Связанные понятия
Инь и ян (кит. трад. 陰陽, упр. 阴阳, пиньинь: yīn yáng; яп. 陰陽 In yō, ин-ё) — этап исходного космогенеза в представлении китайской философии, приобретение наибольшим разделением двух противоположных свойств. Графически обозначается появлением у двух противоположностей двух разных цветов — светлого и тёмного.
Дао (кит. 道; до в японском варианте) — одна из важнейших категорий китайской философии. Самое известное понятие Дао содержится и описывается в трактате Дао Дэ Цзин: "...не зная имени его, называю его Дао " (c)Лао-цзы.
Внутренняя алхимия — совокупность даосских духовных практик, включающих в себя элементы йоги, медитации, дыхательной практики цигуна, визуализации (цуньсян) и ритуала. Целью внутренней алхимии является достижение бессмертия или долголетия.
Отличительной чертой даосизма и китайской традиции является представление о возможности достижения человеком бессмертия. Науке о бессмертии и практике достижения бессмертия посвящено множество книг. Рецепты достижения бессмертия собирались на протяжении тысяч лет и уходят в глубокую древность. В литературе можно встретить также свидетельства о долгожителях и небожителях, тема бессмертия затрагивается в мифах и легендах, исследования по поводу достижения бессмертия проводились в очень древние времена...
Подробнее: Бессмертие (даосизм)
У-син (Пять элементов; - стихий; - действий; - движений; - столбцов; - фаз; - состояний кит. 五行, пиньинь: wŭ xíng) — одна из основных категорий китайской философии; пятичленная структура, определяющая основные параметры мироздания. Это огонь (火), вода (水), дерево (木), металл (金) и земля (土). Помимо философии, широко используется в традиционной китайской медицине, гадательной практике, боевых искусствах, нумерологии, в искусстве Фэн-шуй.
Упоминания в литературе
Китайская медицина базируется на таких фундаментальных натурфилософских законах и категориях, как дихотомия (Инь – Ян), Великий предел (Тай-цзи), «пневма» (
Ци ) и ее проявления, Небесная пружина (Цзи) и т. д. На уровне специальной теории создано представление о «плотных» и «полых» органах (Цзан-фу) и их функциях, а также о каналах (Цзин-ло) для циркуляции Ци, которую называют «жизненной энергией» организма. Китайские медики рассматривают болезнь как нарушение равновесия между Инь и Ян, а здоровье – как достижение их гармонии в организме.
Определения
ци включают в себя различные значения. «Истинная или изначальная ци» является категорией китайской науки и философии и обозначает некую изначальную субстанцию, существовавшую до возникновения мира. Считается, что в ней гармонично слиты в одно целое дух, ци и семя. Изначальная ци растворена во Вселенной и может быть получена из нее организмом с воздухом, через акупунктурные, активные точки, с питьем, пищей. В организме изначальная ци хранится в среднем даньтяне (по классической схеме «пяти даньтяней»).
Эти флюиды
ци могут проникать сквозь стены и стальные бункеры. Излучение пальцев требует использования своего сознания: мысль «ведет» ци – и ци «исходит». Древние представления о ци кажутся нам наивными, даже смешными. Тем не менее даже в современных книгах по фэн-шуй можно встретить фразы не только о порождении и продвижении ци, но и о «приманивании», «отпугивании» и тому подобном, словно речь идет о живом существе или каком-нибудь духе. Впрочем, многие рассуждения современных экстрасенсов о положительной и отрицательной биоэнергии мало чем отличаются от китайских суеверий; однако о биоэнергетике в фэн-шуй будет отдельный разговор. А в современном Китае лечение при помощи ци (цигун, или цигун-терапия, как называют ее у нас) давно получило официальное признание и широко используется. Понятие ци легло в основу многих систем оздоровления, не обходятся без него и боевые искусства. И, естественно, в фэн-шуй ци занимает одно из главных мест среди источников гармонии и средств ее достижения.
Теория и практика работы нади, чакр, на которой основано искусство пранаямы и аюрведы, тесно переплетаются и подтверждаются учением древней китайской медицины. В китайской философии и медицине понятию праны соответствует «
ци », а нади рассматриваются как меридианы, соединяющие основные внутренние органы, фактически объединяя человеческое тело в одно целое. Как считает китайская медицина, меридианы не только контролируют распределение энергии «ци» в крови, доставляя ее ко всем клеткам и органам нашего организма. Одновременно происходит передача энергии от внутренних органов на поверхность тела, так как практически все меридианы имеют выход на наружную поверхность нашего тела. Поэтому какие-либо болезненные проявления со стороны внутренних органов сразу же отражаются на наружном кожном покрове человека.
Искусство цигун появилось на заре развития человечества. В каждом государстве существовали свои методы сохранения здоровья, такие как медитация, даоинь (оздоровительные методы, приводящие тело и разум в гармонию посредством движений тела) и синци (гармонизация потоков внутренней энергии
ци в теле человека). Сегодня «ци» уже не является недоступным пониманию науки термином. Сейчас это живое понятие, наполненное практическим содержанием. Лишь несколько десятков лет назад цигун был представлен миру в систематическом виде. Такая систематизация стала возможна благодаря более либеральным условиям, созданным за счет большей открытости Китая для западных стран.
Связанные понятия (продолжение)
Пра́на (санскр. प्राण prāṇa IAST — букв «дыхание» или «жизнь») — в йоге, традиционной индийской медицине, эзотерике — представление о жизненной энергии, жизнь. В йоге считается, что прана пронизывает всю вселенную, хотя и невидима для глаз.
Цигун (кит. трад. 氣功, упр. 气功, пиньинь: qìgōng) — это комплексы традиционных упражнений, возникшие на основе даосской алхимии и отчасти буддийских психопрактик, выполняемые преимущественно с оздоровительными и терапевтическими целями.
Даоси́зм (кит. упр. 道教, пиньинь: dàojiào) — учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии. Обыкновенно различаются даосизм как определённый стиль философской критики (дао цзя) и даосизм как совокупность духовных практик (дао цзяо), но это деление достаточно условно. Под дао цзя подразумевают преимущественно доциньский даосизм, связываемый с текстами, авторство которых приписывается Лао-цзы и Чжуан-цзы.
То́нкие тела ́, согласно представлениям некоторых религиозных, мистических и оккультных учений (йога, суфизм, каббала, тибетский буддизм и др.) — «психодуховные» составляющие всех живых существ. В соответствии с этими представлениями люди состоят не только из физической формы материи, но и «жизненной энергии» (см. прана, ци, оджас, аура и т.д.), существующей вокруг тела наподобие матрёшек, каждая из которых имеет своё метафизическое значение. Такое представление было сформировано в древней индийской...
Цзин (精 jīng, эссенция, семя, дух) — одна из основных категорий китайской философии и традиционной китайской медицины, субстанция, заключающаяся в каждом живом существе.
Фэншуй , или фэн-шуй (кит. трад. 風水, упр. 风水, пиньинь: fēngshuǐ — дословно «ветер и вода») — даосская практика символического освоения (организации) пространства, восточноазиатский вариант геомантии. С помощью фэншуй якобы можно выбрать «наилучшее» место для строительства дома или захоронения, «верную» разбивку участка; считается, что специалист фэншуй может прогнозировать события.
Меридиан (Канал) (кит. трад. 經絡, упр. 经络, пиньинь: jīngluò — сеть каналов, русловая сеть) — согласно донаучным метафизическим представлениям традиционной китайской медицины — область циркуляции энергии ци в живом теле. Меридиан является одним из основных понятий в чжэнь-цзю (акупунктуре).
Кита́йская филосо́фия (кит. 中国哲学) является частью восточной философии. Её влияние на культуры Китая, Японии, Кореи, Вьетнама равнозначно влиянию древнегреческой философии на Европу.
Дхармака́я (санскр. धर्मकाय, dharmakāya IAST, «сущностное тело», «тело дхармы») или Ваджрака́я (санскр. वज्रकाय, vajrakāya IAST, «алмазное тело») — высшее из трёх тел Будды, абсолютное проявление духовной сущности, сущность мироздания, постижимая только посредством высшего просветления.
Великий предел (разделение) (кит. трад.太極, упрощ. 太极, tàijí, «Тайцзи») — этап исходного космогенеза в представлении китайской философии, предельное состояние бытия, наибольшее разделение на прошлое и будущее, начало времени и всех начал, причина выделения двух сил: инь — женской и ян — мужской. Предыдущая категория — «беспредельное» или «отсутствие предела (разделения)» (кит. 無極, 无极, wújí, У Цзи). Термин впервые встречается в одном из канонических комментариев к «И цзин» — в «Си цы чжуани», чжане...
Сато́ри (яп. 悟り, сатори; кит. 悟, у; санскр. संबोधि, самбодхи — букв. «просветление») — в медитативной практике дзэн — внутреннее персональное переживание опыта постижения истинной природы (человека) через достижение «состояния одной мысли» (санскр. дхьяна или яп. дзэн).
Внешняя алхимия (кит. упр. 外丹术, пиньинь: waidanshu, палл.: вай дань шу) — раздел даосской науки о бессмертии, в которой предполагается, что долголетия или бессмертия можно достичь, принимая медикаменты, приготовленные особым образом.
Праджня (санскр. प्रज्ञा или пали paññā) — буддийское понятие, обозначающее высшую трансцендентальную интуитивную просветлённую мудрость, в которой отсутствуют какие-либо признаки или качества. В буддизме считается, что праджню можно постигнуть лишь с помощью интуитивного прозрения и осознания, а не путём анализа. Праджня вместе с состраданием являются главными «опорами» махаянской традиции.
«Праджняпарамита хридая
сутра » (санскр. प्रज्ञपारमिता हॄदयसूत्र, Prajñāpāramitā Hridaya Sūtra IAST, кит. упр. 般若波羅蜜多心經, палл.: Баньжэ боломидо синь цзин, яп. 般若心経 хання сингё:) «Сутра сердца совершенной мудрости» или просто «Сутра сердца» — один из самых известных первоисточников буддизма Махаяны.
Шаматха (пали Samatha или санскр. शमथ, или śamatha IAST, или тиб. ཞི་གནས, Вайли: Шинэ, буквально — умиротворение, душевное спокойствие) — тип медитации в буддизме, ставящий целью достижение ментального покоя, а также собственно состояние ясности сознания. В тибетском буддизме обычно объединяется в единую систему с випассаной (випашьяной), и составляет систему медитации шаматха-випашьяна. Шаматха является частью комплекса медитативных практик, называемого в буддизме термином «самадхи». Шаматха ассоциируется...
Анитья (санскр. अनित्य, anitya IAST; пали: аничча, «бренность, непостоянство»; кит. 無常, у-чан; яп. 無常, мудзё:) — одна из основополагающих доктрин буддизма, наряду с дукхой и анатманом составляющая Три признака существования. В соответствии с ней, всё в мире находится в постоянном движении и ничто не является неизменным, включая богов, звёзды, планеты и т.д. Анитья проявляется в человеческой жизни в виде процесса роста и старения, в виде череды перерождений, в виде страданий и т.п. Ввиду того, что...
Си́ддхи (санскр. सिद्धिः, siddhi IAST) — сверхъестественные силы, способность творить чудеса. Обычно этот термин встречается в литературе по йоге и буддизму Ваджраяны. Сиддхами также называют великих йогинов (махасиддхов).
Татхагатага́рбха (санскр. तथागतगर्भ IAST буквально «вместилище Так Приходящего; зародыш Так Приходящего»; кит. трад. 如來藏, упр. 如来藏, пиньинь: Rúláizàng, Жулайцзан) — учение о беспрепятственной возможности для всех живых существ стать буддами, или же — о присутствии будды («природы будды», в каждом живом существе.
Пантеон даосизма крайне разнообразен. Он складывался под влиянием не только даосских философско-религиозных доктрин, но и древней мифологии, локальных культов, а также буддийской иерархии сакральных существ и конфуцианских представлений о совершенном управлении.
Туммо (тиб. གཏུམ་མོ་, Вайли gtum-mo; санскр.: चण्ड, caṇḍālī IAST) — йога внутреннего Огня или иллюзорное тепло, одна из тайных практик шести йог Наропы, методов линии Кагью, применяющихся также и в остальных школах тибетского буддизма.
Дэ (кит. 德) — манифестация Дао — одна из фундаментальных категорий китайской философии. Иногда отождествлялась или сравнивалась с индийской кармой.
Кундалини (санскр. कुण्डलिनी, kuṇḍalinī; лат. Kundalini, «свёрнутый кольцом», «свёрнутый в форме змеи») — в йоге и эзотерике название энергии, сосредоточенной в основании позвоночника человека. Существуют различные методы и практики «пробуждения» Кундалини, то есть подъёма этой энергии вверх по позвоночнику, по основным семи чакрам.
Чакра (санскр. चक्र cakra IAST букв. «круг, колесо, диск»), или падма (санскр. पद्म padma IAST букв. «лотос») в духовных практиках индуизма — психоэнергетический центр в тонком теле человека, представляющий собой место пересечения каналов нади, по которым протекает прана (жизненная энергия), а также объект для сосредоточения в практиках тантры и йоги.
Китайская мифология — совокупность мифологических систем: древнекитайской, даосской, буддистской и поздней народной мифологий.
Буддийская медитация — в широком смысле это совокупность методов физического и духовного самосовершенствования, связанных с тремя группами практик Восьмеричного пути. В узком смысле под буддийской медитацией понимается «культивирование» (бхавана), состоящее из практики самонаблюдения смрити, концентрации внимания (самадхи и дхьяны) и интуитивного прозрения (праджни) истинности основ буддийского учения.
Лечебный цигун — отдельное направление общей китайской гимнастики цигун, которая включает в себя физические, энергетические, ментальные китайские практики для лечения организма от всевозможных болезней, поддержания здоровья и достижения долголетия. Включает в себя множество различных комплексов из разных времен китайской истории, использует медитации, гимнастические упражнения, достижения глубокого осознания процессов, происходящих в теле человека, снятия телесных и психоэмоциональных зажимов, успокоения...
Шу́ньята (санскр. शून्यता, śūnyatā IAST; пали: sunnata; кит. 空; яп. 空; монг. хоосон чанар; букв. «пустотность» — от санкскр. «шунья» — «пустота», слово «пустота» — «шунья» на санскрите и других инд. языках также обозначает математич. понятие «ноль») — центральное понятие буддийской школы мадхъямака и всего махаянского буддизма, обозначающее «отсутствие постоянного „я“ у личности и у явлений» или отсутствие собственной природы вещей и феноменов (дхарм) ввиду их относительности, обусловленности и взаимозависимости...
Та́ковость , татха́та или ятхабхутам (санскр. तथता — tathatā IAST) — понятие религиозной философии, конкретно — буддизма махаяны, определяющее истинные свойства или подлинное существо объекта или явления, не замутнённое внешними иллюзиями.
Рэ́йки (яп. 霊気), Рейки — вид нетрадиционной медицины и оккультной практики, в котором используется техника так называемого «исцеления путём прикасания ладонями» (англ. palm healing), но рейки в теории и практике касается не только вопросов здоровья и болезней (лечения), по крайней мере это касается некоторых направлений. Профессионалами иногда классифицируется как вид «восточной медицины».
Медита́ция (от лат. meditatio — размышление) — ряд психических упражнений, используемых в составе духовно-религиозной или оздоровительной практики, или же особое психическое состояние, возникающее в результате этих упражнений (или в силу иных причин).
Просветление (пробуждение) — религиозное понятие, означающее «целостное и полное осознание природы реальности».
Будди́йская филосо́фия — система рационально обоснованных взглядов на мир, человека и познание, сложившаяся в рамках разных направлений и школ буддизма. Буддийская философия действует в том же проблемном поле, что и брахманское умозрение, пытаясь при этом переосмыслить его в собственных терминах; создаваемая буддийскими теоретиками философская реальность, в свою очередь, оказывает значительное влияние на развитие брахманистской мысли и в значительной степени определяет облик брахманских философских...
Випа́ссана (пали) или випа́шьяна (санскр. विपश्यना, vipaśyanā IAST «проникновенное видение») — вид медитации в буддизме, созерцание четырёх благородных истин и идеи невечности. «Динамическая» (аналитическая) медитация в отличие от статической (шаматха).
Мáнас (от санскр. man — «думать», «знать», «рассматривать»; manas — «душа», «ум», «разум») — понятие индийской философии и психологии, меняющее оттенки значения в зависимости от системы философии (даршаны), однако в целом означающее: ум, рассудок, рацио, мыслительная способность, инструмент мышления, иногда сам по себе бессознательный (большинство школ включало манас в число индрий, «способностей», в качестве их координатора). Манас часто понимается как «невысший», эмпирический ум, в отличие, например...
Подробнее: Манас (философия)
Чи́тта (санскр. चित्त, citta IAST – «мышление», «ум», «сознание», а также «ощущение», «желание», «сердце») — понятие индийской, в том числе буддийской, философии и психологии, относящееся к совокупности психических проявлений человека; комплекс индивидуального сознания; состояние ума. Иногда выступает синонимом манаса (ментальности, рассудка) и виджняны (распознавания). Однако, если манас специально определён как координатор способностей восприятия и действия (индрий) и «орган» рационального мышления...
Парамита (санскр. पारमिता, pāramitā IAST «ведущий на другой берег», кит. упр. 波羅蜜多, палл.: Боломидо) — «запредельное совершенство», «перфекция»). Парамиты — это шесть взаимосвязанных действий, «переправляющих на тот берег океана существования», то есть приводящих к освобождению и просветлению; это «Освобождающие действия».
Бодхичи́тта (санскр. बोधिचित्त, в дословном переводе «просветление сознания») — в буддизме высшая ступень просветления (бодхи). На ней человек преисполняется желанием избавить от страданий в круговороте рождения и смерти уже не себя одного, но и всех окружающих. Геше Джампа Тинлей предложил определение «ум, имеющий альтруистическую направленность к высшему Просветлению, состоянию Будды».
Ригпа (тиб. རིག་པ , Вайли rig pa ; санскр. विद्या, vidyā IAST, «чистое знание-видение») — термин, используемый в учениях буддизма и дзогчен для обозначения изначального недвойственного знания. В общебуддийском смысле ригпа является синонимом термина видья (интуитивное знание), противоположного авидье (главной причине заблуждений и иллюзий), обрекающей на череду перерождений в сансаре. В дзогчене термин ригпа имеет несколько отличные коннотации и означает чистое и естественное присутствие в качестве...
Ка́рма , ка́мма (санскр. कर्म, пали kamma — «действие, обязанность, деятельность», санскр. कर्मन् karman IAST — «дело, действие, труд», от kar IAST — «делать») — одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения. Карма лежит в основе причинно-следственного ряда, называемого сансарой, и используется в основном для понимания...
Аура человека (греч. αυρα «веяние») в ряде различных эзотерических верований и восточных религий — проявление души и духа человека. Аура не является реально существующим объектом, и соответственно не является предметом изучения никаких научных дисциплин, однако нередки случаи использования этого понятия в рамках разных псевдонаучных направлений, например в концепциях биополей, лозоходстве, или нетрадиционной медицине.
Тайцзицюа́нь (тайчи) (кит. трад. 太極拳, упр. 太极拳, пиньинь: tàijíquán) — буквально: «кулак Великого Предела»; китайское внутреннее боевое искусство, один из видов ушу (происхождение тайцзицюань — исторически спорный вопрос, разные источники имеют разные версии). Популярно как оздоровительная гимнастика, но приставка «цюань» (кулак) подразумевает, что тайцзицюань — это боевое искусство.
Ака́ша (санскр. आकाश, ākāśa IAST, букв. «видимость», "пространство") — в индийских религиях — особый вид пространства, приблизительно соответствующий европейскому понятию «эфир»; в феноменологии — «первоначальный импульс, начало проявления».
Созерца́ние — способ познавательной деятельности, реализующийся как непосредственное отношение сознания к предмету.
Дхья́на (от санскр. ध्यान или dhyāna IAST — созерцание, «видение умом», «интуитивное видение», медитация, сосредоточение, размышление) — созерцание, «особая сосредоточенность сознания на объекте созерцания», «строгий специальный термин, сходно понимаемый во всех духовных традициях Индии, буддизме, индуизме и джайнизме». Во всех индийских религиях дхьяна приводит к «успокоению сознания», а в последующем к полной остановке на некоторое время любой психической активности.
Будди́йская культу́ра — понятие, объединяющее буддийскую философию, буддийское искусство и буддийскую литературу.
Упоминания в литературе (продолжение)
Легенда о дарах Великого императора является также и объяснением того, по какой причине понятия дао, инь и ян,
ци и ша нашли применение в самых разных учениях и искусствах Востока и стали неотъемлемой частью мировоззрения китайского народа. Поэтому, приступая к изучению принципов фэн-шуй, то есть способов создания гармонии, нужно подробнее ознакомиться с его основными понятиями.
Ощущение циркуляции
ци придет однажды самой собой – его не следует искусственно стимулировать, поскольку можно вызвать неправильное ощущение, никак не связанное непосредственно с циркуляцией ци, и подсознательно закрепить его. Концепция ци достаточно сложна для восприятия, поскольку в процессе циркуляции происходят определенные трансформации ци. Ци, в частности, соединяется с «семенем» (цзин) и духовной субстанцией (шэнь), приобретает различные качества, омывает разные части и органы тела. Постепенно в процессе занятий ци приобретает абсолютную чистоту и тем самым, и за счет этого оздоравливается и преобразуется весь человеческий организм.
Теория
ци – один из наиболее важных принципов фэн-шуй. Ци – китайское слово, означающее дух, дыхание, жизнеспособность, жизненная энергия, жизненная сила. Подобные термины есть и в других культурах. Так, в Японии это ки, в Индии – прана, на Гавайях – мана, в Западной философии – жизненная сила.
Обязательным элементом практики цигун является достижение «спокойно-просветленного» состояния сознания. По положению традиционной китайской медицины возможно управление циркуляцией
ци посредством «духа» и мысли.
Древние представления о
ци кажутся нам наивными, даже смешными. Тем не менее даже в современных книгах по фэн-шуй можно встретить фразы не только о порождении и продвижении ци, но и о «приманивании», «отпугивании» и тому подобном, словно речь идет о живом существе или каком-нибудь духе. Впрочем, многие рассуждения современных «экстрасенсов» о «положительной и отрицательной биоэнергии» мало чем отличаются от китайских суеверий; однако о биоэнергетике в фэн-шуй будет отдельный разговор. А в современном Китае лечение при помощи ци (ци-гун, или ци-гун-терапия, как называют ее у нас) давно получило официальное признание и широко используется. Ци легла в основу многих систем оздоровления, не обходятся без него и боевые искусства. И, естественно, в фэн-шуй ци занимает одно из главных мест среди источников гармонии и средств ее достижения.
Против религиозной мистики выступил Ван Чун. Он утверждает, что мир состоит из вечно существующей субстанции
ци , а Дао – это закономерность самой действительности. Одни ци находятся наверху, в небесном пространстве, в виде туманных масс, а другие – внизу, на земле, в сгущенном виде, в форме различных тел. От взаимодействия двух ци, верхней и нижней ян-ци и инь-ци, и рождаются все вещи. Человек – естественное существо, состоящее из материальной основы. В нем, как и в любом организме, заложена жизненная энергия (цзинь-ци) – духовное начало, вырабатываемое в организме в процессе кровообращения. Со смертью человека исчезает и это начало.
Ци – благотворная положительная энергия, проникающая в нас и дающая нам силу, помогает приводить в состояние гармонии наш организм и окружающую среду. Основным принципом фэн-шуй является обнаружение потоков ци, их усиление или затухание. Другими словами, с помощью фэн-шуй мы можем аккумулировать ци, что благоприятно скажется на нашем организме и среде обитания. Очень важно для людей жить именно в таком месте, где поток жизненной энергии может излечивать, благотворно влиять или давать силу. Люди, успешно практикующие китайскую гимнастику цигун, умеют накапливать ци в организме, выполняя специальные упражнения. Но для большинства из нас, поглощение ци из окружающей среды или квартиры является основным источником, определяющим наш энергетический уровень. Вот почему усиление и увеличение потоков ци в нашей квартире, автоматически влияет на тех, кто в ней живет. Достигнуть этого вам и позволит фэн-шуй, ведь главной составляющей этой науки считают концепцию ци. Само искусство фэн-шуй основано на ее существовании. Цель фэн-шуй состоит в том, чтобы сбалансировать и аккумулировать потоки жизненной энергии в том месте, где живут люди, при помощи простых и доступных средств, типа талисманов и амулетов, кристаллов, воды и растений. Чаще всего в Китае потоки ци образно связывают с плавным течением воды.
Так что же такое цигун? Известный китайский специалист по цигун Линь Хоушэн пишет, что это «обобщение опыта саморегуляции, обладающий характерными особенностями эффективный метод самолечения и занятий, основанный на закалке семени – цзин, духа – шэнь и пневмы –
ци ». Другой крупный специалист Ли Чжижу говорит более обобщенно: «С точки зрения семантической, это достижение мастерства в упражнении ци. С точки зрения методологической и потенциальных возможностей, это характерное для Китая искусство оздоровления тела». Итак, цигун не простая дыхательная гимнастика и не обычный аутотренинг, но система, неотторжимая от основных понятий китайской натурфилософии и метафизики, которые и по сей день служат для объяснения основ цигун.
В древних и доиндустриальных культурах дыхание играло очень важную роль в космологии, мифологии и философии и выступало как важное орудие в обрядовой и духовной практике. Различные методы дыхания использовались с незапамятных времен в религиозных целях и ради исцеления. Издревле в сущности каждая значительная духовно-психическая система, стремящаяся постичь природу человека, рассматривала дыхание как решающую связь между природой, человеческим телом, душой и духом. Это ясно отражают слова, которыми дыхание обозначается во многих языках. В древнеиндийской литературе слово «прана» означает не только физическое дыхание и воздух, но также священную сущность жизни. Точно так же в традиционной китайской медицине слово «
ци » относится как к космической сущности и энергии жизни, так и просто к природному воздуху, который мы вдыхаем через легкие. В Японии ему соответствует слово «ки». В японской духовной практике и в воинских искусствах ки играет чрезвычайно важную роль. В Древней Греции слово рпеита означало и воздух или дыхание, и дух или жизненную сущность. Греки также полагали, что дыхание тесно связано с душой. Слово jrhn употреблялось и для обозначения диафрагмы, самой широкой мышцы, участвующей в дыхании, и для обозначения ума (как это видно по слову шизофрения – «расщепленный ум»).
Учение о пище, как и другие традиционные китайские учения и методы лечения, опирается на основные положения восточной медицины – концепции усин, инь-янь, бу-се, жизненной энергии
ци .
Люди успешно практикующие китайскую гимнастику цигун умеют накапливать энергию
ци в организме, выполняя упражнения. Но для большинства из нас, поглощение ци из окружающей среды дома или на работе, является основным фактором, определяющим наш энергетический уровень. Вот почему увеличение или усиление потоков ци в определенной местности автоматически положительно влияет на тех, кто там живет, учение фэн-шуй позволит достигнуть этого. Китайцы считают, что жизнь в местах накопления ци дарует человеку здоровье, счастье, благосостояние, то есть, то что они называют удачей. Но удача не происходит сама по себе, как в западном понятии; это нечто такое, что можно сознательно увеличить или добиться.
С XI в. государственной философией Китая становится неоконфуцианство, которое двумя основополагающими принципами мироздания назвало принцип формы, мирового разума (ли), и материальный принцип жизненной силы (
ци ). Эти принципы определяют и человека: ли выступает в качестве идентичной всем людям сущности, а ци – как индивидуальная определенность.
Теория соответствий постулирует, что события происходят во взаимосвязи. Они соединены взаимной силой независимо от своего расположения во времени и пространстве.
Ци – это среда, которая связывает все события друг с другом, выходя за временные и пространственные пределы, потому что образуемые модели сохраняются, выходя за пределы времени своего создания. Причинно-следственный подход, который превалирует в западной философии, постулирует, что события возникают в виде последовательностей, подобных ряду падающих косточек домино, каждая из которых толкает следующую. Как мы видели, в западной медицине делается акцент на одной причине, которая приводит в действие определенный патологический или физиологический процесс. Линейная непрерывность времени и пространства связывает события, и то, что произошло в прошлом, лишь косвенно влияет на современное состояние через цепь причин. Китайская же медицина основывается на том, что если реорганизовать существующую модель дисгармонии в гармоничную модель отношений, изначальная причина исчезнет, так как условия, в которых она коренилась, прекратят существовать. Китайская медицина направлена на исправление условий, а западная – на лечение причин. Перед врачом, практикующим китайскую медицину, стоит та же задача, что и перед дирижером симфонического оркестра: его интересует не как в инструменте рождается звук, а какой звук получается.
Но верно и обратное утверждение: «Кровь является матерью
ци ». Потому что функция ци в участках тела, органах и системах прекратится, если остановится ток крови. Энергия ци – это дыхание жизни, залог правильного функционирования, а кровь – это питание и сила, благодаря которой организм способен откликаться на воздействие ци: «Ци обдувает, а кровь обрызгивает» («Нань цзин» или «Канон о трудностях», классическое сочинение китайской медицины). И если «между кровью и ци нет гармонии, то… появляется сто болезней». Боль указывает нам, в каком месте произошла закупорка энергии. Древние каноны учат, на какие меридианы, надо воздействовать, чтобы возобновить в болезненном участке поток ци. Энергия, в свою очередь, усилит ток крови.
Эта бесконечная энергия может нести положительный живой заряд жизни и удачи – шен-
ци , а может и негативный заряд смерти и разрушения – ша ци. Благотворная ци имеет волнообразную структуру и движется извилисто, так же как в природе ветер и вода, негативная всегда распространяется прямолинейно. Фэншуй рассматривает окружающую среду как совокупность проявлений энергии ци, принципы ее зарождения и секреты трансформации.
По китайскому учению акупунктуры 14 основных меридианов и бесчисленное количество побочных меридианов являются проводниками космической жизненной энергии «Чи» или «
Ци », которая впитывается сотнями точек на коже вместе с содержанием космического сознания во все части тела. Каждая из этих точек является мини-чакрой, ответственной за определенные функции и системы организма.
Согласно древним учениям, по меридианам протекает жизненная энергия
Ци , а точки на поверхности тела служат для входа и выхода Ци из организма. Меридианы замыкаются в единый непрерывный цикл посредством точек соединения. По представлениям восточных медиков каналы обеспечивают контакт человека с окружающей средой (кожная чувствительность), управляют током крови и Ци, стимулируют рост мышц и костей, облегчают работу суставов и связывают внутренние органы с поверхностью тела. Здоровье характеризовалось нормальным движением Ци в организме.
Для рассмотрения объективных процессов, протекающих в архитектуре человека, следует ввести традиционное в эзотерическом мире понятие вриля. Данное понятие позволит сформировать целостное представление о биохимических процессах, протекающих в организме человека. Вриль – это универсальное вещество, обладающее целостным набором свойств, обеспечивающих любой биохимический процесс в организме человека. Понятие вриля будет одинаковым для разных фрактальных масштабов, хотя в разных масштабах он будет принимать разные формы: клеточный масштаб – биохимия организма; масштаб личности – энергия
Ци или Прана; масштаб биосферы – океан света или искра Божья.
Китайские мыслители предлагали различные варианты развития жизни. В качестве примера можно привести следующий: в древнем мире, во времена великой пустоты, существовало без формы и признаков изначальное
Ци , состоявшее из слитых воедино субстанций. Им нельзя было управлять, так же как и нельзя было обуздать. Так продолжалось довольно долго, но потом оно начало изменяться и разделилось на чистое и мутное, которые превратились в инь и ян. Инь и ян уже обладали формой, постепенно они упорядочивались в мире и сформировали небо и землю. Когда небесное и земное Ци соединились, зародилось все сущее. Гармоничное слияние этих двух начал и породило человека, для того чтобы он управлял ими.
хуан. Хорошим образом здесь служит обыкновенное яйцо, его желток, только в даосизме это не цвет, а исток всего сущего. Белок в яйце создает среду, окружение для зародыша, также как материнская матка при зачатии ребенка. Также в даосизме хуан – это источник материального, не важно какого вида материи, это прежденебесное изначальное
ци [сянь тянь чжи юань ци), это начало, делающее возможным само материальное существование. И именно это – объект нашей практики.
В названии шиацу есть и другой, скрытый смысл. Ши не только означает «пальцы», но и восходит к древнему обозначению жизненной энергии
Ци , или Чи. Таким образом, метод шиацу является надавливанием на энергетический поток, подобно включению осветительного прибора.
Эту процедуру теперь можно контролировать посредством измерительных методик, а это означает, что теперь ее можно будет использовать в специфических целях. Посредством изучения электромиограмм (ЭМГ) лобково-копчиковой мышцы, на методах кундалини-йоги было продемонстрировано, что чистая ментальная концентрация на одной чакре приводит к значительному повышению тонуса (tone) лобково-копчиковой мышцы. Многие люди испытывают легкое, а иногда и сильное напряжение лобково-копчиковой мышцы, когда концентрируют внимание на тазовой области. Это означает, что главный энергетический поток поднимается из тазовой области и во время медитации. Измерения жизненной энергии
ци дают нам новое видение и, что еще важнее, новое понимание внутренних процессов, простирающееся далеко за грань нашего воображения. Открываются возможности для формирования иного сознания, «нового человека». Эти необычные, исследованные научными методами феномены указывают нам возможный путь в новое тысячелетие. Информационный обмен, происходящий между лобково-копчиковой мышцей и головным мозгом во время выполнения упражнения «олень».
В Космосе и в человеческом теле существует особая энергия, которую называют в разных культурах по– разному:
ци , прана, информационно-энергетический ток и т. д. Способность получать жизненную энергию, накапливать и направлять ее по энергетическим каналам приводит к совершенному здоровью, внутренней гармонии, развитию творческих и психических возможностей.
Для более глубокого понимания нам потребуются еще два важных понятия, связанных с энергией
Ци , – Ши и Сю. Ши означает полноту или избыток энергии, что в большинстве случаев вызывает такие симптомы Ян, как воспаление, острая боль и лихорадка.
В даосской традиции рассматривают непрерывный спектр энергии
ци . Это же касается и продуктов ее распада – энергий инь и ян. Отождествляя энергию с ощущениями, можно говорить о спектре ощущений разной плотности. Тонкость энергии возрастает в направлении «вверх» – от материи в область духа.
Более подробное знание исцеляющих точек открывает многие секреты, самый главный из которых – воздействие на организм на уровне сознания. Это высокое искусство самоисцеления, в Главе 4 мы освоим несколько приемов так называемого «Воспитания
ци ».
Но верно и обратное утверждение: «кровь является матерью
ци ». Потому что функция ци в участках тела, органах и системах прекратится, если остановится ток крови. Энергия ци – это залог правильного функционирования тела, а кровь – это питание и сила, благодаря которой организм способен откликаться на воздействие ци. Если между кровью и ци нет гармонии, возникает болезнь и боль. Боль указывает нам, в каком месте произошла закупорка крови и ци. А древние каноны учат, на какие меридианы надо воздействовать, чтобы возобновить в болезненном участке поток ци. Энергия, в свою очередь, усилит ток крови.
Если
Ци течет свободно по энергетической сети, человек здоров. Но если она заблокирована, застаивается или ослабляется, то возникают проблемы с самочувствием. Известно, что Инь символизирует женское, темное, негативное начало. Ян, наоборот, – мужское, светлое, активное и позитивное. Энергия Ян движется извне вовнутрь, а Инь – внутри тела. Если одно из них доминирует, баланс Ци нарушается, что приводит к возникновению болезней. Главная цель – добиться гармонии, равновесия между этими двумя началами.
За почти тысячелетнюю историю своего существования они сменили много названий. Самые древние из них – дао-инь (что в переводе с китайского языка означает «вводить
ци и проводить ее по каналам»), туна (переводится как «искусство регулирования дыхания»), шици (переводится как «питание ци»), фуци (означает «самодополнение через ци»). Одно из последних названий, широко распространенное сегодня, – цигун (переводится как «достижение мастерства в управлении ци»).
В самом общем значении цигун – это система комплексной психофизической саморегуляции, основная цель которой – наладить правильную циркуляцию
ци внутри организма. Однако конкретное содержание понятия цигун меняется в зависимости от контекста. В одном случае под цигун могут пониматься простейшие дыхательные упражнения, в другом – сложнейшие комплексы медитативных практик и особый тип духовного самовоспитания.
Вы здоровы и полны жизни, когда прана свободно циркулирует по вашему телу и уму. Когда же поток праны прерывается, вы устаете и заболеваете. О живительной силе говорится во всех традициях мудрости о целительстве: это энергия
ци в традиционной китайской медицине, в каббалистической традиции это руах. Как учит нас Патанджали, в йоге осознанные дыхательные техники (пранаяма) – это ключевой способ пробудить прану.
1) упражнения служат к устранению закупорок кровеносных сосудов путем очищения инь-ян-меридианов и их ветвей. Для этого требуется создание в организме избытка
ци для надавливания на закупорки. Этот избыток создается путем забора из пространства дополнительной порции ци-энергии;