Связанные понятия
Общественное движение в юриспруденции — организационно-правовая форма общественных объединений. Обычно общественные движения создаются для выражения гражданами своей позиции по различным социально значимым вопросам.
Гражда́нское о́бщество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся некоммерчески направленных ассоциаций и организаций, ограждённых от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти, а также других внешних факторов. Согласно классической схеме Дэвида Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе.
Учреди́тель — в российском гражданском праве — юридическое или физическое лицо, создавшее организацию — юридическое лицо. В большинстве случаев учредителями не могут являться лица, не обладающие дееспособностью и/или правоспособностью (например, не достигшие совершеннолетнего возраста, страдающие психическими заболеваниями и т. п.). Единственный учредитель создаёт юридическое лицо своим решением в письменной форме, два и более учредителей заключают учредительный договор, в котором помимо самого решения...
Упоминания в литературе
Порядок создания
общественных объединений (в том числе и профессиональных союзов) регламентируется ст. 18 ФЗ «Об общественных объединениях». Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей – не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений (для профсоюзов эта норма устанавливается ст. 2 комментируемого Закона, в которой закреплено право одного лица создавать профсоюз, что, как видно, противоречит Закону об общественных объединениях). В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица – общественные объединения. Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Таким образом, необходимо четко представлять себе, что правомочность профсоюза как общественного объединения возникает с момента создания, а с момента его государственной регистрации дополнительно возникает правоспособность профсоюза как юридического лица. Поэтому встречающиеся иногда в практике требования работодателей о наличии у первичной профсоюзной организации статуса юридического лица не являются законными и не имеют значения для реализации статутных прав профсоюзов (например, участие в отношениях социального партнерства в организации).
Под
общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Учредителями общественных организаций (объединений) могут быть граждане и юридические лица, но только такие юридические лица, которые также являются общественными объединениями. И граждане, и юридические лица имеют равные права и равные обязанности. В составе общественного объединения следует различать членов объединения и его участников. Членство имеет формальный характер – оно оформляется индивидуальными заявлениями или иными документами, позволяющими учитывать количество членов в целях обеспечения их равноправия и реализации прав и обязанностей, предусмотренных уставом. Участники связаны с объединением тем, что они выразили свою поддержку целям объединения, его конкретным акциям, они не обязаны формально подтверждать свое участие в объединении, если это прямо не предусмотрено уставом.
В соответствии с первым из названных правовых режимов реализуется право на создание объединений, не обладающих правами юридического лица, а именно: право на создание
общественных объединений всех организационно-правовых форм, в том числе профессионального союза, за исключением политической партии, благотворительной организации, и право на создание религиозной группы, поскольку только перечисленные объединения в Российской Федерации могут создаваться без прав юридического лица, что предусмотрено соответственно абз. 4 ст. 3 Федерального закона «Об общественных объединениях», п. 1 ст. 7 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ[81] и абз. 4 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
Профессиональный союз – это добровольное
общественное объединение граждан, связанных общими профессиональными, производственными интересами по роду их деятельности, создаваемое с целью представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов. Основная задача профсоюзов связана с осуществлением их главной функции – защиты прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом отношений. В Конституции РФ закреплено право граждан на объединение в профсоюзы для защиты своих интересов. Полная и объемная регламентация прав профсоюзов содержится в Федеральном законе от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г.). Каждый гражданин, достигший 14-летнего возраста и осуществляющий трудовую деятельность, имеет право по своему усмотрению вступать в профсоюзы, заниматься профсоюзной деятельностью, выходить из профсоюзов. Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, положения о первичных профсоюзных организациях, свою структуру; образуют профсоюзные органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия.
Члены
общественного объединения – физические и юридические лица (общественные объединения), чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.
Связанные понятия (продолжение)
Международное сотрудничество (англ. international development) — добровольная помощь дарителя одной страны (будь то государство, местные власти или общественная организация) населению другой страны. Это население может получать помощь прямо от дарителя или же через посредничество его государства, местных властей или местных общественных организаций.
Внутренняя политика — область государственной политики, которая касается мероприятий государства (законов, государственных программ и административных решений) внутри страны.
Общественный совет — образование с участием представителей общественности, которое имеет внутреннюю формализованную структуру, за которым государственные органы закрепляют определенные полномочия и с которым консультируются по вопросам принятия и исполнения государственных решений. Общественные советы являются одним из большинства механизмов общественного участия. Главным отличием общественных советов является большая вовлеченность граждан в работу руководящих органов, это могут быть органы местной...
Трудовой коллектив — все граждане, которые своим трудом участвуют в деятельности предприятия (учреждения, организации) на основе трудового договора (контракта, соглашения), а также других форм, регулирующих трудовые отношения работника с предприятием.
Международная организация — объединение межгосударственного или негосударственного характера, созданное на основе соглашений (например, ООН обладает уставом, а ОБСЕ, в силу специфики деятельности, нет). Международные организации делятся на международные межправительственные (межгосударственные) организации и международные неправительственные (негосударственные, общественные) организации.
Государственная (публичная) политика — принципиальное руководство к действию для органов государственной власти, прежде всего органов исполнительной власти, касающееся определённых направлений их деятельности, соответствующее законам и социальным обычаям. Основаниями государственной (публичной) политики являются конституционные законы и правила, толкование законов и правовое регулирование.
Правово́й ста́тус — установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей. В правовой статус входят...
Законода́тельство — издание законов; а также свод законов. Все нормативно-правовые акты, которые издаются в государстве.
Саморегулируемые организации — некоммерческие организации, объединяющие субъекты предпринимательской деятельности, работающие в определённой отрасли производства товаров (работ, услуг), либо объединяющие субъекты профессиональной деятельности определённого вида.
Подробнее: Саморегулируемая организация
Учрежде́ние — некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Социальное партнёрство — система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей, основанная на равном сотрудничестве. Развитие социального партнёрства в его различных формах — важная составная часть процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, её социализации. В системе социального партнёрства интересы работников представлены, как правило, профсоюзами, интересы работодателей — союзами предпринимателей...
Международно-правовое регулирование труда — регламентирование с помощью международных соглашений государств (многосторонних и двухсторонних договоров) и других международно-правовых средств вопросов, связанных с применением труда, улучшением его условий, охраной труда, защитой индивидуальных и коллективных интересов работников.
Социа́льная защи́та — система мер, направленных на соблюдение прав человека, на удовлетворение его социальных потребностей.
Госуда́рственная услу́га — деятельность, предоставляемая Правительством России, государственным внебюджетным фондом, исполнительным органом субъекта Российской Федерации, при осуществлении государственных функций, определенных Конституцией России, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий...
Муниципальная собственность — это имущественный комплекс муниципального образования, в который входят земельные участки, движимое и недвижимое имущество.
Ассоции́рованный член — название одного из статусов членства, который предусмотрен в ряде организаций, государственных и межгосударственных структур, научных и общественных объединений. В зависимости от устава объединения, его ассоциированным членом может выступать юридическое или физическое лицо. В большинстве случаев данный статус не является высшим в конкретной инстанции и подразумевает определённые ограничения, нередко — отсутствие права решающего голоса.
Конституционный строй — система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства.
Общественность — это одно или несколько физических или юридических лиц, с кем социальная организация вступает в контакт как внутри (служащие, сотрудники, работник, акционеры, члены общественных организаций и т. п.), так и за её пределами (избиратели, налогоплательщики, местные жители, социальные заказчики, партнеры, потребители и т. п.). К общественности не относятся лица или организации, которые формально отвечают за принятие решений, направленных на получение какого-то результата.
Уста́в — свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности в какой-либо определённой сфере отношений или какого-либо государственного органа, организаций, предприятия, учреждения и так далее.
Федера́льный закóн — федеральный законодательный акт Российской Федерации, принимаемый в соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов.
Правопоря́док — состояние общественных отношений, при котором обеспечивается соблюдение закона и иных правовых норм, одна из составных частей общественного порядка. Это состояние фактической урегулированности социальных связей, качественное выражение законности.
Нормати́вный правово́й акт — официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение.
Граждани́н — человек, принадлежащий к постоянному населению данного государства, пользующийся его защитой и наделённый совокупностью политических и иных прав и обязанностей.Также форма устного и письменного обращения к человеку в советском и постсоветском обществе.
Законность — политико-правовой или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и, в первую очередь, законы.
Юриди́ческое лицо ́ — организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Общественная палата — постоянно действующий консультативный коллегиальный совещательный орган в субъектах и населённых пунктах Российской Федерации, осуществляющий свою деятельность на общественных началах на основе добровольного участия в её деятельности граждан Российской Федерации, регулируемый федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
Предпринимательское право — комплексная интегрированная отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих на основе соединения частных и публичных интересов отношения в сфере организации, осуществления предпринимательской деятельности и руководства ею.
Полити́ческая вла́сть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение и действия граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.
Собрание (греч. Συνάντηση «синантиси») — совместное присутствие группы людей в определённом месте для обсуждения разных тем или решения определённых проблем.
Уче́бное заведе́ние — прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством — это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон России «Об образовании»).
Подробнее: Образовательное учреждение
Федера́льное аге́нтство по дела́м молодёжи (Росмолодёжь) — федеральный орган исполнительной власти в России, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодёжной политики, реализации (во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодёжи) мероприятий, направленных на обеспечение здорового образа жизни молодёжи, нравственного и патриотического воспитания и на содействие реализации...
Банковское право — межотраслевой комплекс правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью банковской системы.
Институт (лат. institutum «установление, обычай, учреждение») — термин, употребляемый для обозначения определённого класса организаций и общественных явлений.
Имплемента́ция <международного права> (англ. implementation «осуществление, выполнение, практическая реализация») — фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне, а также конкретный способ включения международно-правовых норм в национальную правовую систему. Главное требование имплементации — строгое следование целям и содержанию международного установления.
Подробнее: Правовая имплементация
Правотворчество — это действия уполномоченных органов по подготовке, принятию, изменению (совершенствованию) и отмене нормативных правовых актов; завершающая часть процесса правообразования.
Социальная политика — политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов. Вместе с тем следует...
Делегирование полномочий — это процесс передачи части функций руководителя другим управляющим или сотрудникам для достижения конкретных целей организации. Используется для улучшения и оптимизации рабочей силы руководителя. Суть этого понятия заключается в том, что работающие над конкретной проблемой лица как исполнители готовы предоставить консолидированную информацию непосредственному руководителю.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, — образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, то есть организации, реализующие одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Подробнее: Образовательные организации в России
Подзаконный нормативный правовой акт (ПНПА) — правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. Не стоит отождествлять лишь с государством, так как, например, местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти — статья 12, Конституции Российской Федерации — России.
Комитет (от лат. comitatus — сопровождающий, сопутствующий) — 1) совет, собрание, съезд, коллегиальный орган, сформированный для работы в какой-нибудь специальной области, обычно имеющей отношение к руководству или управлению, а также государственный орган исполнительной власти или структурная единица в системе органов законодательной власти.
Федеральный закон — закон, установленный федеральными законодательными органами федеративного государства. Федеральный закон может также означать...
Форум — мероприятие, проводимое для обозначения или решения каких-либо в достаточной степени глобальных проблем. Это понятие встречается в политических, экономических, социальных, религиозных, экологических и многих других сферах жизнедеятельности современного общества.
Права́ челове́ка — такие правила, которые обеспечивают защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека. В своей совокупности основные права образуют основу правового статуса личности.
Упоминания в литературе (продолжение)
Во-вторых,
общественные объединения – это формирования добровольно объединившихся лиц. Члены общественного объединения в любое время могут выйти из них. Решения общественных объединений обязательны для их членов в той мере, в какой последние им подчиняются. Общественные объединения не могут создаваться по указанию органов государственной власти и местного самоуправления. Выбор программы – также прерогатива общественного объединения.
Порядок создания
общественного объединения состоит из несколько этапов: инициатива организаторов, разработка устава, проведение учредительной конференции, государственная регистрация объединения – и осуществляется не менее чем тремя физическими и юридическими лицами. Устав общественного объединения содержит структуру и полномочия объединения:
21. Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний,
общественных объединений , являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 311 настоящего Федерального закона.
Общественные объединения как объект конституционного регулирования. Внутренняя организация, деятельность политических партий, общественных организаций социально-экономического и культурного характера (например, профсоюзов, союзов женщин или культуры, объединений национальных меньшинств), некоторых других объединений обычно регулируется их уставами – документами, принимаемыми самими этими объединениями на их съездах, конференциях. У общественных движений уставов, за редчайшим исключением, нет, а у организаций общественной самодеятельности их вообще не бывает. Законодательство не вмешивается во внутренние дела общественных объединений. Однако, поскольку они имеют публичный характер, закон регулирует некоторые принципиальные аспекты их структуры и деятельности. Речь идет о тех сторонах, которые имеют значение для общества в целом.
Среди некоммерческих организаций закон (ч. 21 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях») особо выделяет «социально ориентированные некоммерческие организации», под которыми понимаются некоммерческие организации (за исключением государственных корпораций, государственных компаний,
общественных объединений , являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также иные предусмотренные законом виды деятельности.
Общероссийская общественная организация Российский Красный Крест в соответствии с п. 1.1 Устава Общероссийской общественной организации, утвержденного в новой редакции ХГУ съездом РКК 28 ноября 2006 г., является Общероссийским
общественным объединением , созданным в соответствии с Конституцией РФ, Законодательством РФ, Уставом Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца, и действующим по принципам добровольности, равноправия, самоуправляемости, законности и гласности в целях реализации идей гуманизма и сострадания к людям, а также осуществления общественно-полезной гуманитарной деятельности в интересах наиболее уязвимых категорий населения и оказания содействия органам государственной власти и местного самоуправления в гуманитарной деятельности.
1. Согласно ст. 2 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюз является добровольным
общественным объединением граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемым в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Политическая партия – это особая разновидность
общественного объединения (которыми помимо партий являются и профсоюзы, молодежные, национально-культурные и иные объединения), деятельность которого направлена прежде всего на обретение своего политического представительства в органах государственной власти и участие – через своих представителей – в управлении государством. Политическая партия одновременно выступает как добровольное самоуправляемое объединение граждан и как субъект, включенный в систему властных отношений: вот почему законодательство предусматривает к ним более строгие требования.
11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других
общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
10) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других
общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
ОДНИМ ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ государства на партийно-политическую сферу является контроль за деятельностью партий. Сфера контроля, осуществляемого государственными органами в отношении партий, значительно шире, чем в отношении иных
общественных объединений . Если в соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона «Об общественных объединениях» орган юстиции осуществляет контроль только за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям, то в отношении политических партий он осуществляет контроль также и за соблюдением партиями и их структурными подразделениями законодательства Российской Федерации.
Объектами государственного управления могут выступать различные стороны административно-правового статуса граждан и их
общественных объединений (действия, бездействие, права, обязанности, ответственность), а также различные стороны деятельности социально-культурных и иных учреждений, предприятий и их объединений (акционерные общества, холдинговые компании, финансово-промышленные группы, естественные монополии, закрытые административно-территориальные образования и др.).
В собственности профсоюзов могут находиться капитальные строения (здания, сооружения), санаторно-курортные и оздоровительные организации, организации физической культуры и спорта, туризма, культурно-просветительные организации, учреждения среднего специального, высшего образования, центры повышения квалификации руководящих работников и специалистов, центры подготовки, повышения квалификации и переподготовки рабочих и другие организации, жилищный фонд, издательства, типографии, а также ценные бумаги и иное имущество, необходимые для обеспечения уставной деятельности профсоюзов. Профсоюзы не отвечают по обязательствам других
общественных объединений , государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, которые, в свою очередь, не отвечают по обязательствам профсоюзов. Источники, порядок формирования и использования средств профсоюзного бюджета определяются уставами профсоюзов. Источники доходов организаций, принадлежащих профсоюзам, размеры полученных ими средств и уплата налогов контролируются финансовыми и налоговыми органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Профсоюзы в соответствии с их уставными целями и задачами имеют право в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, осуществлять коммерческую деятельность, формировать необходимые фонды солидарности и иные фонды;
Общественной организацией является основанное на членстве
общественное объединение , созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Таковы партии и общественные движения, например, в России XIX века: Северное и Южное тайные общества, Земля и Воля, РСДРП.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об
общественных объединениях »[15] такие объединения могут создаваться в формах общественной организации (ст. 8), общественного движения (ст. 9), общественного фонда (ст. 10), общественного учреждения (ст. 11), органа общественной самодеятельности (ст. 12) и политической партии (ст. 12.2). Примером общественной организации является национально-культурная автономия – форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры[16].
АКТИВ – понятие, используемое в конституционно-политической практике для обозначения: наиболее деятельной группы лиц, участвующих во внутренней жизни и делах какого-либо коллектива, учреждения, органа,
общественного объединения ; граждан, на добровольной основе содействующих органам местного самоуправления, органам государственной власти, депутатам и должностным лицам в осуществлении их функций (в личном качестве или в составе всевозможных общественных советов, комиссий, комитетов, инициативных групп и др.).
Общественное объединение – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
9. Из перечисленных прав граждан Российской Федерации: 1) на доступ к государственной службе; 2) на проведение собраний, митингов, шествий и демонстраций; 3) на объединение в профсоюзы и
общественные объединения ; 4) на обжалование незаконных действий и решений должностных лиц – к правам, которые реализуются в сфере государственного управления, относятся:
Избирательное объединение – это общероссийское
общественное объединение , созданное в установленном законом порядке, устав которого предусматривает участие в выборах в органы государственной власти и зарегистрирован Министерством юстиции РФ не позднее, чем за 6 месяцев до объявления выборов.
С целью усиления гарантий соблюдения прав граждан существует Положение о Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 1996 г. № 1457 (далее – Комиссия). Комиссия – это совещательный и консультативный орган, наделенный контрольными и координационными функциями. Ее основная задача – создание условий для реализации Президентом Российской Федерации его конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина. Важной функцией Комиссии является осуществление контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в России федеральными органами государственной власти, субъектами Федерации, органами местного самоуправления, должностными лицами,
общественными объединениями и гражданами. Комиссия призвана также содействовать совершенствованию механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина и укреплять международное сотрудничество в этой области.
Специфические черты представительных органов государственной власти – коллегиальность и обязательность. К числу представляемых лиц, чьи интересы призваны выражать представители в рамках представительной демократии субъекта Российской Федерации, можно отнести: гражданское общество субъекта Российской Федерации; социальные, профессиональные, возрастные группы в составе гражданского общества; политические партии и
общественные объединения ; трудовые коллективы; территориальные коллективы в лице собраний (сходов) граждан по месту жительства; органы территориального общественного самоуправления.
В современных условиях корпоративные объединения не могут не быть вовлечены в процесс решения различного рода социальных и политических вопросов общественной жизни. На корпоративных принципах действуют не только предпринимательские, но и
общественные объединения , религиозные организации, а также союзы и ассоциации.
В развитие понятия информации как объекта правового регулирования конституционных прав и свобод человека и гражданина и в развитие норм Конституции Российской Федерации в последующем был принят ряд документов. Важное место среди них занимает Указ Президента Российской Федерации «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию»[1]. В этом документе, исходя из того, что право на информацию является одним из фундаментальных прав человека, определено, что в России деятельность государственных органов, организаций и предприятий,
общественных объединений , должностных лиц осуществляется на принципе информационной открытости, который предполагает, во-первых, доступность для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан; во-вторых, систематическое информирование граждан о предполагаемых или принятых решениях; в-третьих, осуществление гражданами контроля за деятельностью государственных органов Российской Федерации, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан. При этом установлено, что в информационных программах государственных телерадиовещательных компаний до сведения граждан в обязательном порядке доводятся в день их выпуска основные положения правовых актов и решений государственных органов по основным вопросам внутренней и внешней политика!.
Объектами государственного управлениямогут выступать различные стороны административно—правового статуса граждан и их
общественных объединений (действия, бездействие, права, обязанности, ответственность), а также различные стороны деятельности социально—культурных и иных учреждений, предприятий и их объединений (акционерные общества, холдинговые компании, финансово—промышленные группы, естественные монополии, закрытые административно—территориальные образования и др.).
Закон о некоммерческих организациях создает основы правового регулирование деятельности всех форм некоммерческих организаций. Общее значение для
общественных объединений имеет Федеральный закон РФ от 19.05.1995 г. № 82 ФЗ «Об общественных объединениях» (с изменениями от 10.01.2006 г., 02.02.2006 г). К актам, составляющим ядро нормативной базы для развития некоммерческой организации, также относятся:
ФНС России в письме от 7 августа 2006 г. № ШТ-6-09/770@ «Об исключении из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц, в отношении которых установлен специальный порядок государственной регистрации»[26] указала, что именно ФНС России является регистрирующим органом в целях применения положений Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», и процедуры, предусмотренные ст. 21.1 названного Федерального закона, в том числе принятие решений о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ
общественных объединений , политических партий, религиозных организаций, некоммерческих организаций, фактически прекративших свою деятельность, а также не исполнивших обязанность, установленную п. 3 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», опубликование в органах печати этих решений и принятие решений об исключении из ЕГРЮЛ этих юридических лиц, должны осуществляться налоговыми органами.
5) о приостановлении деятельности политических партий, общероссийских и международных
общественных объединений , о ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов РФ;
1) в установленном порядке запрашивать и получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностных лиц, а также от регистрируемых
общественных объединений , политических партий и религиозных объединений документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
Любой из этих подвидов службы имеет свои особенности и свою правовую регламентацию. Например, служба в общественных организациях может регулироваться Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об
общественных объединениях » и иными нормативно-правовыми актами. Юридической основой же муниципальной службы является Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации».
Следует отметить, что законодатель иногда уделяет особое внимание отдельным видам объединений, поддержке их деятельности, тем самым придавая особую значимость подобным образованиям, закрепляя в законодательстве. В числе таких нормативных актов можно упомянуть федеральные законы от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»[22], от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях»[23], от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об
общественных объединениях »[24], от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».[25]
Сознательная координация усилий для достижения целей в свою очередь является характеристикой организации, формальной или неформальной. Примерами таких организаций могут быть клубы, территориальное общественное самоуправление (ТОС),
общественные объединения .
Адвокатская палата имеет свое наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и субъект РФ, на территории которого она образована. Она создается в целях обеспечения оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения на всей территории данного субъекта РФ, организации юридической помощи, оказываемой гражданам РФ бесплатно, представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления,
общественных объединениях и иных организациях, контроля за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности, и соблюдением адвокатами кодекса профессиональной этики адвоката.
При федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальных органах предусматривается создание общественных советов, в состав которых должны войти представители трудовых коллективов,
общественных объединений , деятели культуры, науки и искусства, а также представители конфессий.
В то же время следует отметить полномочия Росрегистрации до принятия Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724[64]. Одним из них была регистрация
общественных объединений и политических партий. В новой редакции полномочия этой службы изменены на основании п. 1 Постановления Правительства РФ от 12 июня 2008 г. № 451[65], где речь идет о ведении реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Таким образом, можно утверждать, что контролирующие функции в сфере регулирования деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих приобретают более самостоятельный вид регулирования, т. е. наблюдаются признаки саморегуляции на основе государственно-частного партнерства. Задачи Росреестра остались прежними по сравнению с Росрегистрацией. Поэтому считаем интересным указать на произошедшие изменения до появления Росреестра, так как с 2004 по июнь 2009 г. происходило интенсивное формирование механизма контроля над деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, который в настоящее время фактически утратил силу.
Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с иными органами – обеспечение законности и безопасности. Они осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, работающих в иных органах, а также принадлежащее им имущество. Независимо от них не может существовать ни одна общественная и государственная структура. Силы правоохранительных органов привлекаются ко всем мероприятиям, проводимым иными государственными органами и
общественными объединениями .
– взаимодействие в установленном порядке с зарубежными политическими партиями, общественными и религиозными объединениями, национально-культурными автономиями и
общественными объединениями соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации;