Связанные понятия
Ведомство (от рус. ведать ← от ст.-слав. вѣдѣти ← от праслав. vědti, «знать») — орган государственного управления или местного самоуправления, наделенный правами, обязанностями и полномочиями в какой-либо области государственной деятельности или отрасли народного хозяйства.
О́рган управле́ния — общее название структуры где-либо (государство, общество и так далее) выполняющей задачи по управлению чем-либо.
Предприя́тие — самостоятельный, организационно-обособленный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который производит и сбывает товары, выполняет работы, оказывает услуги.
Персона́л (от лат. persona — личность) или штат (от нем. staat — государство) — постоянный состав работников какого-нибудь учреждения, составляющих группу по профессиональным или иным признакам с указанием должностей и присвоенных по каждой должности окладов; совокупность всех работников предприятия, занятых трудовой деятельностью, а также состоящих на балансе (входящих в штатный состав), но временно не работающих в связи с различными причинами (отпуск, болезнь, присмотр за ребёнком и так далее...
Упоминания в литературе
Согласно ст. 120 ГК РФ
учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным. Порядок их финансового обеспечения определяется законом. Права учреждений на имущество, закрепленное за ними, а также на имущество, приобретенное ими, определяются в соответствии со ст. 296 ГК РФ. Особенности правового положения отдельных видов государственных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.
Учреждения – единственный вид некоммерческой организации, не являющейся собственником своего имущества. Как и унитарные предприятия – не собственники, они представляют собой остатки прежней экономической системы и несвойственны развитому товарному обороту. К числу учреждений относится большое количество разнообразных некоммерческих организаций: органы государственного и муниципального управления, учреждения образования и просвещения, культуры и спорта, социальной защиты и т. д. Исходя из многообразия видов учреждений ГК допускает регламентацию их правового статуса как специальными законами, так и подзаконными актами. Основным источником имущества учреждения являются полученные им по смете от собственника средства. Не будучи собственником, учреждение обладает весьма ограниченным правом оперативного управления на переданное ему собственником имущество. Смета и характеризует их имущественную обособленность.
Учреждение – это организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (ч. 1 ст. 120 ГК РФ, ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О некоммерческих организациях). Важно подчеркнуть, что собственником учреждения могут являться государство (например, Российская государственная библиотека[18]), муниципальное образование (например, школы, учреждения здравоохранения и т. д.), акционерные общества и т. д. При этом лица, выполняющие управленческие функции в государственных или муниципальных учреждениях, признаются должностными и являются субъектами преступлений, предусмотренных в гл. 30 УК РФ (примечание 1 к ст. 285 УК РФ). Этот вывод следует и из примечания 1 к ст. 201 УК РФ, в котором законодатель указывает, что местом осуществления управленческих функций не могут быть государственный орган, орган местного самоуправления, государственное или муниципальное учреждение.
Так, органы государственной власти и казенные
учреждения уполномочены осуществлять государственные функции и государственные услуги, перечень которых строго очерчен законодательством. Бюджетные учреждения и автономные учреждения предоставляют лишь негосударственные услуги (при этом бюджетные учреждения действуют в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах, а автономные учреждения – в тех же сферах, но только в случаях, установленных федеральными законами). Остальные некоммерческие организации осуществляют любые виды деятельности, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели (при этом фонды – для социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целей, автономные некоммерческие организации – в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах). Государственные унитарные предприятия действуют в строго определенных сферах, как правило, затрагивающих вопросы безопасности государства либо связанных с использованием имущества, изъятого из оборота или ограниченно оборотоспособного. К сожалению, недостаточная проработка единых правил, касающихся правового статуса всех ныне функционирующих государственных корпораций и государственных компаний не разрешает вопросов о возможных сферах их создания и деятельности. Органы государственной власти, юридические лица и граждане, осуществляющие гражданско-правовое представительство государства, могут осуществлять виды деятельности, указанные в специальном поручении.
Представляется, что правовое регулирование управления публичной собственностью призвано осуществляться как с помощью публичного (государственного, административного, муниципального, земельного), так и частного (гражданского) права, испытывать на себе различные методы правового регулирования (императивные, диспозитивные) в зависимости от предмета регулироваания и состава участников правовых отношений. Особенно тесное взаимодействие норм публичного и гражданского права в процессе управления государством (муниципалитетом) имуществом, унитарными предприятиями, государственными, муниципальными
учреждениями наблюдается при реализации государством (муниципалитетом) своих имущественных прав как собственника публичного имущества, имущества, закрепленного за унитарными предприятиями, учреждениями, при реализации своих имущественных прав, связанных с участием в хозяйственных (акционерных) обществах. Реализация Российской Федерацией своих прав как собственника наиболее четко проявляется в деятельности Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, о чем подробнее будет сказано ниже. В соответствии со статьями 71–73 Конституции РФ на федеральном уровне решаются вопросы управления федеральной собственностью, а управление государственной собственностью субъекта РФ составляет предмет ведения субъекта РФ, а, согласно ст. 130 Основного Закона, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
Связанные понятия (продолжение)
Должностное лицо — лицо, осуществляющее по назначению или по результатам выборов функции представителя власти, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями занимающее в государственных учреждениях, предприятиях, организациях, партиях, общественных учреждениях, организациях и формированиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей.
Правово́й ста́тус — установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей. В правовой статус входят...
Граждани́н — человек, принадлежащий к постоянному населению данного государства, пользующийся его защитой и наделённый совокупностью политических и иных прав и обязанностей.Также форма устного и письменного обращения к человеку в советском и постсоветском обществе.
Уче́бное заведе́ние — прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством — это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон России «Об образовании»).
Подробнее: Образовательное учреждение
Распоряжение — в государственном и административном праве — вид подзаконного акта управления, изданный органом власти или управления в рамках его компетенции и имеющий обязательную силу для физических и юридических лиц, которым оно адресовано.
Уста́в — свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности в какой-либо определённой сфере отношений или какого-либо государственного органа, организаций, предприятия, учреждения и так далее.
Общественное объединение — добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Рабо́тник или Сотрудник — субъект трудового права, физическое лицо, работающее по трудовому договору у работодателя и получающее за это заработную плату.
Управление : Управление (философия) — элемент, функция таких структуализированных систем, которые возникли природным (эволюционным) или искусственным (рукотворным) путем.
Правопоря́док — состояние общественных отношений, при котором обеспечивается соблюдение закона и иных правовых норм, одна из составных частей общественного порядка. Это состояние фактической урегулированности социальных связей, качественное выражение законности.
Юриди́ческое лицо ́ — организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Филиа́л (лат. filialis — сыновний) — обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места нахождения юридического лица и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Министе́рство — орган государственного управления отдельной сферой деятельности. Министерства возглавляются министрами. В разных странах существуют различные министерства, но некоторые существуют в подавляющем большинстве стран (министерства обороны, иностранных дел, финансов, здравоохранения и пр.)
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, — образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, то есть организации, реализующие одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Подробнее: Образовательные организации в России
Льгота — определенные преимущества, дополнительные права, полное или частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей, или облегчение условий их выполнения.
Законода́тельство — издание законов; а также свод законов. Все нормативно-правовые акты, которые издаются в государстве.
Социа́льная защи́та — система мер, направленных на соблюдение прав человека, на удовлетворение его социальных потребностей.
Бюджетное учреждение — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры...
До́лжность (в административном праве) — правовое образование, первичная неделимая структурная единица в организации или вне её, замещаемая физическим лицом, отвечающим установленным квалификационным требованиям, несущим должностные обязанности и наделённым должностными полномочиями, в соответствии с руководящими документами в той или иной сфере деятельности.
Нормати́вный правово́й акт — официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение.
Трудовой коллектив — все граждане, которые своим трудом участвуют в деятельности предприятия (учреждения, организации) на основе трудового договора (контракта, соглашения), а также других форм, регулирующих трудовые отношения работника с предприятием.
Департа́мент , подразделе́ние (от фр. département) — название министерства, ведомства либо их подразделения в ряде стран, например, во Франции, США, России и др.
Муниципальная собственность — это имущественный комплекс муниципального образования, в который входят земельные участки, движимое и недвижимое имущество.
Контроль (фр. contrôle, от contrerôle — список, ведущийся в двух экземплярах, от лат. contra - против и rotulus - свиток) — одна из основных функций системы управления. Контроль осуществляется на основе наблюдения за поведением управляемой системы с целью обеспечения оптимального функционирования последней (измерение достигнутых результатов и соотнесение их с ожидаемыми результатами). На основе данных контроля осуществляется адаптация системы, то есть принятие оптимизирующих управленческих решений...
Военное строительство — часть военного дела, включающая в себя теорию и практику создания, то есть строительства (формирования, реформирования), в соответствии с внешними и внутренними условиями в мире и стране, вооружённых сил (ВС) государства, взаимосвязанные экономические, социально-политические, военные и другие мероприятий по созданию и совершенствованию военной организации государства.
Наёмный работник — человек (физическое лицо), нанятый для выполнения работ на предприятии.
Иму́щество — совокупность вещей, которые находятся в собственности какого-либо физического лица, юридического лица или публично-правового образования (включая деньги и ценные бумаги), а также их имущественных прав на получение вещей или имущественного удовлетворения от других лиц, представляющие для собственника какую-либо полезность.
Учреди́тель — в российском гражданском праве — юридическое или физическое лицо, создавшее организацию — юридическое лицо. В большинстве случаев учредителями не могут являться лица, не обладающие дееспособностью и/или правоспособностью (например, не достигшие совершеннолетнего возраста, страдающие психическими заболеваниями и т. п.). Единственный учредитель создаёт юридическое лицо своим решением в письменной форме, два и более учредителей заключают учредительный договор, в котором помимо самого решения...
Полномочия — ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых сотрудников на выполнение определенных задач (фактически командовать людьми).
Подробнее: Полномочие (право)
Работода́тель — один из субъектов трудового права. Согласно ст. 20 Трудового кодекса РФ, работодатель — юридическое лицо, физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделённый правом заключать трудовые договоры.
Общественный порядок — сложившаяся в обществе система отношений между людьми, правил взаимного поведения и общежития, регулируемых действующим законодательством, обычаями и традициями, а также нравственными нормами.
Докуме́нт (от нем. Dokument, далее от лат. documentum — образец, свидетельство, доказательство) — материальный объект, содержащий информацию в зафиксированном виде.
Федеральное агентство лесного хозяйства России (Рослесхоз) — федеральный орган исполнительной власти, находящийся с 2010 по 2012 года в ведении Правительства России (до августа 2010 — Минсельхоза России). Осуществляет функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесного хозяйства. С 2012 года находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ.
Федеральный закон — закон, установленный федеральными законодательными органами федеративного государства. Федеральный закон может также означать...
Федера́льный закóн — федеральный законодательный акт Российской Федерации, принимаемый в соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов.
Мирное время , в отличие от военного времени — состояние отношений между различными социальными субъектами, использующими невооружённые средства для разрешения имеющихся между ними противоречий.
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) — комплекс отраслей экономики, обеспечивающий функционирование жилых зданий, создающих безопасное, удобное и комфортабельное проживание и нахождение в них людей (потребитель). Включает в себя также объекты социальной инфраструктуры для обслуживания жителей.
Вооружённые си́лы (ВС) — главная вооружённая организация государства или группы государств, предназначенная для обеспечения военной безопасности, защиты государственных интересов при агрессии и ведении войны, недопущения или ликвидации угрозы миру между государствами и безопасности. Кроме выполнения основных функций возложенных на вооружённые силы, они также могут привлекаться к поддержанию порядка в государстве при чрезвычайных ситуациях, ликвидации последствий природных и техногенных катастроф...
Госуда́рство — политическая форма организации общества на определённой территории, политико-территориальная суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны.
Военное время — период, в течение которого два государства, группа государств, либо политические силы внутри одного государства (гражданская война) находятся в состоянии войны между собой.
Госуда́рственная со́бственность — имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежащие государству полностью, либо на основе долевой или совместной собственности.
Безопа́сность — состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз, либо способность предмета, явления или процесса сохраняться при разрушающих воздействиях.
Финансирование (англ. Funding) Снабжение денежными средствами, финансовыми ресурсами.
Упоминания в литературе (продолжение)
Основной формой некоммерческой организации, в которой на практике создаются организации социальной сферы, является
учреждение . Учреждение характеризуется тем, что оно не является собственником закрепленного за ним имущества: имущество принадлежит учреждению на особом ограниченном вещном праве оперативного управления, собственником же имущества остается лицо, создавшее учреждение. Учреждение создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Правовое положение учреждений определяется в ГК РФ, Федеральном законе «О некоммерческих организациях», а в отношении государственных и муниципальных учреждений – также в БК РФ.
Специальным актом гражданского законодательства Российской Федерации, регулирующим правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческой организации как юридического лица, формирование и использование имущества такой организации, права и обязанности ее учредителей (участников), основы организации управления в указанных организациях и другие отношения, общие для любых видов некоммерческих организаций (кроме потребительских кооперативов, товариществ собственников жилья, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, автономных
учреждений ), является Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях»[42]. Необходимо иметь в виду, что указанным федеральным законом предусмотрено ограничение действия ряда его норм также в отношении религиозных организаций, бюджетных и казенных учреждений.
Как определено в п. 5 комментируемой статьи, многофункциональным центром является российская организация независимо от организационно-правовой формы. Соответственно такая организация должна быть зарегистрирована в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (наименование в ред. Федерального закона от 23 июня 2003 г. № 76-ФЗ)[12]. В отношении видов организационно-правовых форм следует отметить, что согласно п. 2 и 3 ст. 50 части первой ГК РФ (в ред. Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ[13]) юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий; юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений),
учреждений , благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом (соответствующим актом является Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»[14]).
Коммерческими и некоммерческими организациями являются юридические лица, имеющие имущественные и другие обязательные атрибуты. Организационно-правовая форма организаций не является атрибутом, но является основным критерием определения их административно-правового статуса. Большое значение имеет деление организаций в зависимости от видов собственности на государственные (федеральные, субъектов РФ), муниципальные, частные и смешанных форм собственности. Применительно к некоммерческим организациям вид (профиль, характер) осуществляемой деятельности имеет в смысле специального административно-правового статуса приоритетное значение для
учреждений . Учреждениями признаются организации, созданные и финансируемые собственником для осуществления управленческих или социально-культурных функций некоммерческого характера. Учреждения первой группы включают в себя широкий круг органов государственной власти и местного самоуправления (представительной, исполнительной, судебной власти, прокуратуры и т. д.) с их различной компетенцией в сфере административных правоотношений. Более разнообразен перечень учреждений второй группы – с социально-культурными и иными неуправленческими функциями:
В общественном фонде и общественном
учреждении полномочиями по формированию постоянно действующих руководящих органов и изменению уставов объединений наделены исключительно учредители, которые сохраняют за собой такие полномочия и после создания объединения.[204] Другие лица, именуемые в Законе участниками общественного фонда или учреждения, указанными правами не обладают. Поэтому именно учредителей и будет объединять общественный фонд или общественное учреждение. Статус конкретных лиц как учредителей объединения всегда фиксируется, что необходимо для установления факта создания объединения. Получается, что участие в общественном фонде и общественном учреждении является оформляемым.
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. От имени Российской Федерации и субъектов РФ права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и
учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.
В текущем законодательстве за органами местного самоуправления закрепляется широкий объем прав как по управлению, так и по распоряжению объектами муниципальной собственности. Так, и действующий, и новый Федеральные законы «Об общих принципах…» устанавливают, что органы местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование, в доверительное управление, сдавать в аренду, отчуждать, а также совершать с муниципальным имуществом иные сделки, создавать предприятия,
учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Кроме того, по специальному поручению этих органов и от их имени такие полномочия могут осуществлять юридические лица и граждане.
Б. Следует иметь в виду, что гражданин не может создать юридическое лицо, оставшись при этом собственником переданного ему имущества. Единственное исключение – это
учреждение , но такая форма юридического лица изначально не предназначена для ведения коммерческой деятельности. Согласно ст. 120 ГК РФ, ст. 9 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» гражданин может создать частное учреждение для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций.
3. В пункте 3 комментируемой статьи установлено, что имущество, переданное государственной компании Россией в качестве имущественных взносов, а также имущество, созданное или приобретенное государственной компанией в результате собственной деятельности государственной компании, за исключением имущества, созданного за счет доходов, полученных от осуществления деятельности по доверительному управлению, является собственностью государственной компании, если иное не установлено федеральным законом. Данное правило соответствует общему положению п. 3 ст. 213 части первой ГК РФ, согласно которому (в ред. Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ) НКО, кроме
учреждений , являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.
Анализ законодательства о публичных закупках показывает, что государственными и муниципальными заказчиками по Закону № 94-ФЗ не могут выступать субъекты, обладающие имуществом на праве частной собственности. Ими могут быть лишь некоторые субъекты, имущество которых находится в государственной или муниципальной собственности (за исключением ГК «Росатом», чье имущество раньше находилось в государственной собственности, а сейчас принадлежит самой корпорации), а именно: государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные и бюджетные
учреждения , органы военного управления, объединения, соединения и воинские части, Государственная корпорация «Росатом».
Особенности управления хозяйственно-финансовой деятельностью государственных корпораций предусмотрены ст. 7.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (в редакции ФЗ № 88-ФЗ от 19.05.2010)[19]. Согласно упомянутой дефиниции, госкорпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Это определение почти дословно соответствует определению
учреждения в п. 1 ст. 120 ГК, согласно которому учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
4)
учреждения – некоммерческие организации, созданные собственником (государственными или муниципальными структурами) для осуществления управленческих, социально—культурных и иныхфунк—ций. Учреждение отвечает по своим обязательствам. Учреждения полностью или частично финансируются собственником. Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления;
Учреждение может быть создано любым собственником – государством, муниципальным образованием, хозяйственным товариществом, обществом и т. п. Определенному кругу созданных государством учреждений предоставлено право заниматься деятельностью, приносящей доходы. Статья 47 Закона РФ «Об образовании», ст. 47 Основ законодательства РФ о культуре от 10.07.1992 г. № 3266-1 (с последними изменениями от 03.11.2006 г.) предоставляет учреждениям образования и культуры право вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную их уставами.
Все изложенные соображения не распространяются на правовое положение учредителей государственных предприятий и государственных
учреждений , где государство как собственник имущества образуемых им юридических лиц и в дальнейшем не сливается с этими юридическими лицами, продолжая управлять ими «сверху» методами, установленными законодательством.
Федеральный закон «Об автономных
учреждениях » (от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ) стал важным шагом на пути реформирования бюджетного сектора и повышения эффективности расходования бюджетных средств. Он определяет новый тип государственных учреждений наряду с бюджетными: автономные учреждения, правовое положение автономных учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, цели, порядок формирования и использования их имущества, основы управления автономными учреждениями, основы отношений автономных учреждений с их учредителями, с участниками гражданского оборота, ответственность автономных учреждений по своим обязательствам.
В качестве таких субъектов могут выступать федеральные органы государственной власти, в том числе их территориальные органы, органы управления государственным внебюджетным фондом, бюджетное
учреждение , организация, имеющая долю государственного участия, унитарное предприятие, субъект естественных монополий, государственная компания, автономное учреждение, организация, осуществляющая регулируемые виды экономической деятельности, хозяйственное общество, в уставном капитале которого доля участия Российской Федерации в совокупности превышает 50 процентов, дочернее хозяйственное общество, специализированная организация, оператор общероссийского официального сайта, оператор электронной площадки.
1. Механизм государства – это иерархическая система государственных органов,
учреждений , публичных служб и корпораций (предприятий), государственных должностных лиц, выполняющих функции государства в сфере публичного управления. Данное понятие показывает, что государство является управленческой подсистемой общества в целом и располагает для этого необходимыми средствами (механизмом). Составные части механизма государства выделяются в зависимости от решаемых ими задач и объема властных полномочий. Механизм государства образуют государственные органы, объединенные в государственный аппарат. Они располагают властными полномочиями публичного характера, т. е. их веления обязательны для остальных государственных органов и организаций всех форм собственности. Государственные учреждения и предприятия не располагают властными полномочиями публичного характера, но оказывают общественные услуги, поддерживают общественную инфраструктуру и создают материально-техническое обеспечение государственной власти, находясь в исключительной или преимущественной государственной собственности. К ним относятся государственные образовательные и научные учреждения (например, вузы), государственные корпорации типа «Газпром». Существуют также публичные службы военизированного (армия, железнодорожные войска) и гражданского (обеспечивающие почтовую, телеграфную и телефонную связь, медицинское обслуживание населения) типа.
Развитие законодательства о юридических лицах в последнее время характеризуется все более отчетливым акцентированием в их правовом положении управленческого начала не только в отношении собственной деятельности (порядок управления деятельностью должен быть отражен в уставе юридического лица п.4 ст.52 ГК РФ), но и других организаций.
Учреждение как унитарная некоммерческая организация создается собственником для осуществления управленческих функций (п.1 ст.123.21 ГК РФ). В соответствии с федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее – Закон о саморегулируемых организациях) саморегулируемая организация разрабатывает и устанавливает стандарты и правила соответствующей предпринимательской и иной профессиональной деятельности, обязательные для ее членов и осуществляет контроль над их безусловным исполнением. Нами саморегулируемая организация была охарактеризована как публичный орган управления и контроля над осуществлением деятельности других организаций[187].
К числу учредителей относятся органы государственной и муниципальной власти и управления, а также организации образования, просвещения, науки, здравоохранения, культуры, спорта и др. В зависимости от учредителей
учреждения могут быть публичными или частными (их правовой статус одинаков).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 438 «О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации»[55] (п. 1 «Общего положения») за ним закреплена функция по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплекса. Данная функция п. 5.4 «Полномочий» закрепила действия министерства в части его полномочий как собственника в отношении федерального имущества, в том числе имущества, переданного федеральным унитарным предприятиям, федеральным
учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным министерству. Таким образом, можно сделать вывод о том, что полномочия министерства направлены в первую очередь на осуществление промышленной политики в сфере выполнения работ, оказания услуг, связанных с государственной нуждой, на основании п. 5.3 «Полномочий».
ПФР, как указано в п. 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)»[48], образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в России; ПФР является самостоятельным финансово-кредитным
учреждением , осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и названным Положением; ПФР выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории России законодательством о банках и банковской деятельности.
Муниципальный жилищный фонд представляет собой фонд, находящийся в собственности района, города, входящих в них административно-территориальных образований, а также закрепленный за муниципальными предприятиями и
учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Согласно статье 29 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в состав муниципальной собственности входит муниципальный жилищный фонд. С 1 января 2006 г. в собственности муниципальных образований находится жилищный фонд лишь социального использования, который предназначен для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
«В стране сейчас свыше 35 тысяч федеральных государственных
учреждений , многие из которых наделены функциями по контролю и надзору. И они нередко просто навязывают гражданам и бизнесу свои „услуги“ ‹…› В этом году правительство должно изъять из компетенции государственных учреждений, не являющихся органами управления, властные полномочия. Кроме того, государственные функции, уже признанные избыточными, не должны быть реанимированы на уровне субъектов Федерации и муниципалитетов».
Объектами государственного управлениямогут выступать различные стороны административно—правового статуса граждан и их общественных объединений (действия, бездействие, права, обязанности, ответственность), а также различные стороны деятельности социально—культурных и иных
учреждений , предприятий и их объединений (акционерные общества, холдинговые компании, финансово—промышленные группы, естественные монополии, закрытые административно—территориальные образования и др.).
В определении говорится, что объединение работодателей – эта форма некоммерческой организации. Следует соотносить данное нормативное установление с Законом о некоммерческих организациях, в котором приведен перечень таких организаций. В качестве форм некоммерческих организаций Закон называет общественные и религиозные организации (объединения); общины коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьи общества, фонды, государственную корпорацию, государственные компании, некоммерческие партнерства, частные
учреждения , автономную некоммерческую организацию, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Объектами государственного управления могут выступать различные стороны административно-правового статуса граждан и их общественных объединений (действия, бездействие, права, обязанности, ответственность), а также различные стороны деятельности социально-культурных и иных
учреждений , предприятий и их объединений (акционерные общества, холдинговые компании, финансово-промышленные группы, естественные монополии, закрытые административно-территориальные образования и др.).
Как юридическая практика правозащитная деятельность профсоюзов находит выражение в системе взаимосвязанных правовых форм деятельности органов государства и профессиональных союзов[18]. Российское законодательство о профсоюзах, как на федеральном, так и на уровне субъектов РФ, устанавливает нормы, обеспечивающие права профсоюзов на взаимодействие с органами государственной власти, местного самоуправления, работодателя в самых различных сферах общественной жизнедеятельности. Например, право на указанное взаимодействие при развитии санаторно-курортного лечения,
учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта (см. комментарий к ст.15); право на участие в рассмотрении своих предложений органами государственной власти, органами местного самоуправления и работодателей (п. 1 ст. 11); право на участие в решении вопросов занятости (см. комментарий к ст.12) и т. д.
Финансирование деятельности, связанной с реализацией прав национальнокультурных автономий, осуществляется за счет средств национально-культурных автономий, их
учреждений и организаций, частных лиц, а также за счет иных не запрещенных законом источников. Федеральные и региональные органы исполнительной власти, муниципальные органы могут оказывать поддержку национально-культурным автономиям своего уровня за счет средств бюджета в соответствии с законодательством.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в соответствии с его Уставом является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным
учреждением и реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Основными задачами Фонда являются:
Организация обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в том числе прикомандированных к федеральным органам государственной власти, другим государственным органам и
учреждениям , органам государственной власти субъектов Российской Федерации, международным организациям в соответствии с международными договорами Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям, имущество которых находится в федеральной собственности, акционерным обществам, 100% акций которых находится в федеральной собственности и которые выполняют работу в интересах обороны и безопасности государства, офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента РФ, солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контрактов, граждан, призванных на военные сборы в органах военного управления, воинских частях, на кораблях, в организациях, военных образовательных учреждениях профессионального образования, а также проходящих военную службу в иных войсках, воинских формированиях и организациях, проходящих службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы осуществляется на основании ведомственных нормативных актов, принимаемых во исполнение положений комментируемого Закона.
Орган исполнительной власти – это государственное политическое
учреждение , являющееся целостным самостоятельным структурным образованием государственного аппарата и представляющее собой организованный коллектив людей, который действует от имени государства в рамках своей компетенции, осуществляет функции исполнительной власти в Российской Федерации и наделен для этого полномочиями государственно-властного характера.
Согласно п. 2 ст. 48 части первой ГК РФ в связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. Там же (в ред. Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ[32]) установлено, что: к юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы; к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также
учреждения . К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, в соответствии с п. 3 указанной статьи относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными
учреждениями , а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.