Связанные понятия
Четвёртый рейх (нем. Viertes Reich) — гипотетическое законспирированное политическое образование с идеологией национал-социализма, которое рассматривается как преемник Третьего рейха.
Младоконсерватизм (нем. Jungkonservatismus) — германская праворадикальная политическая теория и движение. Возник на рубеже 1910—1920-х годов. Первоначально структурировался как кружок крайне правых интеллектуалов. Выступал с позиций консервативной революции, национализма, антикоммунизма и антилиберализма.
Арийцы или арийская ра́са (термин происходит от слова «арии» (др.-инд. ā́rya-, авест. airya-, др.-перс. ariya-), что означало «достойный, уважаемый, благородный» на древнем санскрите) — лженаучный термин, выдвинутый в середине XIX века авторами расовых теорий и широко использовавшийся немецкими национал-социалистами.
Раса господ (нем. Herrenrasse) — в расовой идеологии национал-социалистов предназначение нордической расы, которой вследствие естественного превосходства суждено повелевать низшими расами и недочеловеками. Принадлежавшим к расе господ строго запрещалось смешиваться с другими расами, которые считались более низшими в нацистской доктрине.
Ле́вый фаши́зм — термин, используемый для обозначения ранних версий фашизма на заре его популярности, стремившихся к мимикрии под левизну. Классический пример — Отто Штрассер в Германии.
Упоминания в литературе
Были среди новых богоискателей и романтики, и благородные безумцы, и просто сумасшедшие. Впрочем, дело совсем не в том, были провозвестники новой идеологии в своем уме или же нет. Куда важнее, что на свет костра, который австрийский мистик-патриот Гвидо фон Лист разжег из искры, некогда зароненной братьями Гримм, собрались многочисленные представители австрийской и германской интеллигенции. Именно фон Листу, искренне считавшему себя последним жрецом Одина, принадлежит заслуга в создании невиданного до той поры мировоззрения – неоязычества. Мировоззрения, не просто оказавшего
влияние на идеологию Третьего рейха, но ставшего его составной частью. Одной из важнейших. Какое все это имеет отношение к господствовавшим в Третьем рейхе моральным нормам? Самое непосредственное.
Существует еще несколько версий, почему нацисты выбрали название Третий рейх для своего государства. Некоторые немецкие мистики, которые занимались исследованием древнейшей мифологии, считали, что когда-то германцы обладали знаниями, помогающими им проникать во все тайны природы. По их мнению, человек был единое целое с окружающим миром, поэтому имел над ним магическую власть, мог управлять стихиями, управлять природой, он был намного выше современных людей, был сверхчеловеком. Изначально чистоту сверхчеловека
идеологи Третьего рейха воспринимали, как расовую чистоту, именно с ней они связывали необыкновенную силу древних героев, их магические способности. Предки немецких племен – арийцы, по мнению идеологов, и были когда-то теми сверхлюдьми. Считалось, что древние знания арийцев сохранились в секретных обществах, и если повернуть время вспять, то можно будет приблизить немцев к прообразу этих могучих предков. Вожди Третьего рейха верили в превосходство своей нации, поэтому они и задумали сделать мистическое преображение немцев, которые были бы непобедимы в любой войне.
Подобранные нами документы показывают, каким образом нацисты действовали против традиционного христианства и воздействовали на жизнь людей. Действия эти были более завуалированными и осторожными, чем в других областях культуры. О реакции церквей в связи с этим написано немало. Следует, однако, сразу же сказать, что она была медлительной и успешной лишь отчасти. Наиболее решительно выступал мюнхенский епископ Фаульхабер, который прочитал целую серию поистине сенсационных проповедей. Необходимо учитывать атмосферу, царившую в Третьем рейхе уже в начале 1933 года. Фаульхабер не только защищал Ветхий Завет, но и резко критиковал начавшиеся гонения против евреев, показывая разницу между ними во
времена жизни Христа и позднее. В теологическом плане проповеди были превосходно аргументированы, но вряд ли можно отнести их к разряду сопротивления, за исключением разве что момента, когда нацисты повели тотальное наступление во всех областях культуры. В целом же церкви не проявляли большого желания четко продемонстрировать свою антинацистскую позицию.
Разумеется, ученые не могут нести ответственности за выводы, кои из их разысканий иной раз делают политики. Но они обязаны учитывать, какие именно положения оказываются удобными для спекулятивных построений. В 30 – 40-е гг. прошедшего столетия норманская теория была взята на вооружение германским фашизмом, и самым непримиримым апологетам аполитичности истории пришлось удостовериться, как якобы чисто «академические» рассуждения превращаются в отравленное оружие агрессии и геноцида. Сами вожди Третьего рейха включились в идеологическую борьбу, обнажая и пропагандируя некоторые важные положения норманнской теории. «Организация русского государственного образования, – писал Гитлер в «Майн кампф», – не
была результатом государственно-политических способностей славянства в России; напротив, это дивный пример того, как германский элемент проявляет в низшей расе свое умение создавать государство… В течение столетий Россия жила за счет этого германского ядра своих высших правящих классов». Из этого «научного» анализа следовал и практический вывод: «Сама судьба как бы хочет указать нам путь своим перстом: вручив участь России большевикам, она лишила русский народ того разума, который породил и до сих пор поддерживал его государственное существование». К положениям норманнской концепции обращались и в публичных выступлениях. «Этот низкопробный людской сброд, – неистовствовал, например, Гиммлер, – славяне, сегодня столь же неспособны поддерживать порядок, как не были способны много столетий назад, когда эти люди призывали варягов, когда они призывали Рюриков».
В наше время вопрос об отношении к государственной власти и светской культуре снова является важнейшим во всех христианских разделениях. Современная западная цивилизация Содома, хвалящаяся своей свободой, никоим образом не преемствует эпохе Константиновской свободы совести. И критики Константина зачастую считают эту «содомическую» модель церковно-государственного бытия более для себя приемлемой. Современные церкви все «родимые пятна» имперской симфонии – обмирщение и сервилизм, носят на себе в большем, чем прежде, масштабе. А отрицатели западной цивилизации Содома по большей части ориентируются на схизматические и сектантские традиции,
вдохновляются идеалами даже Третьего Рейха, увы, в большей степени, нежели чем идеалом христианской церковно-государственной симфонии.
В те годы и
руководители Третьего рейха, и высшие офицеры флота и армии верили в Полую Землю, как верили во многие иные теории с мистическим налетом, пропагандировавшиеся в 30–40-е годы ХХ века в Германии.
Однако именно к этому движению обращался за советами человек весьма таинственный и влиятельный в Третьем рейхе – Карл Мария Виллигут, которого даже называли «личным Распутиным» шефа СС Гиммлера. И уж он-то
неслучайно искал в обществе знания и поддержку.
На свастике нужно остановиться особо. Концы свастики Блаватской загнуты по часовой стрелке (в правую сторону), и такая же форма древнего символа хорошо
известна по документам Третьего рейха. Именно эту свастику выбрали нацисты Германии в качестве своего основного символа. Однако если нацисты считали свастику знаком «динамичного возрождения», то Блаватская понимала под ней символ «падения человека в материю».
Связанные понятия (продолжение)
Ра́совый антисемити́зм — разновидность антисемитизма, псевдонаучная теория, которая рассматривает евреев в качестве прирождённых носителей неких биологически ущербных признаков. Является проекцией биологической теории эволюции Чарльза Дарвина на понимание истории как борьбу «арийцев» против евреев, в которой «выживает сильнейший».
Нацистский оккультизм — совокупность оккультных организаций, движений и учений, связанных с немецким национал-социализмом и Третьим рейхом. Исследователи расходятся в оценке роли оккультизма в нацистской идеологии.
Идеология крови и почвы (нем. Blut-und-Boden-Ideologie) рассматривает взаимосвязь национального происхождения («крови») и родной земли, дающей нации пропитание («почвы»), как основополагающую константу, стержень национал-социалистской расовой политики и культурно-политического воспитания.
Подробнее: Кровь и почва
Термином
Особый путь Германии (нем. Deutscher Sonderweg) обозначают предположительно наблюдаемую в истории Германии неравномерность её государственной структуры и формирования демократических институтов, в отличие от европейских соседей Германии, таких как например Франция и Англия. В историографии не существует устоявшейся точки зрения, является ли это особым путём, поскольку это предполагает существование «нормального» исторического развития демократии, или же речь идёт только о собственном, а...
Национальная идея в философии — систематизированное обобщение национального самосознания. Национальная идея определяет смысл существования того или иного народа, этноса или нации. Она может выражаться посредством художественных произведений или различных философских текстов.
Норди́зм или нордици́зм (нем. Nord — север) — разновидность расизма; псевдонаучная теория, в основе которой лежит утверждение о превосходстве северной (нордической) расы над другими расами человечества. Основоположниками считаются французские социологи Жозеф Артюр де Гобино и Жорж Ваше де Лапуж (Ляпуж). При этом своим предшественником Гобино считал графа де Буленвилье, который ещё в 1727 году высказал идею о том, что господствующий слой Франции происходит от германского племени франков, а более бедная...
Фашизм (итал. fascismo, от итал. fascio — пучок, связка, объединение) — крайне правая идеология, политическое движение и социальная практика, которые характеризуются следующими признаками и чертами: отрицание демократии и её экономической и политической практики; создание режима, основанного на принципах авторитарно-корпоративной государственности, однопартийности; подавление противников государства и любых форм инакомыслия; создание военизированных формирований и взгляд на войну как на естественный...
Подробнее: История фашизма
Элитари́зм (фр. élitisme, от фр. elite — лучшее, отборное, избранное) — это концепция необходимости разделения общества на элиту и массу.
Коне́ц исто́рии — философское предположение о том, что история человечества с какого-то момента станет однообразной, замедлится или закончится (то есть будет достигнут некоторый идеал или конечная точка бытия). Завершение истории связано с идеей цели, по достижении которой исчезают противоречия, которые подталкивали прежнюю историю, а описание нового, неспешного и прямого развития трудно назвать историей в привычном смысле слова.
Антиинтеллектуализм — отрицание возможности познания при помощи разума, связанное с приматом нерационального познания и восприятия мира (иррационализм и фидеизм).
Пангерманизм (нем. Alldeutschtum, лат. Pangermanismus) — культурное и политическое движение, в основе которого лежит идея политического единства германской нации на основе этнической, культурной и языковой идентичности. Сформировалось в начале XIX века.
«Неме́цкие христиа́не » (нем. Deutsche Christen) — движение, организованное в мае 1932 года сторонниками национал-социализма среди немецкого духовенства Евангелической церкви Германии. Возглавлялось Людвигом Мюллером. Представители движения были согласны с расовыми идеями национал-социалистов; они публично заявляли, что христиане, имеющие еврейских предков, являются христианами в новозаветном смысле, но не немецкими христианами. Они также поддерживали нацистский тезис «позитивного христианства», отрицавший...
Национа́л-социали́зм (нем. Nationalsozialismus), более известный как нацизм — официальная политическая идеология в нацистской Германии, являющаяся формой фашизма с элементами расизма и антисемитизма. Национал-социализм иногда называют германским (немецким) фашизмом (наряду с итальянским фашизмом).
На́тиск на Восто́к, Дранг нах Остен (нем. Drang nach Osten, произносится: Дранг нах остен — буквально означает «Натиск на Восток») — выражение (клише), появившееся в середине XIX века и использовавшееся в националистических дискуссиях во второй его половине. Термин употреблялся в кайзеровской Германии в XIX веке и позже в нацистской пропаганде для обозначения немецкой экспансии на восток подчеркивая стратегическую важность германской колонизации востока для расширения немецкого «жизненного пространства...
Подробнее: Натиск на восток
Партикуляри́зм (от лат. particula «небольшая часть» ← particularis «частичный») — стремление к частным моментам, обособлению. Партикуляризм встречается в различных областях. В русском языке данный термин наиболее широко используется в политике и обозначает — преследование отдельными частями государства личных интересов, в ущерб интересам общегосударственным.
Расовая гигие́на (нем. Rassenhygiene) — подавление или уничтожение людей под предлогом их расовой неполноценности. Подобные мероприятия проводились нацистами в Германии и в оккупированных странах.
Культурная гегемония — понятие марксистской философии, характеризующее господство правящего класса над культурно неоднородным обществом. Воздействуя на совокупность представлений, верований, ценностей и норм, выраженных в культуре общества, правящий класс навязывает собственное мировоззрение в качестве общепринятой культурной нормы и общезначимой господствующей идеологии. Такая идеология узаконивает социальный, политический или экономический статус-кво, на деле являющийся лишь социальным конструктом...
Фашизм и идеологии являются предметом многочисленных дискуссий. Позиции фашизма — предмет спора на политических дебатах.
«Августовское переживание » («Августовское воодушевление», нем. Augusterlebnis) — термин, которым в истории и литературе Германии обозначается патриотический подъём, наблюдавшийся в широких слоях населения Германской империи в августе 1914 года в связи с началом Первой мировой войны. Иногда настрой, охвативший Германию в это время, называют также «духом 1914 года» (нем. Geist von 1914).
Палингене́зия (от др.-греч. πάλιν — снова и γένεσις — становление, рождение) — теория немецкого философа Артура Шопенгауэра о том, что воля человека никогда не умирает, а проявляет себя опять в новых индивидах. Вместе с тем Шопенгауэр отвергает основные положения реинкарнации о переселении конкретной души. Теория палингенезии была изложена во втором томе его книги «Мир как воля и представление» — в частности, в главе «Смерть и её отношение к неразрушимости нашего существа».
Мессиани́зм (Мессиа́нство, от др.-евр. מָשִׁיחַ (машиах) — «помазанник») — религиозное учение о грядущем пришествии в мир божьего посланца — мессии, призванного установить справедливость, мир, покой на земле. Мессианизм встречается в ряде мировых религий, является характерной чертой авраамических религий.
Общество Ту́ле (нем. Thule-Gesellschaft) — немецкое оккультное и политическое общество, появившееся в Мюнхене в 1918. Полное название — Группа изучения германской древности (нем. Studiengruppe für germanisches Altertum). Название Туле происходит от мифической северной страны из древнегреческих легенд. Лица, связанные с обществом, внесли заметный вклад в создание Немецкой рабочей партии, позднее переросшей в НСДАП.
«Бог умер », или «Бог мёртв» (нем. Gott ist tot или Gott starb) — высказывание Ницше. Появилось в написанной в 1881—1882 годах книге «Весёлая наука». С высказыванием связана метафора постмодернистской философии — смерть Бога.
Реа́льная поли́тика (нем. Realpolitik) — вид государственного политического курса, который был введён и осуществлялся Бисмарком и был назван по аналогии с понятием, предложенным Людвигом фон Рохау (1853). Сущность такого курса — отказ от использования всякой идеологии в качестве основы государственного курса. Такая политика исходит прежде всего из практических соображений, а не идеологических или моральных.
Плюрали́зм (от лат. pluralis — множественный) — позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения и пр.
Милленаризм — убеждение религиозной, социальной, политической группы или движения в кардинальных преобразованиях общества, связанных с тысячелетними циклами. В более общем смысле термин используется для обозначения любой сакрализации 1000-летнего периода времени. Явление милленаризма существует во многих культурах и религиях.
Ультранационализм — идеология, форма национализма, отличающаяся крайним толком и обеспечивающая претворение в жизнь интересов одного государства или одного народа в противовес интересам всех остальных". Упрощённый вариант толкования термина — «ревностное служение собственной нации».
Ра́совая тео́рия , расоло́гия, нау́чный раси́зм (англ. Scientific racism) — комплекс гипотез и идей о решающем влиянии расовых различий на историю, культуру, общественный и государственный строй людей, о существовании превосходства одних человеческих рас над другими. Иногда (например, как у Людвига Фердинанда Клаусса) расовая теория не сводится к чисто биологическим факторам. Расовая теория является основой расовой дискриминации и рассматривается в настоящее время как псевдонаучная. Иногда расовую...
Национальный дух (также народный дух, нем. Volksgeist) — ключевое понятие философии истории времён романтического национализма.
Легенда об ударе ножом в спину (нем. Dolchstoßlegende) — теория заговора, объяснявшая поражение Германии в Первой мировой войне обстоятельствами не военного, а внутриполитического характера. Согласно этой легенде, германская армия вышла непобеждённой с полей сражений мировой войны, но получила «удар в спину» от оппозиционных «безродных» штатских на родине. Антисемиты при этом увязали «внутренних» и «внешних» врагов империи с еврейским заговором. Легенда зародилась в националистических и консервативных...
Нацистская пропаганда — одно из основных направлений деятельности Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП). Подобная пропаганда во время Веймарской республики была направлена на захват власти в стране, во времена национал-социализма она служила укреплению политической власти.
Фрейдомарксизм (англ. Freudo-Marxism) — 1. совмещение диалектико-материалистического учения о социальной сущности человека и психобиологизаторской фрейдовской концепции влечений. Фрейдомарксизм пытается решить проблему познания человека как целостного феномена в единстве его биологических, соматических, социальных, психологических качеств и характеристик;
Германский вопрос или германская проблема (нем. Deutsche Frage) — одна из важнейших европейских геополитических проблем XIX—XX веков, касающаяся вопроса политического статуса и границ Германии, существовавшая в различных формах с момента ликвидации Священной Римской империи в 1806 году до воссоединения Германии в 1990 году.
Мифологическая школа — теория происхождения христианства, направление в историографии христианства, а также в христологии — отрицает реальность Иисуса Христа как исторической личности и рассматривает его исключительно как факт мифологии.
Анархо-пацифизм (также пацифистский анархизм или анархический пацифизм) — это направление внутри анархического движения, которое отвергает применение насилия в борьбе за социальные перемены. Основное влияние оказали идеи Генри Дэвида Торо и Льва Николаевича Толстого. Основное его развитие происходило в Нидерландах, Великобритании и Соединенных Штатах до и во время Второй мировой войны.
Общечелове́ческие це́нности — теоретически существующие моральные ценности, система аксиологии, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом воспроизводится, тем не менее, в любом типе культуры в качестве ценности. (см. также моральный абсолютизм).
Исповедующая церковь (нем. Bekennende Kirche) — христианское движение Сопротивления в нацистской Германии.
Ква́зирелигия (англ. quasi-religion), па́рарелигия (англ. para-religion), имплици́тная (скрытая) религия (англ. implicit religion, invisible religion), секуля́рная (́секуляризованная) религия (англ. secular religion, secularized religion) — группа понятий (терминов), используемых для описания совокупности возникающих в обществе, под влиянием секуляризации, новых образований, феноменов или форм сознания, обладающих некоторыми признаками религии, но выходящих за рамки того или иного узкого понимания...
Младогегельянцы (нем. Junghegelianer), или левые гегельянцы (нем. Linkshegelianer), — группа немецких интеллектуалов в середине XIX века. Виднейшими представителями были прямые или косвенные ученики Георга Гегеля. Их вдохновляла мысль Гегеля, что целью и обещанием истории является отрицание всяких ограничений человеческой свободы, что Свобода и Разум являются движущими силами истории.
Исламофаши́зм (англ. Islamofascism) — идеологическое клише, термин, служащий для проведения идеологических параллелей между современным исламским экстремизмом и фашизмом или национал-социализмом первой половины XX века.
Пангерманский (Всенемецкий) союз (нем. Alldeutscher Verband) — с 1891 по 1939 гг. один из сильнейших идеологических центров в Германской империи. Его программа была экспансионистской, пангерманской, милитаристской и национальной. Особенно в габсбургской Австро-Венгрии, где ещё до Первой мировой войны были ярко выражены юдофобия и антиславянство.
Русская идея — совокупность понятий, выражающих историческое своеобразие и особое призвание русского народа. Особую актуальность русская идея приобрела после краха СССР и последовавшего за ним духовного вакуума. Русский философ А. В. Гулыга писал: «Сегодня русская идея прежде всего звучит как призыв к национальному возрождению и сохранению материального и духовного возрождения России. Русская идея актуальна сегодня как никогда, ведь человечество (а не только Россия) подошло к краю бездны. <…> Русская...