридического лица является внесение следующих сведений:
• иные документы, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации,
уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и исполнительных органов общества.
Законодательство позволяет группе одних и тех же лиц создать два и более юридических лица как одной, так и различных организационно-правовых форм. Не существует препятствий и для всего населения страны объединиться дважды, создав тем самым две производные личности, две правосубъектные организации. Конституция РФ подтверждает существование такого двойного объединения, закрепляя, с одной стороны, роль государства в жизни общества, основы организации и осуществления публичной власти, с другой стороны, провозглашая равенство всех перед законом и судом, гарантируя равное признание и равную защиту всех форм собственности, и т. д. Конституция РФ в совокупности с конституциями и
уставами субъектов РФ, уставами муниципальных образований в равной мере является учредительным актом как для публично-властных организаций, так и для одноименных хозяйственных публичных организаций.
ДА, МОЖЕТ. ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ «О политических партиях» предусмотрена возможность предоставления прав юридического лица не только региональному отделению, но и иному структурному подразделению политической партии, в том числе ее местному отделению. Возможность предоставления такого права местному отделению должна быть предусмотрена
уставом политической партии. Государственная регистрация такого структурного подразделения осуществляется в порядке, предусмотренном для государственной регистрации регионального отделения политической партии (п. 8 ст. 15 Федерального закона «О политических партиях»). В этом случае на местное отделение распространяются требования, установленные для государственной регистрации региональных отделений политической партии, за исключением абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О политических партиях» (в части требований к численности местных отделений и невозможности создания нескольких отделений на территории одного субъекта Российской Федерации).
В собственности профсоюзов могут находиться капитальные строения (здания, сооружения), санаторно-курортные и оздоровительные организации, организации физической культуры и спорта, туризма, культурно-просветительные организации, учреждения среднего специального, высшего образования, центры повышения квалификации руководящих работников и специалистов, центры подготовки, повышения квалификации и переподготовки рабочих и другие организации, жилищный фонд, издательства, типографии, а также ценные бумаги и иное имущество, необходимые для обеспечения уставной деятельности профсоюзов. Профсоюзы не отвечают по обязательствам других общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, которые, в свою очередь, не отвечают по обязательствам профсоюзов. Источники, порядок формирования и использования средств профсоюзного бюджета определяются
уставами профсоюзов. Источники доходов организаций, принадлежащих профсоюзам, размеры полученных ими средств и уплата налогов контролируются финансовыми и налоговыми органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Профсоюзы в соответствии с их уставными целями и задачами имеют право в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, осуществлять коммерческую деятельность, формировать необходимые фонды солидарности и иные фонды;
В соответствии с действующим Федеральным законом «Об общих принципах…»
устав муниципального образования вступает в силу после его опубликования (обнародования). Однако, если в регистрации устава было отказано, а устав опубликован, возникала правовая коллизия. Первоначально этот вопрос был решен в определении Президиума Верховного Суда РФ от 29 октября 1997 г., в котором указывалось, что регистрация является обязательным условием вступления в силу устава муниципального образования[8].
В специальной литературе к источникам права относят нормативные акты организаций[5]. В связи с этим выделяется такой критерий классификации актов как масштаб их действия. С этой точки зрения различаются нормативные акты централизованного правового регулирования, осуществляемого органами государства, и локальные акты, принимаемые субъектами предпринимательской деятельности. Среди последних выделяются внутренние документы или локальные акты, принимаемые компетентными органами управления корпораций в соответствии с законодательством и регулирующие внутренние отношения в корпорации, имеющие общий характер и обязательные для всех участников корпоративных отношений[6]. Особый статус в законодательстве придается
уставу корпорации. И.С. Шиткина полагает, что устав непосредственно не принадлежит к числу внутренних документов организации в их специальном (узком) понимании. Его статус – особый, это учредительный документ организации, который в иерархии корпоративных актов стоит выше всех других документов[7].
Два и более а. вправе учредить коллегию адвокатов. Коллегия а. является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании
устава , утверждаемого ее учредителями, и заключаемого ими учредительного договора. Коллегия а. считается учрежденной с момента ее государственной регистрации. Коллегия а. является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, открывает счета в банках, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием коллегии а.
В пункте 7 ст. 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предложена общая формула правового регулирования труда административно-хозяйственного, инженерно-технического, производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала в вузе, которая, несомненно, должна распространятся и на педагогических работников. Их права и обязанности определяются законодательством о труде Российской Федерации,
уставом высшего учебного заведения, правилами внутреннего распорядка высшего учебного заведения и должностными инструкциями.
Вопросы регулирования как государственной, так и муниципальной службы могут решаться не только на федеральном уровне, но и на уровне субъекта Федерации. В этом случае законодательные органы субъекта РФ на основании своих
уставов принимают отдельные законы об основах организации государственной службы субъекта, действующие на их территории.
Пунктом 30 Федерального закона № 90-ФЗ внесено изменение в ч. 1 ст. 29 ТК РФ, состоящее в том, что представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные
уставами как общероссийских, так и межрегиональных профсоюзов. Эта поправка расширяет круг профсоюзных организаций.