Связанные понятия
Ненависть — интенсивное, отрицательно окрашенное деструктивное чувство, отражающее неприятие, отвращение и враждебность к объекту ненависти (человеку, группе лиц, неодушевленному предмету, явлению).
Не путать с: ВиновностьВина́, чу́вство вины́, угрызе́ния со́вести — отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является некий поступок субъекта, который кажется ему причиной негативных для других людей, или даже для самого себя, последствий. Если последствия имеют негативное влияние только на субъект, то возникает чувство досады, а не вины.
Подробнее: Вина
Оби́да — реакция человека на воспринимаемое как несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, а также вызванные этим отрицательно окрашенные эмоции.
Стыд — отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является какой-либо поступок или качество (философия) субъекта.
Нарцисси́зм — свойство характера, заключающееся в чрезмерной самовлюблённости и завышенной самооценке — грандиозности, в большинстве случаев не соответствующей действительности. Термин происходит из греческого мифа о Нарциссе, прекрасном молодом человеке, который предпочёл любоваться на своё отражение в водах ручья и отверг любовь нимфы Эхо. В наказание за это он был обречён влюбиться в собственное отражение и в итоге превратился в цветок, его именем и названный.
Упоминания в литературе
Трудности, касающиеся сексуальной привязанности, возможно, не столько связаны с самой сексуальной активностью, сколько с негативными явлениями, к которым она приводит. Если мужчина и женщина испытывают сильную взаимную привязанность, и при этом женщину привлекает другой мужчина, то в уме ее любовника мгновенно возникает
ревность , гнев и одержимость. Эти эмоции будут присутствовать, пока есть привязанность. Они как слуги, следующие за своим господином. Вслед за желанием следует множество проявлений, значительно более негативных и вредных для вашего продвижения на пути, чем само это чувство. Другая трудность в том, что сексуальные отношения между людьми часто ведут к рождению детей. Вы полностью погружаетесь в их воспитание, и времени на практику Дхармы остается гораздо меньше. Поэтому для интенсивной практики и упрощения вашей жизни обет безбрачия считается важным.
Чувства тоже могут возникать из глубокой внутренней потребности. Наиболее известным из таких чувств является любовь. Она рождается из необходимости быть нужным – если не себе, то хоть кому-нибудь; а также из надобности быть принятым кем-то, и принять кого-то. Это позволяет жить дальше с отрицанием себя истинного, с расщепленностью собственного ума из-за вложенных в него противоречивых идей. Чувство любви, пожалуй, самое сложное и сильное, ведь в нем помимо сексуального желания и страха содержатся идеи о доверии и верности, плюс масса романтических представлений и прочей ерунды, усваиваемой подростками на пике первых приступов влечения к противоположному полу. Поэтому желаний и ожиданий, сопутствующих любви, всегда много, как и эмоций. В общем, это настоящее испытание для человека. Поэтому, видимо, именно этому чувству придается столь большое значение в мировой культуре. Менее приветствуется идущая вместе с любовью
ревность , хотя возникает она практически на той же основе – сексуальное желание, желание верности, страх расставания и обмана…
И, что еще хуже, не способен взглянуть на себя со стороны и понять, насколько неумным и неприятным человеком он кажется в момент, когда выплескивает накопившийся негатив на окружающих. Любые отрицательные эмоции, будь то страх, злость,
ревность или обида, по сути, совершенно бесполезны: они не несут никакой созидательной функции, исключительно деструктивную. Необходимо понять, что негативные эмоции не являются «детьми обстоятельств», как мы нередко себя сами убеждаем, это ростки из «семян» нашего же сознания, а точнее – нашего самосожаления. Любому человеку куда легче обвинить во всем кого и что угодно, кроме себя, поэтому и отрицательные эмоции всегда направлены против кого-то якобы виноватого, тогда как действительным виновником является их распространитель. Например, ярость или досада от осознания собственного бессилия порождаются вовсе не осознанием истины, а скорее появляются из того, что человек, не желая искать иных путей выхода из сложной ситуации, убеждает себя в их отсутствии (хотя подсознательно понимает, что не прав!). Поэтому отказ от негативных эмоций полезен для любого человека сразу по многим причинам. И главная из них вовсе не в том, что демонстрировать свои слабости некрасиво, просто гораздо проще жить без постоянного саморазрушения.
Разновидностью конкуренции является
ревность . На функциональном уровне у человека ревнующего доминирует требование владеть, а на эдипальном – чувство покинутости. Ревность собственника может вести к насилию, покинутость ведет к ослаблению, сопровождаемому страхом заброшенности. В случае чрезмерно развитого нарциссизма появляется потребность доказать: «я – идеал!», и она/он еще будет жалеть о своем отношении/поведении.
Такая мнимая вина может появиться из опасений вызвать у других людей обиду,
ревность , ярость, вожделение и целую совокупность других эмоций, составляющих содержание Тени. Юнг заметил, что если у человека отсутствует Тень, – а это значит, что он ее не осознает и тщательно от нее защищается, – то этот человек является ограниченным. Большинство из нас воспитывали так, чтобы мы были хорошими, а не настоящими; приспосабливающимися, а не надежными, адаптивными, а не уверенными в себе. Представим себе программу «Двенадцать шагов» для «восстановления хороших людей», в процессе которой человек рассказывает о том, как проявлял искреннюю доброту в последнюю неделю и одновременно сожалел об этом; или же как, решив перестать быть хорошим, он почувствовал вину.
Связанные понятия (продолжение)
За́висть — социально-психологический конструкт/концепт, охватывающий целый ряд различных форм социального поведения и чувств, возникающих по отношению к тем, кто обладает чем-либо (материальным или нематериальным), чем хочет обладать завидующий, но не обладает. По Словарю Даля, зависть — это «досада по чужом добре или благе», завидовать — «жалеть, что у самого нет того, что есть у другого». По Словарю Ушакова, называется «желанием иметь то, что есть у другого». Спиноза определял зависть как «неудовольствие...
Симпа́тия (греч. συμπάθεια «сочувствие; взаимовлечение» от др.-греч. συμ «вместе» + πάθεια «чувство, страсть; влечение») — чувство устойчивой эмоциональной предрасположенности к кому-либо или чему-либо. Противоположно антипатии.
Жалость к себе (также саможаление) — эмоция жалости, испытываемая к самому себе. Обычно вызывается стрессом, сопровождается чувствами грусти и обострённой несправедливости, характеризуется завистью к тем, кому «больше повезло» (типичные вопросы «внутреннего монолога» — «почему я?», «чем я это заслужил?»).`
Отча́яние — отрицательная астеническая эмоция, связанная с ощущением субъектом невозможности удовлетворить какую-либо потребность.
Любо́вь — чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность и устремлённость к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.
Гнев — отрицательно окрашенный аффект, направленный против испытываемой несправедливости, и сопровождающийся желанием устранить её.
Глу́пость — абстрактное понятие, подразумевающее под собой низкую степень интеллекта, отсутствие здравого смысла и неспособность самостоятельно мыслить и принимать рациональные решения. Проявляется также в невозможности отвечать (или давать элементарные ответы) на более сложные вопросы, а также в поведении и некоторых проявлениях личности в более сложных ситуациях.
Мазохизм — склонность получать удовольствие, испытывая унижения, насилие или мучения. Может быть чертой характера или девиацией в поведении. Термин был введён психиатром и неврологом Рихардом фон Крафт-Эбингом в монографии 1886 года «Половая психопатия» («Psychopathia sexualis») и назван по имени писателя Леопольда Захер-Мазоха, в романах и новеллах которого описаны подобные склонности.
Униже́ние — поведение человека, целью или результатом которого является падение у унижаемого чувства собственного достоинства и его достоинства в глазах других людей. Унижение может совершаться как намеренно, например, с целью самоутверждения, так и являться, например, методом воспитания.
Ярость — очень сильная эмоция или импульсивная и агрессивная реакция (аффект), которая может быть вызвана попаданием индивида в неприятную ситуацию или неприятной ему характеристикой. Ярость считается сильнее злости и хуже поддаётся управлению, нежели гнев. Ярость чаще всего сопровождается утратой самоконтроля.
Ко́мплекс (лат. Complex — связь, сочетание) — в психологии (прежде всего в психоанализе) понятие, обозначающее «формирующуюся в бессознательном (или вытесненную в него) эмоционально окрашенную совокупность представлений, мотивов и установок, оказывающую существенное влияние на развитие и функционирование психики, личности и поведение человека». Введено Карлом Густавом Юнгом.
Психопа́тия (от др.-греч. ψυχή «дух; душа; сознание; характер» + от греч. παθος «страдание, боль, болезнь») — психопатологический синдром, проявляющийся в виде констелляции таких черт, как бессердечие по отношению к окружающим, сниженная способность к сопереживанию, неспособность к искреннему раскаянию в причинении вреда другим людям, лживость, эгоцентричность и поверхностность эмоциональных реакций.
Привя́занность — чувство близости, основанное на глубокой симпатии, влюбленности, преданности кому-либо или чему-либо.
Комплекс неполноценности — совокупность психологических и эмоциональных ощущений человека, выражающихся в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходство окружающих над собой. Комплекс неполноценности возникает вследствие разнообразных причин, таких, как: дискриминация, душевные травмы, свои собственные ошибки и неудачи и т. п. Комплекс неполноценности существенно влияет на самочувствие и поведение человека.
Презре́ние — отрицательно окрашенное чувство, возникающее по отношению к объекту, демонстрирующему качества или поведение, которые субъект не позволяет себе демонстрировать, так как воспринимает их социально неприемлемыми. Презрение связано с чувством превосходства. Кроме того, оно легко переходит в злость, гнев, ярость и даже порождает ненависть, если объект презрения становится существенным препятствием на пути удовлетворения потребностей субъекта.
Сублима́ция — защитный механизм психики, представляющий собой снятие внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество. Впервые описан Фрейдом.
Самоуваже́ние (также чувство собственного достоинства) — в социологии и психологии отражает субъективную эмоциональную оценку собственной значимости, а также отношение индивида к себе как к личности. Включает в себя как мнение о себе (например, «я компетентен/некомпетентен»), так и связанные с этим эмоции (например, радость/отчаяние, гордость/стыд). Оно также отражается на поведении (например, настойчивость/уступчивость, уверенность/сомнение).
Одино́чество — социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции.
Засте́нчивость (стесни́тельность, ро́бость) — состояние психики и обусловленное им поведение животных и человека, характерными чертами которого являются: нерешительность, боязливость, напряжённость, скованность и неловкость в обществе из-за неуверенности в себе или отсутствия социальных навыков.
Эгоцентри́зм (от др.-греч. Εγώ — «я» и лат. centrum — «центр круга») — фактическая неспособность индивида рассматривать иную точку зрения, как заслуживающую внимания. Восприятие своей точки зрения как единственной существующей или даже единственно возможной. Термин введён в психологию Жаном Пиаже для описания особенностей мышления, характерного для детей в возрасте до 8–10 лет. По различным причинам такая особенность мышления в разной степени выраженности может сохраняться и в более зрелом возрасте...
Ра́дость — внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия, веселого настроения и счастья, ласкательное обращение.
Антипа́тия (греч. αντιπάθεια, от αντι — «против», и πάθος — «страсть») — чувство неприязни, нерасположения или отвращения, эмоциональное отношение неприятия кого-либо или чего-либо. Противоположно симпатии. Антипатия, как и симпатия, является во многом безотчётным чувством и обусловливается подсознательным решением, но она может возникать и полностью сознательно, в результате моральной оценки по отношению к тем людям, существам или явлениям, которые порицает принятая в данном обществе система взглядов...
Отыгрывание (англ. acting out), отреагирование вовне, разрядка — психический механизм защиты, выражающийся в бессознательном снятии внутреннего напряжения через поведение, реализующее пугающий сценарий, за счёт изменения своей роли в нём с пассивно-жертвенной на активно-инициирующую. Иными словами — это бессознательное провоцирование развития тревожной для человека ситуации.
Мизантрóпия (от др.-греч. μῖσος «ненависть» + ἄνθρωπος «человек»; букв. «человеконенавистничество») — отчуждение от людей, ненависть к ним; нелюдимость. Некоторыми исследователями рассматривается как патологическое психофизиологическое свойство личности.
Подробнее: Мизантропия
Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием.
Эмпати́я (греч. ἐν — «в» + греч. πάθος — «страсть», «страдание», «чувство») — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Соответственно эмпа́т — это человек с развитой способностью к эмпатии.
Эгои́зм (др.-греч. Εγώ , лат. ego — «я») — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других. Противоположностью эгоизма традиционно считается альтруизм, хотя современная психология часто считает такое противопоставление некорректным. Выделяют также специфические взгляды на эгоизм — такие как «разумный эгоизм», «гедонизм».
Агресси́вность (лат. aggressio — нападать) или враждебность — устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему, либо подобное аффективное состояние (гнев, злость).
Страсть — сильное, доминирующее над другими, чувство человека, характеризующееся энтузиазмом или сильным влечением к объекту страсти. Объектами страсти могут быть как люди, так и предметы и даже идеи.
Подсознательное — термин, ошибочно применяемый для характеристики активных психических процессов которые, не являясь в определённый момент центром смысловой деятельности сознания, оказывают влияние на течение сознательных процессов. Так, то, о чём человек в данный момент непосредственно не думает, но что в принципе известно ему и ассоциативно связано с предметом его мысли, может в качестве смыслового подтекста оказывать влияние на течение мысли, сопровождать её и т. п. В действительности для характеристики...
Агре́ссия (от лат. aggressiō — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Подробнее: Агрессивное поведение
Психологическая травма или психическая травма — вред, нанесённый психическому здоровью человека в результате интенсивного воздействия неблагоприятных факторов среды или остроэмоциональных, стрессовых воздействий на его психику. Часто бывает связана с физической травмой, угрожающей жизни, либо нарушающей ощущение безопасности.
Влюблённость — сильное положительно окрашенное чувство (комплекс чувств), направленное на другого человека. По мнению психологов, влюблённость сопровождается сужением сознания, следствием чего может быть искажённая оценка объекта влюблённости. Влюблённый закрывает глаза на недостатки любимого человека и на противоречия, возникающие в отношениях с ним, в то время как его положительные качества и позитивный опыт взаимодействия приобретают особенную ценность. Несмотря на положительную окраску самого...
Социа́льная изоля́ция — социальное явление, при котором происходит отторжение индивида или социальной группы от других индивидов или социальных групп в результате прекращения или резкого сокращения социальных контактов и взаимоотношений..
Цини́зм (лат. Cynismus от др.-греч. Kυνισμός) или циничность — откровенное, вызывающе-пренебрежительное и презрительное отношение к нормам общественной морали, культурным ценностям и представлениям о благопристойности, отрицательное, нигилистическое отношение к общепринятым нормам нравственности, к официальным догмам господствующей идеологии.
Фрустра́ция (лат. frustratio — «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») — психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям. Такая ситуация может рассматриваться как до некоторой степени травмирующая.
Аффе́кт (лат. affectus — страсть, душевное волнение) — эмоциональный процесс взрывного характера, характеризующийся кратковременностью и высокой интенсивностью, сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов. Аффекты отличают от эмоций, чувств и настроений.
Мечта ́ — особый вид воображения, представляющий собой самостоятельное создание новых образов и направленный на будущую деятельность, выражающий желания человека и, в отличие от творческого воображения, не включённый непосредственно в деятельность в данный момент. Может помогать или вредить человеку в практической деятельности, в зависимости от её реальности и полезности.
Влече́ние , драйв — инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этой потребности. Психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта, — уже имеющее эмоциональную окраску, но ещё не связанное с выдвижением сознательных целей. Преходящее явление, ибо явленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в конкретное желание, намерение, мечту и пр.
Инфантилизм (от лат. infantilis — детский) — незрелость в развитии, сохранение в поведении или физическом облике черт, присущих предшествующим возрастным этапам.
Го́рдость — положительно окрашенная эмоция, отражающая положительную самооценку — наличие самоуважения, чувства собственного достоинства, собственной ценности. В переносном смысле «гордостью» может называться причина такой самооценки (например, «этот студент — гордость всего института»).
Злость — олицетворение: чувство раздражения, выявление противоречий к собственным убеждениям, эгоизму и мировоззрению. Это физическое состояние, имеющее характер эмоциональной структуры головного мозга.
Экзистенциальный кризис (лат. existentia — существование; др.-греч. κρίσις — решение, поворотный пункт) — состояние тревоги, чувство глубокого психологического дискомфорта при вопросе о смысле существования. Наиболее распространён в культурах, где основные нужды для выживания уже удовлетворены.
Амбивале́нтность (от лат. ambo — «оба» и лат. valentia — «сила») — двойственность (расщепление) отношения к чему-либо, в особенности — двойственность переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства.
Жесто́кость — проявление грубого (в том числе неумелого) отношения и обращения с другими живыми существам, которое может сопровождаться в том числе причинением им боли и нанесением душевных и телесных повреждений.
Упоминания в литературе (продолжение)
Таким образом, у ребенка закладываются предпосылки для развития мужской (или женской) инициативы, а сверх этого – определения своего сексуального облика; как то, так и другое существенным образом влияют на позитивные и негативные черты будущей личности. Бурное развитие воображения и опьянение своей возросшей физической силой приводит к тайной гигантомании. Пробуждается очень сильное чувство вины – очень странное чувство, предполагающее, что человек совершил преступление (или просто дурной поступок), которое при ближайшем рассмотрении оказывается не только несовершенным, но и просто невозможным по причине биологической абсурдности последнего. В то время как борьба за автономию в самых ярких своих проявлениях была направлена на сохранение внешнего первенства и очень часто являлась отражением бешеной
ревности по отношению к младшим братьям и сестрам, инициатива связана с преждевременным соперничеством с теми, кто вследствие своего лидерства может претендовать на то, что изначально было другого.
Но даже если все эти расстройства женских функций отсутствуют, одно отношение непременно будет нарушенным или, по крайней мере, неполноценным – а именно отношение к мужчине. Я еще вернусь к природе этих расстройств в ином контексте. Здесь же я хотела бы сказать только одно: выражаются ли они в безразличии или болезненной
ревности , в недоверии или раздражительности, в претензиях или чувстве неполноценности, в потребности иметь любовников или в стремлении к интимной дружбе с женщинами, всех их объединяет неспособность к полноценным (то есть затрагивающим и душу, и тело) любовным отношениям с гетеросексуальным объектом.
В самой этой эмоции нет ничего предосудительного, и не желание, как правило, является прямой причиной негативных действий. Основной его недостаток в том, что оно обычно сопровождается гневом,
ревностью и другими чувствами, которые очень вредны.
Умный отец не демонстрирует тупой силы и власти над матерью при ребенке. И в этом случае ребенок не так сильно страдает от
ревности . Еще Одиссей писал своему сыну Телемаку: мое отсутствие в доме избавляет тебя от эдиповых страстей. Но в рассматриваемом клиническом случае все развивается по-другому, худшему сценарию. Робкая мать дистанцируется от сына, не проявляет к нему любви, а властный отец подавляет его, унижает в глазах матери. Стало быть, эдипов комплекс не рассасывается, а, наоборот, сохраняется, фиксируется, уходит вглубь личности. Этому процессу, несомненно, способствовала позиция отца – властного и жестокого. С другой стороны, стремление быть похожим на отца (чтобы так же, как он, завоевать мать) сделало П. резким, возбудимым, агрессивным. В итоге получилось следующее: эдипов комплекс не разрешен, он задавлен жестоким отцом. Это сопровождается внутренними страхами, неуверенностью в себе, агрессией.
Дело даже не в том, что эгоист изолируется от мира, как рассуждают некоторые. Наоборот, эгоист прекрасно видит все разнообразие жизни. Дело в том, что это разнообразие его не интересует, так же как не интересует и то, что может произойти с другими людьми, если он доволен собой и его желания и требования удовлетворяются. Помимо того что он эгоцентрист, он к тому же становится холоден и равнодушен ко всему остальному, ему «наплевать» на других людей и уже недостаточно того, что он является центром внимания. Будучи полностью поглощенным той уродливой формой любви, которую он питает к самому себе, он не уважает, не в состоянии ценить даже это внимание. Эгоист проявляет одновременно и
ревность эгоцентриста, и полную неспособность любить, уже ставшую основной чертой его личности. В цитируемой нами статье профессора Ливраги говорится: «Любовь – это отдача, и соответственно, отдача – это проявление Любви…» Как достигнуть той высокой цели, к которой стремятся все подлинные человеческие взаимоотношения?
Чрезмерно серьезное отношение к предметам и ситуациям формирует в подсознании глубокие впечатления (самскары), а это приводит к формированию предубеждений. Мы теряем способность воспринимать мир объективно – таким, каков он есть на самом деле. Иначе говоря, эмоции пристрастия, неприязни, любви, ненависти,
ревности , мести и т. п. должны постепенно искореняться. Только тогда наш разум станет отстраненным и не обремененным предубеждениями, а значит, сможет оставаться спокойным, безмятежным и уравновешенным. И тогда мы сможем справиться с любыми трудностями.
Сексуальная неудовлетворенность может не только сублимироваться в социально приемлемые формы активности, но и приводить к неврозам. Фрейд указывает на один из наиболее распространенных механизмов такого превращения: неудовлетворенная мужем невротическая женщина становится слишком нежной и тревожной по отношению к ребенку – в этом случае мать полностью переносит свою потребность в любви на ребенка; это, в свою очередь, возбуждает эмоциональную жизнь ребенка, заставляя его в самом нежном возрасте испытывать сильные чувства, к которым он не готов, – любовь,
ревность и ненависть. Если чрезмерная чувственная стимуляция сопровождается при этом строгим воспитанием и запретом сексуальных проявлений, то формируется конфликт между рано пробудившейся сексуальностью и сдерживающей ее силой. Этот конфликт содержит в себе все для последующего невроза [163]. В «Анализе фобии пятилетнего мальчика» (1909 год) Фрейд выдвигает требование «сделать индивида при наименьших потерях в его активности социально полезным и пригодным для культурной жизни». Он считает это вполне возможным и необходимым без обращения к религии [117].
При заболевании алкоголизмом возможны расстройства мышления, а именно, бред. Бред – это противоречие действительности. Характер бреда бывает различным, каждый из субъектов выдвигает свои бредовые мысли и идеи. Зависят они от возможностей мышления того, кто является их отцом. Наиболее распространенными среди больных алкоголизмом являются бред
ревности , который заставляет постоянно думать об измене; бред преследования, из-за которого алкоголик уверен, что за ним следят и непременно желают сделать зло таинственные «некто» или вполне определенные личности. Удивительно, но обладающий этим бредом (даже если он находится на низшем социальном уровне) действительно верит в то, что ему завидуют, что хотят у него что-то украсть, что у них в доме или около него постоянно ходят какие-то люди, которые чего-то хотят от него. Такой человек воспринимает окружающих именно с такой точки зрения, и близким порой невозможно доказать свою заботу. Выводы человека, охваченного бредом преследования, самые разные.
Есть и еще одна причина, по которой Фрейд подчеркивает иррациональность ребенка. При анализе собственных сновидений его поразил тот факт, что даже у нормального, психически здорового взрослого могут быть обнаружены такие иррациональные влечения, как ненависть,
ревность , амбиции. В конце XIX – начале XX века стала ощущаться резкая граница между больными и здоровыми. Было невозможно себе представить, чтобы нормальный, респектабельный гражданин был должен или мог хранить в себе столько «безумных» импульсов, как об этом свидетельствовали его сновидения. Как можно было объяснить присутствие этих импульсов в сновидениях, не разрушив концепцию здорового, «нормального» взрослого? Фрейд нашел разрешение этой трудности в предположении, что иррациональные влечения, проявляющиеся в снах, есть выражение во взрослом ребенка, которое все еще сохраняется и оживает в сновидениях. Теоретическая конструкция Фрейда сводится к следующему: некоторые импульсы ребенка делаются подавленными, но продолжают скрытое существование в подсознании и появляются в сновидениях, хотя и искаженными и завуалированными в силу потребности взрослого избежать полного их осознания даже во сне. Я приведу одно из сновидений Фрейда, которое он анализирует в своей книге «Толкование сновидений» как иллюстрацию этого положения.
Основная проблема заключается в том, что мы верим, что все реально, и живем в соответствии с этим убеждением. «Я реальный и незыблемый, мое тело реальное и незыблемое, и эмоции, которые я испытываю, – также реальные и незыблемые». Поскольку мы в этом совершенно убеждены, у нас нет иного выбора, кроме как дожидаться исчерпания эмоций и идти у них на поводу. В этом случае мы полностью находимся в их власти. Мы переживаем привязанность, отвращение, гнев, глупость, желание и
ревность . Мы рассматриваем эти субъективные явления как нечто настолько реальное, что автоматически им поддаемся. Мы наделяем их такой подлинностью, что уже не в состоянии распознать их абсолютную ложность. Мы чувствуем: «Да, выбора нет, ведь, куда ни глянь, все такое реальное… Что же я могу поделать?» Так что мы просто переживаем свое заблуждение. Мы полностью сдаемся на милость проекций нашего ума.
Раджас – гуна страсти. Без этой гуны в человеке отсутствует активное, деятельное начало, поскольку желания порождают эмоции, а эмоции, в свою очередь, энтузиазм, который позволяет нам добиваться поставленных перед собой целей, реализовать свою мечту. Однако не все так радужно: являясь стимулом к действию и достижению, раджас может порождать чрезмерные привязанности и пристрастия, овладевая нашей психикой и лишая правильного восприятия мира, превращая нас в одержимых идеей фикс. С проявлениями этой гуны мы хорошо знакомы: это раздражительность, гнев, зависть, страх, алчность, эгоизм, гордыня,
ревность , ненависть, похотливость, импульсивность, беспокойство ума, болтливость, нетерпимость, агрессивность и склонность к насилию, властолюбие…
Следующий вариант отражает обратную картину. Вы стремитесь подавить личность партнёра, отвергаете его право на свободный выбор. Такой вид зависимости нередко проявляется в приступах
ревности .
Земные страсти и накал эмоций Козероги не принимают. Лень, импульсивность,
ревность , беззаботность и праздность – все это составляет для них иной мир, в который они не заглядывают даже из интереса. Сферу чувств Козерог относит к категории препятствий, которые не должны существовать. А если они и появились на жизненном пути, то с ними нужно нещадно расправиться. Людей, живущих чувствами, Козерогу немного жаль. Он полагает, что они не способны мыслить реальными категориями, а значит, не достойны сочувствия. В лучшем случае он молча выслушает жалобы неудачника.
Затем я встречался с родителями вместе и поодиночке. Вы уже догадались? У родителей Дженифер в супружестве были конфликты, тщательно скрываемые от посторонних. Эти раздоры имели далеко идущие корни, но семье удавалось существовать довольно стабильно многие годы. А Дженифер была счастлива своими отношениями с отцом. По мере того как девочка росла, мать все больше начинала ревновать к этим отношениям. Но, несмотря на эту
ревность , мать поддерживала прочные отношения с Дженифер. Но вот девочка достигла подросткового возраста. Когда она физически стала оформляться в женщину, ревность матери неизмеримо возросла. Различными формами иносказания (о которых мы поговорим позже) мать заронила в голову Дженифер одну весьма простую и ясную мысль. Мысль состояла в том, что теперь Дженифер стала женщиной, а женщине следует заботиться о своих собственных эмоциональных запросах, о внимании со стороны мужчин. Как и многие девочки ее возраста, Дженифер попыталась сменить любовь отца на внимание со стороны мальчиков-сверстников. Она поступила точно так, как ее иносказательно инструктировала мать.
Так человек, играющий на рулетке ва-банк, вызывает у окружающей публики одобрительные возгласы. Но что скажет та же самая публика, если узнает, что на кону стоит, например, жизнь его жены или ребенка? Так, абсолютно непьющий человек в веселой компании будет принят с некоторым недоверием. Но никто не станет восхищаться алкоголиком. Так же и с
ревностью : не ревнуешь, значит, не любишь – довольно распространенное в обществе представление. Но ревнивец, замучивший жену своими ни на чем не основанными подозрениями и вечными скандалами, не станет для окружающих эталоном влюбленного. Грубо говоря, яркие эмоции – это хорошо, но только до тех пор, пока эмоции эти добровольны, осознанны и контролируются человеком.
Проблемой в теории cognitive labeling является то, что, судя по всему, она предполагает наличие определенной последовательности: сначала происходит изменение в организме, появляется «физическое» ощущение, затем оно становится «психическим» на основании конкретной интерпретации. Однако разве мы зачастую не сталкиваемся с тем, что в первую очередь возникает интерпретация, затем возникает эмоция интерпретации, т. е. человек истолковывает ситуацию определенным образом (к примеру, как ситуацию, в которой нормальной реакцией была бы злость,
ревность или страх) и только потом возникает эмоция?
Причиной подобного изменения не всегда служит
ревность . Достаточно бывает разочарования или ожесточения. Чем сильнее у молодого человека разочарование и горечь из-за того, каким образом мать обходится с отцом, тем сильнее он ненавидит женский флирт. Легкая игривая улыбка, промелькнувшая на женских устах, и та способна омрачить его настроение. Чем чаще это происходит – причем сам человек не понимает, что с ним творится, – тем острее он ощущает себя одиноким и тем больше замыкается в себе, не желая навязывать своего дурного настроения окружающим. Он понимает, что никому не нравятся такие люди. Точно таким же образом замыкаются в себе и его сперматозоиды, даже если мужчина был бы не прочь заиметь с женой ребенка. Такие мужчины нравятся женщинам своим спокойствием, умом, деловитостью, ответственностью и верностью. Если муж жене по душе, она старается быть ему под стать и потому быстро становится похожей на него.
Это говорит о том, что такое поведение противоречит Природе, нарушает законы гармонии Вселенной и приводит к разрушительным последствиям для организма. Зависть, ненависть,
ревность , пессимизм и чувство обиды заразны и деструктивны, они всегда возвращаются к тому, кто их излучает, и оказывают на него негативное воздействие.
Итак, путь эмоционального интуита лежит через сердце. Эта дорога ведет человека через насыщенный и яркий опыт чувств к зрелости, когда вырабатывается способность сосредоточиться на велениях собственного сердца. Чувства и эмоции – большая сила. Позволяя чувствам, таким как страх, злость,
ревность , тревога и беспокойство, управлять нашим сознанием, мы страдаем. А эмоциональные интуиты еще и принимают в себя эмоциональную энергию других людей и окружающего мира, причем обычно этого не осознавая. Их духовная чувствительность настолько четко настроена на эмоциональный сектор, что они могут ощутить себя выбитыми из колеи, лишь войдя в помещение, заполненное людьми.
В принятии этой противоестественной для дочерей роли и заключается первопричина жестокой
ревности , которая обуревает иногда дочерей, как маленьких, так и взрослых, по отношению ко всем мужчинам, проявляющим повышенную, по их мнению, заинтересованность в близости с матерью, если к тому времени они успели выстроить инцестуозные отношения по типу исключенного третьего. В начале фильма Педро Альмодовара «Острые каблуки» (1991) с помощью приема возвращения в прошлое режиссер показывает нам сцену из детства Ребекки, когда ей было около шести лет. Она вместе со своей матерью – Бекки и ее вторым мужем. Супруг не согласен, чтобы жена подписывала контракт на работу за границей, он хочет, чтобы она совсем оставила сцену. В ванной комнате Ребекка подмешивает снотворное в тонизирующий напиток и подкладывает его в туалетный несессер отчима, он уезжает на своем автомобиле и погибает, уснув за рулем. Дочь ждет двадцать пять лет, прежде чем признаться матери, что именно она повинна в его смерти. По ее словам, она сделала это, чтобы позволить матери разделаться со всем одним махом. В иносказательной форме она заявляет: «Я хотела вновь сделать тебя свободной».
Дорогая подружка, случалось ли тебе реветь горючими слезами и утирать сопли, переживая вечную разлуку с прекраснейшим из мужчин, разбившим твое хрупкое сердечко? Признайся честно, он был обольстителен, брутален, настоящий мачо! Наверняка все девчонки сходили по нему с ума и умирали от любви. А он выбрал тебя, взял жестко, но страстно! Он был бесстрашен и безгранично изобретателен, настоящий Джеймс Бонд! В порыве
ревности он был готов уничтожить соперника! И совершенно непонятно, почему ты вдруг оказалась надоевшей игрушкой, которую он жестоко швырнул в сторону с той же силой, с которой совсем недавно добивался твоего внимания. Финал вашего романа чуть было не зарифмовался «любил – убил», но все обошлось метафорой: кровавыми слезами и раненой душой. Вполне возможно, ты до сих пор сохнешь по нему. Если в твоей жизни был такой герой, прими мои поздравления! Но радость не в том, что он был с тобой рядом, а в том, что оставил тебя живой и относительно здоровой. Так что поздравляю тебя с благополучным избавлением от нездоровой любви и нездорового любовника. Что это была за болезнь? Социопатия.