Связанные понятия
Медита́ция (от лат. meditatio — размышление) — ряд психических упражнений, используемых в составе духовно-религиозной или оздоровительной практики, или же особое психическое состояние, возникающее в результате этих упражнений (или в силу иных причин).
Праная́ма (санскрит प्राणायाम , Prāṇāyāma IAST, букв.: «контроль или остановка дыхания») — управление праной (жизненной энергией) с помощью дыхательных упражнений в йоге. Упражнения пранаямы применяются для очистки так называемого «тонкого тела» и нади от загрязнений, а также для накопления и преобразования жизненной энергии. Пранаяма упоминается в «Йога-сутрах» Патанджали, описывается в Хатха-йога-прадипика, Сиддха-сиддханта паддхати и других текстах.
Сама́дхи (от санскр. समाधि, samādhi IAST — «умственная, или внутренняя, собранность») — используется термин в индуистской и буддийской медитативных практиках. Самадхи есть то состояние, достигаемое медитацией, которое выражается в спокойствии сознания, снятии противоречий между внутренним и внешним мирами (субъектом и объектом). В буддизме самадхи — последняя ступень восьмеричного пути (благородный восьмеричный путь), подводящая человека вплотную к нирване.
Кундали́ни-йо́га (санскр. कुण्डलिनी योग, kuṇḍalinī-yoga) — одно из направлений йоги, система упражнений, призванная поднять энергию кундалини из основания позвоночника с помощью регулярной практики медитации, пранаям, комплексов асан и пения мантр. Энергия кундалини должна поэтапно пройти по всем последующим чакрам вплоть до высшей (сахасрара), где должно произойти её слияние с божеством, а также и прекращение собственного сознания йогина.
Аса́на (а́сана) (санскр. आसन, āsana IAST, aasana — сидячая поза, место для сидения, поза) — согласно Йога-сутрам Патанджали, «это положение тела, которое удобно и устойчиво».
Упоминания в литературе
Но сама
йога упоминается в текстах, которые намного древнее этого труда, – в Упанишадах, Бхагават Гите, Веданте. Это означает, что она уже практиковалась и передавалась от Учителя к ученику до появления основных религий и культов. Истоки йоги – в сердце человека, в его сознании и истинной природе, поэтому можно сказать, что йога появилась вместе с первыми попытками познать себя. В чистом виде йога никогда не ассоциировалась с религиозными верованиями, так как была основана на самопознании и исследовании, и это прежде всего наука, знание о целостности. Но основы йоги проникли во многие религии, поэтому ее часто ассоциируют с ними. История показывает, что на основе йоги возникли многие верования, единоборства и даже воинское искусство и т. д., а не наоборот!
На учение Патанджали сейчас опирается множество школ
йоги , в том числе и хатха-йоги. Однако данное классическое учение еще не было той самой йогой, которую мы привыкли понимать под этим словом. Для людей, не посвященных в йогические тонкости, йоги без асан не бывает. Между тем сам Патанджали на вопрос, какой должна быть поза при занятиях йогой, беспечно отвечал: устойчивой и удобной. Первым же известным в настоящее время трактатом по хатха-йоге, где описываются асаны, является труд «Гхеранда Самхита», написанный приблизительно в IV–V веках нашей эры. Именно поэтому у меня лично возникают подозрения, что само учение йоги как комплекс духовных и физических практик далеко не такое древнее, как это представляют нам легенды. Между тем также это довольно солидный срок, по которому уже можно судить, насколько действенны те или иные практики.
Однако упоминание о
йоге появляется в текстах, возникших намного раньше этого труда, – в Упанишадах, Бхагават Гите, Веданте. Это означает, что йога практиковалась и передавалась от Учителя к Ученику до появления основных религий и культов. Истоки йоги – в сердце человека, в его сознании и истинной природе, поэтому можно сказать, что йога появилась вместе с первыми попытками человека познать себя. В чистом виде йога никогда не ассоциировалась с религиозными верованиями, так как она основана на самопознании и исследовании. Йога – прежде всего наука, знание о целостности, но ее основы проникли во многие религии, и поэтому она часто ассоциируется с ними. История показывает, что на основе йоги возникли многие верования, единоборства и т. д., а не наоборот!
Однако
йога – это не только гимнастика, это еще и изучение священных индийских трактатов, и следование ведущим идеям, выполнение правил, то есть совершенствование физического и духовного в каждом человеке, чтобы он уподобился божественному началу – Абсолюту. Причем для йоги не важен путь, который проходит человек от несовершенства к совершенству, – важен только конечный результат. Разные пути ведут к одному результату. Йога – это не гимнастика, не философия, не религия, а образ жизни. Недаром существует странное различие между йогой, построенной на основе индуизма, и йогой буддистов или тибетских бонистов.
В этой лекции будет изложена природа Гиты в её сущности, как Йога-шастра, как Св. Писание
йоги . В нём возбуждается вопрос о деятельности, какова природа деятельности, какова её связующая сила и как можно избавиться от её цепей посредством йоги. Это поведёт нас к рассмотрению значения йоги и к тому, как следует понимать йогу, а позднее мы постараемся определить, какие средства для достижения йоги возможны для нас. Прежде всего, мы должны ясно знать, что Бхагавадгита в своей сущности есть то, что называется на востоке Йога-шастра (религиозная система или философия йоги). Это Св. Писание йоги дано Самим Господом йоги.
Связанные понятия (продолжение)
Випа́ссана (пали) или випа́шьяна (санскр. विपश्यना, vipaśyanā IAST «проникновенное видение») — вид медитации в буддизме, созерцание четырёх благородных истин и идеи невечности. «Динамическая» (аналитическая) медитация в отличие от статической (шаматха).
Гу́ру ́ (санскр. गुरू — достойный, великий, важный, тяжелый, утвердившийся в истине, непоколебимый, учитель, мастер) в индуизме и буддизме — духовный наставник, учитель. В пенджабском сикхизме — титул главы религиозной общины.
Са́дхана (Sādhanā IAST, साधना IAST) — санскритский термин, которым в индуизме и буддизме называют духовную практику и который также можно перевести как «средство для достижения чего-то». Садхана включает в себя ряд духовных дисциплин различных индуистских и буддийских традиций. Садхане следуют ради достижения разных духовных и ритуальных целей, ради духовного очищения и прогресса в духовной жизни. Целями садханы могут быть достижение духовного просветления, чистая любовь к Богу, освобождение из цикла...
Ма́нтра (санскр. मन्त्र) — набор звуков, отдельных фонем, слов или группы слов на санскрите, которые, по мнению практикующих, имеют резонансное (активируют зоны тела), психологическое и духовное воздействия.Мантра — может применяться как формула почитания. Мантры — одна из основных тем, освещенных в индийских шастрах ведийского происхождения.
Ашрам (санскр. आश्रम, āśrama IAST) — обитель мудрецов и отшельников в древней Индии, которая обычно располагалась в отдалённой местности — в горах или в лесу. В контексте современного индуизма, термин «ашрам» часто используется для обозначения духовной или религиозной общины, куда человек приходит для медитации, молитвы, совершения ритуала и духовного обновления. Основной целью ашрама, как правило, выступает духовное развитие его членов, которые занимаются изучением священных текстов, йогой, медитацией...
Дха́рана (санскр. धारणा dhāraṇā IAST – удержание), шестая из восьми частей йоги Патанджали изложенной в «Йога-сутрах». Этот термин родственнен глагольному корню дхри — «держать», «нести», «поддерживать».
Дхья́на (от санскр. ध्यान или dhyāna IAST — созерцание, «видение умом», «интуитивное видение», медитация, сосредоточение, размышление) — созерцание, «особая сосредоточенность сознания на объекте созерцания», «строгий специальный термин, сходно понимаемый во всех духовных традициях Индии, буддизме, индуизме и джайнизме». Во всех индийских религиях дхьяна приводит к «успокоению сознания», а в последующем к полной остановке на некоторое время любой психической активности.
Философия индуизма развивалась на Индийском субконтиненте на протяжении более двух тысячелетий после окончания ведийского периода. На её основе появились шесть основных ортодоксальных, теистических школ индийской, или индуистской философии, называемых астика. Эти школы впоследствии отождествились с классическим индуизмом, который развился из древней ведийской религии.
Си́ддхи (санскр. सिद्धिः, siddhi IAST) — сверхъестественные силы, способность творить чудеса. Обычно этот термин встречается в литературе по йоге и буддизму Ваджраяны. Сиддхами также называют великих йогинов (махасиддхов).
Бхагавадги́та (Бхагавад-гита, или просто «Гита»; санскр. भगवद् गीता, Bhagavad Gītā IAST «Песнь Го́спода») — памятник древнеиндийской религиозно-философской мысли на санскрите, часть шестой книги «Махабхараты» (Бхишмапарва, главы 23—40), состоит из 18 глав и 700 стихов. Один из базовых текстов индуистской философии.
Просветление (пробуждение) — религиозное понятие, означающее «целостное и полное осознание природы реальности».
Санньяса (деванагари: संन्यास, sannyāsa IAST — «отречение») — этап жизни в индуизме, который характеризуется отказом от материальной жизни и сосредоточением на духовном. Человек на этапе санньясы называется санньяси, или санньясин.
Инди́йская филосо́фия — совокупность философских теорий всех индийских мыслителей, древних и современных, индусов и неиндусов, теистов и атеистов.
Веда́нта (санскр. वेदान्त, vedānta IAST, «окончание Вед») — одна из шести ортодоксальных школ (даршан) в философии индуизма. В сущности, веданта является общим названием ряда философско-религиозных традиций в индуизме, объединяемых темой, предметом, и отчасти — основополагающими текстами и написанными к ним комментариями, и разделяемых предлагаемыми решениями. Кроме Вед и Упанишад, авторитетными текстами во всех направлениях веданты считаются «Веданта-сутры» Вьясы, а в теистических школах — «Бхагавад-гита...
Инди́йские (дхарми́ческие) рели́гии — религии, сложившиеся на Индийском субконтиненте. К индийским религиям относят индуизм, джайнизм, буддизм и сикхизм, включая все их течения и родственные им религиозные традиции. Индийские религии представляют собой подгруппу восточных религий. Они имеют схожую систему основных верований, основанных на дхарме, способов поклонения и связанных с ними религиозных практик, что объясняется общностью их исторического развития, в ходе которого они оказали влияние друг...
Дха́рма , дха́мма (санскр. धर्म dharma IAST, пали धम्म dhamma IAST «учение», «закон» и др.) — одно из важнейших понятий в индийской философии и индийских религиях. Дхарму можно описать как совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка. Понятию дхармы трудно найти эквивалент. Слово «дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает» (от санскритского корня дхар или дхри dhṛ IAST — «держать, поддерживать»). В зависимости...
Литература индуизма — тексты, являющиеся частью литературной традиции индуизма, большая часть которых была составлена на санскрите. Ключевую роль в изучении Вед и других санскритских текстов индуизма, играют морфология и лингвистическая философия.
Са́дху (санскр. साधु, sādhu IAST) — термин, которым в индуизме и индийской культуре называют аскетов, святых и йогинов, более не стремящихся к осуществлению трёх целей жизни индуизма: камы (чувственных наслаждений), артхи (материального развития) и даже дхармы (долга). Садху полностью посвящает себя достижению мокши (освобождения) посредством медитации и познания Бога. Садху часто носят одежды цвета охры, которые символизируют отречение.
Кундалини (санскр. कुण्डलिनी, kuṇḍalinī; лат. Kundalini, «свёрнутый кольцом», «свёрнутый в форме змеи») — в йоге и эзотерике название энергии, сосредоточенной в основании позвоночника человека. Существуют различные методы и практики «пробуждения» Кундалини, то есть подъёма этой энергии вверх по позвоночнику, по основным семи чакрам.
Сва́ми (санскр. स्वामी - букв. "господин", санскр.) — почётный титул в индуизме. Обращение используется как к мужчинам, так и к женщинам.
Ваджрая́на (санскр. वज्रयान, Vajrayāna IAST, тиб. རྡོ་རྗེ་ཐེག་པ, Вайли rDo-rje Theg-pa; монг. Очирт хөлгөн — Ваджрная Колесница, Алмазная Колесница, Ваджрный Путь; также Тантра, Тантраяна (Колесница Тантры), (Гухья-) Мантраяна (Колесница (Тайной) Мантры), Пхалаяна (Колесница Плода)) — тантрическое направление, образовавшееся внутри Махаяны в V веке нашей эры. Ваджраяна распространена в Тибете, Непале, Монголии, Японии (школа Сингон-сю). В различные исторические периоды имела распространение на Шри-Ланке...
Адва́йта-веда́нта (санскр. अद्वैत वेदान्त) — индийская философская система, наиболее известная разновидность веданты. Основной тезис: «Брахман реален, мир нереален, Я и Брахман — одно и то же»; в этом ключе система трактует знаменитое изречение Упанишад «тат твам аси» («ты есть то»). Основоположники — Гаудапада и Шанкара. Ряд индологов считает именно адвайта-веданту Шанкары естественной, логичной и наиболее точной трактовкой Упанишад.
Пра́на (санскр. प्राण prāṇa IAST — букв «дыхание» или «жизнь») — в йоге, традиционной индийской медицине, эзотерике — представление о жизненной энергии, жизнь. В йоге считается, что прана пронизывает всю вселенную, хотя и невидима для глаз.
Чакра (санскр. चक्र cakra IAST букв. «круг, колесо, диск»), или падма (санскр. पद्म padma IAST букв. «лотос») в духовных практиках индуизма — психоэнергетический центр в тонком теле человека, представляющий собой место пересечения каналов нади, по которым протекает прана (жизненная энергия), а также объект для сосредоточения в практиках тантры и йоги.
Джна́на , джня́на или гья́на (санскр. ज्ञान, jñāna IAST) — санскритский термин, который означает «знание». В философии индуизма обычно используется для указания на «истинное знание». В монистических направлениях индуизма, таком как адвайта-веданта, совершенством джнаны является осознание единства индивида, или в санскритской терминологии атмана, с безличным аспектом Абсолютной Истины — Брахманом. Часто в индийской философии для этого используется термин «атма-джнана» который обычно переводят как «самоосознание...
Санкхья , самкхья (санскр. संख्या, saṃkhyā IAST — «перечисление») — философия индийского дуализма, основанная Капилой. В мире действуют два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух). Цель философии санкхьи — отвлечение духа от материи.
Буддийская медитация — в широком смысле это совокупность методов физического и духовного самосовершенствования, связанных с тремя группами практик Восьмеричного пути. В узком смысле под буддийской медитацией понимается «культивирование» (бхавана), состоящее из практики самонаблюдения смрити, концентрации внимания (самадхи и дхьяны) и интуитивного прозрения (праджни) истинности основ буддийского учения.
Кришнаи́зм — термин, которым называют группу религиозных течений внутри вайшнавизма, основанных на поклонении Кришне. Термин «кришнаизм» преимущественно используется для описания культа Кришны в рамках вайшнавизма, тогда как термином «вайшнавизм» или «вишнуизм» также называют традиции индуизма, основанные на поклонении Вишну как верховному божеству. В русском языке термин «кришнаизм» часто используется в более узком значении: им называют гаудия-вайшнавизм — одну из традиций кришнаизма, основоположником...
Бха́кти (санскр. भक्ति, bhakti IAST) — преданность, любовь к Богу в индийской философии и религии, а также условное наименование религиозно-реформаторских движений, распространившихся на Севере Индии в эпоху Позднего Средневековья.
Бра́хман (санскр. ब्रह्मन्, МФА: ; от बृह्, brh, «расти, нарастать» и मन्, man, «отражать, верить, мыслить, разум»; первоначально — «молитва») — в индийской идеалистической философии, как в ведийской вообще, так и в йоге в частности, понятие, обозначающее надличностный, индифферентный абсолют, «душу мира», первооснову всех вещей и феноменов.
В
индуизме существует много взглядов на природу Бога, основанных на монотеизме, политеизме, пантеизме и монизме.
В буддизме та́нтра (санскр. तन्त्र, tantra IAST, «связь, нить, последовательность») — составная часть школ Ваджраяны, связанная с практикой пограничных состояний, просветлённых состояний, смерти и промежуточных состояний между смертью и следующим рождением (см. бардо). Тантра понимается как практика достижения окончательного результата («плода») — состояния Будды. В тантре активно используется сложная символика, идамы, медитации, мудры, янтры, ритуалы.
Подробнее: Тантра (буддизм)
Нирва́на , Нибба́на (от санскр. निर्वाण, nirvāṇa IAST, пали nibbāna — «угасание», «прекращение», «отсутствие волнения») — понятие в индийской религиозной мысли, обозначающее высшую цель всех живых существ и играющее важнейшую роль в буддизме. Существует множество определений понятия «нирвана», но обычно оно связывается с состоянием освобождения от страданий, свойственных бытию в сансаре.
Ша́стра (санскр. शस्त्र, śāstra IAST, «наставление, правило, руководство, сборник, священная книга или трактат», «призыв, гимн») — вид пояснительного текста, использующийся в индийских религиях; комментарий к сутре. В более широком смысле шастра — знание о каком либо предмете или узкой области науки. Например, обозначение умения владения каким-либо типом оружия (например, астра-шастра (санскр. अस्त्र, astra IAST, «виды метательного оружия»). В трактате «Артхашастра», написание которого приписывают...
Мо́кша (санскр. मोक्ष mokṣa IAST, «освобождение») или му́кти (санскр. मुक्ति) в индуизме и джайнизме — освобождение из круговорота рождений и смертей (сансары) и всех страданий и ограничений материального существования.
Туммо (тиб. གཏུམ་མོ་, Вайли gtum-mo; санскр.: चण्ड, caṇḍālī IAST) — йога внутреннего Огня или иллюзорное тепло, одна из тайных практик шести йог Наропы, методов линии Кагью, применяющихся также и в остальных школах тибетского буддизма.
Индуизм включает в себя много течений и философских школ, которые принято относить к одному из направлений индуизма.
Подробнее: Направления индуизма
Шаматха (пали Samatha или санскр. शमथ, или śamatha IAST, или тиб. ཞི་གནས, Вайли: Шинэ, буквально — умиротворение, душевное спокойствие) — тип медитации в буддизме, ставящий целью достижение ментального покоя, а также собственно состояние ясности сознания. В тибетском буддизме обычно объединяется в единую систему с випассаной (випашьяной), и составляет систему медитации шаматха-випашьяна. Шаматха является частью комплекса медитативных практик, называемого в буддизме термином «самадхи». Шаматха ассоциируется...
Мудра (санскр. मुद्रा, mudrā IAST, «печать, знак») — в индуизме и буддизме — символическое, ритуальное расположение кистей рук, ритуальный язык жестов. Хотя символические жесты и движения рук были известны с самых древних времен в разных культурах, развитие они как система символов и магических и целительных практик получили в Индии, и затем культура мудр распространилась в странах, принявших буддизм и индуизм, а в двадцатом столетии и в странах Европы, США, Австралии и т. д.
Ка́рма , ка́мма (санскр. कर्म, пали kamma — «действие, обязанность, деятельность», санскр. कर्मन् karman IAST — «дело, действие, труд», от kar IAST — «делать») — одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения. Карма лежит в основе причинно-следственного ряда, называемого сансарой, и используется в основном для понимания...
Ахи́мса (санскр. अहिंसा, ahiṃsā IAST) — поведение и образ действий, при которых первым требованием является ненанесение вреда — ненасилие. Ахимса определяется как поведение, ведущее к уменьшению зла в мире, направленное против самого зла, а не против людей, его творящих (отсутствие ненависти). Ахимса, непричинение вреда, состоит в неубиении, ненасилии, непричинении вреда всему живому (людям, животным, растениям) никогда и никаким образом — ни мыслью, ни словом, ни делом.
Реинкарна́ция (лат. reincarnatio — «повторное воплощение»), то есть перевоплощение; также переселе́ние душ, метемпсихо́з (др.-греч. μετ-εμψύχωσις — «переселение душ»), — группа религиозно-философских представлений и верований, согласно которым бессмертная сущность живого существа (в некоторых вариациях — только людей) перевоплощается снова и снова из одного тела в другое. Эту бессмертную сущность в различных традициях называют духом или душой, «божественной искрой», «высшим» или «истинным Я»; в каждой...
Та́пас (санскр. तपस्, Tapas IAST, «тепло», «жар», «истязание», «аскеза») — в древнеиндийской мифологии космический жар как универсальный космогонический принцип, лежащий и в основе мироздания, и в основе религиозного благочестивого поведения. Упоминается ещё в «Ригведе» (VIII, 59, 6; X, 109, 4; 136, 2; 190, 1), где описывается его творческий потенциал на космическом и спиритуальном уровнях. Е. А. Торчинов указывает на то, что слово «тапас» означает не всякое тепло, а тепло птицы, высиживающей птенцов...
Аштанга-виньяса-йога — одна из современных синкретичных систем хатха-йоги. Основателем этой школы являлся Паттабхи Джойс, возглавлявший институт этой йоги в Майсуре, Индия. После его смерти в 2009 году, дела перешли его внуку Шарату Рангасвами. Согласно Джойсу, йогу не надо приспосабливать к слабости и несовершенству практикующего, а наоборот, практикующий должен развить себя до соответствия идеалам йоги.
Парамита (санскр. पारमिता, pāramitā IAST «ведущий на другой берег», кит. упр. 波羅蜜多, палл.: Боломидо) — «запредельное совершенство», «перфекция»). Парамиты — это шесть взаимосвязанных действий, «переправляющих на тот берег океана существования», то есть приводящих к освобождению и просветлению; это «Освобождающие действия».
Упоминания в литературе (продолжение)
За тысячи лет до появления любых современных трудов о возможностях разума в Индии жили мастера
йоги , известные как риши. Они уходили в леса для целенаправленной духовной практики. Их открытия, касающиеся психики человека, сформировали основу для позднейших восточных философских учений, которые прежде передавались из уст в уста от учителя к ученику, а позже были записаны в древних ведических текстах.
Райнер Лэнг практикует
йогу и медитацию более 30 лет. Около 10 лет он был учеником известного мастера, распространившего искусство медитации на Западе (в том числе Америке), – Махариши Махеш Йоги. Уже более 20 лет Райнер Лэнг находится рядом с Шри Шри Рави Шанкаром и содействует развитию программ «Искусство Жизни» во всем мире. Опытный учитель медитации «сахадж-самадхи» и программ «Искусство Жизни» международного фонда «Искусство Жизни». За эти годы Райнер Лэнг обучил несколько тысяч людей медитации и технике «сударшан-крийя». Знаток древних ведических текстов и астрологии, он просто, доступно и разнообразно дает ответы на многие сложные вопросы духовного и материального роста. Являясь менеджером крупной компании по разработке программного обеспечения, Райнер применяет навыки медитации и йоги в работе, что способствует большому успеху предприятия на рынке.
Когда йогин овладел основами успокоения ума и умеет погружаться хотя бы на первый его уровень, а также до некоторой степени ознакомился с анализом, направленным на прямое восприятие пустоты, йогин приступает к основной практике традиции Кагью – Махамудре («Великий жест» или «Великая печать»). Подобно поучениям о Великом освобождении школы Ньингма, или Старой школы, и аналитическим упражнениям школ Кадам и Гелуг, практика Махамудры нацелена на непосредственное обнаружение подлинной природы видимого мира. Эта система стоит в одном ряду с непревзойденными (ануттара) йогатантрами, а ее тексты и практики восходят к восьмидесяти четырем махасиддхам Индии. Великая печать – пример наиболее глубокой практики
йоги , и ее словесные описания характеризуются парадоксальностью и метафоричностью. Ключевые наставления передаются изустно от учителя к ученику. Четвертое посвящение – слова – напрямую связано с Махамудрой:
В настоящем томе содержатся записи бесед 1956 года. В этот период обсуждались отрывки из двух работ Шри Ауробиндо – «Синтез
Йоги » (часть 1) и «Мысли и озарения» (часть 1). В числе слушателей были как ученики школы, только ступавшие на путь сознательного духовного саморазвития, так и зрелые садхаки интегральной йоги, поэтому круг рассматриваемых вопросов отличался большим разнообразием. Ответы и объяснения Матери уникальны своей глубиной и доступностью и являют собой бесценную сокровищницу живого духовного опыта. Сложнейшие вопросы бытия, смысла человеческого существования, подлинного предназначения человека, его пути, его отношений с Божественным разъясняются здесь простым и понятным языком. Примечательно это издание еще и тем, что именно в 1956 году во время коллективной медитации после одного из таких занятий произошло событие, которое Мать назвала «первое проявление супраментального Света-Силы в земной атмосфере».
И все же появление на сцене мифов и чудес явно говорит о том, что даже тхеравадины, последователи школы Тхеравада, которая настаивала на трактовке образа Будды всего лишь как наставника и образца для подражания, уже тогда начинали видеть в нем сверхчеловека, супермена, как сказали бы мы. Другая, более распространенная школа буддизма, Махаяна, фактически обожествляет Будду. Раньше было принято считать, что Тхеравада представляет собой более чистую форму буддизма, а Махаяна – это ее извращенный вариант, однако современные буддологи признают аутентичность обеих школ. Тхеравада особо акцентировала важность практики
йоги и превозносила монахов, которые сумели стать архатами, т. е. стать «совершенными», достигшими, как и Будда, просветления. Со своей стороны, Махаяна, которая почитает Будду как олицетворение высшего духовного начала, изначально присущего каждому человеку, и как объект поклонения, проповедовала и другие духовные ценности, которые акцентируются палийским каноническим текстом, в особенности – важность сострадания. С точки зрения Махаяны, учение Тхеравады было слишком сокровенным, предназначенным для «немногих», избранных. В рамках Тхеравады архаты, «обладающие совершенным знанием», заботились только о собственном освобождении и достижении просветления. Махаяна же избрала для почитания фигуру бодхисатвы – мужчин и женщин, которым предназначено стать буддами, но чье просветление отложено на время, пока они доносят свет учения буддизма «до многих». А это, как мы еще увидим, позиция, очень сходная с восприятием роли монахов самим Гаутамой. Таким образом, каждая из двух школ усвоила ценные добродетели; возможно также, что каждая школа какие-то добродетели утратила.
В этой связи мне видится целесообразным, опираясь на утверждения известного восточного Учения Агни
Йоги , более подробно остановиться на значении именно сердечной чакры на современном этапе эволюционного развития человека. Согласно этому Учению, содержание сознания и уровень духовного развития человека тесным образом связаны с активностью именно его высших энергетических центров, или центров сознания, или так называемых чакр. Особенно это относится к чакрам, начиная с Анахаты (сердечной чакры) и выше. Чтобы читатель проникся утверждением о том, что именно высшие нервные центры, начиная с сердечной чакры, будут играть ведущую роль в дальнейшем продвижении человека по пути эволюции, приведу только несколько абзацев из Учения Агни Йоги.
Йога возникла на индийском субконтиненте в древнейшие времена. Изображения фигур, сидящих в позах, которые ныне относятся к асанам йоги, находят на древних печатях, возраст которых составляет не меньше 5 тысяч лет. Понятие йоги впервые упоминается еще в «Ригведе», собрании религиозных гимнов, возраст которой оценивается как минимум в 4 тысячи лет. Веками принципы йоги передавались устно, от учителя ученику, пока их не привел в систему и не записал легендарный индийский мудрец Патанджали, время жизни которого определяется весьма приблизительно – от XI до I века до н. э. Он выделил йогу в самостоятельную систему.
Джон Голдтвейт – американский психолог, специалист по надличностной психологии, принявший сан священника. Долгие годы он стремился к познанию себя и природы реальности, изучал основы религий, физику, философию,
йогу , работал психотерапевтом, освоил практику Дзен-буддизма в Японии и в течение многих лет занимался ею, пока в 1981 году судьба не привела его к Шри Сатья Саи Бабе, который и стал его истинным гуру. Восприняв учение Аватара, под Его руководством он разработал духовную практику, очищающую сердце. В ней успешно сочетаются западная психология и древняя философия единства Упанишад. С ее помощью можно избавиться от мирских привязанностей, закрывающих наши сердца, чтобы они открылись для нашего истинного «Я» – Любви и Сострадания.
Влияние школы чарваки было очень велико, так как смысл жизни они видели в счастье, а не в страдании (как в буддизме). Учение положило начало другим более конкретным религиозным течениям:
йоге , брахманизму, буддизму. Для этих школ характерно идеалистическое видение мира. Характерной чертой, особенно в буддизме, является то, что в этих учениях особое место уделяется человеку, а также проблемам этики и познания. Таким образом, в середине первого тысячелетия создаются благоприятные условия для возникновения философии.
Сегодня сложно найти человека, который никогда не слышал о
йоге . Думаю, что о ней слышали все. Многие уверены, что занятия йогой – это и здоровье, и процветание, и панацея от всех бед. Другие, напротив, скажут, что йога представляет собой смесь какой-то эзотерики, философии и религии (причем чужой нам религии). И тут же вспомнят индийских факиров, хождение по углям и разные акробатические трюки… Кто-то для себя воспринимает йогу как гармонию с окружающим миром, кто-то – как приобретение новых знаний, путь самосовершенствования. Многие при упоминании йоги вспомнят асаны, наиболее продвинутые добавят информацию о пранаямах. Еще огромное количество людей представляют йогу в виде непрерывных медитаций. Конечно, это все относится к йоге, но не только это. На самом деле йога гораздо шире. Это стиль жизни, постоянное совершенствование, умение достичь гармонии с собой и окружающим миром. Да, йога возникла задолго до нас (достаточно сказать, что первые упоминания о ней встречаются около пяти тысяч лет назад!), и цивилизации, в которых уже была система йоги, давно исчезли, но подаренные ими знания по-прежнему живы…
В Древней Индии некоторые
йоги , стремясь достичь максимального уровня духовности, проводили в медитации продолжительное время. При этом они полностью отстранялись от обычной человеческой жизни. Об этом рассказывают сохранившиеся древнеиндийские трактаты. В настоящее время нет необходимости для повышения духовного развития отказываться от привычных дел, общения, материальных благ.
Традиционная классическая
йога , в которой четко прослеживается линия передачи знания от Первого Учителя, явление особенное. Эта практика для тех, кто целиком и полностью решил для себя посвятить жизнь поиску истины через йогу. Подавляющему большинству современных людей, я считаю, это не нужно. Они живут простой человеческой жизнью, со всеми эту жизнь составляющими. Поиск просветления для большинства людей явление, мягко говоря, весьма абстрактное. Поэтому мое мнение таково – из йоги можно и нужно заимствовать что-то для своих повседневных нужд. В частности, упражнения на растяжку. Или (и) некоторые дыхательные упражнения. И потому упражнения, изложенные мной в этой книге, подходят практически для всех.
Наши отношения с
йогой охватывают более трех десятков лет. В начале своего духовного пути мы осознали ценность различных асан (так называются позы в йоге), пранаямы (дыхательные упражнения) и медитации в стабилизации сознания. На «Духовном соблазне», нашем интенсивном курсе медитации, проходящем в Центре благополучия Чопры дважды в год, мы каждый раз убеждаемся в пользе, которую осознанное движение приносит нашим ученикам, когда их внимание по многу часов в день сосредоточено на них самих. Эта книга стала результатом как нашего личного опыта, так и опыта тысяч участников курса.
Позволим себе лишь одно уточнение: эта книга дает возможность лишь соприкоснуться с индийской мыслью и ни в коем случае не является пособием по буддизму или справочником по классической
йоге . Наша цель – практическое применение йоги для пальцев для согласия с собой и грамотного отношения к своему здоровью. Потому сразу перейдем к «извлечению» пользы из древнего учения.
Джамгён Конгтрул Лодрё Тхае, Нгаванг Йонтен Гьямцо[6] родился в месте силы около Лотосовой Божественной Вершины (Пема Лхаце) в юго-восточном районе Тибета, Кхаме. С детства проявляя выдающиеся интеллектуальные и духовные качества, до 16 лет он изучал и следовал практикам древней традиции Бон в их «белом», подвергнувшемся влиянию буддизма, варианте, которому следовала его семья. Во сне ему являлись чудесные видения, а игры представляли собой освящения и благословления. Временами его переполняло острое чувство непостоянства или глубокая радость от духовных свершений других. Получив в восемь лет объяснения по
йоге переноса сознания, после трех дней практики он обрел знаки успеха в ней. До конца жизни Конгтрул сохранял способность осознавать сновидения, и с ранней юности испытывал особенную связь с Лотосовым Гуру, Падмасамбхавой, часто представляя себя в его формах.
Название ее переводится как «единение», «союз», а также «дисциплина духа». Это упражнения и практики самообуздания, которые первоначально получили свое распространение в Индии. В
йоге особое место занимает психический тренинг в качестве главного средства спасения.
Существует множество медитативных практик, но технике четырех дхьян отдается явное предпочтение. Согласно канону Будда вошел в нирвану на четвертом этапе дхьяны. Эта ступень сосредоточения создает предпосылки для обретения высших духовных сил, которые играют важную роль как в
йоге , так и в буддизме Хинаяны. К числу таких магических способностей (иддхи) относятся левитация, телепортация, умение проникать сквозь материальные объекты, оставаться невидимым, прикасаться к луне и солнцу, а также ясновидение и т. п. Состояния дхьяны порождают еще одно чудесное качество – так называемое тройственное знание (тевидджа), которое подразумевает способность вспоминать свои предыдущие воплощения, предвидеть судьбу всех живых существ в бесконечном цикле перерождений, постигать сущность страдания и способов его преодоления. Вполне уместно говорить о том, что наивысшее знание, то есть отправная точка буддийской доктрины, было обретено на высших уровнях мистического постижения. Таким образом, были созданы предпосылки для состояния святого (архат).
Эзотеризм является сердцевиной любой религии, ее глубинной сутью. Религия – это Вечные Истины, преподнесенные в форме, доступной для восприятия, хотя бы на подсознательном уровне, самым широким слоям населения, с целью обеспечения им духовного роста и восходящего посмертия (при условии соблюдения соответствующих ритуалов и религиозных заповедей). Религия предназначена для тех, кто выбирает долгий, «извилистый путь» духовного совершенствования, т. е. «широкие врата» в Царство Божие. Эзотеризм обеспечивает своим Адептам гораздо более трудный, но гораздо более быстрый «прямой путь» духовного совершенствования – «узкие врата» в Царство Божие. Без эзотеризма религия превращается в пустую скорлупу. Каждая серьезная религия имеет свое эзотерическое зерно. Так, например, в православии – это исихазм, в исламе – суфизм, в иудаизме – каббала и т. д. Что касается каббалы, то ее значение выходит далеко за рамки иудаизма, так как она представляет наряду с картами Таро и ученьем Гермеса Трисмегиста основу всего Западного оккультизма. Неслучайно крупнейший западный оккультист Дион Форчун назвала каббалу в своей самой знаменитой работе «Мистическая каббала»
йогой Запада.
Анаапаанасати осуществлен в связи с практикой випассана (пристальной медитацией) и медитацией дзен {шикантаза, буквально «просто сидение»). Сущность анаапаанасати как ведущей медита-ционной практики в буддизме, особенно в школе Тхеравады, это просто пассивное наблюдение естественного ненамеренного процесса дыхания. Это резко отличается от связанных с
йогой практик пранаямы, которые используют методы дыхания, нацеленные на строгий контроль над дыханием. Однако анаапаанасати не единственный вид буддийской дыхательной медитации. В духовных буддийских практиках, используемых в Тибете, Монголии и Японии, контроль над дыханием играет важную роль. Развитие особого внимания к дыханию является также существенной частью некоторых даосских и христианских методов.
Вторая часть охватывает период с конца 1926 по конец 1958 года, вплоть до того момента, когда в
йоге Матери происходит коренной поворот. Это время становления и активного развития ашрама как ядра коллективной работы с человеческим сознанием. Основной задачей Матери становится претворение в жизнь учения Шри Ауробиндо. Выступая в роли организатора и руководителя достаточно большого учреждения, Мать раскрывает необыкновенную многогранность своей личности. В нескончаемой череде разнообразнейших дел, которыми ей приходилось заниматься ежедневно, она умудряется все охватить своим вниманием, вникнуть в мельчайшие подробности и любую возможность использует для того, чтобы помочь ученикам продвинуться вперед по духовному пути, открыть их Высшему Свету и Силе, показывая, как можно достичь внутреннего роста через самопосвящение в работе. Благодаря ее удивительному организаторскому таланту в ашраме возникают службы и подразделения, которые продолжают четко функционировать и по сей день. В 1943 году она основывает при ашраме школу для детей, на базе которой спустя восемь лет открывается Международный образовательный центр. После ухода Шри Ауробиндо в 1950 году Мать продолжает его йогу, а в 1956-м происходит событие, ради которого они оба так долго трудились и столько всего преодолели: на Землю нисходит новое сознание, названное Шри Ауробиндо супраментальным, и в материи начинает действовать новый принцип эволюции. Не оставляя внешней работы по руководству ашрамом, Мать все больше и больше погружается во внутреннюю работу, осваивая клеточный уровень сознания. Об открытой ею йоге клеток, ведущей к трансформации тела на клеточном уровне, можно узнать из 13-томной «Агенды Матери».
Аюрведа – замечательная наука оздоровления, самая древняя из известных лечебных систем, имеющая дело с телом, разумом и душой. Древние мудрецы понимали, что хорошее здоровье есть путь к реализации способностей. Если на тело не обращать внимания, оно становится препятствием для духовных практик. Аюрведа – это медицинская сторона
йоги , и обе системы тесно взаимосвязаны, ведь они придерживаются общих философских принципов.
Все аспекты
йоги в какой-то степени взаимно дополняют друг друга. В то же время деление йоги на подобные аспекты в методическом плане дает возможность заниматься йогой всем людям независимо от пола, возраста, национальности, профессии. Древняя мудрость йоги позволяет учитывать и индивидуальные особенности каждого ученика, его духовную склонность и стремление.
Рита и карма могут быть сопоставлены с роком древних греков, однако последний не был соотнесен с культовой практикой. «Мировой порядок» ведизма поддерживается жертвоприношением и связан с ним. Представление о судьбе в античном обществе окрашено духом пессимизма, ибо с ней ничего нельзя сделать, она диктует то, что обязательно должно случиться. Эта тема была центральной в греческой драматургии; рита, напротив, – источник торжества принципа праведного поведения, символ всеобщей упорядоченности и гармонии. И рита, и карма оставляют для человека возможность улучшить свою судьбу. Для этого нужно работать над собой, своим сознанием. Впоследствии образовалась
йога как система принципов работы над собой, над телом и сознанием.
Таким образом, во время занятий
йогой тело и разум работают вместе, между их потребностями не возникает противоречий. Все ресурсы, которыми вы располагаете, направлены на достижение главной цели – на обретение, сохранение или восстановление здоровья и силы. Обе ипостаси вашей личности сливаются воедино, и вы получаете возможность понять и ощутить, каково это – быть цельным человеком. Недаром название «йога» произошло от слова «юдж», что с санскрита переводится как «соединять».
Вся жизнь, как мы сказали, является
йогой Природы; здесь, в этом материальном мире, жизнь – это восхождение Природы из ее первоначального несознания обратно к единству с сознательным Божественным, являющимся ее первоистоком. В религии разум человека, ее завершенный инструмент, начинает осознавать ее цель в нем, отвечает на ее стремление. Даже общедоступная религия представляет собой разновидность невежественной йоги преданности. Но она не становится тем, что мы особо называем йогой, пока мотив, которым она руководствуется, не становится в определенной степени прозорливым, открывая нам видение того, что ее целью является единство…
В 1910 г., повинуясь внутреннему голосу, он оставляет «внешнюю» революционную работу и удаляется в Пондичери, французскую колонию на юге Индии, чтобы продолжить интенсивные занятия
йогой . На собственном опыте реализовав высшие духовные достижения прошлого, Шри Ауробиндо смог превзойти их и осознал, что окончательной и закономерной целью духовных поисков является полная трансформация человека, вплоть до физического уровня, и воплощение на земле «жизни божественной». Достижению этой цели он и посвятил себя, разработав для этого свою Интегральную Йогу.
В 1910 г., повинуясь внутреннему голосу, он оставляет «внешнюю» революционную работу и удаляется в Пондичери, французскую колонию на юге Индии, чтобы продолжить интенсивные занятия
йогой . На собственном опыте реализовав высшие духовные достижения прошлого, Шри Ауробиндо смог превзойти их и осознал, что окончательной и закономерной целью духовных поисков является полная трансформация человека, вплоть до физического уровня, и воплощение на земле «жизни божественной». Достижению этой цели он и посвятил себя, разработав для этого свою Интегральную Йогу.
Слово «
йога » происходит от санскритского корня «йуг», что означает «соединение, связь, слияние». В данном случае имеется в виду «единство, гармония физического и психического состояний». Иначе говоря, йога представляет собой приведенное в систему усилие, которое направлено на самосовершенствование и единение человека с универсальным и трансцендентным существованием. Это одна из шести ортодоксальных систем индийской философии.
Йога – это древнее учение о духовном пробуждении, которое достигается в процессе перенаправления внутрь энергий человеческого организма. Американцы не только узнали о самых практичных и эффективных медитативных техниках, своим примером Йогананда показал, как эти принципы могут применяться во всех сферах жизни. Он был плодовитым писателем, лектором и композитором. Он прожил в Америке 32 года и умер в 1952 году.
В индуизме и буддизме насчитываются сотни и тысячи мудр для духовных практик, церемоний, драм, танцев. Большинство из них по своему характеру глубоко символичны, другие, однако, обладают несомненными метафизическими достоинствами. Есть особые мудры, предложенные древними
йогами и мудрецами, все они основаны на четырех основных положениях руки:
Как учение
йога сложилась тысячелетия назад. Тогда это было действительно знание избранных. Оно переходило от Учителя к ученику, и не всякий смертный был способен постичь его. Но уже к началу нашей эры появились трактаты, в которых точно излагались смысл йоги, средства, которые помогают йогину достичь цели, и то, что ему необходимо преодолеть на этом пути. Из устного знания йога превратилась в знание, сохраненное как текст.
В детские и юношеские годы А. А. Левшинов, занимаясь самопознанием, спонтанно имел глубокие переживания высоких духовных состояний, которые в
йоге описаны как нирвикальпа-самадхи. В поисках учений, которые бы объяснили его опыты, он обращается к восточной философии и приступает к занятиям по карате, а потом и по йоге. Так начинался его осознанный путь.