Связанные понятия
Склонность к подтверждению своей точки зрения или предвзятость подтверждения (англ. confirmation bias) — тенденция человека искать и интерпретировать такую информацию или отдавать предпочтение такой информации, которая согласуется с его точкой зрения, убеждением или гипотезой.
Экспериме́нт с куклой «Бобо » — социально-психологический эксперимент, проведённый Альбертом Бандурой и его коллегами Доротеей Росс и Шейлой Росс (Dorothea Ross, and Sheila A. Ross) в 1961 году. Данный психологический эксперимент проводился в рамках развития теории социального научения и был направлен на изучение влияния моделей поведения, увиденных людьми на примере действий других, на их собственное поведение. В частности, речь шла о том, как дети учатся и используют определённые поведенческие паттерны...
В современном мире под термином «медиа» в первую очередь ошибочно подразумевают только средства массовой информации, но по своей изначальному смыслу под «медиа» следует понимать любые средства коммуникации. Медиа- это любой посредник между людьми, между человеком и средой, это любой способ передачи какой-либо информации. Например, медиа могут быть не только ТВ, радио, газета, социальные сети и т.д.., но и такие специфические вещи как танец, фотография, картинка, дневник, предмет гардероба или даже...
Подробнее: Методы исследования медиа
Эффект интервьюера — в современной социологии все погрешности, которые связаны с влиянием интервьюера на качество получаемых от респондента данных.
«Проклятие знания » (англ. curse of knowledge) — одно из когнитивных искажений в мышлении человека (см. их список); термин, предложенный психологом Робином Хогартом для обозначения психологического феномена, заключающегося в том, что более информированным людям чрезвычайно сложно рассматривать какую-либо проблему с точки зрения менее информированных людей.
Нога в двери (англ. The foot-in-the-door) — психологический феномен, который показывает закономерность между выполнением человеком изначально незначительной просьбы, а затем вынужденным исполнением других более обременительных требований.
Эффект спящего — психологический феномен, связанный с убеждением. Это отсроченный рост влияния сообщения, которое сопровождалось обесценивающим стимулом (например, контраргументом или получением сообщения из источника, не вызывающего доверия). Суть феномена в отсроченном разделении содержания сообщения и источника информации.
Перцептивная защита — эффект негативного воздействия мотивации человека на восприятие через повышение порога восприятия определённого объекта индивидом, при котором он не замечает стимулы, угрожающие его сознанию. В ходе перцептивной защиты человек старается выстроить барьер на воздействие неприятных событий, фактов, переживаний.
Холдинг-терапия (англ. hold — «держать», «удерживать») — метод, суть которого заключается в лечении удерживанием. Используется родителями для помощи в установлении контакта между родителем и ребёнком с диагнозом аутизм. Его изобретение приписывают Марте Вэлч, «доктору, основавшему в Нью-Йорке «Материнский центр».Критики холдинг-терапии называют метод шоковым, сравнивают его с отрицательным подкреплением, по сути, с наказанием. Высказывается опасение, что холдинг может вызвать у ребёнка дискомфорт...
Эффект социальной желательности (social desirability bias, SDB) — термин в социологических исследованиях, описывающий тип предвзятости в ответах респондентов, что является тенденцией опрашиваемых давать такие ответы, которые, с их точки зрения, выглядят предпочтительнее в глазах окружающих. Такая тенденция может выражается в преувеличении положительных и желательных качеств и поведения и преуменьшении негативных, нежелательных. Этот феномен создает множество проблем в исследованиях, основанных на...
Правило взаимного обмена (англ. norm of reciprocity) — это один из видов социальных норм, который заключается в том, что, если человеку была оказана услуга, то он чувствует себя обязанным «отплатить той же монетой», то есть сделать что-то ради того, кто ему чем-то помог. Иными словами, если другие делают что-то хорошее для человека, то он будет чувствовать себя крайне некомфортно от мысли, что он не оказал ответную услугу.
Реактивное сопротивление — мотивационное состояние, возникающее в ситуации, когда какое-либо внешнее условие (другой человек, предложение, или правило) ограничивает свободу или создает угрозу ограничения проявлений индивида. Главная задача такого поведения — восстановление утраченной или ограниченной свободы.
Иллюзо́рное превосхо́дство — вид когнитивного искажения, проявляющееся в склонности преувеличивать свои достоинства и преуменьшать недостатки в сравнении с другими людьми. Это явление изучается в социальной психологии. Впервые понятие было использовано в 1991 году.
Эффект третьего лица (third person effect — англ. Эффект третьего лица) — психологический эффект который состоит в том, что индивид считает, что реклама и другие методы убеждения могут влиять на большинство людей, но при этом человек полагает, что он сам менее подвержен такому влиянию. Более того, из-за подобного восприятия люди стараются противодействовать влиянию рекламы.
Моде́ль медиазави́симости (теория зависимости от медиасистемы, англ. Media-System Dependency) впервые была введена М. Л. де Флер и С. Болл-Рокешо (1976), она описывает отношения между информационной системой и системой социальной (инфосферой и обществом).
Подробнее: Медиазависимость
Теория социального присутствия — это концепция, разработанная Джоном Шортом, Эдерином Уильямсом и Брюсом Кристи, хотя её главные положения и опорные утверждения впервые были описаны в 1956 году в романе Айзека Азимова «Обнаженное солнце».
Метод самоинструкций (называемый также методом аутоинструкций или тренингом самоинструктирования) (англ. self-instructional training) — метод когнитивно-поведенческой психотерапии, разработанный в 1976 году канадским психологом Дональдом Мейхенбаумом на основе идей советских психологов Л. С. Выготского и А. Р. Лурии. Метод основан на использовании внутренней речи в регуляции поведенческих актов.
Эвристика доступности (англ. availability heuristic) — это интуитивный процесс, в котором человек «оценивает частоту или возможность события по легкости, с которой примеры или случаи приходят на ум», т. е. легче вспоминаются. При подобной оценке человек полагается на ограниченное количество примеров или случаев. Это упрощает комплексную задачу оценки вероятности и прогнозирования значимости события до простых суждений, основанных на собственных воспоминаниях, поэтому такой процесс является необъективным...
Новостные ценности , также называемые новостными критериями, определяют охват освещения новости средствами массовой информации, а также интерес, проявляемый к новости аудиторией. Новостные ценности не универсальны и могут значительно отличаться в зависимости от культур. На Западе решения о выборе и приоритете тех или иных событий для освещения принимаются редакторами, которые, в свою очередь, опираются на опыт и интуицию. Однако исследования, проведенные Дж. Галтунг и М. Руж показали: существуют факторы...
Стэнфордский зефирный эксперимент — серия исследований отсроченного удовольствия, проведённая в конце 1960-х и начале 1970-х годов под руководством психолога Уолтера Мишела, ставшего позднее профессором Стэнфордского университета. В этих исследованиях детям предлагали выбор между одним небольшим вознаграждением, предоставляемым немедленно, и увеличением награды вдвое, если они смогут терпеливо ждать её в течение короткого периода (примерно 15 минут) во время которого экспериментатор покинул комнату...
Фаббинг (phubbing от англ. phone — «телефон» и snubbing — «пренебрежительное отношение») — привычка постоянно отвлекаться на свой гаджет во время разговора с собеседником.
Вопрос научного обоснования нейролингвистического программирования (НЛП), соотношения НЛП и науки, а также критического научного рассмотрения феномена НЛП стоит со времени создания НЛП в начале 1970-х.
Подробнее: НЛП и наука
Эффект знакомства с объектом — это психологический феномен выражения симпатии к объекту только на основании имеющегося знакомства с ним. В социальной психологии этот эффект иногда называют принципом панибратства. При исследовании межличностного притяжения выяснили, что чем чаще человек видит кого-то, тем приятнее и привлекательнее ему кажется этот человек.
Новый язык телодвижений (англ. The Definitive Book Of Body Language) — пособие по психологии невербальной коммуникации Аллана Пиза, написанное в соавторстве с его женой Бapбарой. Это расширенная версия его бестселлера «Язык телодвижений», опубликованного в 1981 годy. Является, по утверждению авторов, книгой о том как «читать мысли окружающих по их жестам». В отличие oт предыдущего издания затрагивает аспекты как личной жизни индивида, так и его профессиональной деятельности.
Субвокализа́ция — это мысленное проговаривание текста при чтении про себя, позволяющее читателю вообразить звучание слов как при чтении вслух. Это естественный процесс при чтении, помогающий читателю распознавать слова по их звучанию, и тем самым уменьшить когнитивную нагрузку. Также это помогает лучше понять и запомнить прочитанное. Субвокализация вызывает непроизвольные микродвижения мышц, связанных с говорением, хотя в большинстве случаев эти микродвижения можно обнаружить только при помощи аппаратуры...
Эксперимент Ричарда Лазаруса — известный эксперимент в психологии, проведенный Ричардом Лазарусом и группой исследователей для изучения влияния когнитивной оценки ситуации угрозы на формирование стрессовой реакции. На основе результатов данного исследования Ричардом Лазарусом и его коллегами была разработана теория психологического стресса, которая стоит на одном уровне значимости для науки с концепцией стресса Ганса Селье.
Автоматические мысли (англ. automatic thoughts; термин введен Аароном Беком) — понятие в рамках когнитивной психотерапии, которое означает мимолётные оценочные мысли, возникающие как реакция человека на те или иные обстоятельства и не являющиеся результатом размышлений, умозаключений, не обязательно опирающиеся на доказательства, но обычно принимаемые им за истину. Человек нередко не отдаёт себе отчёта в наличии этих мыслей, однако осознаёт наличие эмоций, возникающих как их следствие. Кроме того...
Эффект Валинса — осознаваемое ощущение физиологических изменений при актуализации эмоциональной реакции.
Эффективная частота (англ. Effective Frequency, EffFq) — показатель, который отображает количество контактов с рекламой, оптимальных для влияния на целевую аудиторию.
Проспективная память — память на намерения и на запланированные в будущем действия. Этот вид памяти отличают от ретроспективной памяти, содержанием которой являются события или факты, с которыми субъект сталкивался в прошлом. Примером проспективной памяти может служить необходимость помнить о важном звонке, который нужно сделать после обеда. Кроме того, проспективная память сосредоточена не на самой информации, а преимущественно на времени, когда нужно совершить то или иное действие.
Генерализация раздражителя (англ. stimulus generalization) — реакция человека на раздражители, похожие на условные, но не идентичные им.
Терминология оценки вероятности (англ. Words of estimative probability, WEP или WEPs) — часть инструментария анализа разведывательных данных, которая позволяет оценивать вероятность будущих событий. По оценкам аналитиков разведки, адекватная терминология оценки вероятности позволяет формулировать чёткие оценки, на основании которых принимаются политические решения. Несмотря на важность единообразной терминологии в данной сфере, в разведывательном сообществе США, например, не имеется стандартной WEP...
Теория кооперации и конкуренции (англ. «A theory of cooperation and competition») — теория конфликта, созданная американским социальным психологом и конфликтологом Мортоном Дойчем в 1949 году. Теория рассматривает конфликт как форму ответа на объективную внешнюю ситуацию, в рамках ситуативного подхода в русле бихевиоризма.
Исследование случай-контроль (ИСК) – это тип обсервационного наблюдения, в котором две исследуемые группы, различающиеся по полученному результату, сравниваются на основе предполагаемого влияющего фактора. Исследования с контрольной группой часто используются для определения факторов, которые могут повлиять на состояние здоровья, путем сравнения участников, у которых есть заболевание («случаи») и участников, у которых оно отсутствует («контроли»).
Шкала Ликерта, или (неверно) Лайкерта (англ. Likert scale (/ˈlɪkərt/ ), шкала суммарных оценок) — психометрическая шкала, которая часто используется в опросниках и анкетных исследованиях (разработана в 1932 году Ренсисом Ликертом). При работе со шкалой испытуемый оценивает степень своего согласия или несогласия с каждым суждением, от «полностью согласен» до «полностью не согласен». Сумма оценок каждого отдельного суждения позволяет выявить установку испытуемого по какому-либо вопросу. Предполагается...
Социа́льное доказа́тельство (англ. Social proof), или информационное социальное влияние (англ. informational social influence) — психологическое явление, происходящее, когда некоторые люди не могут определить предпочтительный способ поведения в сложных ситуациях. Предполагая, что окружающие лучше знакомы с ситуацией, такие люди считают их поведение предпочтительным. Это явление часто используется для сознательной манипуляции поведением других.
Проба на совместную деятельность — одна из популярных методик, использующихся в возрастной психологии для исследований и психологического консультирования детей и подростков. Данная методика даёт объективную информацию о взаимоотношениях родителей и ребёнка. В процессе консультации бывает необходимо выявить характер детско-родительских отношений, хотя, несомненно, для этого существует много различных опросников для родителей, а с детьми обычно используют проективные методы: например, CАТ, рисунок...
Теория характеристик труда (теория основных характеристик труда; теория значимых характеристик труда; теория субъективно важных характеристик работы) — один из теоретических подходов дескриптивного типа к трудовой мотивации. Теория предложена Дж. Хакменом и Г. Р. Олдхамом в начале 1970-х годов. Учёные выделили пять основных характеристик содержания трудового процесса, который, по их мнению, отражают полное представление об особенностях репрезентации образа трудовой ситуации у сотрудника и оказывают...
Теория селективного влияния (англ. selective exposure theory) - это теория в практической психологии, часто используемая в исследованиях коммуникации и средств массовой информациии, которая исторически относится к склонности индивидов к предпочтению информации, подкрепляющей их уже существующие взгляды и им не противоречащей. Теория селективного влияния также определяется как «когнитивное искажение» или «предвзятость подтверждения» в различных текстах на протяжении многих лет. Теоретиками селективного...
Теория самовосприятия — это оценка формирования, которую разработал психолог Дэрил Бем. Он утверждает, что люди развивают свои отношения (когда нет предшествующего отношения из-за недостатка опыта и т. д., а эмоциональный ответ неоднозначен), наблюдая за своим поведением и заключая, какие отношения должны были вызвать это. Теория носит неконкурентоспособный характер, поскольку общепринятая мудрость заключается в том, что отношения определяют поведение. Кроме того, теория предполагает, что люди вызывают...
Эффект свидетеля , эффект постороннего, синдром Дженовезе — психологический эффект, проявляющийся в том, что люди, оказавшиеся свидетелями чрезвычайной ситуации (ДТП, преступления или других), не пытаются помочь пострадавшим. Установлено, что вероятность того, что кто-нибудь из свидетелей начнёт помогать пострадавшим, тем меньше, чем больше людей станут просто стоять и смотреть. Другими словами, каждый из очевидцев считает, что помочь пострадавшим должен не он, а кто-то другой. Наоборот, единственный...
Психология рекламы — раздел психологии, который занимается оценкой нужд и ожиданий потребителя, разработкой психологических средств, приёмов, методов воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту товар или услуги.Реклама, в отличие от других источников информации, носит общедоступный характер, поэтому на практике психология рекламы должна решать задачу массового характера путем изучения индивидуальных характеристик и потребностей. Целью психологии рекламы является стабилизация...
Cоциально-когнитивная
теория используется в психологии, образовании и коммуникации. Она утверждает, что на поведение индивидуума влияют социальные взаимодействия, опыт других людей, а также масс-медиа.
Испыту́емый — участник эксперимента в психологии и других отраслях науки. В психолингвистике, этот термин — в отличие от информанта — предполагает, что собирается ещё и информация о носителе языка как языковой и речевой личности. Испытуемые могут быть специально отобраны для эксперимента, либо же являться имеющимися в наличии представителями изучаемой популяции.
Оценить ту или иную программу в широком смысле — значит сравнить интересующие показатели до и после проведения программы, на основании чего можно сделать выводы относительно её эффективности. Однако для проведения подобного сравнения необходим большой массив достоверных сопоставимых данных как минимум за два периода, без оценки которых результаты реализации программы останутся не выявленными. Самым очевидным способом сбора необходимых данных являются опросы.
Подробнее: Использование опросов при оценке программ
Теория волшебной пули , или Теория магической пули (англ. Magic bullet theory), или Теория подкожной иглы (Hypodermic needle model), — идея Г. Д. Лассуэлла о том, что сообщения масс-медиа принимаются всеми членами аудитории одинаково и такие стимулы вызывают мгновенные и непосредственные отклики. Теория была популярна в периоды Первой мировой войны вплоть до конца Второй мировой войны.
Теория использования и удовлетворения — это частная теория социологии массовой коммуникации, исследующая роль аудитории в принятии решений и определении целей при потреблении ею продукции СМИ. Иными словами, это концепция, определяющая, как люди выбирают тот или иной медиаканал для удовлетворения определённых потребностей. В отличие от других теорий массовой коммуникации, теория использования и удовлетворения отвечает на вопрос: как именно люди используют медиа?Данная теория изучается в рамках социальной...
Доказательное образование (англ. evidence-based education — образование, основанное на доказательствах) это подход ко всем аспектам образования, от разработки образовательной политики до учебной практики, в котором используемые методы основаны на значительных и надёжных доказательствах, полученных в результате экспериментов.Доказательное образование имеет общую цель с доказательной медициной: применить наилучшие имеющиеся доказательства, полученные с помощью научного метода, к принятию образовательных...
Зависимость доза-эффект в спорте используется для повышения эффективности спортивной подготовки, она во многом определяет выбор тренировочных средств и методов. В настоящее время многие наиболее интересные и важные результаты исследований в области спортивной физиологии, необходимые как для спорта высших достижений, так и для разнообразных аспектов массово-оздоровительного спорта, получены «на стыке» физиологии со смежными дисциплинами — морфологией, биохимией, биомеханикой, медициной. Выбор физических...
Фото-тест профессионального ориентирования ("тест Мартина Ахтниха", нем. Berufsbilder-Test (BBT)) — это проективный тест, разработанный швейцарским психологом Мартином Ахтнихом для уточнения профиля профессиональных склонностей. Тест создан на базе фотографий, и основан на связи между различными наследственными факторами и их влиянием на выбор человека, как это было описано Леопольдом Сонди в его работе «Судьбоанализ»: выбор любви, дружбы, профессии, болезни и смерти» (1944). Изначально фото-тест...