Польский мессианизм

Польский мессианизм (Христос Европы, польск. Mesjanizm polski) — направление в польской философии, расцвет которого пришёлся на период между восстаниями в XIX веке. Это специфически польская философия, для которой характерно построение спекулятивных метафизических систем с одной стороны и стремление к реформированию мира с другой. А также общее мнение, что поляки как народ обладают выдающимися способностями, которые особым образом отличают их от прочих народов мира. Как таковая, эта идея (идея особенности конкретного народа и страны) имеет много сторонников и в других странах.

В Польше идея мессианизма была особо популярна. В XVII—XVIII веках среди евреев появлялись секты, опирающиеся на харизму предводителя, признаваемого единоверцами мессией. Быть может это направление в философии появилось именно из-за тесного контакта с евреями, другой причиной его возникновения может быть просто глубокая религиозность. Уже в период барокко начали появляться философии сарматизма — первые зачатки мессианизма. Польский народ, происходящий якобы от древнего народа сарматов, должен был играть особую роль в истории мира. Речь Посполита обоих народов должна была быть «оплотом христианства, убежищем свободы и житницей Европы». Идею эту наилучшим образом выразил Веспасиан Коховский в гражданских псалмах Псалмодии польской (Псалмы V, VII, IX, XV, XXVI, XXXVI).

Романтический мессианизм родился из иудеохристианской традиции; аналогия с Иисусом-мессией очевидна — Польша понимается как Иисус, призванный спасти и объединить грешников, то есть остальные народы Европы.

Важнейшие черты философии мессианизма, общепризнанные его известными представителями:

  • вера в личного бога
  • вера в вечное существование души
  • подчеркивание преимущества сил духовных над физическими
  • видение философии и/или народа как инструмента преобразования жизни и спасения человечества
  • акцент на выдающееся метафизическое значение категории народа
  • утверждение, что человек может реализоваться в полной мере только внутри народа как общности душ
  • историзм выражающийся в утверждении, что народы обеспечивают развитие человечества.

У Юзэфа Гёнэ-Вроньского, введшем в польскую философию понятие мессианизм, роль мессии, который должен был ввести человечество в эпоху счастья, отводилась философии. У главного популяризатора мессианизма среди широкой общественности поэта Адама Мицкевича им была уже Польша.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я