Связанные понятия
Пра́на (санскр. प्राण prāṇa IAST — букв «дыхание» или «жизнь») — в йоге, традиционной индийской медицине, эзотерике — представление о жизненной энергии, жизнь. В йоге считается, что прана пронизывает всю вселенную, хотя и невидима для глаз.
Мáнас (от санскр. man — «думать», «знать», «рассматривать»; manas — «душа», «ум», «разум») — понятие индийской философии и психологии, меняющее оттенки значения в зависимости от системы философии (даршаны), однако в целом означающее: ум, рассудок, рацио, мыслительная способность, инструмент мышления, иногда сам по себе бессознательный (большинство школ включало манас в число индрий, «способностей», в качестве их координатора). Манас часто понимается как «невысший», эмпирический ум, в отличие, например...
Подробнее: Манас (философия)
Ака́ша (санскр. आकाश, ākāśa IAST, букв. «видимость», "пространство") — в индийских религиях — особый вид пространства, приблизительно соответствующий европейскому понятию «эфир»; в феноменологии — «первоначальный импульс, начало проявления».
Чи́тта (санскр. चित्त, citta IAST – «мышление», «ум», «сознание», а также «ощущение», «желание», «сердце») — понятие индийской, в том числе буддийской, философии и психологии, относящееся к совокупности психических проявлений человека; комплекс индивидуального сознания; состояние ума. Иногда выступает синонимом манаса (ментальности, рассудка) и виджняны (распознавания). Однако, если манас специально определён как координатор способностей восприятия и действия (индрий) и «орган» рационального мышления...
Чакра (санскр. चक्र cakra IAST букв. «круг, колесо, диск»), или падма (санскр. पद्म padma IAST букв. «лотос») в духовных практиках индуизма — психоэнергетический центр в тонком теле человека, представляющий собой место пересечения каналов нади, по которым протекает прана (жизненная энергия), а также объект для сосредоточения в практиках тантры и йоги.
Упоминания в литературе
В любых мистических учениях, оккультизме и философии йоги отправная точка в изучении разума – это аура{ Автор использует слово «аура», которое буквально означает «излучение». В контексте данной книги под этим словом подразумевается совокупность
тонких тел человека – эфирного, ментального, астрального и каузального.}. Ее рассматривают как источник всех душевных и эмоциональных функций в человеке. Аура (см. рис. 1) содержит множество тонких энергий, которые человек, совершенствуясь духовно, может увидеть при помощи ясновидения. Эти энергии принимаются через энергетические центры и циркулируют в ауре по переплетающейся системе энергетических каналов, которые на языке хинди называются надис. Действительно, в некоторых ранних текстах утверждается, что существует семьдесят две тысячи надис, организованных по определенной матрице, по которым движется гармоничный поток энергии – но при условии, что мы регулярно выполняем простые очищающие упражнения. В числе таковых особенно рекомендуется практика пранаямы, науки правильного дыхания.
Эти 5 слоев связаны воедино, так как они последовательно проявляются один из другого, начиная с сознания. Все, что происходит с нами, и все, что мы делали, отражается одновременно на всех уровнях бытия. 5 кош (или, как их еще называют, «
тонких тел ») – это не отдельные части, подобные слоям пирога, а различные энергетические уровни в континууме сознания, наподобие видимых и невидимых частей спектра. На уровне сознания никаких преград между кошами нет, поэтому йога, в отличие от классической западной науки, не обременена догматом о дуалистическом противостоянии ума и тела. Благодаря этому сущностному единству, воздействуя на один из уровней этой тонкой «анатомии», мы затрагиваем и все остальные слои. Чтобы достичь гармонии в своей жизни, мы должны утвердить равновесие во всех кошах.
Третье, или плотное, тело – материальный плотный объект, воспринимаемый чувствами.
Тонкое тело можно было бы назвать ментальным, потому что то тело, которое следует за ним, мы называем плотным или материальным. Если абстрактно рассматривать ум как таковой, то он отделен от сознания, и он является той бессознательной силой, разбивающей на части целостное переживание, которое есть Чит (сознание). Ум называют «внутренним работником», или «внутренним инструментом» (Антах-Карана), – это одно и то же; разные названия даются им для того, чтобы указать на разделение их функций. Санкхья говорит о Буддхи, Ахамкара и Манасе, к которым Веданта добавляет Читту проявляющуюся в различных аспектах и атрибутах (Дхармах) Ума и принимающую участие в психических процессах, посредством которых Джива знает, чувствует и желает.
Первоначально душа представлялась в виде особого
тонкого тела или существа, живущего в разных органах. С развитием религиозных взглядов душа стала пониматься как своеобразный двойник тела, как бестелесная и бессмертная духовная сущность, связанная с «потусторонним миром», где она обитает вечно, покидая человека. На этой основе и возникли различные идеалистические системы философии, утверждавшие, что идеи, дух, сознание являются первичными, началом всего существующего, а природа, материя – вторичными, производными от духа, идей, сознания. Наиболее яркими представителями данного направления являются философы школы Пифагора с острова Самос. Пифагорейская школа проповедовала учение о вечном круговороте душ, о том, что душа прикреплена к телу в порядке наказания. Однако эта школа была не просто религиозной, а представляла собой религиозно-мистический союз. Согласно воззрениям пифагорейцев, мироздание имеет не вещественную, а арифметически-геометрическую структуру. Во всем существующем – от движения небесных тел до грамматики – царит гармония, имеющая числовое выражение. Душе тоже присуща гармония – гармония противоположностей тела.
В вышеупомянутой статье В. О. Рузов пишет также, что, согласно ведическим трактатам, в теле человека насчитывается 108 жизненно важных точек, которые называют мармами. Мармы – главные энергетические центры, расположенные в
тонком теле . Для сведения читателя: эти центры в Аюрведе описываются как точки стыка материи и сознания, в которых объединяются тонкие энергии Ваты, Питты и Капхи. Согласно Аюрведе, существуют три основных типа конституции человека, или три основных доши, называемых вата, питта и капха, различная комбинация которых в человеке определяет его индивидуальные особенности. В общей сложности в Аюрведе выделяется 108 марм. Семь из них, так называемые махамармы, более известны под названием «чакры». Все мармы связаны между собой невидимыми потоками энергии, или энергетическими каналами нади, пронизывающими всё тело. Считается, что представление о жизненно важных энергетических центрах тела сложилось в рамках дханурведы – ветви Вед, посвященной воинской науке (ИНЕТ, сайт: meditation-portal. Мармы и чакры: главные энергетические центры тела; сайт: samtulana.ru Васант Лад, Уша Лад. Ваша конституция: вата, питта и капха).
Связанные понятия (продолжение)
А́тман (санскр. आत्मन्, ātman IAST, «самость», «дух», «высшее Я») — одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма: вечная, неизменная духовная сущность, абсолют, осознающий своё собственное существование. Термин используется для описания высшего «Я» человека и всех живых существ. После «пробуждения» человек знает себя как «Атма» — «я не это, я ТО», «я есть абсолют, и я это знаю» — абсолют (человек) осознаёт своё существование. В качестве высшего субъективного начала, «абсолютного...
Виджня́на (санскр. विज्ञान, vijñāna IAST; vi — префикс «раз-» и jnana — «знание», «познание», то есть распознавание, различающее познание) — понятие индийской философии и психологии, означающее различительное познание, осознание, понимание; в буддизме относится к сознанию в широком смысле.
Ма́йя (санскр. माया, māyā IAST, букв. «иллюзия», «видимость») — в индийской религиозно-философской традиции особая сила (шакти), или энергия, которая одновременно скрывает истинную природу мира и обеспечивает многообразие его проявлений.
Ка́ма (санскр. काम, kāma IAST) — санскритский термин, обозначающий чувственное удовлетворение, сексуальные наслаждения, вожделение, страсть.
Аура человека (греч. αυρα «веяние») в ряде различных эзотерических верований и восточных религий — проявление души и духа человека. Аура не является реально существующим объектом, и соответственно не является предметом изучения никаких научных дисциплин, однако нередки случаи использования этого понятия в рамках разных псевдонаучных направлений, например в концепциях биополей, лозоходстве, или нетрадиционной медицине.
Пуруша (др.-инд. पुरुष, puruṣa IAST, «человек, мужчина, дух») — согласно индуистской мифологии, существо, из тела которого была создана Вселенная.
Сат (санскр. सत्) — санскритский термин, являющийся важным философским понятием в индуизме и других индийских религиях.
Пра́крити (санскр. प्रकृति, prakṛti IAST «причина, материя») — фундаментальное понятие философской системы индуизма санкхьи, означающее изначальную природу, материальную первопричину Вселенной. Считается женским основополагающим элементом, контактирующим с мужским элементом — духом (пуруша). Развивается из мула-пракрити (авьякты) — непроявленной, потенциальной природы.В философии санкхья, пракрити является основной субстанцией, из которой развивается мир. В состоянии покоя все элементы пракрити (гуны...
Астральное тело — понятие в оккультизме, эзотерике и практике осознанных сновидений, обозначающее тонкое тело, которое иногда определяется как промежуточное между разумной душой и физическим телом. Понятие проистекает из философии Платона и связано с астральным планом, миром планетарных сфер. В девятнадцатом веке термин стал использоваться теософами и нео-розенкрейцерами.
Дхармака́я (санскр. धर्मकाय, dharmakāya IAST, «сущностное тело», «тело дхармы») или Ваджрака́я (санскр. वज्रकाय, vajrakāya IAST, «алмазное тело») — высшее из трёх тел Будды, абсолютное проявление духовной сущности, сущность мироздания, постижимая только посредством высшего просветления.
Анитья (санскр. अनित्य, anitya IAST; пали: аничча, «бренность, непостоянство»; кит. 無常, у-чан; яп. 無常, мудзё:) — одна из основополагающих доктрин буддизма, наряду с дукхой и анатманом составляющая Три признака существования. В соответствии с ней, всё в мире находится в постоянном движении и ничто не является неизменным, включая богов, звёзды, планеты и т.д. Анитья проявляется в человеческой жизни в виде процесса роста и старения, в виде череды перерождений, в виде страданий и т.п. Ввиду того, что...
Джна́на , джня́на или гья́на (санскр. ज्ञान, jñāna IAST) — санскритский термин, который означает «знание». В философии индуизма обычно используется для указания на «истинное знание». В монистических направлениях индуизма, таком как адвайта-веданта, совершенством джнаны является осознание единства индивида, или в санскритской терминологии атмана, с безличным аспектом Абсолютной Истины — Брахманом. Часто в индийской философии для этого используется термин «атма-джнана» который обычно переводят как «самоосознание...
Духовная практика — регулярные или постоянные действия, предпринимаемые с целью возбуждения духовного опыта и/или культивирования духовного развития. Часто используемая в религиях метафора духовной практики — преодоление пути по направлению к цели. Цели духовных практик различаются в зависимости от религии или духовной системы, например, в христианстве это спасение, в буддизме — нирвана, в многочисленных оккультных течениях — постижение высших истин. Формы духовных практик также разнообразны и включают...
Ави́дья (санскр. अविद्या, avidyā IAST, букв. «отсутствие знания», «неведение») — в индийской философии — незнание или «исходная омрачённость сознания», являющаяся корневой причиной «неподлинного восприятия мира» и противодействующая «постижению сущности бытия».
Кундалини (санскр. कुण्डलिनी, kuṇḍalinī; лат. Kundalini, «свёрнутый кольцом», «свёрнутый в форме змеи») — в йоге и эзотерике название энергии, сосредоточенной в основании позвоночника человека. Существуют различные методы и практики «пробуждения» Кундалини, то есть подъёма этой энергии вверх по позвоночнику, по основным семи чакрам.
Та́ковость , татха́та или ятхабхутам (санскр. तथता — tathatā IAST) — понятие религиозной философии, конкретно — буддизма махаяны, определяющее истинные свойства или подлинное существо объекта или явления, не замутнённое внешними иллюзиями.
Пять скандх (кхандх) или «групп привязанности», Паньчаскандхи (пали. pañcakhandhā IAST, санскр. पञ्चस्कन्धी, pañcaskandhī IAST) — пять составляющих, необходимых для формирования личности, в соответствии с феноменологией буддизма. Другими словами, совокупность пяти скандх является «Я» индивидуума, в терминологии Юнга — самость.
Санкхья , самкхья (санскр. संख्या, saṃkhyā IAST — «перечисление») — философия индийского дуализма, основанная Капилой. В мире действуют два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух). Цель философии санкхьи — отвлечение духа от материи.
Астра́льный план (от греч. αστέρι — «звезда»), также астрал, астральный мир, тонкий мир — понятие в оккультизме, эзотерике, философии, в опыте осознанных сновидений, обозначающее отличный от материального объём (слой) мироздания (природы).
Абсолю́т , абсолю́тное (лат. absolutus — безусловный, неограниченный, безотносительный, совершенный) — первооснова мира, первоначало всего Сущего, вечное и неизменное, которое понимается единым, всеобщим, безначальным, бесконечным и в свою очередь противостоит всякому относительному и обусловленному Бытию.
Коша (санскрит कोश, IAST: kośa IAST) – в соответствии с ведантой это оболочка покрывающая «дух», «высшее Я» и ограничивающая уровни человеческого сознания.
Гу́на (санскр. गुण, guṇa IAST) — санскритский термин, который в буквальном переводе означает «верёвка», а в более широком смысле «качество, свойство». Одна из категорий индуистской философии санкхья, где описываются три гуны материальной природы...
Си́ддхи (санскр. सिद्धिः, siddhi IAST) — сверхъестественные силы, способность творить чудеса. Обычно этот термин встречается в литературе по йоге и буддизму Ваджраяны. Сиддхами также называют великих йогинов (махасиддхов).
Дха́рана (санскр. धारणा dhāraṇā IAST – удержание), шестая из восьми частей йоги Патанджали изложенной в «Йога-сутрах». Этот термин родственнен глагольному корню дхри — «держать», «нести», «поддерживать».
Прала́я (санскр. प्रलय, pralaya IAST, «разрушение») — в космологии индуизма — период отсутствия активности во Вселенной, наступающий после каждой кальпы. Длится 4,32 млрд земных лет.
Анатмавада , Анатма-вада (санскр. अनात्मवाद, anātmavāda IAST от an-ātman IAST; пали an-attā IAST — «не-душа», «бессамостность», «безличность»; vāda — «учение», «доктрина») — учение об отсутствии «я», одно из основных положений буддийской философии. В наиболее общем значении анатмавада заключается в «отрицании любой постоянно длящейся субстанциальной основы существования» (дравьи). В более конкретном случае отрицается вечная и неизменная самость, атман, под которым может пониматься как душа, так...
Са́ттва (санскр. सत्त्व, sattva IAST — «чистота», «чистый»; в буквальном переводе «существование, реальность») — гуна сущности, благости, одна из трёх гун (качеств) природы в философии индуизма, в частности в философии санкхьи — одной из шести ортодоксальных философских систем индуизма. Среди трёх гун — саттвы, раджаса и тамаса — саттва считается самым чистым и возвышенным качеством материальной природы. Термин также употребляется в философии буддизма.
Нади (санскр. नाडी, nāḍī IAST — канал, трубка, вена, пульс) — система каналов (шротов), по которым в соответствии с представлениями йоги и тантры движется жизненная энергия (прана). Слово «нади» происходит от корня «nad», означающего «полую трубку», «звук», «вибрацию» и «резонанс». Также нади переводят как «движение», происхождение санскритского термина от корня «nad» (नद्).
Шаматха (пали Samatha или санскр. शमथ, или śamatha IAST, или тиб. ཞི་གནས, Вайли: Шинэ, буквально — умиротворение, душевное спокойствие) — тип медитации в буддизме, ставящий целью достижение ментального покоя, а также собственно состояние ясности сознания. В тибетском буддизме обычно объединяется в единую систему с випассаной (випашьяной), и составляет систему медитации шаматха-випашьяна. Шаматха является частью комплекса медитативных практик, называемого в буддизме термином «самадхи». Шаматха ассоциируется...
Двенадцатичленная формула бытия , или 12 нидан, — в буддизме — схема причин и следствий — взаимозависимого возникновения (пратитья-самутпада), образующих круговорот страдания (сансару).
Прати́тья-самутпа́да (санскр. प्रतीत्यसमुत्पाद, pratītya samutpāda IAST, пали paṭicca samuppāda IAST, букв. «совместное возникновение условий»), или теория взаимозависимого возникновения, — в буддийском учении — концепция причинности, разработанная в попытке уяснить причины страдания и способы избавления от него. Представляет собой объединённое взаимодействие различных причинных факторов или условий для формирования результата.
Сама́дхи (от санскр. समाधि, samādhi IAST — «умственная, или внутренняя, собранность») — используется термин в индуистской и буддийской медитативных практиках. Самадхи есть то состояние, достигаемое медитацией, которое выражается в спокойствии сознания, снятии противоречий между внутренним и внешним мирами (субъектом и объектом). В буддизме самадхи — последняя ступень восьмеричного пути (благородный восьмеричный путь), подводящая человека вплотную к нирване.
Пне́вма (греч. πνεῦμα «дыхание; дуновение; дух») — термин древнегреческой медицины и философии.
Интегра́льная йо́га — религиозно-философское учение, созданное Шри Ауробиндо в начале XX века. Теоретическая часть учения изложена в книге «Жизнь Божественная», практические стороны освещены в книгах «Синтез Йоги» и «Письма о Йоге».
Татхагатага́рбха (санскр. तथागतगर्भ IAST буквально «вместилище Так Приходящего; зародыш Так Приходящего»; кит. трад. 如來藏, упр. 如来藏, пиньинь: Rúláizàng, Жулайцзан) — учение о беспрепятственной возможности для всех живых существ стать буддами, или же — о присутствии будды («природы будды», в каждом живом существе.
Философия индуизма развивалась на Индийском субконтиненте на протяжении более двух тысячелетий после окончания ведийского периода. На её основе появились шесть основных ортодоксальных, теистических школ индийской, или индуистской философии, называемых астика. Эти школы впоследствии отождествились с классическим индуизмом, который развился из древней ведийской религии.
Мони́зм (от др.-греч. μόνος — один, единственный) — философское воззрение, согласно которому разнообразие объектов в конечном счёте сводится к единому началу или субстанции. В отличие от дуализма и плюрализма, предполагающих существование двух и множества субстанций, монизм отличается большей внутренней последовательностью и монолитностью.
Душа ́ (от старослав. доуша) (греч. ψυχή, лат. anima) — согласно религиозным и некоторым философским учениям, бессмертная субстанция, нематериальная сущность, в которой выражена божественная природа и сущность человека, его личность, дающая начало и обуславливающая его жизнь, способность ощущения, мышления, сознания, чувств и воли, обычно противопоставляемая телу.
Ригпа (тиб. རིག་པ , Вайли rig pa ; санскр. विद्या, vidyā IAST, «чистое знание-видение») — термин, используемый в учениях буддизма и дзогчен для обозначения изначального недвойственного знания. В общебуддийском смысле ригпа является синонимом термина видья (интуитивное знание), противоположного авидье (главной причине заблуждений и иллюзий), обрекающей на череду перерождений в сансаре. В дзогчене термин ригпа имеет несколько отличные коннотации и означает чистое и естественное присутствие в качестве...
Конти́нуум (от лат. continuum — непрерывное) — непрерывное. Термин, употребляемый по отношению к некоторым представителям древнегреческой философии, в частности, Алексеем Федоровичем Лосевым в его труде по античной эстетике.
Буддийская медитация — в широком смысле это совокупность методов физического и духовного самосовершенствования, связанных с тремя группами практик Восьмеричного пути. В узком смысле под буддийской медитацией понимается «культивирование» (бхавана), состоящее из практики самонаблюдения смрити, концентрации внимания (самадхи и дхьяны) и интуитивного прозрения (праджни) истинности основ буддийского учения.
Микрокосм или микрокосмос (от греч. μικρός, малый, и от греч. κόσμος, порядок, мир, вселенная) — в античной натурфилософии понимание человека как вселенной (макрокосм) в миниатюре. Эта концепция известна во многих развитых мистических учениях и служит основой для множества метафизических теорий, согласно которым процессы, происходящие внутри человека, аналогичны вселенским процессам и подчиняются тем же самым законам. Концепция аналогии микрокосма и макрокосма усматривается также мифологами в космогонических...
Ка́рма , ка́мма (санскр. कर्म, пали kamma — «действие, обязанность, деятельность», санскр. कर्मन् karman IAST — «дело, действие, труд», от kar IAST — «делать») — одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения. Карма лежит в основе причинно-следственного ряда, называемого сансарой, и используется в основном для понимания...
Примордиа́льная тради́ция (лат. primordialis, фр. primordiale — «изначальная», «исконная», «первозданная») — термин в доктрине основоположника школы современного интегрального традиционализма Рене Генона, изначальное содержание духовности, сердцевиной которого является метафизическое учение о Первопринципе и его манифестации, воплощённое «в символах, передаваемых из одной эпохи в другую от самых источников человечества».
Упоминания в литературе (продолжение)
Существует много моделей «устройства» человека, как правило, каждая религия предлагает собственную. Одна модель (соответственно, религия) различает тело и душу, другая – тело, дух и душу (именно так представляется «конструкция» человека в христианстве). Имеются и более полные модели, в соответствии с которыми человек состоит из одного физического тела и шести
тонких тел , которые не видимы обычным (неискушенным, нетренированным) зрением. Данные модели разработаны восточными эзотерическими школами, их описание в последние годы все чаще встречается в монографиях западных исследователей.
Каузальное тело человека – пятое
тонкое тело — принадлежит к его бессмертной составляющей, именно оно переходит от жизни к жизни человека в ходе его реинкарнаций. Это «тело души», которое содержит причины всех действий человека и сведения о возможных будущих его поступках. Как мне кажется, именно это тело является нашим собственным «смотрителем», который занимается «воспитанием» личности в соответствии с требованиями Высших сил. Поскольку каузальное тело расположено в непосредственной близости от тела эмоций и тела знаний, оно имеет полную возможность контролировать наши мысли, убеждения и реальные поступки. И, заметив нарушения, принимать меры по исправлению наших ошибочных эмоций или убеждений.
Нет более высокой задачи в нашей жизни, чем стремление к истине. Духовная жизнь есть активные усилия очистить сердце и просветлить дух. Чем больше усилие, тем выше вознаграждение, и оно простирается далеко за пределы материального тела. Поэтому человек изначально должен изучить свое материальное тело, чтобы содержать его в хорошем состоянии, но далее приходит черед учиться правильному обмену между своим физическим и
тонкими телами . Ведь наша земная личность является как бы транспортным средством, которое служит сбору и переработке информации для построения и наполнения твоей личности космической, вечной. И, соответственно, человек духовный обязан ориентировать свою временную личность на личность вечную. Она уже живет в каждом из нас – и не просто живет, но постоянно подталкивает в правильном направлении, указывает путь. Нужно только научиться это слышать.
С другой точки зрения, алхимический смысл построения храма проистекает из символики Пуруши, рассматриваемого в данном случае в его микрокосмическом аспекте и заключенного в структуре сооружения. Этот аспект основан главным образом на мандале из 81 квадрата, соответствующей
тонкому телу Пуруши, который представлен в ней как человек, лежащий лицом вниз,[39] головой обращенный к Востоку. В общем смысле, исключающем любую антропоморфную форму, линии, составляющие геометрическую диаграмму Ваступуруша-мандалы, тождественны плану праны, жизненного дуновения Ваступуруши. Основные оси и диагонали обозначают главные тонкие потоки его тела; их пересечения образуют чувствительные точки, или витальные узлы ( марма), которые не должны заключаться в основание стены, колонны или портала. По тем же причинам следует избегать точного совпадения осей нескольких построек, например здания храма и подсобных помещений. Нарушение этого правила может стать причиной недуга в организме жертвователя храма, который рассматривается как подлинный его строитель ( карака) и в ритуалах основания отождествляется с Пурушей, священной жертвой, замурованной в нем.
Можно с уверенностью говорить о том, что жизнь материального тела действительно поддерживается определенным комплексом невидимых человеком энергий. Но предположение, что он повторяет форму материального тела, вызвало у меня большие сомнения. Энергии, по размеру или объему, не могут быть больше размера физического тела. Представьте себе вагон московского метро в час пик: люди вплотную стоят друг к другу. Если каждое материальное тело имело бы семь
тонких тел , которые выходили бы за пределы материального тела, то все тонкие энергии должны были бы «искривиться», чтобы не перемешаться с энергиями других людей. После каждой такой поездки в метро человек получал бы колоссальный стресс. Скорее всего, энергетическая сущность человека имеет другую форму, отличающуюся от той, которая изображена на рисунке 2.
В йоге описано, что в основе молекулярной сферы (наше физическое тело) и сферы мыслей (тонкое тело) находится сфера духа (причинное тело). Мы не можем ее измерить, но именно в сфере духа зарождаются наши мысли, чувства, мечты, желания и воспоминания, а также молекулы, из которых состоит наше тело и весь материальный мир. Наравне с физическим и
тонким телами , причинное тело имеет три оболочки.
Если человек привязан к телу и считает физический уровень единственной реальность, то он обречен оставаться в неведении. Грубое тело поддерживается пищей и ограничено этой материальной основой своего существования. Но есть и
тонкое тело , превосходящее физический уровень. Оно называется линга деха. Познав природу тонкого тела, люди должны стараться продвигаться дальше, чтобы познать природу карана деха, то есть причинного тела, которое еще тоньше, чем линга деха. Познание причинного тела дает возможность испытать Божественное блаженство – ананду. Такое блаженство является первопричиной всего, благодаря которой все существует. Блаженство присутствует в своей тонкой, невидимой форме во всем творении.
Встреча с этими личностями, обладающими
тонкими телами для человека занимающегося ясновидением будет весьма интересна если он поймет, что чувственный уровень или астральный более ориентирован на разум (феи, неяды, гномы и т. д.).Ментальный уровень – умершие; каузальный уровень – учителя, руководители, архангелы и т. д. Все эти уровни находятся рядом друг с другом. Все дело в канале и в том, что мы можем в настоящее время сами воспринимать как приемники.
БИОПОЛЕ – особый вид энергетического поля, присущий живым существам; по другим данным – специфическое физическое поле, существующее вокруг живого организма. Предположительно состоит из совокупности различных полей излучений. Термин и концепция биополя, как считается в российской науке, принадлежит советскому биофизику 20-х годов А. Г. Гурвичу. Хотя теория разрабатывалась с позиций материалистической науки, сейчас многие ученые признают, что биополе состоит не только из излучения живых клеток тела человека, но и его
тонких тел .
Такое разграничение
тонких тел , естественно, является довольно условным. Люди рождены целостными и совершенно уникальными созданиями. Тем не менее для достижения желаемой интеграции и чистоты внешние и внутренние оболочки должны находиться в тесной связи, ибо только на фоне их благодатного союза мы связаны воедино как функциональное человеческое существо. Иначе неизбежны чувства разделения и распада, приносящие в жизнь тревогу и смущение.
Совокупность тонких энергетических тел составляет ауру человека, окружающую его физическое тело. Чем более развиты
тонкие тела человека, тем объемнее его аура. Несмотря на то, что тонкие тела отвечают за различные аспекты человеческой деятельности, в реальной действительности все тела тесно взаимодействуют и влияют на деятельность человека комплексно.
• В
тонком теле человека существует семь главных чакр и несколько второстепенных. Они работают как врата в измерения, связывающие материю и сознание.
Сама структура настроек Рейки Иггдрасиль находится на уровне Атмана и затрагивает все
тонкие тела . Есть жесткая структура инициации. Если человек хорошо себя проработал по телам, то легко проводит Поток на другого человека, и запускает у него те же процессы. Сила проведения этого потока зависит от человека. Чем больше чистых структур по всем телам, тем выше проводимость Потока.
Йогой трудно овладеть по-настоящему, если не знать и не понимать, как развертывается энергия в человеке. Согласно древним представлениям, между нижней и высшей чакрами – отрицательным и положительным полюсом соответственно – существует напряжение. На отрицательном полюсе и замерла кундалини, в переводе с санскрита это слово означает «свернувшаяся в кольцо». Она ждет мгновения, чтобы начать развертывание, поднимаясь по чакрам вверх – к космическому началу. Когда эта энергия достигает чакру за чакрой, происходит пробуждение не только физического, но и
тонкого тела , а вслед за этим сменяются этапы самопознания человека и наступает выход за пределы личного «Я».
II. Астральное
тело тоньше , нежнее, чем предыдущее, серо-голубоватого цвета красивых, нежных оттенков, которые быстро меняются под влиянием волнения. У человека развитого и у людей, развивавших это тело со специальной целью, – прежних колдунов – оно очень хорошо организовано и значительно сложнее, чем физическое тело. Оно имеет чувства, соответствующие физическим чувствам, но способные отзываться на более быстрые вибрации, что придает им большую чуткость и силу.
7. Сахасрара (рис. 8). Является высшей чакрой. Ее локализация – в области макушки. Сахасрара окрашена в фиолетовый цвет. В ее функции входит контроль за взаимодействием всех энергетических центров и каналов
тонкого тела человека. Благодаря этой чакре соединяются воедино физический и духовный уровни человека.
Первая стадия связана с проблемами нашего
тонкого тела , проявляющимися в тяготении к одному из трех природных начал, инициирующих все проявления нашего характера. Эти начала в аюрведе называются гунами. Гуны очень подвижны, они оказывают огромное влияние на наше сознание. Характер человека определяется комбинацией и сочетанием гун, а если они не сочетаются, это может вызывать серьезные психологические проблемы.
• Исходя из того, что на наше физическое тело влияют
тонкие тела , их состояние, чистота, гармония и благополучие, понимаем, что исцеление физического тела начинается с исцеления внутренних травм, с очищения эмоционального и ментального тел от токсичных мыслеформ и токсичных негативных эмоциональных накоплений. То есть расчищаем «узкие» места.